Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1808 годъ.
ХVІ.
3. СЛОВО НА ОСВЯЩЕНІЕ ХРАМА СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ ВЪ МАХРИЩСКОМЪ МОНАСТЫРѢ.
(Говорено 23 августа Троицкой Семинаріи высшаго краснорѣчія и риторики учителемъ Василіемъ Дроздовымъ; напечатано въ 1867 году въ Исторіи Троицкой Семинаріи С. Смирнова съ рукописнаго сборника, подареннаго Московской Духовной Академіи Павломъ Архіепископомъ Черниговскимъ, при чемъ самимъ проповѣдникомъ сдѣланъ значительный выпускъ и нѣкоторое измѣненіе въ текстѣ).

Страшно мѣсто сіе; нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная (Быт. ХХVIII 17).

Вотъ какъ и мертвое вещество пріемлетъ живое напечатлѣніе живой вѣры! вотъ какъ благочестіе измѣняетъ и прославляетъ мѣста имъ посѣщаемыя! Вчера безпокровный странникъ остановился почить въ пустынѣ, и взявъ отъ каменій мѣста того, положилъ въ возглавіе себѣ: нынѣ открывъ очи, онъ видитъ, что страшно мѣсто сіе, что это не простое мѣсто, но домъ Божій, и врата небесная. — Іакове! сонъ ли единой нощи содѣлалъ сіе чудо? Когда спала плоть моя, отвѣтствуетъ онъ, моя вѣра бодрствовала, — и се лѣствица, ея же глава досязаше до небесъ, и Ангели Божіи восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся на ней.

Обитатели пустыни! не видите ли вы отверстыми очами сновидѣнія Іаковлевы? Къ вамъ пришелъ недавно мужъ по сердцу Божію, и вы думали, что хотѣлъ только препочить у васъ; но, увидя здѣсь развалины, онъ взялъ отъ каменій /с. 129/ мѣста сего и положилъ во основаніе новаго зданія. Нѣсколько разъ потомъ видѣло его мѣсто сіе почивающа; но тогда бдѣлъ надъ нимъ попечительный духъ его; благотворная рука отверзлась; проливался елей щедротъ, каменіе возрастало и процвѣтало. И се что вы наконецъ видите? Се лѣствица, ея же глава досязаетъ до небесъ; ибо Господь на ней утверждается. Мѣсто страшное, домъ Божій, врата небесная. Это съ тѣхъ поръ, какъ мы нынѣ узрѣли тебя [1], строитель таинъ и ангелъ Божіей церкви, восходяща и нисходяща по сей лѣствицѣ; ты низвелъ небо на верхъ ея, и утвердилъ на ней престолъ Бога тріѵпостаснаго; впрочемъ мы не отнимаемъ у тебя дѣла рукъ твоихъ, когда отдаемъ его Богу: мы тѣмъ исповѣдуемъ твою добродѣтель. Суетность устроила бы жилище утѣхъ; гордость воздвигла бы капище самой себѣ, — благочестіе созидаетъ храмъ благочестія и домъ Божій. Но поелику духовному Іакову предоставлено зрѣть ясно тайны онаго; суть же нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, которые видятъ едино каменіе мѣста сего и лѣпоту его наружную, то призови нынѣ свыше благодать сію, да хотя отчасти прозрю духомъ моимъ и, раздравъ завѣсу грубой чувственности, открою величіе дома здѣсь Божія.

Когда мы одно мѣсто именуемъ преимущественно предъ прочими домомъ Божіимъ, — да не подумаетъ кто, будто мы представляемъ Бога вмѣстимымъ и ограниченнымъ. Охотно соглашаемся съ древнимъ мнѣніемъ, что Богъ есть кругъ, коего средоточіе вездѣ, а окружіе нигдѣ. Но какъ тогда только мы можемъ указать средоточіе круга, когда оно изображается видимымъ знаменіемъ; подобнымъ образомъ, тогда говоримъ съ Іаковомъ: есть Господь на мѣстѣ семъ, когда Его присутствіе становится намъ ощутительно. Такъ мы видимъ невидимая Божія отъ созданія міра твореньми помышляема и говоримъ: природа есть храмъ Творца. Удивляемся очамъ бдящимъ на стражѣ дня и ночи, находя тонкое существо свѣта паче всего видимаго близкимъ къ духовному, и называемъ небо престоломъ Царя невидимаго. Такъ и Апостолъ, примѣтивъ, какъ Богъ дѣйствуетъ въ избранныхъ Своихъ, еже хотѣти и еже дѣяти, привѣтствуетъ ихъ: вы есте церкви Бога жива [2], и духъ Божій живетъ въ васъ.

