Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1818 годъ.
XXXIV.
21. СЛОВО ПРЕДЪ ПРИВЕДЕНІЕМЪ КЪ ПРИСЯГѢ САНКТПЕТЕРБУРГСКАГО ДВОРЯНСТВА И ГРАЖДАНЪ ДЛЯ ИЗБРАНІЯ СУДЕЙ.
(Говорено въ Казанскомъ соборѣ, января 20 дня 1818 года, Филаретомъ, епископомъ Ревельскимъ, викаріемъ Санктпетербургскимъ; напечатано отдѣльно)
 [1].

И рече судіямъ: видите, что вы творите, не человѣческій бо вы судъ творите, но Господень, и той съ вами въ словеси суда. И нынѣ да будетъ страхъ Господень на васъ (2 Пар. ХIХ. 6 и 7).

Судіямъ говорилъ сіе благочестивый царь: не сіе ли сказалъ бы онъ еще прежде избирателямъ судей, еслибы не самъ совершилъ дѣло избранія, а ввѣрилъ бы оное вельможамъ и гражданамъ? Избирателямъ судей не такъ же ли нужно знать и чувствовать важность суда, какъ и самымъ судіямъ? Собраніе судей есть сѣяніе того, что должно принести плодъ въ судѣ; а судъ есть жатва того, что посѣяно въ избраніи: можно ли надѣяться доброй жатвы послѣ худаго сѣянія и можетъ ли быть доброе сѣяніе, когда сѣятель не думаетъ о томъ, что сѣетъ? Сѣятели правды и мира! не посѣять бы вамъ неправды и раздора, клеветы и мздоимства? — Благородные мужи и граждане, облекаемые нынѣ въ санъ избирателей и такимъ образомъ поставляемые судьями будущихъ судей! готовясь произ/с. 251/несть торжественную клятву въ вѣрности сего чрезвычайнаго служенія вашего престолу и отечеству, разсмотрите прежде внимательно, какое важное дѣло предлежитъ вамъ. Видите, что вы творите.

Разсматриватели невнимательные видятъ въ дѣлѣ суда только человѣческое дѣло. Не все видятъ они здѣсь, что можно и должно видѣть. Но если даже смотрѣть только ихъ очами, то и тогда не трудно усмотрѣть, что устроеніе суда чрезъ избраніе блюстителей общественнаго порядка и правосудія есть одно изъ важнѣйшихъ дѣлъ человѣческихъ. Отъ него много зависитъ благо или зло многихъ людей, благоустройство или нестроеніе общества, совершенство, или несовершенство союза между главою и тѣломъ, то-есть между государемъ и государствомъ.

Судъ есть ограда собственности и личной безопасности, а судія есть стражъ сея ограды. Безъ суда всякая земля была бы, подобно какъ нѣкогда земля Ханаанская, землею поядающею живущія на ней (Чис. ХІII. 33); не было бы другой собственности, кромѣ добычи хищника, до которой не достигла еще рука другаго хищника; не было бы другой безопасности, кромѣ безопасности вооруженнаго и бодрствующаго воина, или безопасности сильнаго притѣснителя, доколѣ онъ не встрѣтился съ сильнѣйшимъ. Судъ, будучи хранилищемъ права собственности для каждаго, дѣлаетъ то, что и присвоенная хищникомъ собственность еще не потеряна для обладателя; а чрезъ сіе обезпечиваетъ обладаніе и тою, которая могла быть похищена. Будучи убѣжищемъ обиженныхъ или притѣсненныхъ, отражающимъ и поражающимъ притѣснителей, онъ ограждаетъ чрезъ сіе безопасность и тѣхъ, которые могли быть обижены или притѣснены. Но что есть и крѣпкая ограда, если стражъ ея ненадеженъ? Что есть и укрѣпленный законами судъ, если въ немъ дѣйствуетъ недостойный судія? Правда, законъ поставленъ не только для подсудимыхъ, но и для судіи, дабы вразумлялъ его и управлялъ имъ; но мудрость и справедливость закона суть заключенныя сокровища, если не отверзутся мудростію и справедливостію судіи. Законъ подчиненъ необходимости и не можетъ подвигнуться, чтобы удержать при себѣ судію; но судія свободенъ и можетъ уклониться отъ закона. Какъ искусный ловецъ, и хитрыхъ звѣрей уловляетъ, и поражаетъ сильныхъ, и приводитъ въ безопасность кроткое стадо: такъ искусный /с. 252/ судія, простирая мудрую сѣть законнаго изысканія и дѣйствуя силою законовъ, и уловляетъ коварныхъ, и низлагаетъ дерзкихъ преступниковъ, и приводитъ въ безопасность добрыхъ гражданъ; а у неискуснаго или невинные увязаютъ въ сѣти простираемой для виновныхъ, или виновные расторгаютъ ее. Судія справедливый, изъясняя законъ совѣстію, дѣлаетъ добро и невинному, котораго оправдываетъ, и виновному, котораго осуждаетъ, пресѣкая для одного зло, которое онъ претерпѣвалъ, въ другомъ — еще болѣе существенное зло, которое онъ дѣлалъ: а судія несправедливый бѣдственнѣйшимъ образомъ умножаетъ зло, которое долженъ былъ истреблять, или хотя уменьшать, ибо самый судъ наполняетъ тѣмъ, чему не долженъ былъ оставлять мѣста и за оградою суда; дѣлаетъ незаглажденныя обиды и ненаказанныя преступленія какъ бы безконечными; превращаетъ самый законъ въ орудіе беззаконія, добычу хищника въ законную собственность, обиды притѣснителя въ поступки справедливые, — и чрезъ то приводитъ добрыхъ въ уныніе, малодушныхъ въ отчаяніе, а поползновенныхъ въ искушеніе — искать счастія злодѣевъ. Сіи виды суда, свѣтлые, или мрачные, по качеству судіи въ немъ дѣйствующаго, предварительно должны быть предъ очами каждаго, участвующаго въ избраніи судей. Видите, что вы творите. Вы поставляете стражу къ собственности и безопасности каждаго, а слѣдственно и къ вашей собственности и безопасности.

