Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

СЛОВА, БЕСѢДЫ И РѢЧИ
ФИЛАРЕТА (ГУМИЛЕВСКАГО), АРХІЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКАГО И НѢЖИНСКАГО.
(Въ 4-хъ частяхъ. Изданіе 3-е И. Л. Тузова. СПб., 1883).

ОТДѢЛЕНІЕ I: СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

БЕСѢДА ВЪ ДЕНЬ СРѢТЕНІЯ ГОСПОДНЯ, НА ВСЕНОЩНОМЪ БДѢНІИ.

(Лук. II, 22-35).

Благословенъ Богъ, не оставляющій грѣшнаго міра безъ благодатнаго сѣмени Своего, безъ людей по сердцу Его! Что было бы съ людьми грѣшными, если бы не было между ними праведниковъ, — сихъ проводниковъ небесной силы для чадъ тлѣнія? Какъ ни былъ испорченъ народъ іудейскій ко времени пришествія Христова на землю: среди него оставались любимцы неба. Въ храмѣ іерусалимскомъ срѣтили Господа два ангела во плоти, — праведные Сѵмеонъ и Анна. Разсмотримъ ближе святаго старца, не только зрѣвшаго божественное Отроча, но и пріявшаго Его на руки свои. Прочтемъ и уяснимъ повѣствованіе евангелія о праведномъ Сѵмеонѣ.

И се бѣ человѣкъ въ Іерусалимѣ, ему же имя Сѵмеонъ, и человѣкъ сей праведенъ и благочестивъ, чая утѣхи Израилевы. Что это за правда, украшавшая Сѵмеона? Та ли это, правда, когда за любовь воздаютъ любовію? Но эта правда бывала у язычника и у фарисея (Лук. VI, 32). Та ли это правда, когда платятъ за оскорбленіе оскорбленіемъ? Но этой правдой отличался и обыкновенный іудей. Евангелистъ показываетъ въ Сѵмеонѣ праведника рѣдкаго, показываетъ мужа той правды, которая низвела на Сѵмеона благо/с. 48/дать Св. Духа. Что же за праведникъ былъ Сѵмеонъ? Сѵмеонъ не только не оскорблялъ правъ ближняго, но готовъ былъ дѣлать для ближняго то же самое, что и для себя; не только не пользовался чужимъ, но готовъ былъ дѣлить свое съ страждущимъ ближнимъ? — Вотъ правда высшая, которая одна можетъ до того умиротворить взаимныя отношенія людей, что съ нею люди были бы ангелами кротости и мира.

Бѣ благочестивъ. Сколько свято сохранялъ Сѵмеонъ заповѣди о любви къ ближнимъ, столько же душа его полна была благоговѣйной любви къ Богу. Умъ и сердце его были посвящены Богу, обращены къ созерцанію и прославленію совершенствъ Его. Воля Божія во всѣхъ случаяхъ жизни была для него закономъ. Безстрашный и безстрастный ко всему, онъ боялся одного, — какъ бы не прогнѣвить Господа. Побужденія немощной природы могли требовать послабленія ей въ исполненіи строгой правды законной: но страхъ Божій, какъ стражъ, хранилъ сердце его, и законъ Божій служилъ свѣтильникомъ ногамъ его.

