Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

СОЧИНЕНІЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
Слова и рѣчи. Томъ I-й: 1803-1821. М., 1873.

ОТДѢЛЕНІЕ ПЕРВОЕ.
Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
(Печатаются съ изданій 1848 и 1861 годовъ).

1814 годъ.
VІІІ.
8. СЛОВО ВЪ ДЕНЬ СОШЕСТВІЯ СВ. ДУХА.
(Говорено въ Троицкой домовой князя А. Н. Голицына церкви, мая 18; напечатано отдѣльно и въ собраніяхъ 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)

Исполняйтеся Духомъ (Ефес. V. 18).

Душа всякаго праздника есть присутствіе того, кому празднуютъ. И для празднующихъ день Святаго Духа что можетъ быть, вожделѣннѣе, какъ еслибы сей небесный Утѣшитель «благодатнымъ» [1] наитіемъ посѣтилъ Свое празднество? Еслибы Онъ, хотя уже не огненными языками осіялъ главы наши, по крайней мѣрѣ тайною искрою огня своего коснулся нашихъ сердецъ и воспламенилъ ихъ ощущеніемъ присутствія Божія; подобно какъ нѣкогда и косныя, еже вѣровати, сердца двухъ учениковъ возжигалъ Онъ такъ, что сіи самыя сердца могли указать имъ и по крайней мѣрѣ слѣдъ присутствія Господня: не сердце ли наше горя бѣ въ насъ, егда глаголаше нама на /с. 66/ пути (Лук. ХХІV. 32). Благо сіе такъ велико, что, не знаю, можно ли его и просить отъ Сокровища благихъ безъ внутренняго содроганія и нѣкоего удивленія собственному дерзновенію; хотя впрочемъ Церковь, и каждый день, и въ началѣ каждаго молитвословія, приглашаетъ насъ молить Святаго Духа, не токмо да пріидетъ, но и да вселится въ насъ.

Но чего единое желаніе толико съ нашей стороны трудно, слушатели, то самое, такъ просто и такъ щедро, предлагаетъ намъ нынѣ Духъ Святый устами Апостола; и не только предлагаетъ, но заповѣдуетъ, внушаетъ, поставляетъ закономъ: исполняйтеся Духомъ!

Коль блаженную, Божественный Павле, но вмѣстѣ коль чудную и непостижимую ты даешь намъ заповѣдь! Исполняйтеся Духомъ: развѣ въ нашей состоитъ волѣ исполняться Духомъ [2]? Если сіе сокровище столь близко и столь приступно, то почему оно столь рѣдко и неизвѣстно?

Христіане! конечно между Ефесскими соучениками нашими, «которымъ учитель языковъ первоначально далъ наставленіе нами разсматриваемое» [3], не было человѣка, который бы его не разумѣлъ въ семъ случаѣ, и могъ бы противуположить ему наши недоумѣнія. Иначе Богодухновенный наставникъ, безъ сомнѣнія, предупредилъ бы совопрошенія вразумленіемъ. Такъ, знали въ то время жаждущіе указанный нѣкогда пророкомъ путь, да идутъ на воду, и елицы не имутъ сребра, да шедше купятъ и ядятъ, да шедше купятъ безъ сребра и цѣны вино и млеко. Нынѣ, повидимому, и сребро иждивается не въ хлѣбы, и трудъ нашъ не въ сытость (Исаіи. LV. 1 и 2). Намъ кажется, будто Господь слишкомъ дорого цѣнитъ свои блага, и будто не наши мышцы ослабѣли для принятія, но Его рука сократилась для подаянія даровъ духовныхъ.

Нѣтъ! Господь независтно изливаетъ отъ Духа своего на всяку плоть (Іоил. II, 28). Если мы не исполняемся Духомъ, то не даровъ Его не достаетъ для насъ, а насъ не достаетъ /с. 67/ для даровъ Его. Да утѣшатся нищіе Духомъ! Да воздвигнутся немоществующіе плотію! Да оправдится Господь во словесѣхъ Своихъ!

Было время, «когда апостолы, преимущественно святые храмы Святаго Духа, не ощущали Живущаго въ нихъ. Они» [4] уже обладали даромъ чудесъ, а еще не понимали начала и не примѣчали направленія силы, въ нихъ дѣйствующей. Духъ любви являлся въ нихъ духомъ гнѣва, и призванные въ служеніе спасенія готовы были низвести съ небесе огнь потребленія. Сама Истина обличала ихъ въ столь странномъ невѣдѣніи самихъ себя: не вѣсте, коего духа есте вы (Лук. IХ. 55).

