Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1811 годъ.
XIX.
6. СЛОВО ПО ОСВЯЩЕНІИ ВЪ КАЗАНСКОЙ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ПРИДѢЛЬНАГО ХРАМА ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
(Говорено архимандритомъ Филаретомъ, сентября 17 дня; напечатано отдѣльно.)

Господи, возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего, и мѣсто селенія славы Твоея (Пс. XXV. 8).

Вотъ сердце Царя по сердцу Божію! Оно не почиваетъ на великолѣпіи престола, не стремится за славою браней и, объемля благостію народы, не наполняется: его сокровище въ Богѣ, и оно въ дому Божіемъ. Чувствуетъ оно, что храмомъ надежнѣе крѣпостей и бойницъ охраняется миръ и безопасность царства: между тѣмъ не ищетъ въ ономъ наружной только подпоры благочинія гражданскаго, но плѣняется внутреннимъ благолѣпіемъ вѣры; не успокоивается, какъ въ крѣпкой оградѣ человѣческаго величія, но благоговѣетъ какъ въ селеніи славы Божеской.

И вотъ, христоименитые соотечественники, сердце нашего Монарха, и вмѣстѣ единое сердце всего Августѣйшаго племени! Ты, велелѣпный Храме, державное твореніе! Ты немолчный свидѣтель и видимый образъ благоговѣйной любви Дома Царева къ дому Божію. Твой чертежъ напоминаетъ нашего Давида, который, возжелавъ создать тебя, столь дорого цѣнилъ сіе благочестивое намѣреніе, что, какъ нѣкую часть наслѣдія, завѣщалъ оное своему Сыну. Все зданіе возвѣщаетъ новаго Соломона, который началъ сей трудъ съ безкорыстіемъ и великодушіемъ; поелику, ища единственно Божіей, и уклоняясь отъ собственной славы, поставилъ себя исполнителемъ назначеннаго уже предпріятія, и совершилъ оный съ такимъ неослабнымъ вниманіемъ, что здѣсь, можно сказать, все сдѣлано въ его при/с. 146/сутствіи, подъ его мановеніями. Сіи драгоцѣнности, украшающія изображеніе Преблагословенныя въ женахъ, сіяютъ усердіемъ Женъ порфироносныхъ. И если миръ, благопріятствовавшій строенію древняго храма Соломонова, былъ изъявленіемъ благословенія ниспосланнаго свыше на дѣло благочестія: равнымъ образомъ не есть ли глаголющимъ знаменіемъ и благочестивой твердости Александра и небеснаго къ Нему благоволенія то, что сей царственный памятникъ вѣры, среди непрерывныхъ почти браней съ мощными врагами, воздвигнутъ не съ меньшимъ благопоспѣшествомъ, какъ бы среди глубокаго мира.

Благочестивѣйшій Государь! Вниди въ радость церкви о тебѣ веселящейся, такъ какъ ты входишь въ ея пользы и желанія. Ты принесъ ей и Богу тѣмъ величественнѣйшую службу, что твой искренній даръ, безъ сомнѣнія, во множествѣ приведетъ за собою другія чистыя жертвы. Созданный тобою храмъ созиждетъ души во благочестіи тѣмъ самымъ, что онъ созданъ тобою. Ничто такъ гласно не проповѣдуетъ важности Богослуженія, какъ благоговѣніе Государя.

А мы не умедлимъ, слушатели, предаться внушенію высокаго примѣра. Воззовемъ къ сердцу, о чемъ говоритъ взорамъ самое сіе каменіе, — о славѣ и благолѣпіи дома Божія.

