Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1820 годъ.
XXXV.
22. СЛОВО ПО ОСВЯЩЕНІИ СОБОРНАГО ХРИСТО-РОЖДЕСТВЕНСКАГО ХРАМА, ВОЗДВИГНУТАГО ТЩАНІЕМЪ ЕЯ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА АГАѲОКЛІИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ПОЛТОРАЦКОЙ.
(Говорено архіепископомъ Тверскимъ Филаретомъ въ Тверскомъ Рождественскомъ монастырѣ, 18 іюля; напечатано въ собр. 1820 и 1821 гг.).

Слава же Господня вниде въ храмъ, по пути вратъ зрящихъ на востокъ. И взя мя духъ, и введе мя во дворъ внутренній: и се исполнь славы домъ Господень.И страхъ, и се гласъ отъ храма глаголющаго ко мнѣ, и мужъ стояше близъ мене, и рече ко мнѣ: сыне человѣчь, видѣлъ ли еси мѣсто престола Моего, и мѣсто стопы ногъ Моихъ, идѣже вселится имя Мое средѣ дому Израилева въ вѣкъ? (Іез. ХLІII. 4, 5, 6 и 7).

Сіи слова суть часть повѣствованія, въ которомъ пророкъ Іезекіиль описываетъ великое видѣніе храма. Для лучшаго вниманія, представимъ главнѣйшія обстоятельства видѣнія и повторимъ содержаніе прочитанныхъ теперь словъ. Храмъ Іерусалимскій, разрушенный Вавилонянами, лежалъ въ развалинахъ. Про/с. 258/рокъ былъ въ плѣну Вавилонскомъ. Однажды, по собственному его выраженію, была на немъ рука Господня, и онъ въ Божественномъ видѣніи приведенъ на землю Израилеву. Здѣсь, на горѣ, представляется ему какъ бы зданіе города и храма. Является нѣкто и измѣряетъ храмъ во всѣхъ его частяхъ. За сею частію видѣнія, въ которой показанъ Пророку планъ и долженствующее послѣдовать созданіе новаго храма, слѣдуетъ другая, въ которой представлено ему освященіе храма. Пророкъ выведенъ изъ него восточными вратами, и тѣми же Вратами входитъ въ него слава Господня. По семъ Духъ опять беретъ пророка во храмъ, и онъ видитъ, что полнъ славы домъ Господень. Наконецъ, къ довершенію видѣнія и для изъясненія видѣннаго, слышится изъ храма гласъ, и самъ Господь храма говоритъ Пророку: сынъ человѣческій! видѣлъ ли ты мѣсто престола Моего?

Не трудно усмотрѣть, что совершившееся нынѣ во храмѣ семъ имѣетъ сходство съ симъ пророческимъ видѣніемъ. Сходство можетъ-быть, не случайное. Вѣроятно, Богомудрые чиноположители Церковные, дабы внушить намъ, что освященіе храма точно есть дѣло Божественное, въ чинѣ освященія сего подражали чину Божественнаго видѣнія Іезекіилева. Послѣ того, какъ вмѣсто измѣренія всѣхъ частей храма, мы знаменали всѣ части его святымъ крестомъ, который есть всеобщая мѣра всего зданія церкви Христовой, — послѣ того, какъ духъ тайнодѣйствія вывелъ насъ изъ храма, — провозглашено шествіе Царя славы, и слава Господня, слава Іисуса распятаго, яко на Херувимской колесницѣ, почивающая невидимо на священныхъ останкахъ пострадавшихъ за Него мучениковъ, дѣйствительно вошла во храмъ, только не по пути вратъ зрящихъ на востокъ, но путемъ вратъ ведущихъ къ востоку, ибо Церковь Новозавѣтная уже не ожидаетъ посѣщенія Востока съ высоты, какъ ожидала Ветхозавѣтная, но паче сама шествуетъ къ Востоку высоты, по слѣдамъ возшедшаго на небо небесе на востоки (Псал. LХVII. 34), къ новому высочайшему откровенію славы Его. Итакъ, теперь еслибы кто имѣлъ очи Іезекіилевы, тотъ безъ сомнѣнія и здѣсь увидѣлъ бы полнъ славы домъ Господень.

