Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1816 годъ.
XXX.
17. СЛОВО ПО ОСВЯЩЕНІИ ХРАМА ВОСКРЕСЕНІЯ ХРІСТОВА, УСТРОЕННАГО ПРИ ДОМѢ ЕГО СІЯТЕЛЬСТВА ГРАФА АЛЕКСѢЯ КИРИЛЛОВИЧА РАЗУМОВСКАГО.
(Говорено 30 іюля; напечатано отдѣльно и въ собр. 1820 и 1821 гг.)

Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и посѣщати храмъ Святый Его (Псал. ХХVI. 4).

Не дивно было бы, еслибъ искомое Давидомъ единое было вѣчное пребываніе въ дому Отца небеснаго, ибо единое сіе очевидно было бы все. Но Давидъ говоритъ здѣсь о благѣ, которымъ /с. 222/ думаетъ украсить дни живота своего; желаетъ утѣшенія посѣщать храмъ Господень, которое также принадлежитъ времени. А для времени мало ли чего можно бы просить отъ Господа? Напримѣръ: долгоденствія, благоденствія, здравія, богатства. И кто можетъ исчислить желанія и помышленія, непрестанно исходящія изъ глубокаго источника сердца человѣческаго? Мало ли чего искать имѣлъ бы нужду самый Давидъ? Напримѣръ: избавленія отъ враговъ, побѣдъ, мира, счастія семейственнаго, блага народнаго, и еще болѣе чего и дѣйствительно искалъ онъ въ молитвахъ своихъ — исторженія души своей отъ львовъ (Пс. ХХХIV. 17) невидимыхъ, избавленія отъ тайныхъ (Пс. ХVIII. 13) грѣхопаденій, сердца чистаго, духа праваго, радости спасенія (Пс. L. 12 и 14). Но вотъ его помышленія, желанія, молитвы, сближаются, соединяются и всѣ сокращаются въ единомъ прошеніи: едино просихъ. И дабы кто не подумалъ, что у него единое прошеніе на одинъ только случай потребы, онъ присовокупляетъ, что и въ иное время не взыщетъ помысловъ многихъ (Еккл. VII. 30), а всегда того же, что назвалъ единымъ: то взыщу. И чего же столь прилежно проситъ и столь ревностно ищетъ? — просихъ, и взыщу, еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и посѣщати храмъ Святый Его. Ищу, говоритъ онъ, и буду искать токмо близости къ Богу.

Благословенъ даяй молитву молящемуся (1 Цар. II. 9), и самъ же творяй волю боящихся его (Пс. СХLIV. 19). Вы стоите нынѣ, боголюбивые посѣтители новоявленнаго дома Божія, вы стоите здѣсь свидѣтелями того, какъ Господь благоволитъ нисходить къ желанію ищущихъ общенія съ нимъ. Се! освятилъ есть селеніе свое Вышній (Пс. ХLV. 5), и, просившему, осязательно даруетъ еже жити въ дому Господни, зрѣти красоту Господню, и посѣщати храмъ Святый Его.

Но войдемъ нѣсколько далѣе, по колику возможемъ, въ духъ изреченія Давидова о близости къ Богу. Какъ, при толикой скудости человѣческой и при толикихъ щедротахъ Божіихъ, близость къ Богу есть единственное просимое? и какъ, при всегдашней близости Бога къ человѣку, близость человѣка къ Богу есть всегдашнее искомое?

Едино просихъ отъ Господа, еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и по/с. 223/сѣщати храмъ Святый Его. Говоря о единомъ состояніи приближенія къ Богу, Пророкъ различаетъ однако здѣсь три особенные вида, или степени, сего состоянія.

Иное, — только жить въ дому Господни. Живутъ въ великомъ домѣ и рабы: живутъ трудомъ своимъ и щедротами господина своего; чувствуютъ благотворное дѣйствіе близости его къ нимъ, но не видятъ себя въ близости къ нему; развѣ издалеча только зрятъ лице его и совсѣмъ не имѣютъ дерзновенія посѣщать его въ его храминахъ внутреннихъ.

