Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1814 годъ.
XXVII.
14. БЕСѢДА ИЗЪ ПСАЛМА LXXXIII, ПО ОСВЯЩЕНІИ ХРАМА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ, ВЪ ПАМЯТЬ ЯВЛЕНІЯ ВСЕЧЕСТНЫЯ ИКОНЫ ЕЯ КАЗАНСКІЯ, УСТРОЕННАГО ВЪ ДОМѢ ЕГО СІЯТЕЛЬСТВА ГР. ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА КОЧУБЕЯ.
(Говорена 13 ноября; напечатана въ собр. 1820 и 1821 гг.).

Коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ! (Псал. LXXXIII. 2).

Сія древняя пѣснь, безъ сомнѣнія, многократно уже воспѣта и въ семъ, хотя только еще обновленномъ, селеніи Господа силъ. Ее торжественно воспѣла Церковь при священномъ обновленіи сего храма. Ее дѣятельно воспѣли тѣ, которые толико возлюбили Божіе на земли селеніе, что восхотѣли подъ одинъ кровъ соединить оное съ жилищемъ собственнымъ. Не знаю, примѣтили-ль вы сами за собою, но Церковь съ утѣшеніемъ предполагаетъ, что и каждый изъ находящихся теперь въ семъ домѣ Божіемъ, входя во врата его, внутренно воспѣвалъ оную пѣснь: ибо для чего бы тому и ступать чрезъ сей священный прагъ, кто не чувствуетъ, коль возлюбленна селенія Господа силъ? — Впрочемъ, если пѣсни суть пища торжествъ, чувственныя — земныхъ, духовныя — небесныхъ, и если Нашъ умъ и чувства безъ утомленія и многократно возвращаются къ тому, /с. 198/ что любезно сердцу, — то возобновимъ еще въ заключеніе настоящаго торжества, — возобновимъ нѣкоторые звуки благолѣпнаго псалма Израилева, дабы, сколько можно, точнѣе и постояннѣе согласить съ оными наши чувствованія. Поучимся отъ пѣснопѣвца Божія, не столько устами, сколько духомъ и сердцемъ, и не только пребывая во храмѣ, но и ходя въ мірѣ, воспѣвать сію пѣснь: коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силь! Желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни.

Всѣ люди болѣе или менѣе чувствуютъ, что имъ не достаетъ прибѣжища, гдѣ блуждающее ихъ сердце постоянно могло бы обитать и неусыпающія желанія — успокоиться, но многіе не знаютъ, или, лучше, не стараются знать истиннаго своего покоища. Расширяютъ свои жилища: — и производятъ только болѣе прежняго пустоты. Ходятъ въ домы пира, — и возвращаются или съ бременемъ пресыщенія, или съ лютѣйшимъ прежняго гладомъ къ сладостямъ чувствъ. Велятъ своей душѣ почивать на обиліи благъ земныхъ, но все, что есть плоть, слишкомъ жестоко и грубо для опочиванія духа, и на такомъ одрѣ, по минутной дремотѣ, онъ пробуждается съ новымъ каждый разъ безпокойствомъ. Иные, находя область чувствъ, для своихъ желаній, тѣсною и скудною, переносятся въ обширныя страны воображенія; усматриваютъ тамъ нѣкіе храмы славы, вкуса, земной мудрости; устремляются къ нимъ, — но, приближаясь, находятъ, что сіи величественные храмы, въ которыхъ они думали обоготворить себя, суть или призраки воздушные, или зданія на пескѣ, на краю бездны, въ которыхъ не только жить, но и на время успокоиться не можно. Такъ всякая душа въ мірѣ желаетъ и скончавается, истаяваетъ какъ воскъ отъ огня желаній, — и течетъ по предметамъ дольняго міра, истощаясь подобно потоку, раздѣленному на многія вѣтви и теряющемуся въ дебряхъ, — истощаясь безполезно, если не умѣетъ дать единаго истиннаго направленія своему стремленію, или, по другому изображенію Псалмопѣвца, она носится съ своими желаніями по пространству сотворенныхъ вещей, какъ птица, ищущая храмины, или гнѣзда, идѣже положитъ птенцы своя.

