Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

1. Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ.

Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ.

Вотъ первое изъ этихъ словъ.

Настала страшная ночь и еще болѣе страшный часъ дня, съ того момента, когда Спаситель съ Своими учениками, съ тайной вечери отправился въ Геѳсиманію на Свои страданія. Оставленный Своими, коварно преданный однимъ изъ двѣнадцати учениковъ Своихъ, потерпѣвшій измѣну со стороны Петра, Онъ, связанный и поруганный, приводится къ первосвященнику и старѣйшинамъ на судъ за то, что Онъ исповѣдалъ Себя Христомъ, Сыномъ Божіимъ. Будучи преданъ затѣмъ въ руки язычниковъ, Онъ подвергается поруганію, оплеванію, заушенію, насмѣшкамъ, увѣнчавается терновымъ вѣнцемъ и съ пощечинами привѣтствуется царемъ іудейскимъ. Какъ борется гордый римлянинъ съ этими ненавистными іудеями изъ-за жизни Обвиняемаго, въ Которомъ онъ не находитъ ни/с. 6/какой вины! Но напрасно! Да кто можетъ и требовать, чтобы онъ пожертвовалъ благоволеніемъ своего императора изъ-за того только, чтобы спасти жизнь какого-то почти до смерти замученнаго іудея? Онъ предаетъ Его на распятіе. Вотъ ведутъ они Его къ мѣсту казни. Онъ изнемогаетъ подъ бременемъ креста, нести который помогаетъ Ему нѣкій Симонъ Киринеянинъ. Не плачьте вы, дщери Іерусалима, о Немъ! Плачьте о васъ самихъ и о чадахъ вашихъ! Ахъ, если бы кровь этого Агнца, взявшаго на Себя грѣхи всего міра и чадъ его, послужила не къ осужденію вашему, а къ отпущенію грѣховъ вашихъ!

Вотъ достигли они Голгоѳы — мѣста распятія, и приступаютъ къ страшному, кровавому дѣлу. Грубые воины раздѣваютъ Его до-нага; только терновый вѣнецъ украшаетъ еще эту израненную и окровавленную голову. Вотъ натягиваютъ они Его тѣло съ распростертыми членами на крестъ, желѣзными гвоздями прибиваютъ къ нему Его руки и ноги, и Онъ виситъ между небомъ и землею, а по правую и лѣвую сторону отъ Него два разбойника. Съ жадностію набрасываются грубые воины на Его /с. 7/ одежды; они дѣлятъ свою добычу и своими окровавленными руками бросаютъ жребій изъ-за этой одежды; а между тѣмъ народъ и старѣйшины толпятся вокругъ креста, съ злорадованіемъ глазѣютъ на Его мученіе и съ язвительною насмѣшкою говорятъ: Онъ другихъ спасалъ, пусть спасетъ теперь Самого Себя, если Онъ Сынъ Божій. — Вотъ моментъ, въ который Распятый отверзъ уста Свои для этого перваго Своего слова со креста — слова первосвященническаго ходатайства за Своихъ убійцъ.

И Той, зане озлобленъ бысть, не отверзаетъ устъ Своихъ: яко овча на заколеніе ведеся и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ Своихъ (Ис. 53, 7). Какъ предсказалъ пророкъ объ Агнцѣ Божіемъ, взявшемъ на Себя грѣхи міра, такъ именно и случилось здѣсь, во время Его мученія на крестѣ. Онъ не открывалъ устъ Своихъ противъ тѣхъ, которые Его мучили и вели на заколеніе: бывъ укоряемъ, противу не укоряше, стражда, не прещаше (1 Петр. 2, 23). Но когда Онъ увидѣлъ то варварское злодѣяніе, которое совершали они надъ Нимъ, когда продставилъ Онъ Себѣ всю великость ихъ вины и всю глубину бѣдствія, /с. 8/ которое они навлекали на себя своимъ грѣхомъ, тогда не могъ Онъ болѣе молчать, тогда отверзъ Онъ уста Свои для слова. — Не о Своихъ собственныхъ мукахъ, не о томъ позорѣ, который терзалъ Его сердце, думаетъ Онъ; Онъ возводитъ молитвенный взоръ Свой горѣ, къ Богу, и проситъ Его о помилованіи тѣхъ, которые такъ безжалостно мучили Его: Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ!

Прославлять имя Отца Своего на землѣ былъ Онъ посланъ, творить волю Отца Своего и совершать Его дѣло было задачею Его жизни. Вотъ почему Онъ готовъ былъ исполнить и всякую правду и выпить до дна ту чашу, которую далъ Ему Отецъ, и былъ послушливъ даже до смерти, смерти же крестныя. — А потому то Онъ и въ этотъ часъ Своихъ тяжкихъ страданій устремляетъ взоръ Свой только къ Отцу. Въ Немъ одномъ было все Его утѣшеніе, въ Немъ одномъ заключался весь миръ Его души. Отвергнутый міромъ, оставленный Своими Онъ имѣетъ дерзновенный доступъ къ Отцу, волю Котораго Онъ исполняетъ и по волѣ Котораго Онъ страдаетъ и благоволеніе Котораго почиваетъ на послушаніи Сына! /с. 9/ Вотъ почему имя Отца является первымъ словомъ, которое слышится со креста изъ устъ Сына.

