Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1814 годъ.
XXVI.
13. СЛОВО НА ДЕНЬ ТОРЖЕСТВЕННАГО ВѢНЧАНІЯ НА ЦАРСТВО И СВЯЩЕННАГО МVРОПОМАЗАНІЯ БЛАГОЧЕСТИВѢЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА.
(Говорено — неизвѣстно гдѣ; напечатано отдѣльно и въ собр. 1820 и 1821 гг.).

Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. ХХ. 2).

Не будемъ нынѣ изслѣдывать, слушатели, чья наипаче радость исходитъ изъ устъ Давида въ семъ восклицаніи молитвенномъ: собственная ли радость Давида, когда онъ, въ нѣкоторый, подобный настоящему, день съ торжественною благодарностію воспоминалъ, какою чудесною силою вознесенъ онъ былъ отъ стада на престолъ, и колико кратъ видѣлъ спасеніе Господне, явленное для себя и въ себѣ для цѣлаго народа; или предвкушаемая радость Мессіи, котораго въ пророческомъ духѣ созерцалъ онъ восшедшаго на высоту и сѣдящаго, яко Царя, одесную силы Божія, да въ Немъ узритъ всяка плоть спасеніе Божіе. Будучи не только пророкъ Хріста Богодухновеннымъ словомъ, но и пророчественный образъ его, Богоправимою жизнію, Давидъ могъ сліять сію сугубую радость во едину. Какъ бы то ни было, мы не можемъ сомнѣваться въ томъ, что Царь по сердцу Божію возвѣщаетъ намъ радость истинно царскую.

/с. 191/ Сынове Сіони! Вы предстоите здѣсь для того, чтобы предъ Богомъ возрадоваться о Царѣ своемъ отъ Бога помазанномъ, вѣнчанномъ и превознесенномъ. Праведно, ибо истинная радость Царя и царства едина есть. Итакъ, вслушаемся прилежнѣе въ священный гласъ радости сея исходящій изъ устъ Царя Пророка; послѣдуемъ, сколько можемъ, его восхищенію или, паче, наставленію; онъ ведетъ насъ чрезъ радость Царя въ радость Господа; онъ проповѣдуетъ силу Божію и спасеніе Божіе, какъ твердѣйшее основаніе и чистѣйшій источникъ царственной радости.

Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло.

Радость и счастіе Царя и царства начинается тогда, когда ощущается сила, отражающая страхъ коварствъ или насилій, въ которомъ каждое общество естественно находится. Если законъ гражданскій ручается за безопасность частную, то спокойствіе общественное и неприкосновенность самого закона охраняется силою. Сердце государства слабаго потрясается отъ каждаго движенія, происходящаго близъ его предѣловъ, и легкій вѣтръ молвы кажется ему грозною бурею.

Но если слабыя царства принуждены быть въ непрестанномъ безпокойствѣ со стороны сильныхъ, то и сильныя не менѣе могутъ страшиться сильнѣйшихъ, и сильнѣйшія союза многихъ, или счастливой дерзости единаго. И гдѣ же основаніе, на которомъ бы могущество сильныхъ земли утверждалось незыблемо? И есть ли невозмущаемая радость для царей и царствъ?

Человѣки проходятъ сушу и море, ища подпоръ для своего утвержденія, и пристаница для своей безопасности. Въ искусствѣ градодержавства, принятомъ отъ міродержителей тмы вѣка сего, сила и насиліе, мудрость и ухищренія, мужество и дерзость, искренность и притворство, вѣрность и клятвопреступленіе, союзъ и распри, миръ и война, золото и желѣзо, — словомъ, все безъ разбора пріемлется орудіемъ для созиданія мечтательнаго величія и могущества. Но сіе обиліе въ средствахъ всегда ли, — по крайней мѣрѣ часто ли, приводитъ къ желаемой цѣли? Даетъ ли преимущество предъ тѣми, которыхъ и предпріятія, и пособія къ ихъ совершенію — заключаются въ предѣлахъ справедливости? — О, еслибы тѣ, которые столь неутомимо работаютъ надъ сооруженіемъ великаго кумира суеты, не/с. 192/престанно разсыпающагося въ рукахъ ихъ, упразднились и обратились бы съ Соломономъ къ безпристрастному разсматриванію суеты! Подобно ему, они бы увидѣли подъ солнцемъ, яко ни легкимъ теченіе, ниже сильнымъ брань, ниже самому мудрому хлѣбъ, ниже разумнымъ богатство, ниже вѣдущимъ благодать, яко время и случай случится всѣмъ симъ (Еккл. ІХ. 11).

