Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.

1806 годъ.
ХV.
2. СЛОВО ВЪ ВЕЛИКІЙ ПЯТОКЪ.
(Говорено въ Троицкой лаврѣ).

Совершишася (Іоан. ХIХ. 30)! возопилъ Іисусъ на крестѣ, и возопилъ гласомъ веліимъ, дабы онъ услышался въ небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ; — гласомъ, который расторгнулъ цер/с. 122/ковную завѣсу, чтобы показать прехожденіе законной сѣни; — гласомъ, который потрясъ землю и прошелъ въ сердца горъ каменныхъ, дабы въ тоже самое время проникнуть и — ежели сіе возможно, всемогуществу — смягчить каменное сердце ожесточеннаго народа. Но одебелѣ сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смѣжиша, да не когда узрятъ очима, и ушима услышатъ, и сердцемъ уразумѣютъ, и обратятся, и исцѣлю я (Исаіи VІ. 10) — жалуется Врачъ душъ и тѣлесъ.

О, Распятый! мы и въ отдаленіи многихъ вѣковъ слышимъ вопль Твой, видимъ язвы Твои — и оружіе скорби сердце наше проходитъ. Совершишася! но Искупитель проданъ, истина осуждена, святость поругана, Богъ оставилъ Бога (Матѳ. ХVII. 46). Совершишася! Но благословеніе Израилево на древѣ проклятія, но чаяніе языковъ умираетъ. Совершишася! но падшій человѣкъ вновь падаетъ ниже прежняго — самоубійца дѣлается богоубійцою. Какой ужасъ! Кажется, адъ радостно скрежещетъ, и гордый врагъ нашъ хочетъ увѣрить себя и своихъ единомышленниковъ, что все совершилось — значитъ все погибло.

О, Распятый! мы не соблазняемся о Тебѣ; мы съ учениками Твоими глаголемъ тя быти Хріста, Божію силу и Божію премудрость (Матѳ. ХVІ. 16; 1 Кор. I. 24); мы вѣруемъ, что Ты глаголы живота вѣчнаго имаши (Іоан. VІ, 68). Исцѣли словомъ Твоимъ рану Твоими ранами пронзенной души, а вмѣстѣ и загради уста глаголющихъ неправедная; научи насъ тайнѣ страданій Твоихъ; открой намъ, какое великое дѣло и для кого съ Твоею кончиною окончилось?

Христіане! Онъ не отвѣтствуетъ намъ болѣе. Уже Онъ преклонь главу, предаде духъ (Іоан. ХIХ. 30), какъ бы желая оставить насъ въ размышленіи при крестѣ и гробѣ своемъ.

Совершишася! Не думайте, чтобъ умирающая премудрость оставила насъ въ невѣдѣніи о таинственномъ знаменованіи сего изреченія. Мы находимъ его пространное изъясненіе, начатое въ книгѣ бытія человѣческаго и оконченное въ книгѣ жизни Іисусовой. Чтеніе сихъ великихъ книгъ можетъ и должно занимать цѣлую жизнь, но нѣсколько строкъ изъ каждой достаточны вразумить насъ.

Первая изъ сихъ книгъ подобна Іезекіилеву свитку, въ немъ же вписано бяше рыданіе, и жалость, и горе (Іез. II. 10); /с. 123/ или, точнѣе, сей грозный свитокъ есть одинъ листъ оныя. Естественное положеніе племени Адамова заключаетъ въ себѣ не токмо рыданіе, но и отчаяніе, не токмо жалость, но и ожесточеніе, не токмо горе, но и погибель. Помышляетъ человѣкъ прилежно на злая (Быт. VІ. 5); за симъ необходимо слѣдуетъ цѣлый потокъ зла, который отъ мыслей распространяется на всѣ дѣла, поглощаетъ всѣ способности, и во внѣшнемъ даже состояніи ничего не производитъ, кромѣ опустошенія. Несчастный въ семъ бурномъ океанѣ теряетъ часто самое чувствованіе потерянныхъ совершенствъ. Не имѣя вещественнаго счастія, онъ пріемлетъ за него призраки льстиваго воображенія. Богатъ есмь, и обогатихся, говоритъ онъ, хотя и природа, и законъ, и совѣсть обличаютъ его: ты еси окаяненъ, и бѣденъ, и нищъ, и слѣпъ, и нагъ (Апок. III. 17). Сократимъ безконечное рукописаніе, которое вы не можете не знать, пиша въ немъ каждый свою участь слезами и кровію. Зачинаться въ беззаконіяхъ, рождаться во грѣхахъ, жить среди страховъ смерти, умирать въ страхѣ жизни — сія книга бытія человѣча (Быт. V. 1).