Иное, — жить въ дому Господнемъ и зрѣть красоту Господню. Видѣть внутреннія благолѣпныя храмины дома, предстоять лицу Домовладыки, собственнымъ окомъ наблюдать мановенія Его, собственнымъ ухомъ принимать Его повелѣнія, — есть жребій высшаго чина служителей и домочадцевъ.

Еще иное, — жить въ дому Господни, зрѣти красоту Господню и посѣщати храмъ Святый Его, или по точной силѣ изреченія Давидова на собственномъ его священномъ языкѣ — утренневать во храмѣ Его, не коснѣть уже въ преддверіяхъ, и не ожидать въ открытыхъ храминахъ дома, когда явится Домовладыка, но находить отверстый себѣ входъ въ сокровенное и всегдашнее мѣсто Его пребыванія, имѣть свободу съ каждымъ пробужденіемъ отъ сна устремляться въ тишину присутствія Его, въ сладость бесѣды Его, въ тайны совѣтовъ Его, въ причастіе благъ Его, жить не токмо въ близости къ Нему, но и въ непосредственномъ общеніи съ Нимъ, у самаго сердца Его, — есть преимущество друговъ, присныхъ и дѣтей.

Жить рабомъ въ дому Господнемъ конечно не есть верхъ блаженства. Рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его (Іоан. ХV. 15). Работаетъ ли онъ Господеви? — работаетъ со страхомъ. Радуется ли Ему? и — радуется съ трепетомъ (Пс. II. 11). Любы совершенная, изгоняющая страхъ (1 Іоан. IV. 18), еще не его доля. Но и у земныхъ владыкъ не бываетъ ли рабовъ, которымъ лучше быть рабами въ домѣ ихъ, нежели свободными внѣ его? Не еще ли лучше домъ Небеснаго Владыки, нежели домы земныхъ боговъ? Благословите же Господа вси рабы Господни (Псал. СХХХІII. 1), не токмо стоящіи въ храмѣ Господни, но и во дворѣхъ, только во дворѣхъ дому Бога нашего. О, Господи! восклицаетъ познавшій цѣну сего высокаго рабства, я рабъ Твой, и болѣе и болѣе себя порабощаю Тебѣ, /с. 224/ потому что Ты меня изъемлешь изъ несчастнѣйшихъ рабовъ грѣха, не пребывающихъ въ дому (Іоан. VІII. 34 и 35) Твоемъ, и даруешь мнѣ благодатную свободу: азъ рабъ Твой, азъ рабъ Твой, и сынъ рабыни Твоея: растерзалъ еси узы моя (Псал. СХV. 7). Міръ не понимаетъ сея свободы, въ которой живутъ рабы Господни въ дому Господнемъ, и потому продолжаетъ носить узы, которыя единъ Господь растерзать можетъ; а дабы увѣрить себя, что и у него есть своя свобода, непрестанно гремитъ своими оковами. Напротивъ живущій въ дому Господни въ семъ-то и находитъ одно изъ великихъ благъ сего жительства, что тамъ или не слышенъ, или по крайней мѣрѣ тише слышенъ шумъ и радостей міра, и сѣтованій его, равно нестройный и мятежный. Коль многое множество благости Твоея Господи, взываетъ Онъ, юже скрылъ еси боящимся Тебе, содѣлалъ еси уповающимъ на Тя предъ сыны человѣческими! скрыеши ихъ въ тайнѣ лица Твоего отъ мятежа человѣческа, покрыеши ихъ въ кровѣ отъ прерѣканія языкъ (Псал. ХХХ. 20 и 21). Если даже міръ, преслѣдуя бѣглеца своего, поколеблетъ, такъ сказать, самую ограду дома Господня, — что можетъ онъ сдѣлать кроющемуся за нею, какъ развѣ побудить его скрываться далѣе внутрь и такимъ образомъ проникать въ высшія, чистѣйшія, блаженнѣйшія обители? И чего подлинно не скрыто въ кровѣ Господнемъ для боящихся Господа! — все, что для блага ихъ можетъ премудрость изобрѣсти, могущество содѣлать, благость даровать, — все сіе какъ бы само собою обрѣтается въ тайнѣ лица Его, то-есть въ глубокомъ сознаніи умомъ Его вездѣсущія и въ живомъ ощущеніи сердцемъ Его близости. Ищутъ ли они просвѣтить тьму естественнаго въ поврежденномъ человѣчествѣ невѣденія о Богѣ (Прем. ХІII. 1)? — лице Его, въ тайнѣ котораго живутъ они сердцемъ, просвѣщается надъ ихъ умомъ, и они спѣшно научаются оправданіямъ Его (Псал. СХVІII. 