Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

42.
ВЪ ПЯТУЮ НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Зачѣмъ это Господь сдѣлалъ отказъ святымъ Апостоламъ Іакову и Іоанну съ матерію ихъ въ ихъ прошеніи? Просили они нехудаго, именно мѣста въ царствіи Христа Спасителя: сотвори, да единъ одесную, а другой ошуюю сядета въ царствіи Твоемъ (Мат. 20, 21). Ужели же нельзя о семъ молиться? Но вѣдь и заповѣдано: ищите прежде царствія Божія; и всѣхъ насъ учитъ святая Церковь молиться: не лиши насъ, Господи, небеснаго Твоего царствія. Что же за причина, что имъ отказано? Послѣ вѣдь они получили же царствіе и прославлены? Причина та, что они сами себѣ присвояли право на царствіе, и не только на царствіе, но и на опредѣленное — самое почетное мѣсто въ царствіи. А присвоивать себѣ не только опредѣленной степени славы въ царствіи, но /с. 233/ и самого царствія нельзя; ибо дарованіе сіе состоитъ въ волѣ Отца небеснаго, которой и при строгомъ исполненіи всѣхъ условій нельзя намъ знать. Нѣсть Мое дати, говоритъ Господь, но емуже дано будетъ отъ Отца Моего небеснаго.

Такъ вотъ намъ и урокъ изъ нынѣшняго Евангелія: не присвоять себѣ царствія, и работая для полученія его всеусердно, самое полученіе предавать волѣ Божіей, чаять его какъ милости отъ Отца нашего небеснаго, работать въ чаяніи безъ притязаній, говоря себѣ, яко раби неключими есмы, хотя бы сотворили и все повелѣнное.

Напоминать намъ о семъ необходимо, потому что мало-мало потрудились, и начинаемъ трубить предъ собою, высить себя и ставить въ рядъ святыхъ и великихъ, и хоть языкомъ смиренно о себѣ говоримъ, въ сердцѣ чувствуемъ иначе, и сами себя тѣмъ губимъ по неразумію и неосмотрительности. Со страхомъ и трепетомъ надлежитъ совершать намъ свое спасеніе, а не предписывать дерзновенно Богу законовъ даровать намъ его. Бѣгайте же сей немощи пагубной; а то, на чемъ можно основывать такое право и такую увѣренность, толкуйте совсѣмъ иначе — въ видахъ смиренія, а не самовозношенія.

Что расположило сыновъ Зеведеевыхъ и мать ихъ обратиться къ Господу съ такимъ прошеніемъ? То во-первыхъ, что они принадлежали къ числу вѣрующихъ, которымъ дарованы великія обѣтованія; то во-вторыхъ, что оказывали Господу въ продолженіе Его пребыванія на землѣ особенное служеніе, ибо мать служила Ему отъ имѣній своихъ вмѣстѣ съ другими; то въ-третьихъ, что уже получили отъ Господа знаки особеннаго благоволенія и близости. Все подобное умѣстно и у насъ. Но во всемъ этомъ — не поводъ къ притязаніямъ, а только по/с. 234/бужденіе къ смиренію и большему ревнованію о полученіи царствія.

И у насъ присвоиваетъ иной себѣ царствіе ради того, что онъ христіанинъ, а христіанамъ сказано: вѣруяй въ Сына, имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 36). Истинно такъ есть. Христіанамъ принадлежитъ царствіе Божіе. Оно и устроено только для христіанъ. Но надо быть истиннымъ христіаниномъ, чтобъ присвоить себѣ то, что обѣщано христіанамъ. Но истинный ли каждый изъ насъ христіанинъ, сего мы сами опредѣлить никакъ не можемъ. А опредѣлитъ то въ будущемъ Самъ Господь, одному говоря: благій рабе, а другому: рабе лѣнивый и лукавый. Такъ въ томъ, что мы христіане, не основаніе къ притязаніямъ, а побужденіе къ смиренію, страху и бóльшему ревнованію о томъ, чтобъ явить себя истинными христіанами.

И у насъ иной присвояетъ себѣ царствіе ради того, что совершаетъ какое либо служеніе Господу. Попостится иной, походитъ въ церковь, помолится дома, милостыню подастъ, устроитъ богадѣльню, и еще какъ потрудится ради Господа — и начинаетъ думать, что уже попалъ во святые, и присвоять себѣ свѣтлыя обители небесныя. Похвальны всѣ сіи труды и необходимы въ дѣлѣ спасенія. Но не ими одними довольствуется Господь; а что говоритъ? Сыне, даждь Ми сердце. Кромѣ дѣлъ благочестія и трудовъ добродѣланія, надобно Господу посвятить еще и всѣ чувства сердца. А посвящены ли сіи чувства, сіе знать опредѣленно можетъ одно всевидящее око Божіе, отъ васъ же сокрывается сіе самолюбіемъ нашимъ. Такъ изъ того, что трудились, не къ тому надо доходить, чтобы дерзновенно присвоять себѣ достоинство близкихъ къ Богу, а имѣть въ томъ побужденіе къ страху или опасливому /с. 235/ помышленію: такъ ли мы течемъ, не протрудиться бы намъ напрасно? Чтобъ отсюда восходить къ ревности — тщательно наблюдать за движеніями сердца и ихъ стараться исправлять и направлять къ Господу, чтобъ ничего не любить кромѣ Его, и если къ чему бываемъ расположены, быть расположеннымикъ тому только ради Господа.