Вообрази же, зритель сего новоявленнаго дома Господня, что Господь наполняющій теперь сіе мѣсто Своею Божественною славою, и тебя, какъ Іезекіиля, вопрошаетъ: сыне человѣчь, ви/с. 259/дѣлъ ли еси мѣсто престола Моего? Но для чего я сказалъ: вообрази? Какъ будто мы заставляемъ тебя воображать то, чего нѣтъ дѣйствительно. Не по произволу нашему истязуемъ тебя симъ вопрошеніемъ: мы приближаемся къ тебѣ только для того, чтобы сдѣлать оное для тебя болѣе вразумительнымъ; гласъ сей исходитъ изъ храма, изъ самой внутренности его, изъ самой сущности его. Если чинъ освященія не есть цѣпь праздныхъ обрядовъ, но тайнодѣйствіе одушевленное Духомъ Господнимъ; если храмъ Божій не то, что зданіе художника, но Духъ Господень воистину дышетъ здѣсь и тебѣ, присутствіе Божіе воистину глаголетъ и тебѣ: сыне человѣчь, видѣлъ ли еси мѣсто престола Моего?

Для чего сіе вопрошается? спроситъ кто-либо взаимно. Отвѣтствую: вопросъ, предложенный Богомъ Пророку, не могъ и не можетъ быть безполезенъ. Углубимъ вниманіе и почерпнемъ наставленіе.

Дѣло состоитъ въ томъ, чтобы каждый тщательно и безпристрастно испыталъ самого себя, видитъ ли онъ духомъ и ощущаетъ ли, какъ должно, во храмѣ Божіемъ присутствіе славы Божіей.