135). Оскудѣваютъ ли они въ силахъ для праваго дѣйствованія по симъ оправданіямъ? — взирая въ присутствіе Божіе, они уподобляются рабамъ, которые, увидѣвъ стоящаго надъ ними домовладыку, забываютъ свое утомленіе и усугубляютъ свое дѣланіе. Такъ нѣкто дерзаетъ засвидѣтельствовать предъ самимъ Богомъ, что сохранилъ заповѣди Его — силою непрестаннаго хожденія предъ лицемъ Его: сохранихъ заповѣди Твоя и свидѣнія Твоя, яко вся путіе мои предъ Тобою, Господи (Псал. СХVІII. 168). /с. 225/ Такъ и самъ Богъ, приготовляя отца вѣрующихъ и повелѣвая ему быть совершеннымъ, не даетъ ему на то инаго средства или силы, какъ хожденіе въ присутствіи Божіемъ: ходи предъ лицемъ Моимъ, и буди совершенъ (Быт. ХVII. 1). Потребно ли для пріобрѣтенія и охраненія сего совершенства вести брань съ противными силами? — если ближайшее присутствіе подобострастнаго военачальника вливаетъ иногда духъ мужества и побѣды въ малодушныхъ дотолѣ воиновъ, — колико побѣдоноснѣе тотъ духъ, который сообщается духу человѣческому присутствіемъ и безпосредственною близостію Господа силъ? Посему-то духовный воинъ можетъ — иногда и долженъ — и не смотрѣть на врага и грозящія опасности, но на вождя взираетъ непрестанно: предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Пс. ХV. 8). Но какъ можешь ты, пригвоздивъ свой взоръ къ одному присутствію Вождя, или отражать нападенія, или уклоняться отъ стрѣлъ, или обходить преткновенія. — Все найду я въ очахъ Вождя моего: и мечъ, и щитъ, и безопасность, и побѣду, и миръ. Предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Пусть предстанетъ искушеніе такъ близко, какъ предстало нѣкогда Іосифу: кто имѣетъ очи предзрѣть Господа предъ собою выну; тотъ не поколеблется и низложитъ оное Іосифовымъ оружіемъ: како сотворю глаголъ злый сей, и согрѣшу предъ Богомъ (Быт. ХХХІХ. 9)? Но послѣдовало ли уже и паденіе? — увы! мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. Х. 12)! — однако поелику и праведникъ падаетъ (Притч. ХХIV. 16), дерзнемъ сказать въ утѣшеніе падающихъ: блаженъ, кто и въ паденіи не повредилъ очей своихъ, но, и сокрушенный грѣхомъ, еще видитъ себя предъ очами Того, Который не хощетъ смерти грѣшника (Іезек. ХVІII. 32). Ибо можетъ ли долго быть оставленъ безъ помощи младенецъ, поверженный при ногахъ матернихъ? Еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати изчадія чрева своего (Исаіи ХІХ. 15)? кольми паче любовь Божія, болѣе нежели матерняя, не забудетъ того, кто не отторгается отъ ея памятованія собственнымъ о Богѣ забвеніемъ, но, и низпадши далѣе своего естественнаго ничтожества, еще вѣруетъ предстоять Сущему. Наконецъ взираетъ ли самое Вездѣсущее на предстоящихъ ему, окомъ суда? должно ли и ходящимъ во свѣтѣ лица Господня (Псал. LХХХVІII. 16), по неисповѣди/с. 226/мымъ судьбамъ, проходить сѣнь смертную? страшно есть, еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. Х. 31)! — но испытавшій хотя отчасти жительство дома Господня и причастившійся благодати присутствія Божія знаетъ, что безъ сравненія было бы ужаснѣе бѣжать отъ правосудія Господня къ неправосудію враговъ Божіихъ. И что же онъ дѣлаетъ? — взирая во Хрістѣ на безконечное милосердіе, предается всею силою воли безконечному правосудію, не отрекаясь никакихъ скорбей, страданій, умерщвленій, но признавая и въ нихъ дары небесные. Да впаду въ руцѣ Господни, яко многи суть щедроты Его зѣло (1 Парал. ХХI. 13). А такимъ образомъ изъ преданности у него произникаетъ надежда; аще и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. ХХII. 4). Изъ скорбей рождаются преизбыточествующія утѣшенія: по множеству болѣзней моихъ въ сердцѣ моемъ, утѣшенія Твоя возвеселиша душу мою (Псал. ХСIII. 19). Изъ страданій и умерщвленій жизнь и покой: проидохомъ сквозѣ огнѣ и воду, и извелъ еси ны въ покой (Псал. LXV. 12).