Время и случай: такъ на языкѣ міра называетъ Премудрый недовѣдомую міру причину происшествій. Но что есть время, какъ не движеніе вещей подъ перстомъ Вѣчнаго? Что есть случай, какъ не сила невидимая, сокрытая въ дѣйствіяхъ видимыхъ, но не предвидимыхъ, тѣнь руки Вседержителевой, облаченіе Провидѣнія? — О время, на котораго непостоянство толико жалуются легкомысленные, и которое столько же обвиняютъ въ медленности, какъ и въ скорости, колико вѣрнымъ показалось бы ты намъ, еслибы мы внимательнѣе наблюдали твое вышнее измѣреніе — милостію и судомъ, искушеніемъ и воздаяніемъ, долготерпѣніемъ и наказаніемъ! О, случай, которому слѣпотствующіе зрители міра приписываютъ собственную ихъ слѣпоту, колико бы ты явился провидящъ и праволученъ, когда бы мы довольно имѣли прозорливости, чтобы открыть тайную руку направляющую твои стрѣлы на ихъ мету, и отличить, подобно Пророку, стрѣлу спасенія (4 Цар. ХІII. 17) отъ стрѣлы всегубительства!

Дотолѣ все въ мірѣ какъ непонятно и сомнительно, такъ ненадежно и опасно для насъ, доколѣ, не примѣчая въ немъ вышней премудрости всеучреждающей и силы всесозидающей, мы думаемъ устроить на земли свое блаженство собственнымъ только мудрованіемъ и усиліями. Вотще, говоритъ пророкъ Моаву, имѣлъ еси надежду во оградахъ твоихъ, и въ сокровищахъ твоихъ, и ты ятъ будеши (Іерем. ХLVIII. 7). Нощію, то есть, внезапно и непредвидѣнно, погибнетъ земля Моавитская (Исаіи ХV. 1). Еда, взываетъ другой къ князю Тирскому, еда хитростію твоею или смысломъ твоимъ сотворилъ еси себѣ силу, или во мнозѣй хитрости твоей, и въ куплѣ твоей умножилъ еси силу твою? умреши смертію язвенныхъ въ сердцѣ морстѣмъ (Іезек. ХХVІII. 4, 5 и 8). Будемъ, слушатели, внимательны и къ настоящимъ судамъ Божіимъ, также какъ и древнимъ, и пріимемъ отъ устъ Пророка совершившуюся уже притчу сію на новаго царя Вавилонскаго, на сего надмѣннаго исполина недавно /с. 193/ мечтавшаго раздѣлить державу вселенныя со Вседержителемъ: сокруши Богъ яремъ грѣшниковъ, поразивъ языкъ грѣшный, работающій властителю неправедному, язвою ярости, еюже не пощадѣ (Исаіи ХIV. 6). Безсмертный годъ благословенныя Богомъ державы, коему священный предѣлъ нынѣ полагаемъ! Ты гласомъ грома взываешь къ симъ шатающимся дерзостію языкамъ, и не престанешь взывать къ родамъ грядущимъ, да не глаголютъ высокая, въ гордыни, и да не хвалится сильный о себѣ силою своею, но о семъ да хвалится хваляйся, еже разумѣти и знати Господа (1 Цар. II. 3 и 10).

Блаженъ народъ, который, не дѣлая себѣ идола изъ собственнаго могущества, славы и величія, полагаетъ сердце свое въ силу Божію. Блажени людіе, имже Господь Богъ ихъ. Предзря его выну предъ собою, и одесную себя, они не подвижутся никакимъ смятеніемъ и опасностію. Царство, управляемое вѣрою и упованіемъ на Бога, если возмущается несправедливостію и притязаніями сыновъ чуждихъ, успокоивается въ Богѣ судителѣ праведномъ и крѣпкомъ; если угрожается насиліемъ, прибѣгаетъ къ Богу препоясующему силою; если открыто ковамъ тайнымъ и нападеніямъ нечаяннымъ, имѣетъ хранителя, который не воздремлетъ, ниже уснетъ; если даже изнемогаетъ, чаетъ Бога спасающаго немощныхъ отъ малодушія и отъ бури отчаянія. Вступая въ праведную брань, оно дерзаетъ противу цѣлаго міра, признавая верховнымъ вождемъ своимъ того, который благоволилъ нарещися Богомъ воинствъ, который исходитъ въ силахъ возлюбленнаго ему народа и даетъ крѣпость людемъ своимъ: пріобрѣтая миръ, оно сугубо наслаждается имъ, и какъ благомъ земнымъ и какъ благословеніемъ небеснымъ, зная, что Господь благословляетъ люди своя миромъ. А когда о Богѣ сотворитъ оно себѣ такую силу, въ которой и враги его начнутъ усматривать перстъ Божій, тогда его радость и веселіе столько же неотъемлемы у него, сколько сила Божія непобѣдима, милость непреложна и слава неприкосновенна.

