Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ.
Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ
[*].

1806 годъ.
ХІV.
1. СЛОВО НА ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА ОСВОБОЖДЕНІЯ ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНАГО СЕРГІЯ ОТЪ НАШЕСТВІЯ ВРАГОВЪ.
Говорено Троицкой Семинаріи греческаго и еврейскаго языковъ учителемъ Василіемъ Дроздовымъ въ Троицкой Лаврѣ генваря 12; напечатано вмѣстѣ съ слѣдующимъ словомъ отдѣльно съ такимъ одобреніемъ на оборотѣ заглавнаго листа: «Я сіи сочиненія читалъ, и ничего въ нихъ не нахожу къ печатанію сомнительнаго». Платонъ, Митрополитъ Московскій.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Было время — простите мнѣ, что я отъ свѣтлаго торжества облеченной славою Россіи бросаю взоръ на мрачные виды Россіи страждущей: тѣнь возвышаетъ красоту свѣта, — было несчастное время, когда отечество наше, терзаемое иноплеменными, преданное недостойными сынами, готовилось испустить послѣднее дыханіе. Часть вѣрныхъ ему и Богу, бѣжавшихъ отъ опустошенныхъ градовъ и селъ, сокрывалась тогда, въ сей оградѣ, и враги, которые, казалось, клялись не щадить ничего священнаго, истощили противъ нея всѣ усилія злобы своей.

Ужасное состояніе! Два ненасытимыя чудовища, война и моръ, споря о добычѣ, соглашаются въ лютости, съ которою хотятъ поглотить сію обитель. Смерть за стѣнами, смерть въ стѣнахъ; смерть носится въ воздухѣ, смерть крадется подземными стезями. Убійственныя орудія досягаютъ самаго сего святилища, /с. 118/ и Святые Божіи пріемлютъ раны въ своихъ изображеніяхъ. Мышцы, способныя обращать мечъ, оскудѣваютъ; едва остается нѣсколько слабыхъ рукъ для воздѣянія ко гнѣвнымъ небесамъ.

Наконецъ, когда сирыя чада отечества слезящими глазами увидѣли, колико суетно спасеніе человѣческо; когда все колебалось, кромѣ упованія на Вышнюю помощь; когда почти не было уже другихъ оружій, кромѣ вѣры и молитвы, — Господь силъ вѣнчалъ насъ оружіемъ благоволенія, и отчаяніе, не нашедъ мѣста между памятниками благочестія, устремилось въ полчища злодѣевъ.

Слава вамъ, насадители сего вертограда, возрастившаго лавры и оливы! Слава вамъ, безплотные вожди безоружныхъ воиновъ, преподобные, Отцы, Сергіе и Никоне, основатели и покровители сея обители! Слава тебѣ, беззащитная защита бѣдствующаго царства! Торжествуй нынѣ избавленіе свое и со всею побѣдоносною отселѣ Россіею, въ подражаніе побѣдоносной церкви, исповѣдай, яко сія есть побѣда, побѣдившая міръ, и миръ намъ пріобрѣтшая вѣра во Всеблагаго и упованіе на Всемогущаго (1 Іоан. IV. 4).

Твердость въ вѣрѣ и благочестіи, слушатели, есть и всегда первымъ основаніемъ и единственнымъ залогомъ благоденствія общественнаго.

Полагать началомъ общежитія одну только нужду взаимнаго вспомоществованія, а причиною распространенія его право сильнѣйшаго есть представлять общество союзомъ кровожаждущихъ тигровъ и жалкихъ агнцевъ. Сіе есть родъ безбожія, отъемлющаго у Вседержителя великую область безпредѣльнаго владычества Его. Думать, что множество различныхъ воль само собою соединилось въ одну, что изъ безчисленныхъ частныхъ выгодъ случайно составилась польза общая — значитъ производить все твореніе изъ нечаяннаго стеченія пылинокъ. Да не прельщаетъ насъ обманчивое суемудріе: Богъ столько-жъ есть Творецъ собраннаго воедино и пріявшаго политическое образованіе, сколько нравственнаго и естественнаго міра.