Таковы суть нѣкоторые виды онаго желаннаго Давидомъ жительства въ дому Господни.

Надлежало бы простерть оные далѣе, расширить, возвысить и показать вамъ участь тѣхъ, которые не токмо живутъ въ помощи вышняго и водворяются въ кровѣ Бога небеснаго (Псал. ХС. 1), не токмо стоятъ съ возведенными къ Нему очами, яко очи рабъ въ руку господій своихъ и ожидаютъ, дондеже ущедритъ ихъ (Псал. СХХII. 2), но уже веселятся радостію съ лицемъ Его (Псал. ХХ. 7), которые, протекши опредѣленное имъ поприще очищенія, вступили въ высшія и чистѣйшія стези свѣта; зрятъ не токмо власть и силу Божію, во всемъ дѣйствующую, но и красоту Господню, во всемъ являющуюся; измѣряютъ близость Господа не столько страхомъ и трепетомъ, сколько любовію и восхищеніями.

Надлежало бы отверсть храмъ святый, оное внутреннѣйшее святилище Божія на земли присутствія, гдѣ Богъ открывается ближе, нежели яко владыка или домовладыка; гдѣ онъ благоволитъ быть познаваемъ избранными своими, яко чадолюбивѣйшій отецъ, яко самая любовь, яко совершеннѣйшее единство; куда они восходятъ утренневать не по денницѣ сего стихійнаго неба, но по денницѣ возсіявающей въ сердцахъ ихъ (2 Петр. I. /с. 227/ 19); гдѣ ихъ собственная жизнь скрывается, какъ луна, и жизнь Хрістова восходитъ въ нихъ, яко солнце; гдѣ внятно слышатъ они, какъ Единородный Сынъ Божій не стыдится братію нарицати ихъ (Евр. II. 11); гдѣ, какъ приснымъ Богу и другамъ своимъ, Онъ сказуетъ имъ все, что слышалъ отъ Отца своего (Іоан. ХV. 15); гдѣ они откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе въ той же образъ преобразуются отъ славы въ славу (2 Кор. III. 18), и среди святѣйшія церкви вездѣсущія сами освящаются въ церкви Бога жива, въ которыхъ живетъ Духъ Божій (1 Кор. III. 16); гдѣ они даже и не просятъ ничесоже: ибо, находя всѣ молитвы свои уже исполненными, еще прежде принесенія ихъ могутъ токмо говорить съ Первороднымъ: Отче, хвалу Тебѣ воздаю, яко услышалъ мя еси (Іоан. ХI. 41); гдѣ наконецъ имъ, яко наслѣдникамъ Божіимъ (Рим. VIII. 17), усвояется все, такъ что, міръ ли, или животъ, или смерть, или настоящая или будущая, вся ихъ суть (1 Кор. III. 22).