Можетъ ли правосудный Богъ безъ пламеннаго гнѣва взирать на ежеминутнаго преступника? Можетъ ли благій Творецъ съ хладнымъ пренебреженіемъ внимать стоны бѣдствующей твари? Правосудіе пробуждаетъ мстительные громы, благость удерживаетъ руку, готовую пустить ихъ. Милосердіе хощетъ подать страдальцу чашу спасенія, безчувственный сынъ погибели не терпитъ и напоминанія о врачеваніи лютой болѣзни своей. Если бы неограниченная Премудрость не знала средства согласить непостижимыя сіи противорѣчія, разрушающія гармонію созданій и союзъ ихъ съ своимъ Создателемъ; если-бы не умѣла примирить — да, скажемъ человѣчески — Бога съ Богомъ и потомъ Бога съ человѣкомъ, то бы никогда не было речено въ предвѣчномъ совѣтѣ: сотворимъ человѣка (Быт. I. 26). Въ планѣ бытія міра должно быть назначено пакибытіе нравственнаго ничтожества — человѣка.

Раскроемъ другую книгу, и прочтемъ чудесное событіе сего предопредѣленія. — Книга родства Іисуса Христа (Матѳ. I. 1). Онъ есть Сынъ Божій, сіяніе славы отчи и образъ ѵпостаси его (Евр. I. 3); Онъ есть сынъ человѣческій, пріискреннѣ пріобщившійся плоти и крови (Евр. II. 14). Онъ — Богъ, чтобъ /с. 124/ имѣть силу понести на себѣ немощи человѣческія; Онъ — человѣкъ, чтобы содѣлать человѣковъ причастниками Божественнаго естества (2 Петр. I, 4). Онъ — сынъ Адамовъ, дабы вторымъ быть Адамомъ новыхъ чадъ Божіихъ; — Авраамовъ, чтобы по образу Исаака представить себя чистѣйшею, совершеннѣйшею жертвою Господу; — Давидовъ, чтобы наслѣдовать и возстановить царство благодати. Наконецъ Онъ есть вѣчная любовь, низшедшая соединить съ собою отчужденныхъ отъ нея грѣхомъ смертныхъ, удовлетворивъ за нихъ Небесному Правосудію.

Такъ самое рожденіе Іисуса указуетъ на Его смерть. И какой величественный свѣтъ простирается надъ крестомъ, изъ сей точки зрѣнія разсматриваемымъ! Сіе титло, содержащее вину невиннаго, сіи служители мстящихъ законовъ, сіе орудіе казни, — все сіе произвольный Страдалецъ собираетъ окрестъ себя для того, чтобы напомнить намъ опредѣленіе Вышняго судилища, которое исполняетъ земное неправосудіе, въ слѣпомъ невѣдѣніи водимое одною злобою. Сіи простертыя руки объемлютъ и поддерживаютъ міръ надъ бездною,, изрытою подъ нимъ его развратомъ. Сей угасающій взоръ еще испускаетъ лучъ милосердія и, будучи устремленъ горѣ, тысящекратно повторяетъ молитву, не только за виновныхъ мучителей, но и еще болѣе за совиновный человѣческій родъ возсылаемую: Отче! Отпусти имъ (Лук. ХХIII. 34). Сія Божественная кровь... О, любовь безконечная! одной капли ея довольно было бы омыть наши беззаконія и угасить геенну нашу, а Ты проливаешь ее потоками! О, милосердый даже до немилосердія! прости упрекамъ изумленной благодарности! — Довольно, довольно! — или нѣтъ! Проливай до истощанія сей неистощимый токъ блаженства, сію воду жизни!... Ахъ... я не знаю, что мнѣ дѣлать — плакать, или радоваться? Плакать ли о Твоей смерти, или радоваться о моемъ въ ней безсмертіи? Но уже довольно! У креста Твоего милость и истина срѣтостася; у гроба Твоего правда и миръ облобызастася (Псал. LХХХІV. 11). Совершишася!

