Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1811 годъ.
XXI.
8. СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ ДВАДЕСЯТЬ ЧЕТВЕРТУЮ ПО ПЯТДЕСЯТНИЦѢ, ПО СЛУЧАЮ ПОМИНОВЕНІЯ ПОКОЙНАГО ДѢЙСТВИТЕЛЬНАГО ТАЙНАГО СОВѢТНИКА 1 КЛАССА ГРАФА АЛЕКСАНДРА СЕРГѢЕВИЧА СТРОГАНОВА ВЪ ЧЕТЫРЕДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПО ЕГО КОНЧИНѢ.
(Говорено въ Лазаревской кладбищенской церкви, что въ Александроневской Лаврѣ, 5 ноября; напечатано отдѣльно).

Не плачитеся: не умре бо, но спитъ [1] (Лук. VІII. 52).

Можно пожелать себѣ несчастія, чтобъ имѣть такого Утѣшителя. Одно слово Его превращаетъ смерть въ легкій кратковременный сонъ: не умре бо, но спитъ. Чтобы доставить утѣшеніе сѣтующимъ, Онъ самъ подвергается осмѣянію: ругахуся Ему (53). Онъ прикасается мертвому тѣлу — и возвращаетъ ему душу: и воскресе абіе (55).

Но благословенъ Господь, Коего дары тѣмъ болѣе обильны и повсемственны, чѣмъ болѣе вожделѣнны и необходимы! Іисусъ Хрістосъ вчера и днесь, той же и во вѣки (Евр. ХIII. 8). Онъ доселѣ и творитъ и глаголетъ, — и творитъ словомъ и глаголетъ дѣлами. Сынъ вдовы Наинской, дщерь князя сонмища, Лазарь, другъ Іисуса, воззванные отъ смерти къ жизни во дни Его пребыванія на земли, не суть единственные причастники Его благоволенія; но токмо ранніе предвѣстники нашего въ Немъ блаженства. Воскрешая ихъ, Онъ проповѣдуетъ намъ, что вѣруяй, аще и умретъ, оживетъ (Іоан. ХI. 25) и тройственнымъ сего рода знаменіемъ внушаетъ ожиданіе тройственнаго воскресенія, да, по /с. 159/ пророчественному желанію Апостола, всесовершенъ нашъ духъ и душа и тѣло непорочно въ его славное пришествіе сохранится (1 Сол. V. 23). Такъ, истощая владычество смерти до основаній, Онъ не оставляетъ ей ниже имени: не умре, но спитъ.

И естественный человѣкъ издревле имѣлъ гаданіе, что гробъ не есть послѣдній предѣлъ бытія его. Приникая въ открытую предъ нимъ книгу истины, перстомъ Божіимъ написанную внѣуду — въ твореніяхъ видимыхъ, и внутрьуду — въ себѣ самомъ, онъ читалъ въ ней предсказаніе о своемъ безсмертіи. Подлинно, вся природа вопіетъ противъ ужасной мысли о уничтоженіи. Растенія увядаютъ, и прозябаютъ; зерно умираетъ, чтобы дать жизнь древу или злаку; засыпаетъ пресмыкающееся — и пробуждается окриленнымъ; грубѣйшія сущности разрѣшаются въ тончайшія; свѣтъ удаляется, и возвращается; времена оканчиваются, и начинаются; исчезающіе гласы воскресаютъ въ отголоскахъ; все соразрушается для возсозданія, умираетъ для жизни, погибаетъ для храненія: одинъ ли человѣкъ, — толь громкое имя, издастъ минутный звукъ, и болѣе не отзовется? Напротивъ, еслибы даже существованіе видимаго міра могло сократиться въ предѣлы земной жизни человѣческой, бытію духа человѣческаго не свойственно было бы стѣсниться въ существованіи видимаго міра. Бытія чувственныя совершенствуются поспѣшно, и достигаютъ своего назначенія: человѣкъ, возрастая непрестанно и всегда чувствуя внутреннее воззваніе къ высшему совершенству, дотолѣ старается приблизиться къ небу, доколѣ не снидетъ въ землю; и возможно ли, чтобы сей сынъ неба родился токмо для младенчества и воспитанія? Животныя, водимыя чувственностію, находятъ свое счастіе и покой въ удовлетвореніи нуждъ, ограниченныхъ сохраненіемъ бытія. Человѣкъ, управляемый высшими побужденіями, живетъ болѣе въ будущемъ, нежели въ настоящемъ, и не можетъ насытить безконечнаго желанія. Не ужели въ семъ случаѣ владыка міра долженъ быть несчастнѣе покоренныхъ подъ ноги его? Не ужели никогда не постигнетъ сего будущаго, которое онъ столь неутомимо преслѣдуетъ? Не ужели сіе безконечное желаніе могло быть насаждено въ конечной природѣ? Что будутъ сіи высокія побужденія любви къ Богу и ближнему, если одинъ изъ сихъ предметовъ никогда не достигается, а другой всегда исчезаетъ? Что будетъ кроткая добродѣтель, если дерзкое злодѣяніе, которое иногда упреждаетъ ее въ сни/с. 160/сканіи благъ земныхъ, смѣшается съ нею въ прахѣ могилы и можетъ-быть переживетъ ее въ памяти потомства? — Живъ Господь порядка, правды и благости, — и въ Немъ жива по смерти душа наша!