Послѣ, когда тотъ же Духъ, который вначалѣ дѣйствовалъ въ Апостолахъ сокровенною силою, посѣтивъ ихъ торжественнымъ сошествіемъ Своимъ, исполнилъ вѣдѣніемъ и премудростію, они узнали Его столь ясно и столь близко, что рѣшительно различали Его какъ отъ собственнаго, такъ и общаго нѣкоего духа, дѣйствующаго въ естественныхъ, не возрожденныхъ Духомъ Божіимъ, человѣкахъ и, можетъ быть, въ нихъ самихъ нѣкогда дѣйствовавшаго. Мы же, говоритъ одинъ изъ нихъ, не духа міра сего пріяхомъ, но Духа, иже отъ Бога, да вѣмы, яже отъ Бога дарованная намъ (1 Кор. II, 12).

Замѣтимъ, слушатели, что Апостолъ не говоритъ: дадеся намъ духъ, но: мы пріяхомъ духа. Какъ бы такъ сказалъ: «извѣстно, что Богъ даетъ своего Духа каждому, кто расположенъ принять Его. Только люди по большой части порабощаются и омрачаются духомъ міра. Мы же отвергли владычество сего мрачнаго духа, но приняли духомъ нашимъ свѣтоносныя вліянія Духа, отъ Бога исходящаго; и такимъ образомъ открылось въ насъ дѣятельное познаніе и ощущеніе даровъ, отъ Бога намъ предуставленныхъ. Мы же не духа міра сего пріяхомъ, но Духа, Иже отъ Бога, да вѣмы, яже отъ Бога дарованная намъ».

Итакъ, повѣрьте не намъ, «немощнымъ служителямъ слова» [5], повѣрьте избраннымъ орудіямъ, посланникамъ и благо/с. 68/вѣстникамъ Духа Божія, что, несмотря на нѣкое самостоятельное бытіе и свободу человѣка, онъ не только можетъ находиться, но и находится обыкновенно подъ правленіемъ одного изъ двухъ началъ, или духа міра сего, или Духа Иже отъ Бога, смотря по тому, котораго изъ нихъ дѣйствіе на себя свободно пріемлетъ. Если вы сего, повидимому, на себѣ не испытываете, — сіе токмо то значитъ, что не вѣсте, коего духа есте вы.

