Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

4. Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ?

Отъ шестаго же часа тьма бысть по всей земли до часа девятаго. О девятомъ же часѣ возопи Іисусъ гласомъ веліимъ, глаголя: Илі, Илі, ліма савахѳани? еже есть: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? (Матѳ. 27, 45-46).

Ужасъ овладѣваетъ нами, возлюбленные братіе, когда слышимъ мы это крестное слово нашего Спасителя. Какая тяжесть страданія должна была заключаться въ душѣ Его, чтобы исторгнуть изъ груди Его этотъ страшный вопль! Онъ указываетъ намъ на такую таинственную глубину скорби, которой не измѣрить никакой человѣческой мысли и въ отношеніи которой всякое слово человѣческаго языка останется пустымъ. — Вотъ почему Самъ Всемогущій Богъ выступаетъ теперь на средину и говоритъ нѣмую, но сильную, потрясающую проповѣдь о страданіяхъ Своего возлюбленнаго Сына. И отъ шестаго часа бысть мракъ по всей земли до часа девятаго.

/с. 44/ Нѣкогда, когда Спаситель родился на землѣ, ночь сдѣлалась днемъ и слава Господня среди ночи осіяла виѳлеемскихъ пастуховъ. Сегодня же, когда Онъ умираетъ на крестѣ, наоборотъ: солнце среди дня теряетъ свой свѣтъ, — день дѣлается ночью. Это не есть обыкновенное солнечное затменіе, потому что праздникъ Пасхи Іудейской не могъ падать на время полнолунія. Это языкъ Всемогущаго Бога, которымъ Онъ Самъ проповѣдуетъ съ небесной высоты Своей. Вотъ почему всѣми, которые находились на Голгоѳѣ, при крестѣ, овладѣваетъ страхъ, сразу умолкли и насмѣшки враговъ Христа; одинъ за другимъ разошлись они оттуда по домамъ своимъ; тихо и пусто стало на Голгоѳѣ.

Но этотъ мракъ, распространившійся по землѣ, не есть только отраженіе состоянія міра, Спаситель котораго умираетъ на крестѣ; онъ, какъ въ зеркалѣ, отражаетъ состояніе и Его собственной души, ибо въ Немъ Самомъ, въ Его внутреннемъ мірѣ, стало совсѣмъ не то, что было прежде. Какъ солнце тамъ, вверху, на небѣ, потеряло свой свѣтъ, такъ и въ Немъ, въ душѣ Его, стало темно. Что чувствовала /с. 45/ святая душа нашего Спасителя въ продолженіе тѣхъ трехъ часовъ Его невыносимой борьбы, — это сокрылъ Онъ въ нѣжной любви къ Своей Матери и ученику, котораго любилъ Онъ, и только вѣчность можетъ вполнѣ открыть это намъ. Молча, въ тихой, но сильной борьбѣ Своей души, висѣлъ Онъ тамъ, на крестѣ Своемъ, до тѣхъ поръ, пока въ девятомъ часу ужасъ, овладѣвшій Имъ, не исторгъ изъ устъ Его страшнаго вопля: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? Вопль этотъ произвелъ такое неизгладимо-сильное впечатлѣніе на учениковъ Его, что они воспроизводятъ эти слова Его на томъ самомъ языкѣ, на которомъ Іисусъ произнесъ ихъ: Илі, Илі, ліма, савахѳани!

Это вступительныя слова 21-го псалма, въ которомъ Давидъ изливалъ скорбь свою предъ Богомъ, когда, въ прообразѣ, пришли въ его душу страданія, всю тяжесть которыхъ чувствуетъ здѣсь Тотъ, прообразомъ Котораго былъ Давидъ. Слова этого псалма изображаютъ крестныя страданія Господа Іисуса такъ наглядно и съ такими мельчайшими подробностями — напримѣръ прободеніе рукъ и ногъ, дѣлежъ одеждъ, /с. 46/ метаніе изъ-за нихъ жребія, насмѣшки и издѣвательства враговъ, — что можно подумать, что псаломъ этотъ составленъ какимъ-нибудь христіаниномъ послѣ того, какъ все это осуществилось уже на Христѣ. Спаситель восклицаетъ здѣсь только вступительными словами псалма не потому, что будто скорбь и изнеможеніе сдѣлали Его неспособнымъ говорить болѣе, но потому, что именно въ этихъ только словахъ находила полное для себя выраженіе та мука, которая тяготила Его душу. Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ?

