Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

СЛОВА, БЕСѢДЫ И РѢЧИ
ФИЛАРЕТА (ГУМИЛЕВСКАГО), АРХІЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКАГО И НѢЖИНСКАГО.
(Въ 4-хъ частяхъ. Изданіе 3-е И. Л. Тузова. СПб., 1883).

ОТДѢЛЕНІЕ I: СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

БЕСѢДА ВО ВТОРЫЙ ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Во гробѣ плотски, во адѣ же съ душою, яко Богъ, въ раи же съ разбойникомъ, и на престолѣ былъ еси, Христе, со Отцемъ и Духомъ, вся исполняяй неописанный.

Вотъ пѣснь, достойная дня торжественнаго, — пѣснь сладкая и высокая, полная глубокихъ мыслей и чувствъ отрадныхъ, которую поетъ нынѣ ликующая Церковь Христу воскресшему.

Красны пѣсни твои, новый Сіонъ, невѣста Христова! Сладки, торжественны восторги твои о возсіявшей изъ гроба радости; но не есѣ, какъ сія пѣснь, и услаждаютъ и поучаютъ насъ; не всѣ, какъ /с. 82/ сія пѣснь, выражаетъ намъ все, что могъ выразить языкъ священнаго восторга, при настоящемъ торжествѣ.

Займемся, слушатели, сею поучительною и сладкою пѣснію.

Во гробѣ плотски. Слова сіи вчера были словами скорби, но не нынѣ. Во гробѣ Онъ, говорила вѣра, размышляя о предметѣ высокихъ мыслей своихъ, сокрытомъ въ нѣдрахъ земли; во гробѣ Онъ, а мы надѣялись, яко Сей есть, хотяй избавити Израиля (Лук. XXIV, 21). Удалимся же отъ гроба; гробъ сокрылъ пріятныя мечты наши. Во гробѣ Онъ, — вѣщала безотрадная любовь, обливая горячими слезами бездыханное тѣло сладчайшаго; во гробѣ поруганный, обезображенный злодѣями, невиданный на землѣ праведникъ, — и злодѣи торжествуютъ! Доколѣ же, Господи, путь нечестивыхъ спѣется! Угобзишася вси творящіи беззаконія (Іер. XII, 1). Во гробѣ, — говорила надежда, и безмолвный, уединенный гробъ поглащалъ всѣ ея надежды безсмертныя. Но утѣшьтесь, дщери неба! Онъ во гробѣ, но только плотски. Онъ во гробѣ совершаетъ послѣднее дѣло самоизвольнаго смиренія; плоть платитъ, по видимому, дань персти; персти на время возвращается персть, дабы послѣ, тѣмъ большею возсіять ей славою нетлѣнія, чѣмъ тягчае были узы, тяготѣвшіе надъ бренною плотію.

Во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею. Вотъ первый лучъ отрады для сѣтующей надежды! Такъ — пусть смертна плоть, но безсмертенъ духъ; пусть персть предается персти, но духъ паритъ къ Богу, иже и даде его (Еккл. XII, 7). Вотъ истина, такъ нетвердая, такъ неясная дотолѣ, пока смерть царствовала со всею жестокостію и надъ не согрѣшившими по подобію преступленія Адамова. Желанія смертныхъ стремились по временамъ за предѣлы сей жизни, но не разрушали предѣловъ; нѣдра земли отграждали землю отъ неба, и никто не разрушалъ преграды сей. Гаданія оставались гаданіями; тѣ, которые приходили отъ земли, говорили о землѣ, а тма смертная затемняла въ глазахъ ихъ послѣднее мерцаніе истины; они ложились въ гробъ, оставляя, вмѣсто наслѣдства, неумную заботу хранить бреніе ихъ. Даже значительная часть народа Божія, коему ввѣрены были тайны небесныя, отвергла наконецъ всякую надежду на безсмертіе, проповѣдала не быти ни ангела, ни духа (Матѳ. XXII, 23). Но вотъ смерть Господа нашего поучаетъ насъ взирать на смерть не болѣе, какъ на стража, который хранитъ то, что ему ввѣрено; хранитъ дотолѣ, доколѣ угодно владыкѣ жизни; поучаетъ отрадной истинѣ, что не духъ, совершенно не знающій гроба и смерти, а только бренный составъ нашъ предается во власть не вѣчнаго стража. Первенецъ изъ мертвыхъ, во двою естеству неслитно познаваемый, не душею лежалъ во /с. 83/ гробѣ; и мы радуемся, смотря на тлѣющую храмину тѣла, будучи увѣрены, что она не будетъ неисходною могилой духа. Сладкая вѣра сія еще болѣе утверждается воскресеніемъ самой плоти Іисусовой. Если плоть воскресла для вѣчной жизни, то можетъ ли духъ истлѣвать? Если плоть Іисусова воскресла, како глаголютъ нѣцыи, яко воскресенія мертвыхъ нѣсть (1 Кор. XV, 12)? Воскресеніе Іисуса Христа показываетъ, что не духъ только безсмертенъ, а и тѣло; что наступитъ день, когда и тлѣнное облечется въ нетлѣніе (1 Кор. XV, 52).