Дабы, по возможности, приближить къ общему разумѣнію сіи тайныя отношенія духа человѣческаго къ Духу Божію, да будетъ позволено употребить притчу и гаданіе, въ которыя сама Божественная истина облекалась не рѣдко, дабы явиться взорамъ человѣковъ, болѣе или менѣе чувственныхъ. — Младенецъ во чревѣ имѣетъ собственную душу и жизнь; но жизнь его погружена въ жизни матерней, ею проникнута, ею питаема, такъ что, въ сравненіи съ полною жизнію человѣка, едва можетъ почитаться жизнію: вотъ образъ того состоянія, въ которомъ естественный человѣкъ находится въ мірѣ. Духъ его имѣетъ собственную жизнь и свободу, но тѣмъ не менѣе, будучи во плоти, объятъ и нечувствительно правимъ силою міра: онъ мыслитъ, но по стихіамъ міра; желаетъ, но такъ, какъ побуждаетъ всеобладающая въ мірѣ похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская; дѣйствуетъ, но въ тѣсномъ и низкомъ кругѣ чувственнаго; живетъ, но по духу міра, въ отчужденіи отъ жизни Божія (Ефес. IV. 18). Впрочемъ заключеніе младенца во чревѣ не есть рѣшительное намѣреніе природы, но токмо средство и путь, которымъ онъ ведется къ полному бытію; и онъ долженъ изыти на свѣтъ, узрѣть красоту міра, вкусить отъ благъ его, познать его Творца; таково и высшее назначеніе человѣческаго духа, «объятаго» [6] плотію и заключеннаго въ мірѣ. Подобаетъ вамъ родитися свыше (Іоан. III. 7), — подобаетъ, ибо сіе, по намѣренію Божію, не случайный токмо жребій нѣкоторыхъ, но утвержденный законъ и предопредѣленіе всего человѣчества, къ которому вся естественная жизнь служитъ токмо приготовленіемъ и переходомъ. Узникъ /с. 69/ міра долженъ быть изведенъ изъ темницы своей — исповѣдатися имени Господню (Псал. СХLI. 8), просвѣтиться свѣтомъ Хрістовымъ, вкусить дара небеснаго и силы грядущаго вѣка (Евр. VІ. 4 и 5) въ теченіи еще настоящаго вѣка, пріять въ самомъ мірѣ Духа, Иже отъ Бога, начать на земли дышать небеснымъ воздухомъ. И какъ раждающійся младенецъ, отрѣшаясь отъ жизни матерней, не имѣетъ труда искать новой жизни своей, но въ себѣ самомъ носитъ источникъ дѣятельности, непрестанно развивающейся и усовершающейся, вкругъ же себя всюду находитъ воздухъ, нужный для своего дыханія: такъ, влекомый благодатію отъ міра и призываемый къ вышнему рожденію, человѣкъ ближе находится къ области новой жизни, нежели думаетъ; ибо мы только можемъ быть далеки отъ Духа Божія, а Духъ Божій не можетъ быть далекъ отъ насъ. Сей Духъ, по словамъ Премудраго, сквозѣ вся проходитъ духи (Прем. VII. 23), «будучи» [7] неприкосновенъ во святыни своей и вездѣприсущъ своею благостію: онъ изливается на всякую силу и способность, предающуюся его дѣйствованію, и въ самомъ сердцѣ ветхаго человѣка отверзаетъ источникъ новой жизни. Вѣруяй въ мя, рекъ Податель Духа, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. Сіе же, присовокупляетъ возлюбленный ученикъ, изъясняя слова небеснаго Учителя, сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. VII. 38 и 39). Наконецъ, вотъ важная разность между рожденіемъ естественнымъ и духовнымъ: первое достигается и совершается необходимымъ шествіемъ природы, а послѣднее свободнымъ стремленіемъ къ Богу вѣры во Хріста. Вѣруяй въ мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. И для чего цѣлыя рѣки отъ единаго чрева, когда единыя капли отъ исполненія благодати довольно, чтобъ оживотворить сонмы духовъ? — Для того, какъ рекло Писаніе, чтобъ явить презельное богатство благости, по которой Духъ Святый не токмо наполняетъ, но и преисполняетъ мѣру нашей готовности къ принятію Его и, такъ сказать, болѣе намъ дарствуетъ, нежели мы пріемлемъ.

Намъ ли убо, чада вѣры, не познавать присутствія посреди насъ Духа Святаго и вопрошать о Его владычествѣ: /с. 70/ гдѣ оно? А еще до торжественнаго сошествія Его на царство вѣры чада закона ощущали вездѣсущую и вседѣйствующую силу Его столь живо, что нигдѣ не могли скрыться и почить отъ благоговѣйнаго ужаса! Камо пойду отъ Духа Твоего (Псал. СХХХVІII. 7)? восклицалъ Давидъ. Намъ ли недоумѣвать, какъ самодѣятельный духъ человѣческій можетъ стоять подъ непрестаннымъ дѣйствіемъ Духа всемогущаго? А еще во времена Іова разумѣли, что духъ есть въ человѣцѣхъ, дыханіе же Вседержителево есть научающее (Іов. ХХХII. 8)! Нужно ли припоминать и собственное наше исповѣданіе, столь часто по гласу Церкви возобновляемое, которымъ, вводя себя въ молитвенное приближеніе къ Богу, возвѣщаемъ вездѣсущую и всеисполняющую силу Духа Его? — Вездѣ сый и вся исполняяй!

Вся исполняяй! Но почто же не всѣ Имъ исполняемся? — Видно, что самихъ себя должно вопрошать о семъ.

Можно ли намъ исполняться Духомъ, если плоть, непрестанно враждующая на духа, не находитъ въ насъ никакой преграды своему владычеству? Если въ ея пресыщеніи, упоеніи, наслажденіи мы угашаемъ даже свойственный духу нашему гладъ слышанія слова Божія и жажду правды? Если мы токмо и живемъ въ сію плоть, въ которой, какъ по собственному опыту насъ увѣряетъ человѣкъ Божій, совсѣмъ не живетъ доброе (Рим. VII. 18)? Въ такомъ случаѣ мы сами течемъ подъ тяжкій судъ Божій, изреченный на первый міръ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть (Быт. VІ. 3). Еже бо аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ: яко сѣяй въ плоть свою, отъ плоти пожнетъ истлѣніе, а сѣяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. VІ. 7 и 8).