Тотъ, Котораго престолъ есть небо и земля подножіе, Который, по увѣренію прозорливца, и глубины ада проницаетъ своимъ присутствіемъ (Пс. СХХХVІII. 8), который наполняетъ, объемлетъ и носитъ всяческая глаголомъ силы Своея такъ, что мы въ Немъ живемъ, движемся и есмы (Евр. I. 3; Дѣян. ХVII. 28), можетъ ли заключиться въ тѣсномъ, бренномъ жилищѣ? Кій домъ созиждете Ми (Ис. LХVІ. 1), вопрошаетъ онъ людей, — которые думаютъ не Его присутствіемъ освятить мѣсто, но святостію мѣста ограничить Его присутствіе? Однако поелику сердце человѣческое такъ оземленѣло, что не имѣетъ собственныхъ силъ возноситься къ небеснымъ ощущеніямъ, и умъ помрачился до того, что въ ясный полдень присутствія Господня, когда невидимая Божія творенми помышляема видима суть (Рим. I, 20), долженъ ходить по осязанію грубыхъ чувствъ, прежде нежели достигнетъ къ чистому духовному созерцанію: то Богъ самъ преклоняетъ небеса, дабы приближить къ Себѣ земнороднаго и чтобы научить его непрестанному хожденію предъ Собою, для ко/с. 147/нечнаго и плотоноснаго духа его, сокращаетъ, такъ сказать, Свое духовное вездѣсущіе въ чувственныя знаменія и явленія преходящія. Человѣкъ, съ своей стороны, дабы удержать себя въ сей спасительной близости къ Богу силою вѣры, и по естественному побужденію, и по внушенію самаго Божества, собираетъ Бого-напечатлѣнныя знаменія; наблюдаетъ слѣды Божественныхъ явленій, и мѣста, способныя посредствомъ таковыхъ напоминаній возобновлять ощущеніе благодатнаго присутствія Божія, усвояетъ Богу, исключительно предоставляя ихъ для торжественнаго ему служенія. Такъ Іаковъ, видѣвъ во снѣ тайну соединенія человѣка съ Богомъ въ образѣ лѣствицы, соединяющей небо съ землею, нарицаетъ мѣсто сна своего домомъ Божіимъ (Быт. ХХVІII. 19) и съ сего времени посѣщаетъ оное не иначе, какъ съ особеннымъ благоговѣніемъ. Такъ скинія Моvсеева созидается по образу показанному на горѣ (Исх. ХХVI. 30) и возвеличивается чудесными памятниками скрижалей, манны и жезла прозябшаго. Такъ гумно Орны (2 Пар. III. 1), чрезъ явленіе Ангела становится мѣстомъ храма Соломонова. Такъ и христіанскіе храмы, по древнему обыкновенію, сохраняютъ въ себѣ или цѣлые гробы, или по крайней мѣрѣ части тѣхъ священныхъ тѣлесъ, въ коихъ Богъ явился дивнымъ во святыхъ Своихъ, и устрояются въ видѣ памятниковъ или нѣкоторыхъ дѣйствій, въ которыхъ Богъ открылъ и прославилъ Себя въ мірѣ, или нѣкоторыхъ лицъ, которыя предшествовали намъ въ благодатномъ съ Нимъ соединеніи. Посему вообще домъ Божій на земли образуется снисхожденіемъ Бога къ человѣку и приближеніемъ человѣка къ Богу. Богъ сообщаетъ ему славу благодатнаго присутствія, а человѣкъ — благолѣпіе живыя вѣры. Слава Божія дѣлаетъ его святымъ для человѣка, а благолѣпіе человѣческое угоднымъ для Бога.