Познай, бѣдная душа, всегда пришельствующая въ мірѣ, всегда томимая гладомъ, всегда обуреваемая страстями, всегда утомленная разнообразіемъ суетъ, твое пристанище, твое жилище, твое насыщеніе, твое покоище, твое богатство, /с. 199/ твое существенное благо. Единъ Богъ есть все сіе. Какъ вещи земнаго свойства естественно стремятся къ землѣ и, только упадая на нее, приходятъ въ покой, только на ней обрѣтаютъ свое постоянное пребываніе: такъ небесное существо души, яко дыханіе жизни отъ устъ Божіихъ, естественно стремится взыти паки къ Богу и въ немъ долженствуетъ вѣчно жить, покоиться и блаженствовать. По той мѣрѣ, какъ душа, рѣшительно, и всѣми своими силами, предается спасительному стремленію къ своему началу: для препобѣжденія сопротивнаго стремленія плоти, влекущей къ землѣ, самъ Богъ, чрезъ Сына Своего, посылаетъ ей помощь отъ Святаго: и, будучи воскриляема вѣрою и любовію, она вземлется горѣ, дабы прейти все земное и все сотворенное и достигнуть въ селенія Господня, во дворы Его и въ самый домъ Его. На семъ токмо горнемъ пути, сколь ни труднымъ и непроходимымъ онъ кажется очамъ плоти, — токмо на немъ обрѣтать можно то, чего безполезно ищутъ на землѣ. Здѣсь многообразныя желанія человѣческой души, освободясь отъ бренія и праха, подобно чистымъ токамъ, сливаются въ одинъ великій потокъ, скорѣе или медленнѣе, но вѣрно долженствующій соединиться съ моремъ безконечнаго блаженства. Не вотще она желаетъ, и не въ суетномъ разсѣяніи скончавается — она желаетъ и скончавается во дворы Господни. Тогда она воспѣваетъ съ Псалмопѣвцемъ: птица обрѣте себѣ храмину, и горлица гнѣздо себѣ, идѣже положитъ птенцы своя: такъ я — олтари Твоя, Господи силъ, Царю мой и Боже мой. Какъ та веселится, находя гнѣздо себѣ, ибо предвкушаетъ радости чадородія; такъ я утѣшаюсь, притекая къ олтарямъ Твоимъ, ибо знаю, что если я принесу въ жертву Тебѣ сердце сокрушенно, — Ты созиждешь во мнѣ сердце чисто (Псал. L. 12 и 19), изведешь отъ сердца каменнаго сердце плотяное, — (Іез. ХХХVІ. 26) и возмеши его туда, гдѣ его сокровище.

Нѣкоторые въ темномъ ощущеніи познаютъ важность олтарей и, повидимому, не чуждаются дома Божія, но не разумѣютъ ни того, какъ должно въ него входить, ни того, какъ обращаться въ немъ. Поставивъ тѣло во храмѣ, увѣряютъ себя, что уже пребываютъ съ Богомъ, но находящіеся въ семъ положеніи не болѣе иногда принадлежатъ дому Божію, какъ — если позволено такъ изъясниться — истуканы украшающіе только на/с. 200/ружность его. Служатъ Богу, какъ рабы, не столько для того, чтобы совершить волю Его, сколько для того, чтобы токмо уклониться отъ гнѣва Его. Работаютъ ему въ уреченное время, какъ наемники, дабы получить отъ Него плату земныхъ благословеній, и потомъ на враговъ Его — на міръ и плоть, — иждивать дары Его. Какое несообразное съ величествомъ и благостію Божіею Богослуженіе! Какое нестроеніе въ сравненіи съ благолѣпными славословіями вѣрныхъ рабовъ Божіихъ, друговъ Его и присныхъ Его дома! Кто желаетъ истинно приближиться къ Богу, тотъ все существо свое долженъ устроить въ священный органъ, дабы воспѣвать сію пѣснь дома Божія: коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ! — Сердце мое и плоть моя взыграшася къ Богу живу. Не рабскій страхъ гонитъ меня къ служенію Твоему, Господи, но паче Твоя любовь, изгоняя страхъ мой, влечетъ во слѣдъ Тебѣ. Не сокровищъ и даровъ Твоихъ алкаютъ мои желанія, — мнѣ вожделѣнны и возлюбленны Твои селенія, Твоя близость, Твое общеніе. Не мню я приближиться къ Тебѣ одними устами, — Твоя любовь обдержитъ всего меня и все бытіе мое восхищаетъ къ Богу живому.

Дабы вразумить насъ болѣе о семъ въ чистой любви совершающемся приближеніи къ Богу, руководствующій настоящею бесѣдою Псалмопѣвецъ даетъ намъ примѣтить особенно два состоянія любителей дома Божія. Однихъ представляетъ онъ живущими въ немъ: блажени живущіи въ дому Твоемъ. Другихъ — приметающимися: изволихъ приметатися въ дому Бога моего. Взглядъ на сіи крайнія степени пребыванія въ дому Божіемъ долженствуетъ показать намъ, до чего и какъ достигать могутъ стремящіеся къ соединенію съ Богомъ.