Можно ли намъ исполняться духомъ Божіимъ, если мы сами одушевляемъ себя токмо духомъ сего міра? Если только его стихійною мудростію исполняемъ нашъ умъ, только его прелестями оживляемъ наше воображеніе, только его страстями возбуждаемъ наше сердце, только его законами правимъ нашу волю, только ему стараемся угодить нашимъ дѣйствованіемъ? Если лучшія наши чувствованія и самыя добродѣтели заражены тлетворнымъ дыханіемъ «духа міра» [8]: любовь пристрастіемъ, снисходительность ласкательствомъ, благородство гордостію, трудо/с. 71/любіе корыстолюбіемъ, благотвореніе тщеславіемъ, достоинство презрѣніемъ другихъ, подвиги честолюбіемъ? Токмо тѣ могутъ пріяти Духа, иже отъ Бога, которые не пріяли духа міра сего, «или изгнали его» [9], не любя міра, ни яже въ мірѣ (1 Іоан. II. 15).

Можно ли намъ «исполняться» [10] Духомъ Святымъ, если мы еще преисполнены сами собою такъ, что нѣтъ въ насъ ниже столько упраздненнаго и очищеннаго мѣста, куда бы хотя капля всенапаяющія воды, по всей долготѣ и широтѣ временъ и мѣстъ текущія въ животъ вѣчный (Іоан. IV. 14), могла укануть и не превратиться въ бреніе нашимъ самолюбіемъ и грѣховными останками? — Наша нечистота есть оплотъ, которымъ заграждаемъ мы отъ себя токи Духа Господня, подобно устремленіямъ весеннихъ водъ, посланнаго всюду созидать новую тварь и обновлять лице земли (Псал. СIII. 30), но то не есть еще и гнѣвъ, а паче милосердіе Божіе, что сіи токи не проторгаются въ души недостойныя; ибо святая и освящающая вода жизни, упадши на нечистое, воспылала бы огнемъ всепоядающимъ.

И, посему, да не сѣтуютъ на Духа Господня и тѣ, которые, хотя всѣми силами отвергаются плоти, міра и самихъ себя и съ духовною жаждою приходятъ ко Хрісту, однако не піютъ еще отъ источника благословеній, не ощущаютъ въ себѣ утѣшительнаго присутствія благодати освящающей и обновляющей, или, ощутивъ мгновенно, теряютъ оное. Въ Евангеліи написано, что нѣкогда, между тѣмъ, какъ самъ Іисусъ Хрістосъ проповѣдывалъ о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его, не у бѣ Духъ Святый [11] пріемлемый, /с. 72/ яко Іисусъ не у бѣ прославленъ. Въ другомъ мѣстѣ Онъ говоритъ ученикамъ Своимъ, что и послѣ неизмѣннаго Ему послѣдованія надобно прежде искушеннымъ быть лишеніемъ видимаго присутствія Его и потомъ уже взыти къ таинственному общенію Духа Святаго: уне есть вамъ, да Азъ иду. Аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли же иду, послю Его къ вамъ (Іоан. ХVІ. 7). Даже по воскресеніи Его, когда Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли [12], потребны были Апостоламъ пятдесятъ дней терпѣнія, единодушныхъ молитвъ и моленій (Дѣян. I. 14), дабы они могли, упразднясь отъ всего, единаго наконецъ исполнитися Духа Свята и начать жить въ семъ исполненіи. Токмо упразднясь отъ всего, удостоились они праздновать великій праздникъ Божій. Можетъ-быть, и для васъ, ревнующіе объ апостольскомъ послѣдованіи Хрісту, но не ощущающіе на себѣ помазанія отъ Святаго, — можетъ-быть, и для васъ потому не у есть Духъ Святый, яко Іисусъ не у прославленъ въ васъ; можетъ-быть, вы пріяли Его еще токмо, яко Пророка, носящаго слово Божіе во устахъ своихъ, но еще не посвятили себя Ему, яко Священнику, да въ общеніи всемірныя жертвы своея всецѣло вознесетъ и васъ въ благопріятное приношеніе Отцу Своему; еще не превознесли Его, яко Царя, да ни какое желаніе и мысль не воздвигнется безъ Его мановенія. Можетъ-быть, уне есть и вамъ, — если разумѣете и взыскуете Хріста болѣе по плоти (2 Кор. V. 16), нежели по духу, — да отъимется на время отъ душъ вашихъ вожделѣнный Женихъ, и лишеніе духовныхъ утѣшеній очиститъ вашу вѣру, возвыситъ любовь, утвердитъ терпѣніе, изощритъ молитву, изгонитъ опасное самоуслажденіе, приготовитъ сугубое блаженство.