Пріидите убо желающіе ходить во свѣтѣ лица Господня: Господь во храмѣ святѣмъ своемъ (Пс. Х. 3)! Во храмѣ: ибо онъ единъ для присутствія Божія, хотя и множественъ для приближенія къ Нему человѣковъ. Здѣсь является Господь въ величіи Творца и Вседержителя: воздвигаетъ, яко Царь царей, видимый престолъ Своего владычества; преклоняетъ предъ Собою колѣно разумныхъ тварей; внемлетъ славословіямъ; пріемлетъ благодарныя исповѣданія; приникаетъ на мольбы; освящаетъ власть сильныхъ земли, признавая ихъ своими орудіями; связуетъ узелъ /с. 148/ общественнаго довѣрія силою клятвы своей и поставляетъ страхъ свой на стражѣ совѣстей; утверждаетъ въ своемъ святилищѣ средоточіе, окрестъ котораго должны обращаться и нравственный и гражданскій міръ такъ, что если нѣтъ олтаря, то нѣтъ ни престола, ни судилища. Здѣсь глаголетъ Его присносущное Слово; исходитъ изъ священныхъ книгъ и изъ устъ своихъ служителей; бесѣдуетъ въ своихъ изображеніяхъ; возобновляетъ каждый день свое воплощеніе и крестную жертву на таинственномъ олтарѣ; питаетъ присныхъ своихъ своимъ духомъ и истиною, да будутъ единъ духъ съ Господемъ (1 Кор. VI. 17), питаетъ своимъ тѣломъ и кровію, да будутъ уди единаго тѣла его, отъ плоти его, и отъ костей его (Ефес. V. 30). Здѣсь пребываетъ Божественный и животворящій Духъ, изливая спасительные дары свои въ таинствахъ, воздыхая въ молитвахъ, утѣшая въ сокрушеніи, возперяя въ восхищеніяхъ, открывая потокъ Божественной сладости въ любви Божественной. О, какъ предъ сею горнею славою или скрывается, или облекается вышнимъ сіяніемъ и то, что здѣсь есть земнаго и человѣческаго! Это уже не персть и бреніе, не дѣло искусства смертнаго, не бѣдная гостинница, созданная странниками для домувладыки: нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная (Быт. ХХVІII 17). Ангелы проходятъ ими, проникая въ наши таинства; и мы Сами, предстоя Господу силъ, Херувимовъ образуемъ таинственно.

Впрочемъ да не возмнимъ, христіане, что святыня, подобающая дому Господню, можетъ отдѣлена быть отъ той святости (Лев. ХI. 44), коея отъ входящихъ въ него потребуетъ небесный домувладыка, или восполнить ея недостатокъ. Что еслибы домъ Божій наполнился язычниками невѣдущими Бога, или его безчествующими? Не отвратилъ ли бы Онъ отъ недостойныхъ лица своего, и не оставилъ ли бы ихъ въ осязаемой тмѣ чувственныхъ образовъ безъ духа и жизни? Итакъ, слава храма, будучи Божественною въ своемъ источникѣ, зависитъ и отъ человѣка въ своемъ соблюденіи, открытіи, распространеніи. Ключъ, который долженъ отверзать и хранить сокровища дому Господня, есть вѣра смиренная, прозорливая, дѣятельная. Смиренная; ибо если со страхомъ предстоятъ рабы владыкѣ, подданные царю, судимые судіи, то можетъ ли довольно уничижить себя тварь предъ Творцемъ, рабъ въ самыхъ заслугахъ своихъ неключимый предъ Всемогущимъ Владыкою, преступникъ по природѣ предъ Само/с. 149/сущимъ Правосудіемъ? Прозорливая: ибо въ дому Божіемъ есть образы, въ которыхъ должно находить истину, — наружные обряды, въ которыхъ заключена внутренняя польза, — украшенія, въ которыхъ скрыто поученіе. Дѣятельная: ибо тотъ, который отъ перваго да будетъ, доселѣ дѣлаетъ (Быт. I. 3; Іоан. V. 17), не представляетъ намъ безполезныхъ зрѣлищъ и не праздныхъ требуетъ зрителей; Творецъ хощетъ творцевъ (Рим. II. 13). Здѣсь приходяще ко Христу, камени живу, и сами мы яко каменіе живо должны созидаться въ храмъ духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовны благопріятны Богови Іисусъ Хрістомъ (1 Пет. II. 4 и 5). По подобію ветхозавѣтнаго прообразовательнаго храма, въ которомъ приносились въ жертву животныя во дворѣ, куреніе во святилищѣ, и неугасимо хранился съ неба низшедшій огнь, — мы должны воздвигнуть въ себѣ какъ олтарь внѣшній, дабы пожертвовать Богу чувственностію, такъ олтарь внутренній, дабы принести ему духъ сокрушенъ (Пс. L. 19); совершить сіе всесожженіе ветхаго человѣка такъ, чтобы въ душѣ остался одинъ небесный огнь чистой, Божественной любви и потомъ предоставить самому Богу изрещи въ насъ новый свой завѣтъ, содѣлать насъ сообразными образу Сына Своего, жилищемъ Своего Духа, Своими церквами (Рим. VІII. 29; 1 Кор. III. 16; 2 Кор. VІ. 16). О, еслибы каждый по сему чертежу созидалъ свое внутреннее святилище, и рукотворенный храмъ Божій былъ бы токмо тихою оградою нерукотворенныхъ, — съ какою любовію и небо и земля взирали бы на его духовное благолѣпіе, и съ какою сугубою ясностію сіяла бы на немъ слава Господня!

