Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

2. Аминь, глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи.

Единъ же отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси Себе и наю. Отвѣщавъ же другій, прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ нашимъ воспріемлева: Сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаше Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь, глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 39-43).

Это второе, братіе мои, крестное слово Господа нашего Іисуса Христа! Слово царскаго изъявленія милости раскаявшемуся грѣшнику.

Какъ въ праздникъ очищенія евреи окружали своего первосвященника, такъ и здѣсь они окружаютъ истиннаго Первосвященника дома Израилева. Но какое при этомъ ужасное зрѣлище представляется нашему взору! Вотъ виситъ Онъ на Своемъ крестѣ, а надъ Нимъ красуется надпись на греческомъ, латинскомъ и еврейскомъ языкахъ: Іисусъ Назарянинъ, Царь іудейскій! Съ правой и лѣвой стороны отъ Него /с. 18/ висятъ два разбойника. Одни безучастно стоятъ и глазѣютъ въ толпѣ, а другіе весело забавляются плачевнымъ видомъ Распятаго. Чтобы разсмѣшить толпу, они подскакиваютъ къ Нему съ различными остротами и насмѣшками. Смѣхъ обнимаетъ всѣхъ: смѣется чернь, смѣются распявшіе Его воины, смѣются старѣйшины и князья. Такимъ образомъ, въ точности исполнились на Немъ въ этотъ моментъ слова Писанія: Азъ есмь червь, а не человѣкъ, поношеніе человѣковъ и уничиженіе людій. Вси видящіи мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавитъ его, да спасетъ его, яко хощешъ его (Псал. 21, 7-9).

Больно было Спасителю нашему отъ гвоздиныхъ язвъ на рукахъ и ногахъ, но еще больнѣе было Ему, когда одинъ изъ висѣвшихъ близъ Него разбойниковъ, въ виду собственной смерти, прозирая послѣдній призывъ благодати и милости, примкнулъ къ числу насмѣшниковъ и съ язвительною остротою сказалъ: если Ты Сынъ Божій, Христосъ, то спаси Себя и насъ!

Но вотъ среди насмѣшекъ долетаютъ до Его слуха слова совершенно другаго /с. 19/ характера. Ни ли ты боишися Бога, слышится Ему, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ нашимъ воспріемлева: Сей же ни единаго зла сотвори. Кто такой — этотъ герой вѣры, который отважился такъ открыто высказаться за этого жалкаго Страдальца и исповѣдать Его царемъ іудейскимъ, въ то время, когда молчатъ Его послѣдователи, когда самъ Петръ отрекся отъ Него, когда самые близкіе ученики Его разбѣжались по домамъ своимъ? Поистинѣ здѣсь случилось по слову Господа: послѣдніи будутъ первыми! (Матѳ. 19, 30).

Это было поистинѣ бальзамомъ для больной души Спасителя, когда Онъ услышалъ эти слова благоразумнаго разбойника, которыми послѣдній выразилъ горькій упрекъ своему сотоварищу, не удержавшемуся и въ виду собственной смерти отъ насмѣшки: «ужели не боишься ты Бога, говоритъ онъ ему, когда и самъ осужденъ на то же?» Благоразумный разбойникъ упрекаетъ своего товарища такими словами не въ заносчивомъ самовозвышеніи, но въ испугѣ отъ такой степени зла; ибо онъ сознаетъ при этомъ свою виновность и /с. 20/ справедливость наказанія, къ которому онъ присужденъ. И мы убо въ правду, говоритъ онъ (то естъ — мы осуждены справедливо), достойная бо по дѣломъ нашимъ воспріемлева. Сей же ни единаго зла сотвори; то есть: а въ Этомъ, съ ними Распятомъ, ничего нѣтъ такого, за что можно бы подвергнуть Его такой казни, ничего, что не согласно было бы съ Его собственнымъ о Себѣ свидѣтельствомъ, что Онъ есть Христосъ, Сынъ Божій.