Не ограничиваясь благомъ частныхъ людей, которое и не можетъ быть безъ общаго, судъ есть также орудіе общественнаго благоустройства и благосостоянія. Общество, будучи единымъ многочленовнымъ тѣломъ, отличается отъ тѣлъ естественныхъ тѣмъ, что его составъ образуется и сохраняется не столько силою необходимости естественной, сколько силою разума и свободы. И если тѣло человѣческое, управляемое необходимостію природы, для благосостоянія своего, имѣетъ нужду въ судѣ, который бы опредѣлялъ членамъ его родъ и мѣру дѣятельности и покоя, содержалъ общія и частныя его требованія въ предѣлахъ справедливости и пользы, наблюдалъ за его здравіемъ и, открывая болѣзни его, употреблялъ врачевства, или совсѣмъ отдѣлялъ чуждое для жизни цѣлаго: кольми паче искусственное тѣло общества человѣческаго для своего благоустройства и благосостоянія непрестанно требуетъ суда, который бы опредѣ/с. 253/лялъ и содержалъ въ равновѣсіи опредѣленныя права и обязанности его членовъ, такъ чтобы обязанности не стѣсняли правъ, и права не разрушали обязанностей; способствовалъ бы удовлетворенію потребностей общества, неразлучныхъ съ его бытіемъ, и пользамъ его членовъ, не нарушающимъ блага общественнаго; употреблялъ бы награды и наказанія не какъ принадлежности токмо частнаго правосудія, но и какъ средства, предохранительныя для общественнаго здравія, которое состоитъ въ господствующей любви къ порядку и добродѣтели, и врачебныя для общественныхъ болѣзней, которыя суть господствующія склонности къ порокамъ. Изъ сего видно, что судія, какъ блюститель общественнаго порядка, долженъ объимать и проникать мыслію весь составъ общества; долженъ постигать единство сего многочленовнаго тѣла въ самомъ основаніи онаго, и потребности его во всемъ ихъ разнообразіи, дабы могъ быть надежнымъ охранителемъ его жизни и врачемъ его болѣзней. Если мы осмотрительны бываемъ въ избраніи врача и для легкой болѣзни, даже малѣйшаго изъ членовъ нашего тѣла, — какая осмотрительность потребна вамъ, избиратели, въ избраніи врача, которому болѣе или менѣе ввѣрится здравіе и жизнь великаго тѣла общества. Видите, что вы творите.