И у насъ присвояетъ себѣ иной царствіе ради того, что получаетъ иногда признаки особеннаго благоволенія Божія, или приближенія Его, каковы: особенное углубленіе въ молитвѣ, особенное просвѣтлѣніе мыслей, сердечная теплота, чувство крѣпости нравственной, и внѣшнее покровительство Божіе въ дѣлахъ житейскихъ и гражданскихъ. Все сіе бываетъ, и есть дѣйствительно, признакъ особеннаго благоволенія Божія и милости; но не къ тому сіе должно располагать, чтобъ думать: вотъ уже достигли, а чтобы болѣе распаляться ревностію о достиженіи, подобясь Апостолу, который и послѣ того, какъ получилъ дарованіе, говорилъ: гоню, аще постигну (Фил. 3, 12), т. е. стремлюсь болѣе и болѣе — не достигну ли? Когда отецъ гладитъ по головкѣ дитя свое, или даетъ ему конфекты за то, что оно начинаетъ разбирать буквы и складывать, значитъ развѣ это, что отецъ считаетъ дитя совершеннымъ? И дитя хорошо бы развѣ сдѣлало, еслибъ возмечтавъ, что оно сравнялось уже съ хорошимъ чтецомъ, бросило азбуку? Вотъ тоже и у насъ. Знаки особеннаго благоволенія Божія подаются не затѣмъ, чтобъ заявить окончательное совершенство того, кто ихъ получаетъ, а затѣмъ, чтобъ возбудить его ревновать болѣе и болѣе о началомъ — въ увѣренности, что невотще течетъ; но достигнетъ ли конца, получитъ ли и что получитъ, то въ волѣ общаго всѣхъ Домовладыки.

/с. 236/ Итакъ нѣтъ основаній, по которымъ бы можно было намъ присвоять себѣ царствіе. Какъ же быть, скажетъ иной? Вѣдь это можетъ разслаблять всякую охоту. Изъ чего же трудиться? Трудись, въ чаяніи получить, безъ присвоенія себѣ права и притязаній. Путь, которымъ течемъ, вѣренъ и прямо ведетъ въ царствіе небесное. И обрати всю свою ревность на то, чтобъ тещи по сему пути вѣрно безъ уклоненій, — и несомнѣнно придешь во врата царствія; но напередъ себѣ сего не присвояй. Отдай сіе право Господу, чтобъ получить отъ Него сіе, какъ милость. Вотъ посмотрите, какъ въ семъ отношеніи дѣйствовали Святые Божіи. Одинъ Святый великими просіялъ добродѣтелями; но когда умиралъ, плакалъ. Братія спрашивали: ужели и ты боишься, отче? Онъ отвѣчалъ: всю жизнь мою я ревновалъ идти истиннымъ путемъ; но не знаю, что опредѣлитъ о мнѣ милостивый Владыка. Другаго Святаго сатана всячески старался искусить самоприсвоеніемъ себѣ спасенія. Когда умиралъ онъ, сатана говорилъ ему: побѣдилъ ты меня (а это тоже, что спастись и въ царство Божіе внити). Святый отвѣчалъ: ты ложь, и лжешь, что я побѣдилъ тебя. Еще не пришло время сказать сіе. При прохожденіи чрезъ мытарства, сатана опять говоритъ Святому: побѣдилъ ты меня. Отойди лукавая прелесть, отвѣчалъ Святый; еще не пришло время говорить такъ. Когда Святый входилъ въ самыя врата царствія, сатана издали кричалъ: побѣдилъ ты меня. Святый отвѣчалъ: теперь, вѣрую, что ты побѣжденъ; но не я побѣдилъ тебя, а Господь мой Іисусъ Христосъ во мнѣ недостойномъ побѣдилъ тебя.

Вотъ какъ надо бѣгать присвоенія себѣ царствія, при всѣхъ трудахъ о полученіи его. Но совсѣмъ не затѣмъ, чтобъ разслабляться въ ревнованіи, или склоняться на /с. 237/ нечаяніе получить царствіе, а за тѣмъ, чтобъ со страхомъ и трепетомъ содѣвая свое спасеніе, все болѣе и болѣе распаляться ревностію о полученіи его. Трудись безъ щадѣнія силъ и живота; но не засматривайся на то, что сдѣлано, и не мечтай о томъ, что слѣдуетъ получить за сдѣланное, а все вниманіе обрати на то, что предлежитъ еще тебѣ сдѣлать, и бойся пропустить что изъ того, что надлежитъ тебѣ дѣлать. Трудись въ чаяніи несомнѣнномъ безъ присвоенія.

А отчаяваться не должно. Смотрите на Марію Египетскую. Ей посвящается нынѣшнее воскресенье. По обращеніи отъ грѣховной жизни ко Господу, какихъ не подъяла она трудовъ? Но до самой смерти все говорила: грѣшница я непотребная, недостойная никакихъ милостей Божіихъ. И это тогда даже, какъ по прозорливости и имя Зосимы угадала. Иначе вѣдь и нельзя. Кто истинно трудится, тотъ видитъ ясно, что если не помощь Божія, ничего не сдѣлаешь. Какъ этотъ урокъ повторяется всю жизнь, то и образуется въ сердцѣ одно убѣжденіе, что наше одно худое, все доброе отъ Господа. А отсюда что остается? Остается одно — вопіять: Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ! Но безъ всякаго движенія отчаянія, или даже нечаянія. Вотъ и Господь, когда предложилъ сынамъ Зеведеевымъ условіе: можете ли пить чашу, и они обѣщались: можемъ, т. е. приняли условіе, не сказалъ имъ: не получите, а только сказалъ, что нѣсть Мое дати, а емуже благоволитъ Отецъ Мой дать. То есть: пейте чашу, несите всѣ трудности, сопряженныя съ послѣдованіемъ Мнѣ; но полученіе за то царствія и степени славы въ царствіи предайте въ волю Отца Моего небеснаго. А это тоже, что — трудись въ чаяніи, безъ присвоенія. Вотъ тако тецыте и вы, братіе, да постигнете! Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 232-237.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.