Отче, отпусти! Вотъ содержаніе Его молитвы; она относится къ тяжкой винѣ тѣхъ, которые были причиною Его страданій. Его святая душа въ ужасъ приходитъ предъ великостію ихъ вины. Тамъ, въ небесныхъ высотахъ, Онъ видитъ руку Праведнаго Судіи, простертую для отмщенія злодѣямъ, и спѣшитъ обратиться къ Нему съ Своимъ ходатайствомъ. Онъ молится о помилованіи враговъ Своихъ, молится, чтобы они обратили сердца свои къ покаянію и подумали бы о томъ, что служитъ къ ихъ миру, дабы они въ крови, пролитой ими, могли найти себѣ милость и отпущеніе грѣховъ.

Отче, отпусти имъ! За кого же собственно молится такъ Спаситель? Только за грубыхъ воиновъ, совершавшихъ дѣло Его казни; за этихъ почти невольныхъ орудій въ рукахъ старѣйшинъ и начальниковъ? Или и за тѣхъ, во имя которыхъ совершено было таковое? За этого гордаго римлянина — Пилата, для котораго благоволеніе его императора было дороже, чѣмъ миръ /с. 10/ его совѣсти? За этихъ іудеевъ, которые предали Его въ руки язычниковъ и о которыхъ Господъ Самъ говоритъ Пилату: сего ради предавый Мя тебѣ болій грѣхъ имать (Іоан. 19, 11)? За этотъ народъ, который въ неистовомъ изступленіи кричалъ: кровь Его на насъ и на чадѣхъ нашихъ, равно какъ за этихъ начальниковъ и старѣйшинъ его, которые и теперь, въ самыхъ страданіяхъ Его, находятъ для себя удовольствіе? Да, конечно, за всѣхъ, за весь міръ грѣшниковъ, грѣхи которыхъ Спаситель вознесъ съ Собой на крестъ. Да, она всѣхъ обвиняетъ, эта невинная кровь, такъ жестоко пролитая здѣсь; надъ всѣми Онъ видитъ поднятую для суда руку Божію, и за всѣхъ ихъ молится Онъ, милосердный Первосвященникъ, со креста Своего: Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ!

Не вѣдятъ бо, что творятъ! Не то значитъ это, чтобы они не знали, что совершаемое ими дѣло есть грѣхъ. Этого нельзя сказать даже и о невѣжественныхъ воинахъ; еще менѣе можно сказать это о Пилатѣ, которому его совѣсть подсказывала, что Тотъ, Котораго онъ предалъ на смерть, невиненъ, или объ этихъ іудеяхъ /с. 11/ и ихъ начальникахъ, для которыхъ самъ Іуда сдѣлался обвинителемъ своими словами: согрѣшилъ я, предавъ кровь неповинную! Затѣмъ, съ какимъ воодушевленіемъ ранѣе говорили они о Томъ, Котораго они предали теперь въ руки язычниковъ для осужденія на смерть: великій пророкъ возсталъ между нами, и Богъ посѣтилъ народъ Свой (Лук. 7, 16). Мы знаемъ, говорилъ Ему нѣкогда одинъ изъ ихъ начальниковъ, что Ты учитель, отъ Бога пришедшій, ибо никто не можетъ совершать такихъ знаменій, которыя совершаешь Ты, если не будетъ Богъ съ нимъ (Іоан. 3, 2).

Не то, слѣдовательно, значитъ это, чтобы они не знали, что дѣло, совершаемое ими, есть тяжкій грѣхъ, но и не то, чтобы они знали, что Распинаемый ими есть Христосъ, Сынъ Божій. Какого труда стоило Пилату освободиться отъ впечатлѣнія, которое произвелъ на него Обвиняемый! А эти старѣйшины израильскіе, мудрецы, и книжники, и эта вся оплотянившаяся толпа народа, — почему не знали и не уразумѣли они того, что исповѣдывалъ Петръ и что открыто младендамъ? Они не хотѣли знать, а потому и не знали. Въ исполне/с. 12/ніи божественныхъ обѣтованій, какъ оно совершилось предъ ихъ глазами, ничего не было такого, что могло бы благопріятствовать ихъ гордости и честолюбію, ихъ низменнымъ, плотскимъ стремленіямъ и интересамъ. Что имъ было до такого Христа, какъ этотъ? Какая польза могла быть имъ изъ такого царства, въ которое они, какъ грѣшники, должны были входить наравнѣ съ мытарями и грѣшниками? Вотъ почему глаза ихъ были закрыты для истины. И однако они не знаютъ, что дѣлаютъ, и апостолъ Петръ правъ, если онъ въ день Пятидесятницы говорить своему народу: и нынѣ, братіе, вѣмъ, яко по невѣдѣнію сіе сотвористе, якоже и князи ваши (Дѣян. 3, 17). Сущую правду говоритъ и апостолъ Павелъ, когда свидѣтельствуетъ, что премудрость Божію въ тайнѣ сокровенную... никто же отъ князей вѣка сего разумѣ: аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Они не знаютъ, что дѣлаютъ. Если бы они знали это, если бы они сознавали и съ полною ясностью представляли себѣ всю великость своего грѣха, то они, можетъ быть, и не сдѣлали бы сего! Вотъ почему Господь проситъ о ихъ по/с. 13/милованіи, дабы они могли это сознавать, раскаяться и испросить прощенія грѣховъ своихъ во имя Того, Котораго они распяли.

