Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ТРЕТЬЕ.
Слова и рѣчи, ненапечатанныя при жизни проповѣдника.

1806-1808 гг.
XL.
4. СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ 19 ПО ПЯТДЕСЯТНИЦѢ.

Любите враги ваша и благотворите (Лук. VI. 35).

Чего безполезно домогался высочайшій изъ ангеловъ свѣта, чѣмъ прельстился безсмертный человѣкъ въ раю сладости, то вамъ, счастливые смертные, обѣщаетъ, вамъ заповѣдуетъ Божія любовь нынѣ. Буду подобенъ Вышнему (Исаіи ХIV. 14), говоритъ мечтатель денница; но Богъ истины отвѣтствовалъ громомъ Своимъ: во адъ снидеши (Исаіи ХIV. 15). Будете яко бози (Быт. III. 5), ласкалъ коварный змій праотцевъ; но Богъ истины говорилъ: смертію умрете (Быт. II. 17). Се тотъ же Богъ обѣщаетъ насъ усыновить Себѣ и хощетъ и /с. 286/ требуетъ, чтобы мы были Ему подобны. И какъ мало стóитъ, сл., намъ столь великій даръ! Его цѣна есть любовь ко врагамъ нашимъ: любите враги ваша и благотворите... и будете сынове Вышняго: яко той благъ есть на неблагодатныя и злыя (Лук. VІ. 35 и 36), будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. V. 48).

Итакъ вы, которые имѣете счастіе быть ненавидимы! славою чадъ Божіихъ умоляю васъ остановить движенія гнѣва и негодованіе васъ порывающее, дабы обозрѣть путь совершенства, открытый для васъ милосердымъ Промысломъ: любите враги ваша и благотворите.

Удерживать мстительный ударъ, но не простирать руки для помощи, проливать съ языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значитъ любить враговъ. Любовь есть живое и дѣятельное участіе въ благосостояніи другаго. Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его, аще ли жаждетъ, напой его (Рим. ХII. 20). Вотъ образъ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми къ услугамъ вашего соперника, — будьте такими въ самомъ дѣлѣ. Говорите къ нему сердцемъ и подтверждайте ваши увѣренія дѣлами. Вкрадывайтесь нечувствительно въ душу его, употребите сію благочестивую хитрость, дабы отнять у него желаніе дѣлать зло, дабы возвратить невинность и спокойствіе сердцу возмущенному злобою. Любите враги ваша и благотворите!

Мудрость міра находитъ здѣсь затрудненіе, представляя такую любовь не естественною; ибо она должна основываться на представленіи видимыхъ или воображаемыхъ совершенствъ своего предмета; но какъ можно любить тѣхъ, въ которыхъ мы ничего не видимъ, кромѣ коварства и злобы? Конечно, мы не можемъ любить зла, да и кто сего требуетъ? Чувствуйте все омерзѣніе къ порокамъ, какое они заслуживаютъ, — сего не запрещаютъ, но еще требуютъ; только не смѣшивайте ихъ съ самими людьми, въ которыхъ замѣчаете ихъ: отдѣливъ оные, вы еще найдете въ нихъ то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественнымъ любить врага, — развѣ менѣе противно природѣ ненавидѣть человѣка?

Человѣкъ! какое имя, какое обаятельное слово для обезоруженія самаго разъяреннаго мщенія! Природа развѣ не связала тебя съ нимъ тысящею нуждъ житейскихъ? Развѣ она не говоритъ за него въ твоемъ сердцѣ? Самъ Богъ любитъ его, печется /с. 287/ о немъ, хранитъ его, — и ты не страшишься, ненавидя слабаго, вооружить противъ себя Всесильнаго? Или ты думаешь, что Всевидящій не вступится за свое стяжаніе? Хотѣть наказать врага — есть наглымъ образомъ входить въ права Вседержителя, — это есть родъ возмущенія противъ воли Его и власти священной. Присвоивъ Себѣ человѣка безмѣрными благодѣяніями, Онъ хощетъ тою же рукою, которою даетъ ему блаженство, совершать ею же и наказаніе: Мнѣ отмщеніе, Азъ создамъ, глаголетъ Господь (Рим. ХII. 19).

Но для чего Богъ благости и милосердія пріемлетъ столь грозное титло — Бога отмщеній? Не по недостатку ли любви Своей? — Нѣтъ! Онъ сдѣлается врагамъ нашимъ врагомъ отъ избытка любви для обезопасенія нашей свободы и спокойствія....