Искупленіе проданнаго подъ грѣхъ совершено; безцѣнная цѣна заплачена за его свободу: но что, если неключимый рабъ любитъ свои оковы; если не имѣетъ и нехочетъ имѣть понятія о даруемой ему свободѣ? — Божія сила и Божія премудрость должна была преодолѣть сіе затрудненіе, и — о, чудо жестокости человѣческой! — въ немногіе дни Ходатай нашъ преклонилъ /с. 125/ Бога къ человѣку. Цѣлые годы неутомимыхъ трудовъ потребны Ему были для обращенія человѣка къ Богу: повидимому, легче было для Него положить предѣлъ вѣчной Вѣчнаго враждѣ, нежели ограничить дерзость праха, вихремъ непостоянства возметаемаго. За чистѣйшее ученіе, за примѣръ святѣйшей жизни, за поражающія знаменія, за безчисленныя благодѣянія Онъ требовалъ вмѣсто благодарности одного согласія принять новое, величайшее благодѣяніе. Сими златыми оружіями наконецъ побѣдилъ Онъ невѣріе, и торжественно исповѣдался Отцу Своему: Азъ прославихъ Тя на земли; дѣло совершихъ, еже далъ еси Мнѣ; явихъ имя Твое человѣкомъ (Іоан. ХVII. 4 и 6). Я напомнилъ Тебя забывшимъ о Тебѣ; проповѣдалъ имъ славу благости Твоей, и вмѣсто именъ, коими земнородные доселѣ называли Тебя, и которыя приводили только ихъ въ трепетъ, открылъ имъ сладкое имя отца, которымъ Я даю имъ область призывать Тебя. Я достигъ цѣли моего посольства. Совершишася!

Но, о Совершитель благодатнаго о насъ смотрѣнія! не для всѣхъ ли человѣковъ Ты совершилъ его? Для чего-жъ еще не всѣ наслаждаются плодами Твоихъ подвиговъ? Ты явилъ имя Отца Небеснаго: почто же и нынѣ слишкомъ много такихъ, иже древу рекоша: яко отецъ еси Ты; и камени: Ты мя родилъ еси (Іер. II. 27). Доколѣ, Господи, доколѣ?... Что я сказалъ? Пусть такимъ образомъ вопрошаютъ тѣ, которымъ слово крестное юродство есть (1 Кор. I. 18). Для чего толь наглымъ любопытствомъ хотѣть раздрать завѣсу непроницаемыхъ судебъ? Нѣсть наше разумѣти времена и лѣта (Дѣян. I. 7); наше есть только желать любовію и молить духовнаго вертоградаря, да всѣ дивіи вѣтви прицѣпятся къ плодоносному древу вѣры, да исполненіе языковъ внидетъ въ Церковь, и весь Израиль спасется (ст. 25 и 26).