Отъ одной и той же мудрости, которая вдунула въ перстный истуканъ дыханіе жизни, исходитъ духъ благоустройства одушевить колоссальное тѣло государства. То же могущество, которое водитъ звѣзды въ кругахъ, имъ предписанныхъ, возводитъ царей на высоту славы и величія. Одинъ Промыслъ назираетъ червей, /с. 119/ пресмыкающихся во прахѣ, и бдитъ надъ движеніями волнующихся народовъ. Благость, дающая пищу всякой плоти, питаетъ и возращаетъ ихъ миромъ и тишиною. Вѣсы нелицепріятнаго правосудія, на коихъ опредѣляется истинная цѣна мыслей и дѣяній человѣческихъ, не отягчаются извѣшивать царства и имперіи. Благо добрымъ, зло злымъ: сей вѣчный законъ неизгладимо написанъ въ книгѣ совѣсти нашей и во внутреннемъ составѣ всѣхъ обществъ. Его вліяніе не менѣе простирается на всѣхъ вообще, какъ и на каждаго въ особенности.

Благоденствіе общества не можетъ существовать безъ строгаго исполненія должностей, возлагаемыхъ имъ на своихъ членовъ, и безъ ревностнаго ихъ содѣйствія благу цѣлаго. Трудности, которыя встрѣчаются при исполненіи сихъ обязанностей, опасности, которыя бываютъ иногда съ нимъ сопряжены, личная польза, которою должно часто жертвовать ему, — все сіе заставляетъ искать сильнѣйшихъ, дѣйствительнѣйшихъ побужденій къ храненію вѣрности. Сіи побужденія находятся только въ добродѣтели, вѣрою въ Бога подкрѣпляемой. Честь, предположенная единственнымъ концемъ услугъ, оказанныхъ обществу, производитъ подлыхъ самолюбцевъ; награжденія, принятыя за основаніе вѣрности, даютъ ему наемниковъ; страхъ дѣлаетъ рабовъ, которые алчутъ собственной выгоды на счетъ общій. Дщерь Вышняго! ты лучшая матерь сыновъ, ты матерь отцевъ отечества, которые служатъ ему за совѣсть, благотворятъ изъ послушанія къ небесному Отцу, изъ любви ко всѣмъ во Искупителѣ братіямъ.

Съ какою осторожностію владыки, обладаемые благочестіемъ, употребляютъ власть свою, почитая себя токмо первыми рабами предъ лицемъ общаго Владыки! Какъ щадятъ они кровь подданныхъ, коея каждая капля, невинно пролитая, трогаетъ ихъ душу! Съ какимъ тогда благоговѣніемъ правимые усматриваютъ въ своихъ правителяхъ освященный образъ Правителя міровъ. Съ какою неусыпною заботливостію испытуетъ истину судія, увѣренный, что рано или поздно гласъ ея услышится предъ судилищемъ вѣчныя правды, и громомъ отдастся въ сердцахъ глухихъ для ней аспидовъ. Какою исполинскою крѣпостію наполняется воинъ, который болѣе помышляетъ о нетлѣнныхъ, нежели о увядающихъ, вѣнцахъ и надѣется подвигомъ въ юдоли смерти восхитить безсмертіе! Съ какою безопасностію каждый въ состояніи своемъ, какъ Израиль во дни Соломона подъ виноградомъ своимъ и подъ /с. 120/ смоковницею своею (3 Цар. IV. 25) покоится, когда страхъ Божій, или паче любовь, отъ престола до хижины, все покрывая своею кроткою сѣнію, изгоняетъ всѣ ужасы преступленій!

Что здѣсь могутъ надменные враги? — Они сильны, но чего не одолѣютъ имѣющіе Всесильнаго своимъ поборникомъ? Они многочисленны, но чего не сотворитъ въ поруганіе гордыни Тотъ, Коего волею и неплоды многочадствуютъ, Который и бездѣтнаго старца возращаетъ въ языкъ велій?