Впрочемъ, сколь ни естественно сіе умозаключеніе, признаемся, что естественный разумъ не можетъ содѣлаться побѣдителемъ смерти. Подобно малодушному воину, онъ гордится блестящимъ оружіемъ, доколѣ находится внѣ опасности; но при видѣ врага трепещетъ и опускаетъ оное изъ рукъ своихъ. Приближаясь къ вожделѣнному безсмертію, онъ встрѣчается съ неизвѣстностію, которая поражаетъ его столько же, а иногда и болѣе, нежели самая смерть, — и влечется вспять пристрастіемъ къ жизни, которая наиболѣе ласкаетъ тогда, какъ должно ее оставить. По своей склонности кичить, онъ можетъ въ сіе время произвести въ человѣкѣ отчаянное хладнокровіе, но не спокойствіе сердечное.

Болѣе, повидимому, долженствовалъ обезпечивать противу смерти законъ, откровенный Богомъ избранному народу. Въ немъ вѣчный Законодатель, указуя на свои велѣнія и судьбы, увѣряетъ всемогуществомъ и величіемъ существа Своего, что жизнь будетъ неотъемлемымъ достояніемъ тѣхъ, которые исполняютъ оныя. Сотворивый та человѣкъ живъ будетъ въ нихъ: Азъ Господь Богъ вашъ (Лев. ХVІII. 5). И дабы сіе высокое обѣтованіе низвести къ разумѣнію и ощущенію чувственныхъ даже человѣковъ, Онъ пролагаетъ имъ путь къ чаянію живота вѣчнаго чрезъ надежду возрожденія въ потомствѣ многочисленномъ. Поживете и умножитеся. (Втор. IV, 1).

Но что долженъ былъ чувствовать человѣкъ, внимая благословенію жизни, возвѣщаемому закономъ, тогда, какъ сей же законъ гремѣлъ проклятіемъ на каждаго, кто хотя на единую черту отъ него уклонится; тогда, какъ человѣкъ, взирая на дѣла свои, не могъ не сознавать, что не оправдится всякъ живый предъ судомъ Господнимъ? Онъ видѣлъ смерть одесную закона жизни, и принужденъ былъ или непрестанно трепетать предъ нею, или спасаться бѣгствомъ отъ самаго закона и искать инаго утѣшенія.

Единъ Іисусъ избавляетъ сихъ, елицы страхомъ смерти повинни бѣша работѣ (Евр. II. 15), и разсѣваетъ ужасы, ее окружающіе. Онъ совокупляетъ всѣ наши смерти въ едину соб/с. 161/ственную смерть; возноситъ ихъ съ собою на крестъ; повергаетъ въ свой гробъ и, по воскресеніи своемъ, оставляетъ въ немъ единыя ризы, дабы показать, что и въ нашемъ гробѣ останется только внѣшнее, изъ грубыхъ стихій сотканное облаченіе существа нашего, а человѣкъ воспаритъ къ высшей жизни небесной. Іисусъ во свѣтѣ показуетъ вѣрующимъ безсмертіе, въ которое разумъ прозрѣваетъ въ сумракѣ. Въ Іисусѣ отдаленное обѣтованіе закона о жизни представляется въ осязательной вещественности, такъ что Духъ Святый употребляетъ уже простую человѣческую клятву, когда хочетъ увѣрить насъ, что смерть соединившихся со Хрістомъ не есть болѣе смерть, но блаженное успокоеніе отъ трудовъ жизни. Блажени мертвіи умирающіи о Господѣ отнынѣ: ей, глаголетъ Духъ: да почіютъ отъ трудовъ своихъ (Апок. ХIV. 13).

Замѣтимъ тщательнѣе, слушатели, въ глаголахъ Духа свойство сея блаженныя смерти. Блажени мертвіи умирающіи... Кто суть сіи мертвые, которые умираютъ? — Тѣ, которые спогреблися Хрісту крещеніемъ въ смерть (Рим. VІ. 4), ибо противу всеобщей и послѣ грѣха неизбѣжной болѣзни смертной единственное врачевство есть то, чтобы привить себѣ спасительную смерть Хрістову; — тѣ, которые плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. V. 24); — тѣ, которые не живутъ болѣе, но живетъ въ нихъ Хрістосъ (Гал. II. 20). По той мѣрѣ, какъ ихъ внѣшній человѣкъ тлѣетъ, обновляется внутренній (2 Кор. IV. 16): почему совершенное отложеніе мертвенныхъ останковъ перваго будетъ совершеннымъ торжествомъ послѣдняго. Съ радостною покорностію волѣ Господа, они совлекутся одеждѣ тѣла и почіютъ въ мірѣ, доколѣ Онъ, измывъ ее въ потокѣ тлѣнія, возвратитъ имъ нетлѣнну и свѣтлу. Ей, глаголетъ Духъ: да почіютъ.