Духъ Христа Іисуса не духъ только человѣка, — Онъ Богочеловѣкъ. Такъ Онъ нисходитъ въ бездны адовы, но облеченный божественною мощію, дабы и тамъ повѣдали славу Его, дабы и тамъ быть тѣмъ же для бѣдныхъ людей, чѣмъ былъ и на земли. Во адѣ же съ душею, яко Богъ. Дотолѣ ни одинъ изъ подзаконныхъ праведниковъ, ни одинъ изъ патріарховъ не обѣщалъ себѣ не посредственнаго послѣ смерти входа въ блаженство; они всѣ шли туда — въ ровъ мрачный, не имущій воды, какъ узники; и тамъ ждали, пока придетъ Крѣпкій, побѣдоносный Царь дщери сіоновой (Зах. IX, 11). Тамъ они вопрошали, глаголюще: доколѣ тако надѣющеся будемъ, и когда пріидетъ плодъ жатвы мзды нашея? (3 Езд. IV, 35.) Патріархъ Іаковъ, отъ безутѣшной скорби желая разстаться еъ жизнію, не иную опредѣлялъ себѣ и оплакиваемому Іосифу долю, какъ вселеніе въ темницѣ подземной: не хотяше утѣшитися глаголя, яко сниду къ сыну моему сѣтуя во адъ (Быт. XXXVII, 35). Имѣвшій державу смерти увлекалъ въ свою область всѣхъ, зараженныхъ ядомъ грѣха Адамова. Одинъ только Крѣплшій могъ связать сего крѣпкаго, и расхитить плѣнъ его; одинъ Сынъ Божій могъ разрушить оковы грѣха и заклепы адовы, утвержденные правосудіемъ небеснымъ и Сынъ Божій является во адѣ, яко Богъ. Это не вымыслъ своеволія, не ученіе произвола неразумнаго: такъ судятъ, такъ учатъ апостолы! Учитель языковъ, проповѣдуя о вознесеніи Іисуса на небо, говоритъ: а еже, взыде, что есть, точію, яко и сниде прежде въ дольнѣйшыя страны земли, въ преисподнія мѣста (Еф. IV, 9). Для чего-же? Да исполнитъ Собою всяческая (ст. 10). И апостолъ Петръ учитъ, что Христосъ, какъ бывъ во плоти, проповѣдывалъ облеченнымъ плотію, такъ умерщвленный по плоти и живый духомъ, сущимъ въ темницѣ духовомъ сошедъ проповѣда, противльшимся иногда, егда ожидаше Божіе долготерпѣніе во дни Ноевы (1 Петр. III, 19). Тотъ же апостолъ, въ подтвержденіе того, что Іисусъ будетъ судить не только живыхъ, но и мертвыхъ, говоритъ, что Іисусъ проповѣдывалъ и мертвымъ: на се бо и мертвымъ благовѣстися; потомъ указываетъ и на цѣль сей проповѣди: да судъ убо примутъ /с. 84/ по человѣку плотію, поживутъ же по Бозѣ духомъ (1 Петр. IV, 6), или, какъ изъясняетъ одинъ отецъ Церкви, да тѣ, кои живутъ по человѣку плотію, примутъ осужденіе, какъ осуждены и на землѣ ожесточенные; поживутъ же жизнію блаженною — жившіе по Богу духомъ. Еще устами древняго пророка Богъ говоритъ объ избранныхъ Своихъ: отъ руки адовы избавлю я, и отъ смерти искуплю я. Гдѣ пря твоя, смерте? гдѣ остенъ твой, аде? (Ос. XIII, 14). Онъ сокрушенъ побѣдителемъ смерти и ада, такъ какъ низложенъ и владѣтель смерти (Евр. II, 14).