Такъ, Великій Боже! — Ты речеши на языкъ и царство, да возсозиждеши и насадиши я (Іер. ХVІII. 9); и глаголъ Твой не возвратится къ тебѣ тощъ (Ис. LV. 11). Тобою царіе царствуютъ и сильніи пишутъ правду (Прит. VІII. 15). Ты изыдеши въ силахъ нашихъ и падетъ отъ страны нашея тысяща и тма, къ намъ же не приближится (Пс. ХС. 7). И сіе тогда, когда яко очи рабъ въ руку господій своихъ, тако очи наши къ Тебѣ Господу Богу нашему (Пс. СХХII. 2). Но когда возмутившіеся языцы расторгаютъ узы повиновенія Тебѣ, и отвергаютъ отъ себя иго Твое, Ты пасеши я жезломъ желѣзнымъ, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. II, 9). Они забываютъ Тебя — и отвращшу Тебѣ лице, мятутся, исчезаютъ и въ персть свою возвращаются (Пс. СІII. 29).

Напрасно говорятъ, что тѣло общества подвержено такому же разрушенію, какъ тѣло животныхъ; что паденіе государствъ есть только слѣдствіе состава ихъ. Можно, безъ дерзновеннаго присвоенія высокаго дара пророчества, сказать съ Пророкомъ каждому Іерусалиму, оставившему Бога своего: накажетъ тя отступленіе твое, и злоба твоя обличитъ тя (Іер. II. 19). Для совершенія сего предсказанія не всегда требуется сверхъестественная месть; стрѣлы нечестія, пущенныя на небо, медленно или скоро собственною тяжестію низвергаются поразить развращенныхъ народовъ. Религія въ обществѣ есть пружина, по ослабленіи коей всѣ дѣйствія махины приходятъ часъ отъ часу въ большій безпорядокъ. По испроверженіи сего оплота потокъ беззаконія не находитъ никакой преграды и всюду разноситъ бѣдствія и опустошенія.

Кому не измѣнятъ измѣнники Божества? Кого послушаютъ невнемлющіе гласу разсудка и природы? Какихъ казней устрашатся союзники ада?... Если благое иго вѣры, успокоивающее совѣсть, облегчающее тягчайшія прискорбія, воображаютъ /с. 121/ несноснымъ или безполезнымъ, то какое бремя должности покажется пріятнымъ и священнымъ? Что же тогда будутъ законы? — паутина, уловляющая слабыхъ. Что правосудіе? — искусство запутывать истину и разсѣкать узлы ея золотомъ. Клятва? — звукъ, бьющій воздухъ и служащій для успокоенія легкомысленныхъ дѣтей. Самая добродѣтель? — прекрасное имя, которое столь часто будетъ переходить изъ устъ въ уста, что никогда не будетъ касаться сердца. Мужество? — слѣпое неистовство, кипящее Фараоновымъ жаромъ и его угашающее въ пучинѣ отчаянія. Если среди сего замѣшательства внѣшній врагъ пожелаетъ дополнить собою число домашнихъ враговъ несчастнаго общества, и оно не прибѣгнетъ паки къ помощи, низпосылаемой свыше благочестію, сего довольно для его погибели!

О, да не осуществится вѣчно начертаніе сіе въ тебѣ, любезное отечество! Да царствуетъ въ тебѣ всегда вѣра: сіе едино есть на потребу для продолженія того благоденствія, которымъ ты наслаждаешься подъ скипетромъ Благочестивѣйшаго Монарха.

Наша польза, слушатели, насъ да научитъ сохранять вѣру, какъ драгоцѣннѣйшій залогъ благаго неба; или если прошедшее несчастіе есть убѣдительнѣйшій наставникъ, настоящее торжество, торжество незабвенное, доколѣ не угаснетъ любовь къ отечеству, его произведшая, — при каждомъ возвращеніи своемъ да повторяетъ намъ оный полезный урокъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[*] Слова и рѣчи этого отдѣла, за немногими исключеніями, частію вошли въ первыя три собранія, частію остались напечатанными только въ отдѣльныхъ брошюрахъ. Вошедшія въ собранія — печатаются съ собранія 1821 года, остальныя — съ брошюръ.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 117-121.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.