Спаситель жалуется въ этихъ словахъ, что Богъ оставилъ, забылъ, покинулъ Его. Что это значитъ, друзья мои? Значитъ то, что Онъ оставленъ былъ Его помощью, лишенъ проявленія силы и божественнаго могущества, которыми Онъ пользовался до сихъ поръ со стороны Отца Своего. Изнуренный, беззащитный и безпомощный, Онъ предоставленъ былъ власти враговъ Своихъ. Вотъ состояніе, въ какомъ находился нашъ Спаситель въ этотъ часъ: Сынъ Человѣческій, какъ Самъ Онъ засвидѣтельствовалъ, предается въ руки /с. 47/ грѣшниковъ. И, ахъ, что стало изъ Него въ этихъ рукахъ человѣческихъ? Избитый, оплеванный, окровавленный, терновымъ вѣнцомъ увѣнчанный, виситъ Онъ тамъ, на древѣ клятвы, презрѣннѣйшій и уничиженнѣйшій, исполненный скорби и болѣзни, посмѣяніе людей и поношеніе народа. Онъ уповалъ на Бога, пусть спасетъ теперь Его Богъ, аще хощетъ Его; ибо Онъ говоритъ: Я Сынъ Божій! Но Богъ не хощетъ Его; Онъ не идетъ къ Нему на помощь, Онъ не спѣшитъ спасать Его; Онъ оставляетъ Его въ Его страданіи, не оказывая Ему никакой помощи и поддержки. Да, поистинѣ Спаситель въ этотъ часъ былъ совершенно оставленъ Богомъ. Беззащитный, предоставленный Своимъ собственнымъ силамъ, Онъ всецѣло находился теперь во власти враговъ. Но теперь ли только Онъ оказался въ такомъ положеніи? Не съ того ли момента началась Его безпомощность, какъ Онъ въ геѳсиманскомъ саду Самъ Себя передалъ въ руки враговъ? Не въ такомъ ли положеніи былъ Онъ въ продолженіе всѣхъ этихъ долгихъ мучительныхъ часовъ? То есть, когда Онъ, при насмѣшкахъ Своихъ мучителей, молился за нихъ, /с. 48/ говоря: Отче, отпусти имъ..., когда Своимъ властнымъ: «аминь, глаголю тебѣ» отверзъ разбойнику рай Божій, или когда съ любовью сына и друга указалъ Матери Своей — сына, а другу — Мать? Внѣшнею помощью Отца, конечно, Онъ оставленъ былъ уже и тогда; но тогда Онъ не жаловался на Свою безпомощность. Какая же перемѣна произошла съ того часа, когда мракъ покрылъ всю землю, и когда изъ груди Его вырвался этотъ раздирающій душу вопль: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ?

Преданный въ руки враговъ, оставленный Своимъ Отцемъ безъ всякой внѣшней помощи, беззащитно отданный въ распоряженіе грѣшниковъ, Спаситель до сего времени не былъ однако оставленъ благоволеніемъ Божіимъ. Онъ видѣлъ небо отверстымъ; Онъ видѣлъ Отца, исполнять волю Котораго Онъ былъ посланъ на землю, готовымъ прославить Его славою, которую Онъ имѣлъ у Него прежде, чѣмъ сталъ существовать міръ. Его душа находила для себя успокоеніе и утѣшеніе въ благоволеніи Отца, въ сознаніи Его близости и общенія. Но совсѣмъ не то ста/с. 49/ло теперь. Взоръ Его на рай Божій, врата котораго Онъ только что отверзъ разбойнику, помутился и померкъ. Онъ поднимаетъ очи Свои къ небу, но они тамъ не встрѣчаютъ отеческаго взора. Его душа въ невыносимой тоскѣ вопіетъ къ Богу, но она не слышитъ отвѣта. Богъ отвратилъ отъ Него милостивый взоръ Свой. Страхъ смерти безъ Бога, ужасъ ада и суда охватили Его душу.