Орудіе благосостоянія для цѣлаго тѣла общества и членовъ его есть особеннымъ образомъ орудіе верховной власти, которая есть глава и сердце сего тѣла. И всѣ члены тѣла соединены со главою и покорены ей; но не важнѣйшіе ли между прочими тѣ, которые, покорствуя ей, способствуютъ ея благотворному владычеству надъ прочими? Всѣ они почерпаютъ силу жизни отъ источника сердца; но не важнѣйшіе ли тѣ, которые, будучи ближайшими пріемниками ея, должны распространять ее по всему составу? Судія есть око верховной власти, дабы назирать благосостояніе всего тѣла государства и каждаго изъ членовъ его; ея мышца, дабы приводить ихъ въ правильное движеніе; ея рука, дабы простирать ее для охраненія ихъ; онъ есть пріемникъ и сопроводитель животворной силы, текущей отъ сердца во все тѣло государства, — любви государя къ подданнымъ. Но какой будетъ союзъ главы или сердца съ цѣлымъ составомъ тѣла — верховной власти съ обществомъ, если тусклое или померкшее око не будетъ представлять главѣ ни состоянія, въ которомъ находятся члены, ни опасностей, которыя имъ угрожа/с. 254/ютъ? — если разслабленная мышца не будетъ подымать тяжести членовъ, которые чрезъ нее должны быть приводимы въ движеніе, или будетъ производить только безпорядочныя содроганія? — если рука, по волѣ главы долженствующая покрывать и охранять члены, будетъ ихъ обнажать или терзать? — если орудія мудрости и благости государя будутъ преграждать ихъ благотворныя вліянія, а не распространять по всему составу государства? Вамъ, избиратели, предлежитъ, посредствомъ избранія, представить достойныя орудія верховной власти, представивъ ей таковыми еще прежде самихъ себя, въ самомъ избраніи; ваше дѣло долженствуетъ если не укрѣпить уже тѣснѣйшій союзъ государя съ государствомъ, по крайней мѣрѣ способствовать къ сохраненію его совершеннымъ и ненарушимымъ, — союзъ, всегда вожделѣнный, но тѣмъ болѣе драгоцѣнный въ нашемъ отечествѣ, чѣмъ очевиднѣе основывается онъ на любви и украшается довѣренностію государя къ подданнымъ, какъ свидѣтельствуетъ самое право избранія, вамъ дарованное; ибо не любовь ли побуждаетъ самодержавную власть оставлять подданнымъ столько свободы и, такъ сказать, независимости, что они могутъ сами себѣ давать управленіе? Не довѣренность ли изъявляется въ томъ, что самодержавная власть изъ рукъ подданныхъ пріемлетъ орудія своего дѣйствованія на подданныхъ? Вамъ, избиратели, предлежитъ оправдать сію высокую довѣренность, не огорчить сію державную любовь. Видите, что вы творите.

Доселѣ мы открыли нѣкоторые, человѣческіе только, виды суда и его только земное устроеніе. Но есть и въ земномъ судѣ, какъ и во всемъ земномъ, нѣчто небесное; или, по изреченію благочестиваго царя, судъ не есть просто человѣческое дѣло, но дѣло Божіе, при коемъ Богъ неотступно присутствуетъ. Не человѣческій вы судъ творите, но Господень, и Той съ вами въ словеси суда.

Божественное и въ человѣческомъ судѣ усматривается изъ происхожденія суда. Въ началѣ Богъ непосредственно былъ царемъ и законодателемъ человѣка; далъ ему право обладанія всею землею; положилъ предѣлъ сего права и законъ воспретительный, въ древѣ познанія добра и зла. Сдѣлано первое на землѣ преступленіе, и Богъ явился первымъ на землѣ судіею. Самъ изыскалъ и преступниковъ и преступленіе: гдѣ еси? — /с. 255/ что сіе сотворила еси? Самъ произнесъ опредѣленіе суда на искусителя и прельщенныхъ: проклятъ ты; — умножая умножу печали твоя; — проклята земля въ дѣлѣхъ твоихъ, и пр. Самъ Богъ также произвелъ судъ надъ первымъ человѣкоубійствомъ и противъ непризнающагося преступника поставилъ свидѣтелями проліянную кровь и Свое всевѣдѣніе: гласъ крове брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли. Богъ непосредственно судилъ растлѣнный первый міръ и опредѣлилъ ему казнь потопа; судилъ гордыхъ Вавилонянъ и наказалъ смѣшеніемъ языковъ; развращенныхъ Содомлянъ и, яко прозорливый врачъ душъ и тѣлесъ, цѣлые грады ихъ, какъ неисцѣльные и заразительные струпы на лицѣ земли, выжегъ огнемъ и жупеломъ. Поелику виновные уклонялись отъ Его суда, Онъ приносилъ его иногда, такъ-сказать, на мѣсто преступленія. Сниде Господь видѣти градъ и столпъ (Быт. XI. 5) Вавилонскій и когда умножился къ Нему вопль беззаконій Содомскихъ и Гоморрскихъ: сошедъ, сказалъ Онъ, узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются (Быт. XVIII. 21). Когда всѣ народы забыли истиннаго Бога и судъ Его: сей судъ открывался еще во Израилѣ, то чрезъ вождей и судей, воздвигаемыхъ самимъ Богомъ, то чрезъ Пророковъ, Имъ посылаемыхъ, то чрезъ Царей, Имъ освящаемыхъ. Дѣло Божіе не можетъ быть разрушено; потому и дѣло суда, переходя отъ избранныхъ Божіихъ къ избраннымъ человѣками судіямъ, не теряетъ и въ ихъ рукахъ своей Божественной важности. Такъ Моѵсей велѣлъ народу избрать судей; но избраннымъ сказалъ, что судъ Божій есть (Втор. I. 17). Іосафатъ поставилъ ихъ самъ, но также сказалъ имъ: не человѣческій вы судъ творите, но Господень. Но Богъ не можетъ оставить Своего дѣла; слѣдственно во всякомъ судѣ, который Его есть, Онъ и присутствуетъ и дѣйствуетъ. И той съ вами въ словеси суда.