Обратимъ лучше заботливость нашу на самихъ себя. Для всѣхъ ли насъ во всемъ пространствѣ совершилось великое дѣло Іисусово? — Увы! и солнце не освѣщаетъ вдругъ всея земли; угрюмая ночь не стыдится ступать по его слѣдамъ и разстилать свои мраки въ мѣстахъ, имъ посѣщенныхъ. Самая глубокая тишина не есть прекращеніе бури, но только ея дѣйствіе въ другихъ странахъ воздуха... Пусть бы одна только буря закрыла тучами Солнце правды; пусть бы единожды пострадалъ и распялся Сынъ Божій; но тягчайшія страданія Его еще не кончились. Его /с. 126/ Апостолъ и между чадами новаго Израиля видитъ изверговъ, второе распинающихъ его (Евр. VІ. 6). Паки оставленную добродѣтель окружаютъ противныя полчища. Паки въ жилищѣ благочестія чистая теплота ревности оскудѣваетъ; а суевѣріе и гоненіе возгнѣтаютъ свой огнь (Лук. ХХII. 55), изгребіемъ и плевелами питаемый. Паки робкое и вѣроломное сердце, страшась трудныхъ путей Іисуса, едва осмѣливается слѣдовать занимъ издалека и, при малѣйшей опасности отъ его враговъ, или даже по одному стыду отъ его поносителей, отрицается его съ клятвою: не знаю человѣка (Матѳ. ХХVІ. 72). Тщетно Христовы алекторы на сихъ священныхъ мѣстахъ возглашаютъ жалостную пѣснь: она не извлекаетъ болѣе слезъ раскаянія; она проста и единообразна, какъ истина, и не трогаетъ искусственной чувствительности. Паки Святый предается нечестивому суду — суду неочищеннаго вѣрою разума. Новый Пилатъ, вмѣсто безпристрастнаго изслѣдованія, старается показать мнимую власть свою, представляя его въ чужой одеждѣ и странномъ видѣ. Мятежъ неистовыхъ страстей умножается; слабый оный судія слышитъ вопль: распни его (Іоан. ХІХ. 15) и, въ угожденіе звѣрству сей толпы и князю вѣка сего, отказывается далѣе защищать справедливость. Паки вѣнчаетъ Хріста терніемъ — нѣга; напояетъ желчію и оцтомъ — невоздержаніе; жестокосердіе къ меньшимъ его братіямъ обнажаетъ его, и заставляетъ алкать и жаждать; злоба источаетъ кровь его; корыстолюбіе и грабительство раздѣляютъ ризы его; самолюбивое суемудріе и упорное невѣжество уже съ большимъ, нежели въ первомъ мученіи, бѣшенствомъ раздираютъ его нешвенный хитонъ, терзаютъ самое тѣло его на части; вольнодумство и невѣріе прободаютъ его сердце. И здѣсь все совершается, но совершается къ совершенному осужденію богоубійственнаго нечестія, а во благо, во спасеніе ничего не совершается. Се лежитъ сей и по смерти своей, такъ какъ прежде въ пеленахъ, не токмо на возстаніе, но и на паденіе многимъ (Лук. II. 34), — многимъ, которые, гонясь за высокоумными мечтаніями своими, претыкаются о гробъ его и невозвратно въ преисподняя низвергаются.

Вы безопасны отъ сего преткновенія, слушатели, когда столь внимательно и внѣшнимъ и внутреннимъ окомъ разсматриваете гробъ сей; когда ваше сердце не распинаетъ Іисуса, но сраспинается ему. Таковыя расположенія составляютъ славу настояща/с. 127/го дня и ваше будущее блаженство. Нести крестъ самоотверженія и терпѣнія, восходить на самую высоту любви къ Божеству и человѣчеству, распинать плоть со страстьми и похотьми, умирать міру, чтобы жить Богу — сіе есть стяжать все, что совершилъ Богочеловѣкъ; сіе даетъ право каждому подражателю его при концѣ своего теченія и чувствовать и говорить: совершишася!

Совершитель нашего спасенія! соверши стопы наши во стезяхъ Твоихъ. Жизнь умершая! оживи насъ Тобою во вѣки. Аминь [1].

Примѣчаніе:
[1] (Оба сіи слова въ спискахъ находятся въ библіотекѣ Моск. Д. Академіи въ сборникѣ, принадлежавшемъ Преосв. Павлу. архіеп. Черниговскому. Въ сихъ спискахъ послѣ перваго слова замѣчено: «симъ словомъ сочинитель обратилъ на себя вниманіе Высокопреосвященнѣйшаго митрополита Платона»; послѣ втораго приписано: «Сіе слово сочинено по назначенію Высокопреосвященнѣйшаго митрополита Платона и было испытательное». Въ рукописномъ сборникѣ, хранящемся у племянника покойнаго митрополита, священника Н. Н. Дроздова, значится слѣдующее: на подлинномъ подписано Его Преосв. митрополитомъ Платономъ тако: Prox, linguae hebraicae et graecae praeceptor! Prox! Memento: Prox, cum norimus te, esse in Laurensi Seminario principem praeconum!.. Прекрасно, учитель еврейскаго и греческаго языка! Прекрасно! Замѣть: Прекрасно, такъ какъ мы знаемъ тебя за перваго изъ проповѣдниковъ въ Лаврской Семинаріи).

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 121-127.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.