О, благословенная суббота для тѣхъ, которые не погубили дней дѣланія! Они понесли зной дня и хладъ ночи, трудились до пота, сражались до крови, бдѣли до изнеможенія: теперь уже не будутъ они носить никакихъ бременъ, налагаемыхъ міромъ и плотію; не изыдутъ собирать себѣ пищи, но будутъ ясти отъ манны уготованной Господемъ; никакая страсть не возгнѣтетъ въ нихъ огня, кромѣ того, который пылаетъ предъ Господемъ; никакой врагъ не досягнетъ ихъ. Да почіютъ отъ трудовъ своихъ.

/с. 162/ Единственный сопутникъ, который слѣдуетъ за ними въ покой ихъ, есть совѣсть умиренная заслугами Спасителя: дѣла бо ихъ ходятъ въ слѣдъ съ ними (Апок. ХIV. 13). Она разгибаетъ предъ ними свитокъ прошедшей жизни; указуетъ имъ свѣтлыя черты положенныя въ немъ благодатію; исполняетъ ихъ сладкимъ упованіемъ, доколѣ наконецъ явится Первородный въ братіи съ благословеніемъ Отца Своего и торжественно введетъ ихъ съ Собою въ наслѣдіе Царствія.

Не къ славѣ умершихъ о Господѣ, но къ утѣшенію нашему, должно присовокупить, что, преходя къ ближайшему соединенію съ Богомъ, они не разлучаются и съ нами, если и мы живемъ Господеви. Ихъ души въ той же руцѣ Божіей, которая отверзаясь и насъ исполняетъ благости; яко члены единаго тѣла Хрістова, мы имѣемъ съ ними единую главу и сердце, единую жизнь и свѣтъ. Церковь каждый день возобновляетъ сей священный союзъ живыхъ и мертвыхъ, когда, въ часъ всемірной жертвы, единожды принесенной на крестѣ и доселѣ продолжающейся таинственно на олтаряхъ нашихъ, погружаетъ и тѣхъ и другихъ совокупно въ животворящую кровь Хрістову; когда гласомъ благочестивой любви взываетъ о живущихъ, да скончаютъ въ мирѣ животъ свой, и о скончавшихся, да почіютъ.

Почій, взываетъ она днесь и тебѣ, блаженная душа, которую недавно весь градъ сей сопровождалъ въ мирномъ твоемъ отшествіи! По нашему земному счисленію, ты совершила теперь во твоемъ исходѣ изъ бытія земнаго четыредесять временъ, чудесъ исполненнаго странствія. Я сказалъ: по земному; ибо намъ неизвѣстны дни небесные, и мѣра вѣчности, всегда настоящей. Мы вѣруемъ, что, исходя изъ міра, изъ сего мрачнаго Египта, изъ сей тѣсноты духовной, ты готова внити въ обѣтованный покой: ибо мы видѣли, какъ ты преходила еще прежде духовный путь очищенія, чувственно нѣкогда образованный странствованіемъ Израиля. Ты крестилась не только наружно въ водѣ купѣли, но и въ облакѣ вѣры внутренно; ты съ благоговѣйнымъ страхомъ внимала гласу закона Божія на горѣ святѣй; ты еще изъ страны пришествія соглядала землю обѣтованія и, когда плоть и кровь страшились труднаго въ нее восхожденія, укротила мятежъ ихъ силою вѣры твоей, ты подвизалась доблестно ко славѣ Бога и ближняго; и, взирая на вѣрнаго вождя Іисуса, тихими стопами прешла за предѣлы вре/с. 163/мени. Сей внутренній путь, предначертанный четыредесятилѣтіемъ странствовавшаго Израиля, мы начертали себѣ въ четыредесяти дняхъ воспоминаній и молитвъ по твоемъ видимомъ исходѣ и, будучи воскриляемы твоею и нашею вѣрою, не преставая тебѣ сопутствовать, — восходи, взываемъ съ упованіемъ, восходи въ мирѣ въ полную радость Господа твоего и нашего, а во свидѣтельство нашей любви и благодарности къ твоимъ подвигамъ, пріими еще наше духовное цѣлованіе, которое въ Немъ тебѣ препосылаемъ!

А вы, которые въ семъ знаменитомъ Мужѣ лишились нѣжнаго отца, вѣрнаго друга, кроткаго домувладыки, попечительнаго начальника, твердаго защитника, ибо всѣмъ симъ онъ былъ, по природѣ, по долгу, по сердцу, —пріимите утѣшеніе, которое Церковь подаетъ вамъ изъ устъ самого Господа: не плачитеся: не умре. Умѣряйте печаль о такой потерѣ, которая для оплакиваемаго вами есть пріобрѣтеніе. Ему же бо жити Хрістосъ, для того и умрети пріобрѣтеніе есть (Фил. I. 21). Нѣтъ и для насъ инаго средства восполнять потерю умершихъ о Господѣ, какъ слѣдовать за ними путемъ истины въ животъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слова сіи читаются въ Евангеліи недѣли двадесять четвертой. Четыредесятый день отъ кончины покойнаго случился точно въ сію недѣлю. Прим. Автора.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 158-163.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.