Какое жалкое состояніе — платить ненавистію за ненависть и обидою за обиду! Чтó, если врагъ сильнѣе тебя?... Къ чему тогда послужитъ твоя любомстительность? Развѣ къ ускоренію твоей погибели? И при равныхъ силахъ чего ожидать, если не взаимнаго паденія и бѣдствія? Наконецъ, хотя бы онъ былъ и не въ состояніи противостоять тебѣ, — развѣ менѣе страшны тайныя ковы, нежели открытое нападеніе? А терзающія заботы, а ухищренія, а замыслы, а предпріятія обращающіяся на собственный вредъ, а мучительныя мысли даже о невозможной удачѣ своей, и еще мучительнѣйшія — о удачѣ противника, и наконецъ самыя удачи, сопровождаемыя самыми великими угрызеніями совѣсти, а иногда всеобщимъ презрѣніемъ? Ахъ, сколько терзаній для сердца ненавидящаго, — оно есть адъ на землѣ, пламя геенское!

Что же остается намъ для отвращенія сихъ самопроизвольныхъ мученій? Предаться Богу и отвѣтствовать на ненависть любовію, на коварство простотою, на злоумышленія доброжелательствомъ, на укоризны полезными совѣтами, на обиды благотвореніями, на проклятіе молитвами. Вотъ истинныя оружія противу врага! Сіе бо творя, по выраженію великаго Апостола, угліе огненно собираеши на главу его (Рим. ХII, 20). Сколько бы онъ ни былъ жестокъ и окамененъ, — твоя кротость поразитъ нечувствительное сердце, заставитъ раскаяться въ нанесенныхъ тебѣ оскорбленіяхъ. Она обращаетъ гнѣвъ его на него самого, — стыдъ сожигаетъ его. Такимъ образомъ любовь ко врагу не только служитъ средствомъ къ твоему спокойствію, но и сильнымъ для него /с. 288/ наставленіемъ; ты вступаешь тогда въ нѣкоторый родъ апостольства и дѣлаешься оружіемъ его обращенія къ добродѣтели!

По сей-то причинѣ милосердый Богъ за одну любовь ко врагамъ, какъ бы вмѣняя намъ и тѣ добродѣтели, къ которымъ возбуждаемъ другихъ, за одну сію добродѣтель обѣщаетъ прощеніе нашихъ грѣховъ: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный (Матѳ. VI, 14).

Удивительно, сл., дѣйствіе благодати! Какъ древле израильскій народъ, угрызаемый зміями, воззрѣвъ на мѣдное изображеніе змія, мгновенно исцѣлялся отъ смертоносныхъ своихъ язвъ: такъ человѣкъ, уязвленный эдемскимъ зміемъ и зараженный ядомъ грѣха, единымъ воззрѣніемъ любви на его подражателя, врага своего, возвращаетъ здравіе душѣ своей. Убо въ нашей волѣ есть — имѣть враговъ и благодѣтелей. Если мы великодушны и кротки, то они ничего не могутъ сдѣлать, развѣ подать случай загладить предъ Богомъ наши преступленія. Они сѣютъ плевелы, а мы пожинаемъ пшеницу: ихъ обиды суть наши заслуги.

Почто же мы теряемъ изъ виду столь великое преимущество, которое можемъ имѣть надъ нашими врагами? Мы смотримъ въ увеличительное стекло на малѣйшія невыгоды, отъ нихъ претерпѣваемыя. Не требуетъ ли благоразуміе взирать на все съ той стороны, которая намъ болѣе полезна, а менѣе огорчительна? Злословятъ? Благодарите нескромнаго врага вашего: вы узнаете способъ исправить погрѣшности, которыхъ лучшіе друзья вамъ бы не показали. Безчестятъ, лишаютъ добраго имени? Будьте спокойны; — какой вредъ для солнца, если какой безумецъ скажетъ, что оно мрачно? Такъ, если неблагонамѣренные находятъ въ вашей добродѣтели пятна, которыхъ она не имѣетъ, это ихъ, а не ваше безчестіе. Лишаютъ имѣнія? Нѣтъ нужды, если не считали его собственнымъ, но если и иначе думали, то имѣете случай узнать истину. Лишаютъ дѣтей, друзей? Сохраните добродѣтель, и вы соединитесь въ вѣчности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетаютъ, гонятъ? Господня земля, и исполненіе ея (Псал. ХХІII. 1). Гоненія человѣческія только приближаютъ къ царству Божію. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царство небесное (Матѳ. V. 10). Угрожаютъ смертію? Не бойтесь! жизнь и смерть въ одной рукѣ; а кто живетъ Хрісту, для того смерть есть пріобрѣтеніе (Фил. I. 21).

Если сіи размышленія не убѣждаютъ васъ взирать на вра/с. 289/говъ вашихъ безъ смятенія и гнѣва, взгляните на Голгоѳу, гдѣ небесная премудрость отъ невѣжества, невинность отъ адскаго преступленія, Творецъ отъ твари, Господь Спаситель отъ враговъ погибшихъ страждетъ и умираетъ. Гнушайтесь убо врагами Божіими, поражайте враговъ отечества, любите враги ваша. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 285-289.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.