Не сказалъ бы кто на сіе, что въ такомъ испытаніи совсѣмъ нѣтъ нужды, потому что слава Божія невидима и непостижима. Не знаю, находилъ ли кто сію мысль въ умѣ своемъ: но примѣтно, что она лежитъ у сердца многихъ, какъ мягкое возглавіе, на которомъ они дремлютъ во храмахъ, пребывая въ нихъ безъ вниманія и чувствованія и не сокрушаясь о своей разсѣянности и безчувствіи. Испытаемъ, нельзя ли пробудить ихъ яснымъ свѣтомъ сей самой славы, которую они почитаютъ совершенно невидимою. Посмотрите, сколь видима она въ скиніи Моѵсеевой и въ храмѣ Соломоновомъ. И сконча Моѵсей, говоритъ книга Исхода, вся дѣла. И покры облакъ скинію свидѣнія, и славы Господни исполнися скинія. И не можаше Моѵсей внити въ скинію свидѣнія, яко осѣняше надъ нею облакъ, и славы Господни исполнися скинія (Исх. ХL. 33, 34 и 35). И внесоша, повѣствуетъ книга Царствъ, іереи кивотъ завѣта Господня на мѣсто его въ Давиръ храма, во святая святыхъ, подъ крыла херувимовъ. И бысть егда изыдоша іереи изъ святилища, и облакъ исполни храмъ Господень. И не можаху іереи стати служити отъ лица облака, яко исполни слава Гос/с. 260/подня храмъ (3 Пар. VІII. 6, 10 и 11). Такъ вселялась слава Господня въ скинію и храмъ во время ихъ освященія, и съ сего времени обитала въ нихъ безъисходно такъ, что истинные богопочитатели для того и входили въ сіи священныя мѣста, чтобы видѣть славу Господню, чтобы ощущать ея присутствіе; и не находили для себя ничего вожделѣннѣе, какъ быть въ семъ блаженномъ ощущеніи. Тако во святѣмъ явихся Тебѣ, взываетъ Давидъ къ Богу, видѣть силу Твою и славу Твою (Псал. LХII. 3). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ: едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню и посѣщати храмъ святый Его (Псал. ХХVI. 4). Что-жъ? неужели слава храма и скиніи кончилась со скиніею и храмомъ? Неужели Божество болѣе присутствіе свое открывало во святилищѣ ветхозавѣтномъ, нежели въ Церкви Христіанской? Не можетъ быть! Ибо весь законъ Моѵсеевъ, по изъясненію Апостола, имѣлъ только сѣнь грядущихъ благъ, а не самый образъ вещей (Евр. Х. 1) небесныхъ и божественныхъ; слѣдственно и въ святилищѣ ветхозавѣтномъ видѣнъ былъ не открытый свѣтъ славы Божіей, но только тѣнь сего свѣта, почему слава Божія и являлась тамъ въ видѣ облака. А насъ, говоритъ тотъ же Апостолъ, Богъ удоволилъ служители быти нову завѣту, не писмене, но духу: писмя бо убиваетъ, а духъ животворитъ (2 Кор. III. 6). Изъ сего заключаетъ онъ далѣе, что слава новозавѣтнаго священнослуженія далеко превосходитъ славу ветхозавѣтнаго: аще ли, говоритъ, служеніе смерти писмены образовано въ каменехъ бысть въ славу, яко не мощи взирати сыномъ Израилевымъ на лице Моѵсеево, славы ради лица его престающія: како не множае паче служеніе духа будетъ въ славѣ (7 и 8)? Наконецъ присовокупляетъ онъ, что мы можемъ не только видѣть славу Господню, но и сами пріобщаться ея и постепенно преображаться въ ея подобіе: мы же вси откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ той же образъ преобразуемся отъ славы въ славу, якоже отъ Господня Духа (18). Итакъ, не вѣрьте лукавой слѣпотѣ, которая смѣетъ увѣрять, что нельзя видѣть на небѣ солнца, и что предъ нимъ всѣ равно слѣпы; ибо хотя то правда, что предъ нимъ и ясное око слѣпотствуетъ, однако слѣпотствуетъ не по недостатку, но по преизбытку видѣнія. Не вѣрьте лжеименному раз/с. 261/уму, который, будучи слѣпъ для созерцанія славы Божіей и убѣгая стыда признаться въ слѣпотѣ своей, дерзаетъ увѣрять, что и вѣра не больше его видитъ въ Церкви. Не вѣрьте лукавой и лѣнивой плоти, которая, не терпя принужденія, долженствующаго разсѣять ея чувственную дремоту, мечтаетъ для своего успокоенія, что и ходящіе по духу не больше ея бодрствуютъ. Есть таинственное видѣніе невидимой славы Божіей въ храмѣ для ока вѣры; есть живое ощущеніе присутствія въ немъ Божія для чувства духовнаго. И потому, христіанинъ, если вожделѣнно для тебя состояніе вѣры, если драгоцѣнно увѣреніе, что ты на пути духа: то поставь себя со всею строгостію въ сіе Божественное испытаніе, видишь ли ты славу Божію, ощущаешь ли присутствіе Божіе во храмѣ? Видѣлъ ли еси мѣсто престола Моего?