/с. 130/ Храмъ природы необъятенъ или неуважаемъ по привычкѣ или невѣжеству; престолъ небесъ недосягаемъ для ума земнороднаго; внутренняя церковь невидима иногда и для самихъ членовъ ея, какъ то случилось съ Иліею, коему Богъ показалъ въ ней седмь тысящъ мужей тогда, когда онъ почиталъ себя послѣднимъ ея останкомъ; а для тѣхъ, которыхъ надобно еще призывать къ ней, она и совершенно непостижима. Между тѣмъ человѣкъ болѣе или менѣе чувственный ищетъ приблизиться къ Богу чувственно; въ семъ случаѣ, безъ сомнѣнія, Онъ Самъ приближался къ немощи плоти нашей, для возведенія насъ чрезъ чувственное къ духовному, — когда открывалъ Себя видимо въ сверхъестественныхъ и таинственныхъ явленіяхъ, и сіе было чистое начало какъ внѣшняго богослуженія, такъ и всѣхъ священныхъ мѣстъ, начиная отъ Авелева жертвенника до безкровныхъ алтарей христіанскихъ; тогда какъ мѣста богослуженія содѣлались предметомъ богослуженія и знаменіямъ приписана сила знаменуемаго, родилось идолопоклонство, суевѣріе, истуканы, капища. — Что бы другое, какъ не капище былъ и сей храмъ, еслибъ его только чувственное великолѣпіе привлекало наше почтеніе? Не превратилися бы для насъ въ идоловъ и сіи священныя изображенія, еслибы мы повергались передъ ними въ слѣпой надеждѣ получить отъ нихъ освященіе, а не потому, что, читая сію открытую книгу таинъ благопознанія и добродѣтелей христіанскихъ, возвышаемся духомъ въ горняя? Вещество можетъ освящаться Божествомъ, а не освящать человѣчество. Се есть храмъ Господень: ибо Творецъ пріемлетъ здѣсь [3] поклоненіе твари, въ лицѣ человѣка. Се есть престолъ Царя царей: ибо здѣсь Онъ слышаны творитъ царямъ [4] Свои суды и оправданія. Се есть церковь Бога живаго: ибо здѣсь приходящіе ко Христу, камени живу, отъ человѣкъ убо уничижену, отъ Бога же избранну, честну, и сами яко каменіе живо зиждитеся въ храмъ [5] духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовны, благопріятны Богови Іисусъ Хріcтомъ. Наипаче же се есть домъ Божій: ибо здѣсь Богъ является [6] не столько во обле/с. 131/ ченіи величества и славы, сколько въ кроткой простотѣ Отца, обращающагося посреди чадъ и присныхъ своихъ, къ нимъ бесѣдующаго любовію, имъ внемлющаго милосердіемъ, ихъ питающаго хлѣбомъ живота, и то простирающаго къ нимъ свои объятія, то ихъ объятіями пріемлемаго. Се чудесное ложе, на которомъ подъ покровомъ тайны покоится самое Божественное тѣло Божественнаго Искупителя, и вмѣстѣ трапеза, отъ которой вѣрные вкушаютъ плоть и піютъ кровь Его.

(Далѣе проповѣдникомъ сдѣланъ пропускъ[7].

/с. 132/ Христоименитые слушатели! если не вотще вы носите славное имя сіе и притекли сюда въ сопровожденіи вѣры и любви: то вы сами зрите духомъ вашимъ преимущество и неприкосновенную для нечестивыхъ святыню, подобающую дому Господню, /с. 133/ коея тѣнь начертать я осмѣливался. Въ такомъ расположеніи не трудно вамъ понять, какъ можно чувствовать и говорить: коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ! возвеселихся о рекшихъ мнѣ: въ домъ Господень пойдемъ. Вамъ не покажется также удивительно, что вся церковь признаетъ себя одолженною создателямъ святыхъ храмовъ и приглашаетъ васъ молиться за ихъ долгоденствіе и благоденствіе. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Обращеніе къ Митр. Платону.
[2] Въ сборникѣ: «живаго».
[3] Въ сборникѣ сказано: «благодарное поклоненіе».
[4] Это же слово напечатано, по смерти проповѣдника, въ 1868 г. въ чтеніяхъ Московскаго Общества Люб. Дух. Просв. Здѣсь къ слову царямъ прибавлено: «и народамъ».
[5] Въ сборникѣ: «Господень духовенъ».
[6] Въ сборникѣ: «дѣйствуетъ».
[7] Пропускъ этотъ есть и въ «сборникѣ», напечатанъ и въ «чтеніяхъ». Въ виду значительной разности между «сборникомъ» и «чтеніями», печатаемъ пропущенное по тому и другому тексту:

Въ сборникѣ:

Въ чтеніяхъ:

Но не упадаю ли я въ вещество, которое недавно попралъ; когда о присутствіи Божества свидѣтельствуюсь таинственнымъ тѣломъ Хрістовымъ. Никакъ, сл., оно не мертвое тѣло, а безсмертное и животворящее. Убо гдѣ чувства темныя касаются тѣла Хрістова, тамъ вѣрующій духъ съ духомъ Сына Божія сближается. Приникая сюда единодушно во имя Его, благословляя здѣсь великолѣпое имя Его, молясь, да святится въ насъ имя Его, поучаясь истинѣ и добродѣтели во имя Его, — мы увѣрены, что Онъ не далеко. Мы имѣемъ Его непреложное обѣщаніе о семъ: идѣже два или тріе собрани будутъ во имя Мое, ту есмь и Азъ посредѣ ихъ.

Послѣ сего можетъ-быть спросятъ: какая же необходимость приписывать слишкомъ отличную честь дома Божія извѣстнымъ мѣстамъ, ежели Хрістосъ удостоиваетъ Своего присутствія всякое мѣсто, гдѣ только находятся Его истинные чтители?Не отвѣтствуя на сіе ни древнимъ преданіемъ Церкви, ни неизбѣжною для каждаго благоучрежденнаго сословія, кольми паче для общества, соединеннаго узами чистѣйшей любви, запечатлѣннаго высочайшими таинствами, нуждою, какъ имѣть собранія къ назиданію пользы всѣхъ и каждаго, равно и оказывать особенное /с. 132/ уваженіе къ мѣстамъ для нихъ опредѣленнымъ, оставляя все сіе, я только вопрошаю взаимно: гдѣ же то счастливое мѣсто, кромѣ здѣшняго, въ которомъ бы хотя два или тріе постоянно собирались во имя Хрістово? Самыя многочисленныя, самыя блистательныя собранія въ свѣтѣ собираетъ тщеславіе, или еще плотоугодіе посѣщаетъ, въ тихихъ, называемыхъ дружескими, бесѣдахъ размышляетъ корысть или шепчетъ злорѣчіе. Обманъ кричитъ на торжищѣ, коварство извивается въ судѣ, роскошь царствуетъ во градѣ, раздоръ и пьянство проходятъ села и веси. Имя Хрістово постоянно сохраняется только въ устахъ просящихъ милостыню — у большей части другихъ по крайней мѣрѣ услышимъ его рѣже отвратительнаго имени діавола; для многихъ не имѣетъ болѣе вкуса никакое невинное слово; а слово полезное не рѣдко наказывается холоднымъ отзывомъ: «это проповѣдь». Чего еще хочетъ міръ, вооружаясь противъ уваженія мѣстамъ, имени Божію посвященнымъ? Развѣ надобно, чтобы утомленная добродѣтель бурями житейскими не обрѣтала пристанища для отдохновенія, чтобы души алчущія не знали, гдѣ утолить гладъ свой, чтобы благочестіе, ставъ менѣе торжественнымъ, показалось менѣе важнымъ для блага человѣчества, и чтобы имя Іисусово не имѣло лучшей участи, какъ скитаться съ нищими?