Это было то крещеніе, которымъ Онъ долженъ былъ еще креститься и предъ которымъ Ему было такъ жутко. Это было то страданіе, въ предчувствіи котораго въ саду геѳсиманскомъ съ лица Его падалъ на землю потъ, какъ капли крови. Это была та чаша, которую Ему необходимо было выпить до дна и предъ которою такъ трепетала душа Его. Отче, молился Онъ, аще возможно, до мимо идетъ отъ Мене чаша сія! И ангелъ Божій сошелъ тогда съ неба и подкрѣпилъ Его. Но теперь небо остается для Него закрытымъ, и ни одинъ ангелъ не сходитъ оттуда, чтобы подкрѣпить Его. Три часа безмолвно переноситъ Онъ страшную муку, пока невыносимая, вышедшая изъ предѣловъ, тоска, не истор/с. 50/гла этого вопля: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставилъ?

Братіе, когда приходилось кому-либо изъ васъ подвергаться въ своей жизни какому-нибудь тяжкому испытанію, переживать такую невыносимую скорбь, при которой вамъ казалось, что будто Самъ Богъ отвратилъ отъ васъ лице Свое и предалъ адскому мученію, о, скажите, какъ тяжело было тогда вамъ, какъ мрачно было тогда на душѣ вашей! И однако вамъ только казалось, что вы оставлены, забыты Богомъ. Одна минута, пока смирились вы подъ мощную руку Его, пока сознали, какъ слабы и ничтожны мы предъ Богомъ, и вотъ снова изъ-за облаковъ выглянуло солнце, и вы убѣдились, что въ дѣйствительности Онъ не лишалъ васъ Своей милости. Но здѣсь не такъ. Когда Спаситель говоритъ: почему Ты Меня оставилъ, то здѣсь нѣтъ ни ропота, ни притворства и преувеличенія. Этими словами Онъ выражаетъ то, что было въ дѣйствительности! Онъ не казался только оставленнымъ, но на самомъ дѣлѣ былъ оставленъ Богомъ. Богъ дѣйствительно отвратилъ отъ Него на этотъ разъ милостивое лице Свое и предалъ Его /с. 51/ всѣмъ ужасамъ ада и суда. Яко вода изліяхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воскъ, таяй посредѣ чрева моего. Изсше яко скудель крѣпость моя, и языкъ мой прильпе гортани моему, и въ персть смерти свелъ мя еси (Псал. 21, 15-16). Вотъ слова, которыя пророческій духъ влагаетъ въ уста страждущаго Христа въ томъ самомъ псалмѣ, начальными словами котораго воскликнулъ Спаситель. Похожи ли они на слова человѣка, предъ которымъ солнце благодати сокрылось только повидимому и въ малой степени? Не есть ли это скорѣе вопль души, которая дѣйствительно предана всѣмъ ужасамъ ада и суда и которая несетъ гнѣвъ Божій, клятву грѣха?

Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? Такъ взывалъ Спаситель не въ чувствѣ упрека или ропота. Его вопль есть страдальческій вопль души, которая въ борьбѣ противъ ада и діавола крѣпко, однако, держится Бога, которой сатана говоритъ: «отрекись отъ Бога и умри», но она отвѣчаетъ: Боже Мой, Боже Мой! Оставленный Богомъ, Онъ не оставляетъ Своего Бога. «Хотя Ты, Боже Мой», какъ бы такъ говоритъ Онъ, «и закрылъ отъ Меня Твое /с. 52/ небо, и низринулъ Меня въ адъ, но Я нигдѣ не оставлю Тебя. И въ аду Ты Мой Богъ, и Я не хочу быть ни чьимъ другимъ, какъ вѣчно Твоимъ, Боже Мой!».