Ахъ, они не знаютъ еще и сейчасъ, что дѣлаютъ, — враги Христа и Его Креста, когда они, обольщенные призракомъ суетнаго и ложнаго просвѣщенія, почитаютъ за глупость въ тайнѣ сокровенную премудрость Божію, или, соблазняемые похотью своей плоти и заботами міра сего, снова распинаютъ Христа своими грѣхами! Они не знаютъ, что дѣлаютъ, — тѣ бѣдные, обманомъ своихъ жрецовъ и идолослуженіемъ своихъ предковъ вводимые въ заблужденіе и ослѣпляемые язычники, когда они снова преслѣдуютъ Христа, въ лицѣ Его благовѣстниковъ и миссіонеровъ, и съ служителями Церкви Христовой дѣлаютъ то же, что дѣлали іудеи съ своимъ Учителемъ. Да знаемъ-ли и всѣ-то мы, что дѣлаемъ мы нашими грѣхами? Вѣдь мы были бы не лучше сатаны, если бы мы ясно представляли себѣ всю мерзость и отвратительность предъ Богомъ грѣховъ нашихъ, и все-таки продолжали бы совершать ихъ! Но этимъ я не хочу сказать, братіе, что /с. 14/ мы въ нашемъ невѣдѣніи достойны только сожалѣнія, а не обвиненія. Ибо почему же не знаемъ мы того, что мы дѣлаемъ? Почему мы даемъ такъ много свободы и простора своей гордости и себялюбію, своимъ страстямъ и мірскимъ заботамъ, что они служатъ преградою къ познанію единаго на потребу? Почему Духъ Божій не имѣетъ надъ нами столько силы, чтобы снять покрывало съ очей нашихъ.

О, она всѣхъ насъ обвиняетъ предъ Богомъ, — вина безчисленныхъ грѣховъ нашихъ, хотя бы мы и не знали, что мы дѣлаемъ. И то, что мы еще не совершенно погибаемъ во грѣхахъ своихъ, что мѣра божественнаго долготерпѣнія въ отношеніи нашего растлѣннаго поколѣнія не совсѣмъ еще исчерпана, — это есть плодъ первосвященническаго ходатайства нашего Господа Іисуса, съ которымъ Онъ еще и сейчасъ входитъ за насъ къ праведному Судіи всѣхъ Богу, предотвращаетъ Его карающую руку, взывая за насъ — грѣшниковъ: Отче, оптусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ!

Итакъ, пріидите вы, грѣшниви, и спѣшите спасать ваши души, пока еще не /с. 15/ поздно. Кайтесь и ищите прощенія вашихъ грѣховъ во имя Того, Котораго вы такъ долго отвергали въ вашемъ невѣріи, распинали вашими грѣхами, дабы благословеніе Его первосвященнической молитвы изливалось и на васъ, какъ излилось оно нѣкогда на три тысячи душъ, которыя, послѣ проповѣди апостола Петра въ день Пятидесятницы, принесли покаяніе и крестились во имя Господа Іисуса Христа во оставленіе грѣховъ.

«Отче, отпусти имъ: они не знаютъ, что дѣлаютъ». Въ этой молитвѣ мы узнаемъ нашего Спасителя, Который не учитъ только, но и поступаетъ по слову Своего ученія: Азъ же глаголю вамъ: любите враги ваша, благословите кленущія вы: добро творите ненавидящимъ васъ и молитеся за творящихъ вамъ напасть и изгонящія вы (Матѳ. 5, 44). Такъ поступать учитесь у Него и вы, когда знаете, что братъ вашъ имѣетъ нѣчто на васъ, или наоборотъ; когда вы, поносши отъ другихъ обиду, питаете въ сердцѣ своемъ злобу. Не говорите въ ожесточеніи своего сердца. «Богъ проститъ, а я не могу»; но говорите: Отче, отпусти, прости, остави, якоже и азъ оставляю /с. 16/ должникомъ моимъ. Смотрите на тѣхъ учениковъ Его и мучениковъ, которые, слѣдуя примѣру своего Учителя, и въ предсмертныхъ агоніяхъ молились за своихъ мучителей. Смотрите, напримѣръ, на первомученика Стефана, какъ онъ подъ камнями своихъ убійцъ говорилъ: Господи, не вмѣни имъ грѣха сего. Смотрите на Іакова, одного изъ числа двѣнадцати, который какъ въ мученической смерти, такъ и въ предсмертной молитвѣ подражалъ Христу: Господи, говорилъ онъ, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ.

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 5-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.