Вижу я и еще убѣжище, куда нѣкоторые хотятъ уклониться отъ сего труднаго испытанія. Возможно ли, говорятъ, отъ каждаго требовать видѣнія того, что показано было Пророку? О, еслибы сія темная куща, которую хотятъ поставить на Ѳаворѣ, созидалась точно въ жилище смиренію, а не въ покровъ плоти, отягченной сномъ и среди Ѳаворскаго свѣта! По крайней мѣрѣ, какъ Петръ о поставленіи на Ѳаворѣ кущей для себя и соучениковъ, и для Самого преобразившагося Спасителя, но не для Моvсея и Иліи, бывшихъ тутъ же во славѣ, предлагалъ, не вѣдый, еже глаголаше (Лук. IХ. 33): такъ не знаютъ, что говорятъ, и тѣ, которые на горѣ Господней, въ селеніи славы Божіей, хотятъ поставить себѣ мрачную кущу невѣдѣнія, и думаютъ, что здѣсь-то имъ добро есть быти. Почему вы думаете, что при полуденномъ (или можетъ-быть уже вечернемъ) свѣтѣ христіанства вамъ прилично скрываться отъ видѣнія славы Божіей, которой зарю, еще въ нощи ветхозавѣтнаго времени, жаждали видѣть патріархи и пророки, и видѣли, и радовались (Іоан. VІII. 56)? Посѣщеніе Востока съ высоты, воплощеніе Сына Божія открыло міру болѣе, нежели что видѣли пророки; какъ Онъ Самъ говоритъ Апостоламъ: блажени очи видящіи, яже видите. Глаголю бо вамъ, яко мнози пророцы и царіе восхотѣша видѣти, яже вы видите, и не видѣша, и слышати, яже слышите, и не слышаша (Лук. Х. 24). Облакъ, который подъялъ Его отъ очію Апостоловъ, ничего не закрылъ отъ вѣры ихъ и нашея. То, чѣмъ блаженны были очи Апостоловъ, и, по вознесеніи /с. 262/ Хрістовомъ осталось видимымъ въ Его славныхъ обѣтованіяхъ: се азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. ХХVІII. 20); идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. ХVІII. 20). И потому Апостолъ не пророкамъ только и апостоламъ усвояетъ видѣніе славы Господней, но всѣмъ, только, разумѣется, истиннымъ и достойнымъ христіанамъ: мы вси откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ той же образъ преобразуемся. Внимай, христіанинъ, и разумѣй, что не требуютъ отъ тебя пророческаго достоинства, но качества всѣмъ истиннымъ христіанамъ общаго требуютъ, когда вопрошаютъ: видишь ли ты славу Божію во храмѣ? Видѣлъ ли еси мѣсто престола Моего?

Нѣтъ убѣжища, нѣтъ извиненія. Или скажи, что ты видишь, и тогда мы скажемъ тебѣ: блажени очи видящіи! Или признайся, что не видишь, и тогда ищи коллурія помазать очи твои, да видиши (Апок. III. 18); а если и о семъ нерадѣть будешь, то знай, что слѣпоту твою ожидаетъ тьма кромѣшняя.

Войдемъ же наконецъ въ самое дѣйствіе духовнаго испытанія; и дабы посредствомъ сего испытанія могли узнать себя и тѣ, которые не имѣютъ еще духовной опытности и не обладаютъ даромъ различенія духовъ и духовныхъ дѣйствій, то прежде обратимся не къ состоянію видѣнія и ощущенія духовнаго, можетъ-быть, незнакомому многимъ изъ насъ, но къ состоянію невидѣнія и нечувствія, не только всѣмъ общему по плотской природѣ, но не рѣдко встрѣчающемуся и съ тѣми, которые стараются ходить по духу. Вспомнимъ, что сіе мѣсто за три часа предъ симъ было не болѣе, какъ составъ камней, древъ и металловъ, и если жилъ въ семъ составѣ какой духъ, то развѣ духъ художника и строителя сего зданія. Помыслимъ, что теперь оно уже совсѣмъ не то; нѣсть сіе, скажемъ словами Боговидца Іакова, но домъ Божій и сія врата небесная (Быт. ХХVІII. 17). Вспомнимъ, съ какимъ чувствомъ взирали мы здѣсь прежде на простое дѣло рукъ человѣческихъ. Сравнимъ съ онымъ то чувство, съ какимъ теперь здѣсь же взираемъ на святилище Божіе, новосозданное силою тайнодѣйствія. Если тотъ же, какъ прежде, чувственный взоръ измѣряетъ пространство зданія, или покоится на блистающихъ украшеніяхъ; если та же, какъ прежде, разсѣянная мысль проходитъ отъ преддверія до олтаря храма, и не знаетъ, на чемъ /с. 263/ остановиться; если сердце остается въ хладномъ равнодушіи ко всему, что здѣсь совершается, или возбуждается только любопытствомъ, питается только новостію; если духъ, не чувствуя себя, продолжаетъ дремать на камнѣ и никакимъ внутреннимъ движеніемъ не пробуждается, дабы узнать, что онъ очутился во вратахъ небесныхъ, — то нечего далѣе испытывать; должно сказать рѣшительно, что мы не видимъ селенія славы Господней и мѣста престола Господня; мы совсѣмъ не были при освященіи храма; преграда непроницаемѣе каменной стѣны отдѣляетъ духъ нашъ отъ духовнаго святилища Божія, хотя тѣломъ и стоимъ мы въ стѣнахъ рукотвореннаго храма. Вотъ состояніе подобное состоянію идоловъ и идолопоклонниковъ, какъ описываетъ ихъ Псалмопѣвецъ: идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ: очи имутъ, и не узрятъ; уши имутъ, и не слышатъ; подобни имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня (Псал. СХІII. 12 и 16). Сколь же и стыдно, и горестно, и страшно предъ лицемъ Бога живаго быть въ состояніи безчувственнаго идолопоклонства!