Но сіе-то и среди настоящаго веселія еще остается предметомъ нашей заботливости. Можетъ-быть насъ обезпечиваетъ благолѣпая наружность Богослуженія; и въ самомъ дѣлѣ она должна быть чистымъ отсвѣтомъ сердечнаго благочестія; однако и подъ симъ блескомъ иногда сокрываетъ кромѣшнюю тму человѣческое сердце глубокое. Раскопай стѣну (Іез. VІII. 8), сказалъ нѣкогда Богъ Іезекіилю, приведши его въ видѣніи ко храму Іерусалимскому; и Пророкъ, вошедъ сквозь тайную дверь, увидѣлъ въ немъ идолопоклонство въ многоразличныхъ видахъ. Что еслибъ и нынѣ Господь повелѣлъ рабу своему сквозь благовидности обычая, сквозь забрала лицемѣрія, сквозь развалины обетшавшей набожности проникнуть и войти въ сердца людей /с. 150/ предстоящихъ при Богослуженіи: сыне человѣчь, раскопай стѣну? не увидѣлъ ли бы онъ паки кумировъ дому Израилева (ст. 10), кумировъ страстей, которыя приносятъ съ собою во храмъ и боготворятъ предъ самымъ лицемъ Божіимъ? Не увидѣлъ ли бы людей приносящихъ предъ Господа чуждый огнь (Лев. Х. 1) любви къ тварямъ, и думающихъ, что онъ и не занимается ихъ сердцемъ: не видитъ Господь, оставилъ Господь землю (Іез. VІII. 12)? Не увидѣлъ ли бы женъ плачущихся о Ѳаммузѣ (ст. 14), сихъ изнѣженныхъ душъ, которыя просятъ отъ Бога токмо пищи для своей чувственности, или оплакиваютъ такія потери, за каковыя должно бы благодарить его милосердію? Не увидѣлъ ли бы людей задняя своя давшихъ ко храму Господню и покланяющихся солнцу (ст. 16), людей невнимательныхъ, которые хотятъ быть услышаны Богомъ, сами не слыша своихъ молитвъ, или корыстолюбивыхъ, которые отъ лица Господа преносятся духомъ къ предметамъ ихъ мірской дѣятельности? Не увидѣлъ ли бы... но почто испытывать тайныя сердецъ, когда и внѣшнее благочиніе Богослуженія, столь твердо, повидимому, огражденное и обыкновеніемъ предковъ, и примѣромъ и попеченіями Благочестивѣйшаго Монарха, въ глазахъ нашихъ, иногда нарушается видомъ и движеніями холодности и невниманія? Сего ради тако глаголетъ Господь: если вы небрежете о благолѣпіи дому Моего, и приносите въ него съ собою мерзость запустѣнія, — изыду изъ него Я моею славою. Если васъ не трогаетъ жертва, въ которой Я приношуся за васъ ежедневно моему милосердію на олтарѣ, Я сниду съ него, и взыду на судище, дабы единожды навсегда принести жертву моему правосудію. Я осужду васъ за то самое, что вы присутствовали при моихъ таинствахъ.

Да не будетъ, да не будетъ сего съ нами, долготерпѣливе Господи! Ради возлюбленныя Твоея Матери, коея именемъ желаемъ мы содѣлать Тебѣ любезнымъ сіе мѣсто, ради Твоея собственныя благости, съ каковою благоволилъ Ты совершиться сему державному дѣлу, исполни, умоляемъ, храмъ сей славы Твоего присутствія, и облеки ею и всѣ храмы наши въ велелѣпоту благочестія; содѣлай храмъ сей оградою сего града, кровомъ Августѣйшаго Дома, украшеніемъ отечества нашего, и чрезъ сіе преддверіе неба введи насъ въ тотъ отечественный градъ, въ которомъ нѣтъ храма, ибо Ты Господь Богъ Вседержитель храмъ ему еси (Апок. ХХI. 22). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 145-150.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.