Вотъ почему онъ обращается теперь къ Нему и со смиреніемъ проситъ: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ. Господи, говоритъ онъ; своимъ Господомъ и Царемъ называетъ онъ Того, въ Которомъ внѣшній глазъ въ этотъ часъ ничего не могъ усматривать величественнаго и царскаго. Помяни мя, молитъ онъ Его, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Можетъ быть, онъ еще прежде слышалъ слова о царствѣ, когда Іисусъ началъ проповѣдывать въ Галилеѣ, яко исполнися время и приближися царствіе Божіе, покайтеся и вѣруйте во евангеліе (Марк. 1, 15); но тогда его сердце было слишкомъ извращено и привязано къ міру, чтобы внять этому /с. 21/ призыву и пробудиться къ покаянію и къ вѣрѣ во евангеліе. Можетъ быть, онъ былъ вмѣстѣ съ Спасителемъ при допросѣ Послѣдняго у римскаго судіи и слышалъ утвердительный отвѣтъ Его на вопросъ Пилата, что Онъ дѣйствительно царь, хотя царство Его не отъ міра сего, — и эти слова еще тогда глубоко запали въ его душу и пробудили въ ней серьезное размышленіе. Во всякомъ случаѣ, онъ могъ знать причину, по которой іудеи предали Іисуса язычникамъ, такъ какъ объ этомъ свидѣтельствовала и надпись надъ крестомъ Его, и громкій смѣхъ окружающей толпы. Къ тому же, онъ самъ былъ свидѣтелемъ той необычайной кротости и терпѣнія, того благородства души и душевнаго спокойствія, которыя обнаруживалъ Распятый во время Своихъ страданій, — своими собственными ушами слышалъ ту молитву за убійцъ, съ которою Іисусъ обращался къ Отцу Своему: Отче, отпусти имъ; ибо они не знаютъ, что дѣлаютъ! Такъ не умираетъ ни одинъ преступникъ, ни одинъ богохулъ; такъ можетъ умирать только Тотъ, Который на то родился и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать истину. Онъ есть спа/с. 22/сеніе и чаяніе своего народа, обѣтованный царь іудейскій; Онъ есть Христосъ, Сынъ Божій, Котораго Отецъ воскреситъ изъ мертвыхъ и Котораго, по слову Его, узрятъ нѣкогда въ облакахъ небесныхъ, со славою грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ. Блаженъ тотъ, кого Онъ тогда признáетъ Своимъ, кто принятъ тогда будетъ въ число слугъ Его. О, если бы этотъ Распятый Царь іудейскій, въ дни Своей славы, вспомнилъ и о немъ, и его вмѣстѣ съ Собою ввелъ въ Свое царство! Помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Христіанинъ! Когда современные враги Христа и Его креста ругаются надъ Нимъ и поносятъ Его святое имя, то кому уподобляешься ты, — ученикамъ ли, которые, боясь выдать себя за учениковъ своего Господа, разбѣжались по домамъ своимъ, Петру ли, который трижды отрекся отъ Его имени, или этому разбойнику, который, не взирая на явное, публичное поруганіе Христа со стороны людей, исповѣдалъ Его, какъ единственное основаніе своего упованія и своего спасенія? Кто исповѣдуетъ Его предъ человѣки, того исповѣдуетъ и Онъ предъ Отцемъ Своимъ; кто же /с. 23/ отвергнется Его предъ людьми, того и Онъ отвергнется предъ Отцемъ Своимъ небеснымъ. Ахъ, какъ часто, друзья мои, это исповѣдническое мужество бѣднаго разбойника приводитъ насъ въ стыдъ и обвиняетъ въ томъ, что мы слишкомъ дорожимъ міромъ и слишкомъ мало думаемъ о Господѣ и Его благодати, которая и для насъ, въ минуты смерти, составляетъ единственное утѣшеніе и надежду спасенія! Ибо мы, хотя и не принадлежимъ къ числу разбойниковъ и публичныхъ преступниковъ, которые, подобно этому евангельскому разбойнику, въ осужденіи на смерть получаютъ должное по дѣламъ своимъ; но менѣе ли мы достойны осужденія предъ Тѣмъ, Который испытуетъ сердца и помышленія, знаетъ сокровеннѣйшія мысли и желанія нашего сердца? Горе, поэтому, тому, кто при видѣ этого разбойника, захотѣлъ бы сказать: благодарю Тя, Господи, что я не таковъ, какъ этотъ злодѣй. Но благо тому, который, при крестѣ Господа, съ глубокимъ смиреніемъ ударяетъ себя въ грудь и говоритъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Благо тому, который въ полномъ сознаніи собственной вины и заслуженности наказанія Божія, /с. 24/ со словами «помяни мя, Господи» прибѣгаетъ къ Тому, въ десницѣ Котораго ключи ада а неба, и вѣруетъ, что Господь славы нѣкогда приметъ его, какъ Своего послѣдователя, въ Свое царство.