Но вотще бы слово человѣческое усиливалось извлечь и разсыпать по стогнамъ безцѣнныя и безчисленныя сокровища дома Господня. Единъ Святый Истинный, имѣяй ключъ Давидовъ, отверзетъ (Апок. III. 7) ихъ достойному, ищущему ихъ по слѣдамъ Давида.

Между тѣмъ уже мы можемъ усматривать, къ наставленію нашему, сколь праведно Давидъ избралъ единымъ достаточнымъ предметомъ своихъ желаній близость къ Богу, какъ область свободы и безопасности, какъ убѣжище отъ суеты и злобы міра, какъ открытое хранилище вышнихъ силъ, какъ твердыню отъ нападеній, какъ дверь милосердія, какъ горнило чистоты, какъ чертогъ свѣта, какъ святилище высочайшихъ таинствъ, какъ небо еще на земли и вѣчность еще во времени.

И кто жъ бы не пожелалъ слѣдовать ему въ исканіи сего единаго на потребу (Лук. Х. 42; Матѳ. VI. 33), за обрѣтеніемъ коего все прилагается?

Взыщу, еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и посѣщати храмѣ святый Его. Чего хочетъ онъ искать? скажутъ можетъ-быть. Если Богъ вездѣсущъ, то и домъ Его вездѣ. Долго ли надобно искать того, чего потерять негдѣ? Тѣ, которые стали бы говорить такимъ образомъ, чрезъ сіе самое признались бы, что /с. 228/ еще они, какъ должно, не искали жительства въ дому Господнемъ. Иначе не думали бы обладать онымъ такъ безпечно.

Богъ вездѣсущъ: но могутъ ли жить въ Его вездѣсущіи тѣ, которые не токмо не ищутъ близости къ Нему, но еслибы могли, то сами повелѣли бы Ему оставить ихъ: отступи отъ насъ; путей твоихъ вѣдѣти не хощемъ (Іова ХХІ. 14)? — Имъ возмѣрено будетъ избранною ими мѣрою. Богъ не хотяй беззаконія Ты еси, Господи! не преселится къ Тебѣ лукавнуяй, ниже пребудутъ беззаконницы предъ очима Твоима. Удаляющіися отъ Тебе погибнутъ (Псал. V. 5 и 6; LХХII. 27).

Богъ вездѣсущъ: но живутъ ли въ Его вездѣсущіи тѣ, которые ни окрестъ себя, ни въ себѣ ничего не видятъ и не чувствуютъ, кромѣ міра и тварей, въ нихъ полагаютъ и весь свой трудъ и все свое успокоеніе; наслаждаются пріобрѣтеннымъ, какъ своею собственностію, а не даромъ Божіимъ; ищутъ потребнаго себѣ только у тѣхъ, которые, подобно имъ, ничего не имѣютъ собственнаго, и воспоминаютъ о Богѣ развѣ только для роптанія предъ Нимъ на свои недостатки? — Нѣтъ! не рабы они Божіи, но изгнанники дома Господня, которые мнятъ царствовать въ своемъ заточеніи.

Богъ вездѣсущъ: но живутъ ли въ вездѣсущіи Его и тѣ, которые хотя и познаютъ Его вездѣсущее, но составляютъ о немъ токмо скоропреходящіе и никакого слѣда въ сердцѣ ихъ не оставляющіе, мысленные образы; хотя признаютъ Божій промыслъ, но не хотятъ усматривать его непрестаннаго милованія и храненія надъ самими собою, и вмѣсто того, чтобы вкушать и видѣть, яко благъ Господь (Псал. ХХХIII. 9), хотя, кажется, видятъ, но совсѣмъ не вкушаютъ? — Они суть чуждые зрители дома Божія, которые иногда могутъ даже показывать другимъ нѣкоторые внѣшніе чертежи Его, но сами не причащаются внутреннихъ благъ Его и не обладаютъ Его сокровищами.