Благоговѣйно преклоняюсь я предъ крестомъ Господнимъ и съ недоумѣніемъ смотрю на тайну этихъ словъ, которую не можетъ постигнуть никакой умъ и выразить никакой языкъ человѣка. «Быть оставленну Богомъ», — кто можетъ понять эти слова, восклицалъ нѣкогда одинъ изъ хирстіанскихъ богослововъ, когда онъ долгое время углублялся своею мыслію, желая уяснить себѣ это крестное слово. Но это непостижимое таинство, друзья мои, есть несомнѣнно великое таинство нашего блаженства. Ибо почему Тебя, о Іисусе мой, оставилъ на крестѣ Твоемъ Богъ Твой, когда Ты не сдѣлалъ ни одного грѣха, когда никакой льсти, никакого обмана не было на устахъ Твоихъ, — какъ не потому, чтобы чрезъ Тебя искуплены были отъ клятвы грѣха мы — грѣшники? Наказаніе міра нашего на Немъ, язвою Его мы исцѣлѣхомъ. — Господь предаде Его грѣхъ ради нашихъ (Ис. 53, 5-6). Зане Богъ бѣ во Христѣ, міръ примиряя Себѣ, не вмѣняя имъ согрѣшеній ихъ и положивъ въ насъ /с. 53/ слово примиренія. — Не вѣдѣвшаго бо грѣха по насъ грѣхъ сотвори, да мы будемъ правда Божія о Немъ (2 Коринѳ. 5, 19. 21). Итакъ, возлюбленные о Господѣ, потому Онъ, Господь нашъ, сдѣлался клятвою на древѣ клятвы, чтобы насъ спасти отъ клятвы грѣха; потому Богъ заключилъ Его на крестѣ Своемъ, дабы для насъ никогда не было закрыто небо; потому Онъ оставленъ былъ Богомъ, дабы мы никогда не были оставляемы отъ Бога! — О, пріидите, вы, бѣдныя, томящіяся о Богѣ сердца! Теперь вы не должны страшиться, хотя бы врагъ и искушалъ ваши души. Теперь благодатное солнце, хотя бы и скрылось на минуту отъ васъ за облаками, но оно необходимо должно взойти для васъ снова. Теперь знаю я то, что говоритъ псалмопѣвецъ: исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во вѣкъ (Псал. 72, 26). То есть если бы сокрушены были и тѣло и душа моя, то и тогда и во всякое время Ты останешься Богомъ моего сердца, моимъ удѣломъ и утѣшеніемъ. Все, что нужно мнѣ для утѣшенія и мира моей души, для помощи и успокоенія въ часы испытаній, при видѣ смерти и суда, все /с. 54/ это даютъ мнѣ эти Твои предсмертныя страданія, это уничиженіе и отриновеніе Богомъ. И только тѣ остаются безъ утѣшенія и не имѣютъ никакой части въ Тебѣ, которые и теперь, въ виду Твоихъ страшныхъ мученій и душевной борьбы, все еще предаются грѣху и замыкаютъ сердцá свои для вѣры въ Тебя. О, Господи, научи ихъ, хотя въ этотъ день, день посѣщенія ихъ, подумать о томъ, чтó служитъ къ ихъ миру. Научи ихъ подъ крестомъ Твоимъ, ударяя себя въ грудь, обратиться къ Богу и принести истинные и достойные плоды покаянія, дабы они не умерли въ грѣхахъ своихъ безъ утѣшенія, безъ вѣры и надежды, оставленные своимъ Богомъ! Помоги намъ, Господи, съ вѣрою и покаяніемъ преклоняющимъ колѣна душъ и тѣлесъ нашихъ предъ крестомъ Твоимъ, чтобы мы не теряли этой вѣры на всѣхъ путяхъ и во всѣхъ превратностяхъ своей жизни, и, когда обымутъ насъ ужасы смерти, крѣпко держались за Тебя, Агнецъ Божій, взявшій грѣхи міра и искупившій насъ отъ клятвы грѣховныя.

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 43-54.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.