И сія-то радость, сіе-то веселіе отверзаютъ сердце и уста царя Псалмопѣвца: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Не могущество человѣческое, не могущество собственное утѣшаетъ меня, Господи! суетно то утѣшеніе, которое міръ можетъ и даровать и похитить. Но когда помышляю, что Ты устроилъ меня избраннымъ орудіемъ Твоея силы, тогда въ бла/с. 194/годарномъ восхищеніи я забываю самого себя; я ощущаю токмо Твою вседѣтельную силу, о ней веселюся, ее славлю; ею живу и блаженствую. Господи, силою Твоею возвеселится царь!

Впрочемъ чувствованіе могущества есть еще половина царственной радости. Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло.

Если сила и могущество царей и народовъ есть талантъ ввѣряемый имъ отъ Господа силъ, то не иначе, какъ вѣрностію въ его употребленіи, могутъ они обогатиться до преизбытка и внити въ полную радость Господа своего. Если рабъ, сокрывающій въ землю свое сокровище и не приносящій Господу лихвы своего дѣланія, и находитъ нѣкоторое успокоеніе въ безпечности своей и услажденіе въ своекорыстіи: но вскорѣ является Судія и Мздовоздаятель, и призракъ счастія исчезаетъ.

Было время, когда самый Давидъ, — ибо и праведники падаютъ, — когда самый Давидъ возжелалъ насладиться только могуществомъ своимъ, которое онъ думалъ видѣть во многочисленности повинующагося ему народа: да увѣмъ число людемъ (2 Цар. ХХIV. 2). Но еще онъ не вкусилъ сего наслажденія, какъ уже впалъ въ гнѣвныя руцѣ владѣющаго царствомъ человѣческимъ: и даде Господь смерть во Израили (2 Цар. ХХIV. 15). То, что содѣлалъ здѣсь Богъ рукою чудодѣйственною, вразумляя своего избраннаго, совершается нѣкоторымъ образомъ и повсюду самымъ естественнымъ теченіемъ дѣлъ человѣческихъ. Тогда какъ на земли живѣйшимъ образомъ начинаютъ ощущать собственное могущество, въ слѣпомъ самонадѣяніи проповѣдывать миръ и утвержденіе и счислять токмо выгоды, а не обязанности сопряженныя съ дарованною отъ Бога силою, — тогда въ судьбахъ небесныхъ уже написанъ приговоръ разрушенія и всегубительства: и даде Господь смерть во Израили. Отъ мечтательнаго самодовольства рождается безпечность, безпечностію питается роскошь, а сія есть уже язва смертная и на крѣпость, и на мудрость, и на благоустройство, и на обиліе.

Но если успокоивающее чувствованіе могущества опасно тогда, когда оно погружаетъ въ мечтательное самодовольство и бездѣйствіе; то неменѣе пагубно и тогда, когда сила становится только средствомъ къ умноженію силы, и приводится въ дѣйствіе духомъ преобладанія, ибо сила погубляется какъ бездѣйствіемъ, такъ и непрестаннымъ напряженіемъ. Хотя бы духъ преобладанія и не/с. 195/былъ осуждаемъ верховнымъ Владыкою міра, онъ долженъ рано или поздно самъ уготовать себѣ гибель потому, что принужденіемъ возбуждаетъ противъ себя и противоборствующія и поборствующія ему силы, раздражаетъ въ одно время и притѣсняемыхъ, и тѣхъ, которые могутъ опасаться притѣсненія, и чрезъ самыя завоеванія и порабощенія превращаетъ только враговъ внѣшнихъ и открытыхъ — въ домашнихъ и сокровенныхъ. Но и взаимно, хотя бы онъ не былъ во враждѣ самъ съ собою, онъ долженъ быть истребленъ правосудіемъ Вседержителя, производя въ Его державѣ крамолу и возмущеніе и преступая предѣлы судебъ Его. Егда раздѣляше Вышній языки, говоритъ первый дѣеписатель міра, постави предѣлы языковъ по числу Ангелъ Божіихъ (Втор. ХХХII. 8): конечно въ сіе время положено было и то, да будетъ единъ Вышній царемъ всея земли. Каждый, кто когда либо съ царемъ Вавилонскимъ желалъ въ семъ быти подобенъ Вышнему, и домогался всемірнаго единовластительства, подвергался единому съ царемъ Вавилонскимъ осужденію: во адъ снидеши и во основанія земли (Исаіи ХIV. 14 и 15).