Блажени живущіи въ дому Твоемъ. — Но какъ можно, среди пришельствія въ мірѣ, жить въ дому Божіемъ? — Домъ Божій не чуждъ никому, развѣ кто самъ отчуждаетъ себя отъ него. Въ него можно входить и отъ Юга, и отъ Сѣвера, и отъ Запада — къ вѣчному Востоку. Домъ Божій есть присутствіе Божіе. Кто живо и дѣятельно начинаетъ ощущать сіе святое и освящающее присутствіе и молитвенно къ нему обращаться, тотъ входитъ въ домъ Божій. Кто пребываетъ въ семъ ощущеніи постоянно и неуклонно или, по древнему слову Писанія, ходитъ предъ Богомъ (Быт. ХVІI, 1), тотъ живетъ въ домѣ Божіемъ. Чѣмъ дѣйствительнѣе и плодотворнѣе ощущеніе при/с. 201/сутствія Божія, тѣмъ внутреннѣе и совершеннѣе пребываніе въ домѣ Божіемъ. Наставляющій насъ Псалмопѣвецъ указуетъ путь или лѣствицу сего духовнаго дома Божія, утвержденную въ сердцѣ вѣрующаго въ силу Божію и дѣйствію ея преданнаго человѣка: блаженъ мужъ, емуже крѣпость его у Тебе: восхожденія въ сердцѣ своемъ положи. Пресѣченіе Богопротивныхъ дѣлъ, Богопротивныхъ желаній, Богопротивныхъ помысловъ, воспріятіе Богоугодныхъ помышленій, Богоугодныхъ желаній, Богоугодныхъ дѣяній образуетъ различныя стези и степени восхожденія въ селенія Божіи, во дворы Его и въ домъ Его. Естественно, что подвизающійся въ семъ Божественномъ жительствѣ, дабы не уклониться отъ него чрезъ разсѣяніе въ мірѣ, колико можно, часто входитъ и въ видимый домъ Божій; покланяется ко храму Святому Его въ сыновнемъ страхѣ и любви; прилѣпляется къ сему Божію на земли селенію такъ, что въ немъ находитъ свой покой, а внѣ его трудъ, внѣ его пришельствіе, а въ немъ жилище, внѣ его мятежъ, а въ немъ тишину: и тогда онъ живетъ, можно сказать, и въ видимомъ домѣ Божіемъ, также какъ въ невидимомъ Его присутствіи. Видите жителя дома Божія.

Зрите и преимущество сего жительства — блажени живущіи въ дому Твоемъ, восклицаетъ Пѣснопѣвецъ дома Божія, въ вѣки вѣковъ восхвалятъ Тя. — Міролюбцы столь же мало понимаютъ сіе блаженство, какъ и состояніе, которому оно принадлежитъ: имъ извѣстно токмо человѣкоугодливое ласкательство, сугубое бремя, которымъ они отягчаютъ въ одно время и свою совѣсть и свое самолюбіе; но не хвала праведная и Божественная, коею исполненные благъ отъ Господа изливаютъ въ Него свое блаженство и въ то же время въ сугубую мѣру въ немъ оное почерпаютъ. Хвала Богу есть цвѣтъ блаженства, которымъ процвѣтаютъ насажденные въ дому Бога нашего (Псал. ХСI. 14), и она же есть плодъ, въ которомъ ихъ блаженство созрѣваетъ. Ибо когда корень и основаніе сихъ живыхъ древесъ утверждены во благѣ, когда всѣ сосуды ума и сердца, всѣ стеблія и вѣтви желаній и помышленій орошены, исполнены, напоены водами благодати и спасенія, — тогда на высотѣ духовныхъ силъ, устремленныхъ горѣ, непрестанно возникаетъ, расширяется и созрѣваетъ въ исполненіи единое желаніе и единое дѣйствіе — хвала и прославленіе Источника благихъ. — Воистину, /с. 202/ Господи, блажени живущіи въ дому Твоемъ! Упіются отъ тука дому Твоего, и потокомъ сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источникъ живота, во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ (Псал. ХХХV, 9 и 10). — Помыслите, христіане, о сихъ неизреченныхъ благахъ, даруемыхъ другамъ и приснымъ дома Божія, къ которымъ, и мы должны принадлежать. Если жизнь сладка и въ семъ скудномъ, непрестанно изсякающемъ потокѣ, отъ котораго мы ея причащаемся по внѣшнему человѣку: то колико сладостнѣе должна она становиться по той мѣрѣ, какъ мы будемъ приближаться къ самому источнику живота! Если пріятенъ сей видимый стихійный свѣтъ, который одинъ открываетъ намъ чудеса тѣлеснаго міра, открываетъ однакоже въ нѣкоемъ смѣшеніи свѣта и тьмы: то какое уготовано намъ зрѣлище, когда, какъ провидитъ Пророкъ, мы должны наконецъ видѣть въ духовномъ и святомъ свѣтѣ Божіемъ, и видѣть одинъ чистый свѣтъ, не обезображенный никакимъ примѣшеніемъ тьмы! Не думайте, что сіи блага совершенно заключены и запечатлѣны въ единомъ небѣ: нѣкою частію онѣ и на земли сокрыты въ дому Божіемъ, — въ непрестанномъ сердечномъ обращеніи къ Богу и всецѣломъ приближеніи къ Нему человѣка вѣрою и любовію. Нѣкто изъ присныхъ Божіихъ испыталъ на земли такое восхищеніе, котораго, повидимому, небеса не вмѣщаютъ. Что ми есть на небеси? — взываетъ онъ къ Богу — и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? — Не землю только пренебрегаетъ: что восхотѣхъ на земли? — самое небо не привлекаетъ его: что ми есть на небеси? Чѣмъ же толико исполненъ и удовленъ ты, друже Божій? — Мое сердце, говоритъ онъ, обрѣло и на вѣки стяжало Бога своего: Боже сердца моего, и часть моя Боже во вѣкъ (Псал. LХХII. 25 и 26).