Но не адъ только отверзаетъ врата Побѣдителю ада, а и рай. Дотолѣ — какъ было пройти туда, гдѣ ужасная неблагодарность предъ благодѣтелемъ дивнымъ вооружила противъ себя Творца и тварь? Рай — мѣсто покоя и блаженства, мѣсто созерцанія славы Божіей — заключенъ былъ для человѣка грѣшника. Но вотъ Господь Іисусъ и въ раи съ разбойникомъ. Какое торжество Сына человѣческаго! Не напрасно каявшійся разбойникъ именовалъ вмѣненнаго съ злодѣями Господомъ; не напрасно просилъ помянуть его въ царствіи; не тщетно было и обѣщано: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. XXIII, 43). Въ раю — исповѣдавшій Распятаго Господомъ, потому что Распятый разрушилъ преграду, отдѣлявшую землю отъ неба; въ раю — разбойникъ, потому что жертва праведнаго за неправедныхъ принята правосудіемъ. Подлинно, Сей есть хотяй избавити Израиля, должна теперь сказать вѣра. Онъ избавляетъ самую заблуждшую овцу дому Израилева. Подлинно, должно умолкнуть теперь дерзкое нечестіе, вопіявшее къ Распятому: иныя спасе, Себе ли не можетъ спасти (Марк. XV, 31). Онъ спасаетъ, но не то, о чемъ думалъ міръ нечестивый и буйный, а о чемъ помышлялъ отверженный отъ міра, — спасаетъ душу. Подлинно, неизчерпаемы для тебя въ Іисусѣ сладкія надежды, безнадежный грѣшникъ! Вотъ, подобный тебѣ грѣшникъ, первый вступаетъ въ неотступный дотолѣ Эдемъ. Херувимъ, не дававшій праведникамъ входа въ заключенное мѣсто радости, впускаетъ туда разбойника, впускаетъ потому, что съ нимъ Іисусъ. Спѣши же, бѣдный грѣшникъ, къ Іисусу, дабы Онъ взялъ тебя съ Собой. Бросся съ слезами къ стопамъ Его; — Онъ не покинетъ тебя; скажи Ему съ сердцемъ сокрушеннымъ: Господи, помяни мя во царствіи Твоемъ, какъ помянулъ Ты разбойника (Лук. XXIII, 42), — и Онъ помянетъ тебя, помянетъ; повѣрь, не пропадетъ твое слово. Онъ сказалъ послѣдователямъ Своимъ: идѣже есмь Азъ, и вы будете. Азъ живу, и вы живи будете (Іоан. XIV, 3, 19). И обѣщаніе Его твердо. Потому-то всѣ праведники любили называть себя грѣшниками, что Іисусъ перваго грѣшника первымъ взялъ въ рай. Потому-то опасна /с. 85/ участь считающихъ себя праведниками, что Іисусъ не беретъ съ Собой хотящихъ оправдаться по себѣ. Потому-то страшиться должны будущности не знающіе Іисуса, какъ узналъ Его разбойникъ; Іисусъ скажетъ: и Я не знаю васъ. Благословляй, христіанинъ, Христа Господа твоего; Онъ одинъ отверзаетъ входъ въ рай, — одинъ, о Немъ же подобаетъ спастися намъ (Дѣян. IV, 12); а ты съ Нимъ — единственнымъ Спасителемъ.