Но тѣ, въ которыхъ если не ощущается, по крайней мѣрѣ уже начинается сокровенною рукою помазаніе, не требуютъ, да кто учитъ ихъ: яко то самое помазаніе учитъ ихъ о всемъ (1 Іоан. II. 27). Что мы сотворимъ, живущіе токмо плоти и крови, которыя царствія Божія наслѣдити не могутъ? Что будемъ мы, по духу мертвые, хладные и сухіе, подобно разсѣяннымъ среди поля костямъ въ Іезекіилевомъ видѣніи? Оживутъ ли кости сія (Іез. ХХХVII. 3)? вопрошалъ Богъ Пророка, желая /с. 73/ ниспослать на нихъ животворящаго Духа Своего. Не хотяй смерти грѣшниковъ, но еже обратитися и живымъ быти имъ, безъ сомнѣнія, и на сіи духовные остовы съ толикимъ же взираетъ милосердіемъ и [13] желаніемъ ихъ оживленія Духомъ Святымъ. Оживутъ ли кости сія? — Господи Боже, Ты вѣси сія. — И нынѣ рцы Самъ, еже реклъ еси древле Пророкомъ Твоимъ, яко нѣсть въ насъ, иже проречетъ, — Самъ рцы костемъ симъ: се Азъ введу въ васъ духъ животенъ, — и дамъ Духъ Мой въ васъ, и оживете и увѣсте, яко Азъ есмь Господь. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ отд. изд.: «невидимымъ».
[2] Въ отд. изд. далѣе слѣдуетъ: «развѣ можетъ каждый приближаться къ оному морю сткляному, сущему предъ престоломъ (Апок. ХV, 2) Божіимъ, не страшась огня поядающаго, съ которымъ оно смѣшено, и всякимъ сосудомъ почерпать воду жизни, яко воду рѣчную».
[3] Въ отд. изд.: «къ которымъ учитель языковъ первоначально простиралъ слова, нами приведенныя».
[4] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.: «когда и первозданные храмы Святаго Духа не ощущали живущаго въ нихъ. Апостолы».
[5] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.: «которыхъ, конечно въ наказаніе за недостойное служеніе слова, Господь не поставляетъ болѣе водителями вѣры /с. 68/ вашея и питателями любви, но предаетъ токмо на позоръ и судъ предъ вами, такъ, что на семъ священномъ мѣстѣ уже не столько слово Божіе, живое и дѣйственное, судитъ помышленіямъ и мыслямъ сердечнымъ слышащихъ, сколько хладное вниманіе слышащихъ судитъ и осуждаетъ мертвыя слова человѣческія».
[6] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.: «окованнаго».
[7] Въ отд. изд.: «бывъ».
[8] Въ отд. изд.: «сего духа...»
[9] Въ отд. изд.: «или подавили его...»
[10] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.: «исполниться...»
[11] Въ отд. изд. здѣсь подъ чертою слѣдуетъ ремарка: св. Златоустъ (Hom. LХХVIII, t. V.) произноситъ сіи слова Евангелія такъ: οὐκ ἦν πνεῦμα ἅγιον ἐν τοῖς ἀνθρώποις δοθὲν. Не бѣ Духъ Святый въ человѣцѣхъ данъ. Но должно наипаче замѣтить изъясненіе, которое самъ св. Евангелистъ даетъ словамъ своимъ: не у бѣ Духъ Святый, предваряя, что ихъ должно разумѣть о дусѣ, егоже хотяху пріимати вѣрующіи, то-есть объ ощутительныхъ токмо дарованіяхъ духа, или, по выраженію апостола Павла (1 Кор. ХII. 7), о явленіи духа; слѣдственно не о Дусѣ, поколику Онъ отъ Отца исходитъ (Іоан. ХV, 26) или о самой второй ѵпостаси Божества. Ибо въ семъ послѣднемъ разумѣ Духъ Святый бѣ присно, есть и будетъ, какъ поетъ Церковь.
[12] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг. далѣе слѣдуетъ: «наипаче же власть преподавать Святаго Духа».
[13] Въ отд. изд. и въ собр. 1820, 1821 и 1844 гг. далѣе слѣдуетъ: «не терпѣливымъ, если можно такъ сказать...».

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 65-73.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.