Столь высокій и въ дольнемъ мірѣ намъ показанъ жребій для привлеченія насъ пришельствующихъ и блуждающихъ въ мірѣ, въ отеческій домъ Божій; но да не возмнитъ кто-либо тотчасъ похитить оный жребій избранныхъ отъ руки Божіей. Дары милосердія подаются смиренію и терпѣнію. И посему самъ Псалмопѣвецъ дома Божія, изображая блаженство живущихъ въ семъ домѣ, не дерзаетъ пріобщить себя къ сонму ихъ: блажени живущіи въ дому Твоемъ. Напротивъ, онъ предоставляетъ себѣ и въ то же время, для послѣдованія за нимъ, указуетъ всѣмъ приступающимъ къ Богу /с. 203/ низшую и болѣе доступную степень пребыванія въ дому Божіемъ: изволихъ приметатися въ дому Бога моего. Знаю, говоритъ, что я не достоинъ быть въ числѣ присныхъ Божіихъ, и входить во внутренняя дома Его: хощу по крайней мѣрѣ стоять у вратъ его и присѣдѣть на прагѣ его, какъ странникъ, ищущій мѣста успокоенія, или какъ нищій, ожидающій даянія отъ руки милосердія.

Но знаете ли, какое благо заключается и въ семъ, повидимому, отверженномъ состояніи любящаго домъ Божій? — Изволихъ приметатися въ дому Бога моего, сказалъ онъ, и присовокупляетъ: паче неже жити въ селеніихъ грѣшничихъ. Лучше, подобно безкровному пришельцу, хотя на краткое время, опочить на прагѣ дома Божія, нежели жить и блаженствовать въ мірѣ безъ Бога и благодати Его. Лучше, подобно убогому, простирать просящую руку къ Богу, нежели, отвратясь отъ Него, пріобрѣтать, обиловать и расточать. Лучше быть послѣднимъ рабомъ Божіимъ, нежели божествомъ языческимъ.

Но уже время намъ прервать гласъ Псалмопѣвца, ибо нашъ долгъ — не столько слушать чуждую, какъ воспѣвать собственную пѣснь во славу дома Божія, и не только воспѣвать Его блаженство, но и отверзать себѣ входъ въ сіи блаженныя селенія и жить, или, по недостоинству нашему, хотя приметатися въ дому Бога нашего. Итакъ, внидите и не преставайте входить во врата Его во исповѣданіи, во дворы Его въ пѣніихъ (Псал. ХСIХ. 4) вы, которымъ должно быть извѣстно внушаемое Апостоломъ искусство — во псалмѣхъ и пѣніихъ, и пѣснѣхъ духовныхъ глаголати себѣ самимъ — въ созиданіе и возбужденіе, и паки, воспѣвати и пѣти въ сердцахъ вашихъ Господеви (Еф. V. 19) — въ жертву хваленія и благодаренія. Врата храма суть истинныя врата дома Божія: идѣже бо аще два или тріе собрани во имя Господа, ту есть и Онъ посредѣ ихъ (Матѳ. ХVІII. 20): но входя во врата сіи тѣломъ, полагайте духовныя восхожденія въ сердцѣ вашемъ, чтобы духъ не оставался внѣ священной ограды — въ селеніихъ грѣшничихъ. Въ искреннемъ обращеніи къ Богу, въ вѣрѣ, въ любви, въ смиреніи заключены дивныя восхожденія въ тайная дома Божія. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 197-203.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.