Богъ вездѣсущъ, и наипаче здѣсь во храмѣ есть имя Его, и очи Его, и сердце Его (3 Цар. ІХ. 3); но да не будетъ сіе сказано въ оскорбленіе сего священнаго мѣста — всѣ ли точно и здѣсь приступаютъ къ престолу вездѣсущія? Умолчимъ, какъ о несущихъ отъ сего двора, о тѣхъ, которыхъ можетъ приводить сюда лицемѣріе или нѣчто сему подобное. Нѣтъ ли даже между искренними любителями дома Божія такихъ, которые во храмѣ рукотворенномъ, въ семъ чувственномъ и осязательномъ /с. 229/ представленіи вездѣсущія, едва-едва обрѣтаютъ нерукотворенный храмъ Божія присутствія; удерживаются долу тѣмъ самымъ, что долженствовало бы воскрилять ихъ горѣ; слышатъ глаголы Божіи, но не ощущаютъ въ нихъ духа и живота (Іоан. VI. 63); предстоятъ при славословіяхъ, но не могутъ еще съ Давидомъ сказать себѣ самимъ: возстани слава моя, возстани псалтирю и гусли (Псал. СVII. 3); или, наконецъ, когда и обрѣтаютъ нѣчто здѣсь, не умѣютъ того износить отселѣ въ напутствіе себѣ?

Богъ вездѣсущъ, и по неизреченному своему снисхожденію столько приближается ко всѣмъ и каждому, что, по изреченію Апостола, готовъ бы дать осязать себя, когда не могутъ видѣть Его и внимать Ему: да поне осяжутъ Его и обрящутъ, яко не далече отъ единаго коегождо насъ суща (Дѣян. ХVII. 27); но, несмотря на сіе, многіе ли дерзнутъ исповѣдать о себѣ гласомъ божественной любви: обрѣтохъ, егоже возлюби душа моя; удержахъ Его, и не оставихъ его (Пѣсн. III. 4)?

Итакъ, истинная близость къ Богу должна быть предметомъ ревностнаго исканія и плодомъ неослабнаго подвига. Взыщите Господа, и утвердитеся: взыщите лица Его выну (Псал. СIV. 4).

Давидъ не сказалъ намъ, какъ онъ будетъ искать жительства въ дому Господни; но самыя слова его: просихъ, взыщу, вразумляютъ насъ, что средствами его были — и нашими должны быть — всегдашняя молитва и постоянное обращеніе къ Богу всѣмъ существомъ своимъ, мыслію, сердцемъ, дѣятельностію.

Къ Тебѣ, Господи, воздвигаемъ души наши (Псал. ХХIV. 1). Тебѣ рече нынѣ сердце наше съ сердцемъ возлюбленнаго Тебѣ Давида: лица Твоего, Господи, взыщу (Пс. ХХVІ. 8). Взыщи Самъ ищущихъ Тебе. Близъ еси намъ, Господи, паче, нежели мы себѣ самимъ. Введи убо насъ во святое и страшное, но вкупѣ и вожделѣнное, вездѣсущее Твое, и даждь еже жити въ семъ дому Твоемъ вся дни живота нашего. Отврати очи наши, еже не видѣти суеты (Псал. СХVІII. 37): но устрой ихъ зрѣти несозданную красоту Твою. Возбуди насъ отъ смертнаго сна грѣховнаго, и даруй намъ утренневати Тебѣ вѣрою и любовію какъ въ часы моленія въ видимомъ храмѣ святыни Твоея, такъ и выну, въ невидимомъ святилищѣ благодатнаго присутствія Твоего. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 221-229.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.