Кто по благодати Божіей примѣчаетъ во внутренности своей нѣчто лучшее, тотъ измѣряй степень и испытуй чистоту своего видѣнія по видѣнію истинныхъ Боговидцевъ; и, видя свѣтъ духовный, благодари Свѣтодавца Бога, а отъ призраковъ духа лживаго бѣгай не менѣе, какъ и отъ тьмы плоти.

Когда Пророкъ, давшій намъ предметъ настоящей бесѣды, въ чистомъ, Божественномъ видѣніи увидѣлъ славу Божію, тогда, повѣствуетъ онъ самъ о себѣ: падохъ на лице мое. Подобно сему и другой Пророкъ, когда увидѣлъ Господа сѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, и исполнь домъ славы Его; тогда воскликнулъ: о окаянный азъ, яко умилихся, яко человѣкъ сый, и нечисты устнѣ имый, посредѣ людей нечистыя устнѣ имущихъ азъ живу, и Царя Господа Саваоѳа видѣхъ очима моима (Исаіи VІ. 1 и 5). Если и ты, христіанинъ, съ той минуты, какъ провозглашено во вратахъ сихъ шествіе Господа силъ, Царя славы, повергся духомъ твоимъ предъ Его величіемъ, такъ что, подобно падшему ницъ, видишь и чувствуешь только свою низость и высоту Покланяемаго и сокрушаешься о своемъ недостоинствѣ быть въ Его присутствіи: то дерзай вѣровать, что сіе чувство своего ничтожества и недостоинства впечатлѣно въ тебя близостію и присутствіемъ, /с. 264/ хотя еще не видимой, славы Божіей; и что если ты утвердишься въ семъ смиренномъ состояніи, то и тебя, какъ Іезекіиля, воздвигнетъ духъ и покажетъ тебѣ полнъ славы домъ Господень.

Когда святое чувство присутствія Божія посѣщало Божественнаго Псалмопѣвца, тогда онъ находилъ, что никакая, даже малѣйшая, часть существа его не была упражнена собою или другими тварями, но все безъ остатка было въ немъ обращено къ пріятію и возвѣщенію славы Божіей: вся кости моя рекутъ: Господи, Господи, кто подобенъ Тебѣ (Псал. ХХХIV. 10). Если и въ тебѣ, христіанинъ, и умъ о Богѣ только помышляетъ, и сердце только Бога взыскуетъ, и въ самыхъ чувствахъ только сіи духовныя движенія отражаются, то благо тебѣ: уже духъ вземлетъ тебя, и скоро, можетъ-быть, явственно узришь ты мѣсто престола Божія.