Боже мой! что я долженъ еще сказать? Уже и въ Твою священную ограду не всѣ собираются во имя Твое. Я иногда не знаю, но Ты зришь, какъ плевелы угнетаютъ пшеницу Твою, и козлища смердятъ между агнцами; какъ фарисей оставляетъ мытаря позади себя, и смѣшиваются съ Твоими чуж/с. 133/дые. Одинъ является возвѣстить Тебѣ о своихъ добрыхъ дѣлахъ, какъ будто Ты его мало знаешь, какъ и Онъ Тебя; другой — показать народу свою богатую одежду. Иныхъ привлекаетъ обычай или страхъ обличенія. Иные, скучая погублять время дома, поспѣшаютъ убить его вмѣсто жертвы предъ олтаремъ Твоимъ. Удобно забываютъ о томъ, къ кому приходятъ, а занимаются другъ другомъ, озираютъ, судятъ, разговариваютъ, ссорятся. Опомнитесь, дерзновенные! Не торжище здѣсь; не домъ суеты и праздности, нѣсть сіе, но домъ Божій. Онъ здѣсь, о Которомъ вы такъ мало думаете, Онъ посреди васъ замѣчаетъ ваши безпорядки. Что я говорю?... Вы были бы счастливы, если бы Онъ былъ посреди васъ. Нѣтъ, Онъ посреди тѣхъ, которые собрались во имя Его; а васъ Онъ изгоняетъ отъ лица Своего. Не всѣ тѣ, которые въ стѣнахъ сихъ находятся, находятся въ домѣ Божіемъ. Домъ Божій составляетъ снисхожденіе не только Бога къ человѣку, но и взаимное приближеніе человѣка къ Богу. Молитва толцетъ въ двери Его; вѣра допускаетъ внутрь; любовь обитаетъ въ немъ неисходно.

Притекая сюда единодушно во имя Его и благословляя здѣсь великолѣпое имя Его, молясь, да святится въ насъ имя Его, поучаясь истинѣ и добродѣтели по воли Его, — мы увѣрены, что Онъ не далекъ отъ насъ. Мы имѣемъ Его непреложное о семъ обѣщаніе: идѣже два или тріе собрани будутъ во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ.

Послѣ сего спросятъ: какая необходимость приписывать отличную честь домамъ Божіимъ въ извѣстныхъ мѣстахъ, ежели Хрістосъ удостоиваетъ Своего присутствія всякое мѣсто, гдѣ только находятся Его истинные чтители? Не отвѣтствуя на сіе ни древнимъ преданіемъ Церкви, ни неизбѣжною для каждаго благоучрежденнаго сословія, кольми паче для общества связаннаго узами чистѣйшей любви, запечатлѣннаго высочайшими таинствами, нуждою, какъ имѣть собранія къ назиданію пользы всѣхъ и каждаго, равно показывать особенное уваженіе къ мѣстамъ для /с. 132/ нихъ опредѣленнымъ — мы вопросимъ взаимно: гдѣ можетъ быть счастливое мѣсто, кромѣ здѣшняго, въ которомъ бы два или тріе постоянно собирались во имя Хрістово?

Гдѣ утомленная житейскими бурями добродѣтель обрящетъ пристанище для отдохновенія? Гдѣ души алчущія правды могутъ утолить гладъ свой?

Такъ! но что я говорю? Уже и въ Твою, о Боже, священную ограду не всѣ собираются во имя Твое. Мы не видимъ, но Ты зришь, какъ плевелы угнетаютъ пшеницу твою, и козлища смердятъ между агнцами; какъ фарисей оставляетъ мытаря позади себя и смѣшиваются съ Твоими чуждые! Одинъ /с. 133/ является возвѣстить Тебѣ о своихъ добрыхъ дѣлахъ, какъ будто Ты его такъ же мало знаешь, какъ и онъ Тебя; другой — показать народу свою богатую одежду; иныхъ привлекаетъ обычай, или страхъ обличенія; иные, скучая погубить время дома, поспѣшаютъ его убить вмѣсто жертвы предъ олтаремъ Твоимъ. Забываютъ легко о томъ, къ кому приходятъ, и занимаются другъ другомъ, взираютъ, осуждаютъ, разговариваютъ, ссорятся... О, да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ! Опомнитесь, дерзновенные! Не торжище здѣсь, не домъ суеты и праздности, нѣсть сіе, но домъ Божій. Онъ здѣсь, о Которомъ вы такъ мало думаете: Онъ посредѣ васъ; замѣчаетъ ваши безпорядки. Но что я сказалъ? Вы были бы счастливы, еслибъ Онъ былъ посреди васъ... Нѣтъ! Онъ посреди тѣхъ, кои собрались во имя Его; а васъ Онъ изгоняетъ отъ лица Своего. И такимъ образомъ не всѣ тѣ, которые въ стѣнахъ сихъ находятся, находятся въ домѣ Божіемъ. Домъ Божій составляетъ снисхожденіе не только Бога къ человѣку, но и взаимное приближеніе человѣка къ Богу: если молитва толцетъ въ двери сердца его, вѣра допускается внутрь, любовь обитаетъ въ немъ неисходно.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 128-133.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.