На насмѣшки Своихъ враговъ, на поруганіе другаго разбойника Іисусъ Христосъ молчалъ. Но на исповѣданіе и полную вѣры молитву благоразумнаго разбойника Онъ обратилъ къ нему Свою изъязвленную и окровавленную голову, и сказалъ: аминь, глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи!

Господи! молился разбойникъ; Господь отвѣчаетъ. Съ Своего Креста Господь и Царь говоритъ Свое царское слово: аминь, глаголю тебѣ! — Разбойникъ проситъ Его о дарованіи ему части въ будущемъ Его царствѣ, и Господь обѣщаетъ ему это сего дня же, въ день Его смерти. Днесь со Мною будеши въ раи!

Въ раи! Имя это указываетъ на эдемскій садъ, гдѣ не было грѣха, гдѣ чада Божіи были счастливы и ходили въ свѣтѣ лица Его. Сегодня, въ день Своей смерти, Онъ вступаетъ въ царство мертвыхъ, къ душамъ, которыя съ вѣрою отца Авраама въ грядущаго Мессію отожли въ вѣчность /с. 25/ и вмѣстѣ съ Авраамомъ съ нетерпѣніемъ ожидали исполненія обѣтованія о спасеніи. Мѣсто это Спаситель въ Своей притчѣ называетъ нѣдромъ Авраамовымъ. Днесь будетъ Онъ въ раи, ибо Онъ идетъ возвѣстить отшедшимъ изъ этого міра душамъ объ исполненіи обѣтованія Божія объ Искупителѣ. Туда, въ этотъ рай Божій, хочетъ Онъ собрать сегодня всѣхъ, которые скончались съ вѣрою въ Него. Тамъ они будутъ свободны отъ всякой скорби и печали; тамъ не будетъ ихъ мучить грѣхъ, тамъ не будутъ терпѣть они никакихъ нападеній со стороны злыхъ враговъ, не будутъ бояться смерти. Тамъ они будутъ покоиться до того дня, когда все тлѣнное облечется въ нетлѣніе и мертвенное въ безсмертіе, тамъ будетъ скинія Божія съ человѣки и вселится съ ними: и тіи людіе Его будутъ, и Самъ Богъ будетъ съ ними, Богъ ихъ: и отъиметъ Богъ всякую слезу отъ очію ихъ, и смерти не будетъ ктому: ни плача, ни вопля, ни болѣзни не будетъ ктому, яко первая мимоидоша (Апок. 21, 3-4). Туда, въ этотъ рай, обѣщаетъ Господь ввести этого разбойника, какъ первую добычу Своей смерти. Вотъ то спасеніе, которое онъ нашелъ сегодня; такъ /с. 26/ какъ и онъ есть сынъ Авраама. Послѣ столь порочной и преступной жизни, послѣ столь глубокаго самообвиненія онъ сегодня же, свободный отъ всякой вины, отъ всякаго возмездія, входитъ съ Спасителемъ въ рай, совершенно святымъ, вѣчно блаженнымъ.

Аминь, глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи. Какое это властное, царское слово въ устахъ Распятаго! Здѣсь крестъ дѣлается престоломъ Судіи. Мы видимъ здѣсь нашего Спасителя такимъ, какимъ увидимъ Его, когда Онъ придетъ на землю во славѣ Своей и вси святіи авгели съ Нимъ. Горе тѣмъ, которые похожи на разбойника съ лѣвой стороны и которымъ Онъ скажетъ: идите отъ Меня въ огонь вѣчный! Но благо тѣмъ, которыхъ Онъ назоветъ благословенными Отца Своего и введетъ въ царство, уготованнное имъ отъ сложенія міра.