Когда Іисусъ Хрістосъ, по славномъ воскресеніи Своемъ, явился двумъ ученикамъ Своимъ на пути, тогда хотя тѣлесныя очи ихъ не узнали Его, но сердце ихъ воспылало неизъяснимымъ чувствомъ присутствія Его. Не сердце ли наше, говорили они послѣ, горя бѣ въ насъ, егда глаголаше нама на пути, (Лук. ХХIV. 32). Такъ и въ васъ, братія, свѣтомъ ли радости озаряется и расширяется сердце, стремящееся молитвою къ Богу; пламенемъ ли любви возгарается и растопляется, и особенно тогда, когда вы земную радость и любовь видите для васъ умершими: то благословенна ваша радость и любовь, и благословенъ Тотъ, Кто въ ней сокровенно является и явно сокрывается. Се Тотъ, Который сказалъ Своимъ: узрю вы, и возрадуется сердце ваше (Іоан. ХVІ. 22). Се Тотъ, Который обѣщалъ: любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. ХIV. 21).

Ни время, ни предметъ не позволяетъ намъ болѣе говорить о высшихъ степеняхъ таинственнаго видѣнія славы Господней. Тайна Господня боящимся Его, и завѣтъ Его явитъ имъ (Псал. ХХIV. 14). Онъ Самъ въ духѣ покажетъ имъ то, о чемъ языкъ плоти тщетно нѣмотствуетъ.

Но что скажемъ для тѣхъ, которыхъ душевныя очи или совсѣмъ слѣпотствуютъ невѣріемъ, или повреждены и омрачены разсѣяніемъ и нерадѣніемъ? Гдѣ найдемъ коллурій для ихъ врачеванія? Пророку, послѣ видѣнія храма, Богъ далъ для лишен/с. 265/ныхъ сего видѣнія повелѣніе: Сыне человѣчь, покажи дому Израилеву храмъ, и да престанутъ отъ грѣховъ своихъ. (Іез. ХLІII. 10). Какъ бы такъ сказалъ Господь: домъ Израилевъ не видитъ храма и сѣтуетъ на Вавилонянъ, которые лишили его радости сего видѣнія. Скажи дому Израилеву, что не Вавилоняне лишаютъ ихъ видѣнія храма: грѣхи ихъ лишаютъ ихъ видѣнія храма. Покажи имъ показанный тебѣ чертежъ новаго храма: и если они желаютъ узрѣть славу Его, то пусть очистятъ для сего чувства и сердца, грѣхами омраченныя и оскверненныя. Покажи дому Израилеву храмъ, и да престанутъ отъ грѣховъ своихъ. Если и мы, хвалящіеся именемъ новаго Израиля, подобно древнему, за нечистоту грѣховную лишены духовной радости духовно созерцать славу дома Господня и мѣсто престола Его, то и для насъ сказано: покажи дому Израилеву храмъ, и да престанутъ отъ грѣховъ своихъ. Взирая на священное благолѣпіе храма видимаго, будемъ помышлять о несравненной славѣ внутренней, таинственно въ немъ обитающей; и если духъ нашъ не просвѣщается Божественнымъ видѣніемъ, если сердце не оживляется небеснымъ ощущеніемъ, то, дабы исцѣлить душу нашу, употребимъ все тщаніе сохранить себя отъ грѣховъ, которые омрачаютъ ее и повергаютъ въ духовное нечувствіе.

Царю Господи Саваоѳъ! Ты единъ еси свѣтъ свѣтовъ, жизнь жизней. Просвѣщай выну и исполняй жизнію Твоею какъ послужившихъ Тебѣ созданіемъ сего храма во славу Твою, такъ и всѣхъ посѣщающихъ храмъ святый Твой, да видятъ нынѣ славу Твою въ зерцалѣ и гаданіи священныхъ тайнодѣйствій, а нѣкогда узрятъ и Тебе Самого, якоже еси, и будутъ жить въ Тебѣ, Господи Вседержителю, егда Ты самъ будеши храмомъ (Апок. ХХI. 22.) Іерусалима Небеснаго. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 257-265.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.