Одно только есть истинное, такъ какъ и естественное, направленіе народнаго могущества — направленіе ко благу общественному и спасенію бѣдствующаго человѣчества. Если царь и народъ имѣютъ то благословеніе Провидѣнія, что ихъ сила, открываясь въ собственномъ ихъ спасеніи отъ опасности, простирается и на спасеніе другихъ народовъ страждущихъ подъ тяжкимъ и несправедливымъ игомъ, тогда счастіе оныхъ не обманчиво и радость ихъ исполнена. Если Богъ не только намъ, но и чрезъ насъ являетъ спасеніе свое, то мы есмы не только предметъ, но и дѣйствующее орудіе промысла Его; и что можетъ быть надежнѣе сего состоянія, только бы мы своеволіемъ не исторгались изъ руки Его? Мы есмы споспѣшники благости Его; и что можетъ быть величественнѣе и блаженнѣе сего служенія?

Посему-то сила Божія и спасеніе Божіе составляютъ полную радость и веселіе Богоправимаго царя. Слѣдуя болѣе небеснымъ, нежели земнымъ внушеніямъ и ощущеніямъ, онъ не радуется о погибели своихъ враговъ: видя ихъ паденіе, онъ сѣтуетъ о ихъ ожесточеніи, милуетъ ихъ несчастіе. Не устремляется отъ побѣдъ къ преобладанію, но восхищается тѣмъ, что, спасенный Богомъ, имѣетъ власть споспѣшествовать спасенію /с. 196/ людей Божіихъ. Не превозносится высотою своего служенія: онъ бы устрашился его, еслибы не предложилъ Бога помощника себѣ. Не утѣшается своею славою, но приноситъ ее Богу Спасителю. Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло.

Такова, слушатели, радость Давида и такова радость Александра, — такова наконецъ — поколику и мы можемъ раздѣлять ее, — такова должна быть всеобщая радость настоящаго дня. Не слышите ли вы еще и нынѣ радостными сердцами, какъ Благочестивѣйшій Самодержецъ въ то самое время, когда желаетъ воздать достойную славу побѣдоносному воинству своему, возносясь духомъ къ Богу, воспѣваетъ Давидскую пѣснь: не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу? Или какъ показуя намъ совершившіяся подъ его водительствомъ чудеса брани, паки восклицаетъ Давидски: кто Богъ велій, яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ творяй чудеса! Или, какъ, управляя сердцами разнородныхъ воиновъ и правителей, плѣнивъ сердце враждебнаго царства силою оружія, и сердца враговъ правотою и благостію, на высотѣ своея славы, вновь исповѣдуетъ, что единъ Богъ всѣмъ управляетъ. И что еще, — блаженная преданность воли предержащей, волѣ всеуправляющей, — уже не токмо исповѣдуетъ сущее, но и предощущаетъ и предрекаетъ грядущее дѣйствіе Промысла надъ своими дѣяніями, Единъ Богъ, говоритъ, всѣмъ управляетъ, Онъ же и совершитъ сіе дѣло, и великое дѣло спасенія сокрушенныхъ царствъ и стенящихъ народовъ и умиренія міра совершается.

Сынове Россіи! возрадуемся о царѣ своемъ, и съ царемъ своимъ, истинно царственною и Божественною радостію, да пронесется по всѣмъ мѣстамъ и временамъ грядущимъ, паче же да проникнетъ во всѣ сердца и души животворящій гласъ радости и спасенія, слышанный Пророкомъ въ селеніяхъ праведныхъ, гласъ народной радости: десница Господня сотвори силу; гласъ веселія царева: десница Господня вознесе мя (Псал. СХVII. 15 и 16).

Воистину, Господи, ты самъ вознесъ избраннаго отъ людей своихъ, и положилъ его первенца, высока паче царей земныхъ. Силою Твоею веселится Россійскій Царь, и о Твоемъ токмо спасеніи, прежде надъ нами, потомъ чрезъ насъ и надъ всѣмъ родомъ хрістіанскимъ совершающемся, радуется благодареніемъ /с. 197/ и упованіемъ. Въ сихъ чувствованіяхъ исходилъ онъ прежде изъ предѣловъ своея державы для защищенія и спасенія, и нынѣ исходитъ паки для умиренія и облагоденствованія народовъ. Воздаждь ему исполнену сію радость великаго Твоего спасенія. Господи, спаси царя, и услыши насъ, вмѣстѣ съ нимъ восписующихъ Тебѣ славу и честь и силу. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 190-197.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.