Почему, спросятъ, можетъ-быть, Господь столь особеннымъ образомъ усвоилъ себѣ и обыкновенный человѣческій судъ? — Потому, что Онъ столь же особеннымъ образомъ усвоилъ себѣ человѣка, такъ что нѣтъ ни власти, ни любви, которой бы человѣкъ столько принадлежалъ, какъ власти и любви Божіей; и также потому, что нѣтъ никого, кому бы совершенно могло быть отдано сіе дѣло. Судіи земные требуютъ свидѣтеля, защитника, закона; и весьма часто недостаетъ у нихъ или свидѣ/с. 256/теля, или защитника, или закона; виновные не приносятъ своихъ преступленій предъ очи ихъ; невинные приходятъ къ нимъ съ своею невинностію, но она также невидима; кто нашелъ неподвижную точку равновѣсія между ревностію по правдѣ и милосердіемъ къ виновному? Но Богъ, и единъ Богъ самъ для себя есть все. И потому единъ всеразрѣшающій законъ суда — премудрость Божія; единъ свидѣтель вѣрный и истинный — всевѣдѣніе Божіе; единъ непремѣнный ходатай — милосердіе Божіе; единъ судія всей земли — вѣчное и всемощное правосудіе Божіе. Итакъ по необходимости Господь съ судіями въ словеси суда; блаженны судіи, если и они съ Господомъ въ словеси суда!

Видите ли, наконецъ, что вы творите, избирающіе судей и устрояющіе судъ. Вы уготовляете орудія самому Богу; для Него устрояете вы святилище. И понеже устроеніе суда, также какъ и самый судъ, Его есть, то и вы сами становитесь орудіями Его; ваше сословіе сонмъ Господень есть; Господь съ вами въ словеси избранія, подобно какъ и въ словеси суда. Зрите, имѣющіе очи видѣти, зрите сего вездѣсущаго Судію, невидимо стоящаго въ сонмѣ сильныхъ земли, судящаго судей и избирающаго или отвергающаго избирателей. Богъ ста въ сонмѣ боговъ: посредѣ же боги разсудитъ (Пс. LXXXI. 1). Онъ услышитъ не токмо каждое неправедное слово, но и неправедное молчаніе; не утаится отъ Него ни беззаконное исканіе, ни своекорыстное уклоненіе: безпечной недѣятельности Онъ также не оправдаетъ, какъ и своевольной дѣятельности. И если восхощетъ обличить — кто станетъ противъ обличенія его? Если же и умолчитъ, — кто снесетъ тяжесть гнѣва Его, когда она возрастетъ вмѣстѣ съ продолженіемъ попущенія, и грѣхи недостойнаго судіи возвергутся и на главу пристрастнаго избирателя.

Спасайтесь, устроители земнаго суда, отъ сего страха суда небеснаго, и да будетъ спасителемъ вашимъ сей самый страхъ. И нынѣ да будетъ страхъ Господень на васъ. Онъ есть начало премудрости и поможетъ вамъ усмотрѣть истину; онъ чистъ и сохранитъ васъ отъ неправды, и какъ васъ содѣлаетъ чистыми орудіями Промысла, такъ и вами устроитъ чистыя орудія священнаго дѣла суда.

Съ симъ страхомъ и вѣрою произнесите нынѣ обѣтъ вѣрности въ избраніи достойныхъ блюстителей частнаго и общественнаго блага.

/с. 257/ Богъ же, даяй цареви судъ Свой и правду Свою сыну цареву, да не отъиметъ отъ сыновъ царствія Россійскаго правды Своея и милости Своея во вѣки, ибо Господь правда наша (Іер. XXXIII. 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Это слово обязательно доставлено намъ Е. В. Барсовымъ изъ его собственнаго собранія.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 250-257.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.