Аминь, глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи! О, какъ много отрады и утѣшительной надежды вселяетъ это дорогое слово въ души тѣхъ, которые, подобно блудному сыну, проведши жизнь свою беззаконно, на распутіяхъ міра, напослѣдокъ пробуждаются /с. 27/ къ вѣрѣ и покаянію и, хотя подъ конецъ жизни своей, простираютъ свои руки къ Спасителю грѣшниковъ! Какъ много облегчаетъ оно наше сердце при мысли о тѣхъ изъ почившихъ братій нашихъ, которыхъ мы любили въ продолженіе всей ихъ жизни, всѣми силами старались привести ихъ къ Богу и Спасителю, но всѣ наши труды и усилія остались, насколько это можно видѣть человѣку, безплодны! Кто знаетъ, можетъ быть, и не такъ безплодны, какъ это намъ кажется. Можетъ быть, тѣ, которымъ мы въ продолженіе ихъ жизни безуспѣшно старались указывать на Бога, нашли Его въ часъ смерти, — сѣмя, которое мы, казалось, напрасно сѣяли, все-таки взошло. Въ самомъ дѣлѣ, какія мысли могутъ оживать въ душѣ человѣческой въ тотъ моментъ, когда предъ взоромъ умирающаго выступаетъ вся прошедшая жизнь, освѣщаемая свѣтомъ вѣчности! Какія воспоминанія прежнихъ напрасныхъ, отвергнутыхъ призывовъ благодати ко спасенію! Какіе глубокіе вздохи покаянія и молитвы о помилованіи! И кто скажетъ, не произошло ли при послѣднемъ концѣ между душею, о спасеніи которой мы такъ заботимся, и ея /с. 28/ Спасителемъ такое объясненіе: «Помяни мя, Господи», и «Аминь, глаголю тебѣ»?..

И однако, возлюбленные братіе, этотъ примѣръ не даетъ еще намъ повода и основанія къ ослабленію нашихъ заботъ о спасеніи нашихъ душъ. Рядомъ съ этимъ, въ самый моментъ смерти своей помилованнымъ разбойникомъ, мы видимъ здѣсь другаго, который умеръ въ своихъ грѣхахъ, а сколько тысячъ можно насчитать другихъ, которые умираютъ безъ покаянія и вѣры въ Спасителя! Какъ знать и тебѣ, возлюбленный собратъ, когда откажутся служить тебѣ мысли и чувства, когда, при взглядѣ на прошедшую жизнь, овладѣетъ тобою ужасъ ада, смерти и суда, не слишкомъ ли поздно будетъ тогда, въ эту послѣднюю твою минуту, хвататься за руку Спасителя грѣшниковъ и увѣровать въ благодать, уготованную кающемуся грѣшнику?

Да убоимся убо, да не когда оставлену обѣтованію внити въ покой его, явится кто отъ васъ лишився (Евр. 4, 1). Сегодня еще зоветъ тебя гласъ Божій къ покаянію и вѣрѣ: днесь, егда слышите гласъ Его, не ожесточите сердецъ вашихъ (Псал. 95, 7-8). Блаженъ, кто /с. 29/ неотступно слѣдуетъ за своимъ Спасителемъ Господомъ, кто и въ часъ смерти спокойно можетъ отдать себя въ Его руки. Онъ безопасно проведетъ его чрезъ всѣ ужасы смерти и ада въ рай Божій!

Итакъ, помяни же, Господи! Помяни мя и сегодня, когда я съ вѣрою и глубокимъ сознаніемъ своей грѣховности преклоняюсь предъ крестомъ Твоимъ! Помяни мя и въ послѣднюю минуту моей жизни! Проведи безопасно и меня тогда чрезъ ужасы смерти и ада, скажи и мнѣ это чудное, вожделѣнное слово: днесь со Мною будеши въ раи!

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 17-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.