Велико имя исповѣдуемаго нами Господа Іисуса. Тогда какъ человѣческое усердіе тщетно ищетъ Его во гробѣ, утвержденная вѣра зритъ Его на престолѣ со Отцемъ и Духомъ, — на престолѣ славы, подобающей единому Богу. Такъ воскресшій не преставалъ быть Богомъ и подъ одеждою бренной плоти, не преставалъ быть единымъ великимъ и славнымъ — и подъ покровомъ смиренія и уничиженія вольнаго. Въ немъ обитало всякое исполненіе Божества тѣлеснѣ (Кол. II, 9). Видѣхомъ славу Его, говорятъ апостолы, очевидцы Слова воплощеннаго, видѣхомъ славу Его, яко единороднаго отъ Отца, — Онъ полонъ благодати и истины (Іоан. I, 14). Но бренная плоть, но образъ раба, но подобіе человѣческое какъ бы разлучили собою Сына отъ Отца, скрывали славу Божества, такъ что эта слава казалась болѣе славою великаго пророка, царя земнаго, сына человѣческаго, и такъ же, казалось, могла измѣниться, какъ измѣняется и исчезаетъ все земное. Въ небольшомъ числѣ собравшіеся вокругъ галилейскаго пророка друзья Его, едва пораженъ былъ Пастырь, расточаются, какъ овцы робкія и беззащитныя. По воскресеніи, Онъ паки восходитъ туда, откуда пришелъ (Іоан. VIII, 14), оставляетъ позорище уничиженія, чтобы воспріять полную славу Божества, получить имя, еже паче всякаго имене (Фил. II, 9). О, если бы мы, грѣшные, узрѣли, по обѣщанію Спасителя, небо отверзтымъ (Іоан. I, 51)! Въ какой бы славѣ, въ какомъ величіи увидѣли Господа нашего! Но довольно для насъ: тайнозрители видятъ и повѣдаютъ намъ Сына человѣческаго за пріятіе смерти вѣнчаннаго славою и честію (Евр. II, 9); видятъ, какъ Онъ, сотворивъ Собою очищеніе грѣховъ нашихъ, сѣде одесную престола величествія на высокихъ (Евр. 1, 3); видятъ, какъ двадесятъ четыре старца падаютъ предъ сидящимъ на престолѣ Агнцемъ закланнымъ, повергаютъ предъ престоломъ Его вѣнцы свои (Апок. IV, 10); видятъ сонмы ангеловъ, закрывающихъ лица свои отъ неприступной славы прославленнаго Сына Божія. Благоговѣй, христіанинъ, воспоминая имя воскресшаго Господа твоего Іисуса; оно страшно для всякаго колѣна небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ (Фил. II, 10). Благоговѣй, и вмѣстѣ радуйся! Онъ получилъ всякую власть на небѣ и на землѣ (Матѳ. XXVIII, 18), но для того, что/с. 86/бы устроить и обезопасить наше спасеніе, для того, чтобы ниспослать возлюбленнымъ своимъ оружіе истины для низложенія помышленій, возносящихся на истину, духъ силы и любви для побѣды надъ безчувственнымъ и упорнымъ міромъ; Онъ оставилъ землю, но обѣщался, о, любезное и сладкое обѣщаніе! обѣщался быть съ нами земными до скончанія вѣка. Теки теперь, подвижникъ Христовъ! Теки бодро по пути твоему; ты имѣешь Вождя вѣрнаго. И падешь ли ты, немощный и слабый? Тамъ — предъ престоломъ Отца ходатая имамы праведника Іисуса (1 Іоан. II, 1); Онъ можетъ спасти приходящихъ чрезъ Него къ Богу, живъ сый, — во еже ходатайствовати о насъ (Евр. VII, 25). Изнеможешь ли, истощишься ли въ силахъ духовныхъ и тѣлесныхъ? Да не смущается сердце твое, ни устрашаетъ! О имени Іисуса воскресшаго ты всего можешь просить, и все дастся тебѣ (Іоан. XIV, 27; XVI, 23).

Христе Спасителю! Ты и на землѣ, и на небѣ, и въ странахъ дольнихъ; Ты все наполняешь Собою. Не оставляй же насъ бѣдныхъ грѣшниковъ, по обѣщанію Твоему, хотя мы и недостойны того. Буди съ нами до скончанія вѣка! Аминь.

1846 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), Архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 81-86.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.