Міръ тогда, какъ и нынѣ, любилъ свои забавы, утѣшался своими надеждами. Сѵмеонъ уже близокъ былъ къ концу земной жизни своей, и много видѣлъ горькаго и сладкаго: но, ни сладкое не увлекало его до забвенія неба, ни горькое не поражало души его до безнадежія на небо. Онъ чаялъ утѣхи Израилевы. Его надежды, его радости и ожиданія были обращены къ утѣхѣ Израилевой. Что жъ это за утѣха Израилева? Это то же, что утѣшитель Израилевъ; это тотъ обѣтованный Искупитель, который избавленіемъ отъ грѣховъ долженъ былъ принесть не земное, а духовное утѣшеніе Израилю; это Тотъ, который, бывъ обѣщанъ со дня паденія Адамова, составлялъ предметъ ожиданій и сладкихъ надеждъ для людей Божіихъ; Тотъ — Спаситель міра, котораго ожидали всѣ пророки и праведники. Время Сѵмеона говорило Сѵмеону, что близко время пришествія обѣтованнаго. Скиптръ правленія уже взятъ былъ отъ Іуды; въ рукахъ жестокаго Ирода онъ только поражалъ народъ израильскій, а не охранялъ его покоя отъ враговъ. Внутреннее состояніе Израиля — его нравственность, его знанія, — такъ было мрачно, такъ печально, что исторгало глубокіе вздохи и молитву объ особенной помощи свыше. Сѵмеонъ внимательно изучалъ время, — и ему, внимательному къ волѣ Божіей, все говорило, что близко время утѣхи Израилевой. Знали объ утѣхи Израилевой многіе между іудеями при Сѵмеонѣ; хорошо знали о томъ книжники и законоучители. Однако, иное дѣло знать утѣху Израиля, другое ждать утѣхи Израилевой. Срѣтить утѣху Израилеву могъ одинъ Сѵмеонъ, другаго Сѵмеона не оказалось. Отчего это? Оттого, что для праведнаго Сѵ/с. 49/меона все утѣшеніе, всѣ радости заключались въ ожиданіи утѣхи Израилевой. Къ обѣтованному Спасителю обращены были не только всѣ мысли его, но къ Нему обращено было все сердце его, вся любовь его, всѣ желанія и дѣла его; всего духовнаго, всего чистаго ожидалъ онъ отъ утѣхи Израилевой, а о земномъ счастіи мало помышлялъ онъ. Такъ, слушатели мои, не всѣ ученые, далеко не всѣ, заняты спасеніемъ души; еще меньшее число чающихъ спасенія оказывается, когда подумаемъ, что всѣ могутъ и всѣ должны быть чающими спасенія. Ахъ! такъ мало избранныхъ между нами. О, когда бы мы, по примѣру избранника — Сѵмеона, искали утѣхи нашей только во Христѣ Господѣ, въ которомъ искалъ и онъ. О, когда бы мы, при взглядѣ на бѣдствія общественныя, на упадокъ благочестія, на скорби частной нашей жизни, обращались съ надеждами нашими, съ молитвою искреннею, съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ, ко Христу Господу! Пусть другіе хвалились бы тогда своими книжниками; намъ довольна было бы утѣхи Израилевой, какъ для Сѵмеона.

Какъ великъ Сѵмеонъ! И Духъ бѣ Святъ въ немъ. Для ветхозавѣтнаго праведника довольно было, что онъ чаялъ утѣхи Израилевой. Но въ Сѵмеонѣ было болѣе. Послѣ того, какъ вознесся Іисусъ съ земли на небо, пришелъ на землю Утѣшитель, Имъ посланный. И каждый христіанинъ возраждается Духомъ въ водѣ крещенія, укрѣпляется Духомъ при мѵропомазаніи; каждое другое таинство сообщаетъ ему дары Святаго Духа. Не то было въ ветхомъ завѣтѣ. И однако Духъ Святый былъ въ Сѵмеонѣ, оттого, что его праведность, его благочестіе, его вѣра въ Искупителя возвышали его на степень новозавѣтнаго праведника.

И бѣ ему обѣщано Духомъ Святымъ не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. Къ чему это обѣщаніе? Надлежало, чтобы Господь храма, пришедъ во храмъ, не остался безъ достойнаго срѣтенія. Люди ученые, люди книжные, не могли явиться сюда, они, слишкомъ занятые ученостію, рѣшали умомъ, а не сердцемъ, вопросъ: гдѣ Христосъ раждается? Іереи и первосвященники іудейскіе уже не достойны были благословить Благословеннаго, бывъ увлечены мечтами о счастливой земной долѣ своей. Для самаго Сѵмеона это обѣщаніе было высшею наградою его благочестію, его искреннему ожиданію утѣхи Израилевой. О, Боже мой! какой отвѣтъ дамъ я Тебѣ, — я, котораго такъ часто удостоиваешь видѣть Себя въ пречистыхъ тайнахъ Твоихъ, и котораго такъ холодно срѣтаю, такъ недостойно пріемлю я? Мнози пророцы и праведницы вожделѣша видѣти, и не видѣша (Матѳ. XIII, 17). Искреннему, чудному рабу Твоему Сѵмеону, Ты обѣщалъ, какъ высшую награду /с. 50/ за благочестіе всей жизни его, — ту часть, чтобы прежде смерти своей видѣлъ онъ Христа Господня. Братія! оплачемъ нашу невнимательность, страшную для насъ въ будущемъ къ страшнымъ Тайнамъ Христовымъ.

И пріиде Духомъ въ церковь: и егда введоста родителя отроча Іисуса сотворити има по обычаю законному о Немъ; и той пріемъ Его на руку своею, и благослови Бога, и рече. Святый Духъ, который далъ высокое обѣщаніе Сѵмеону, привелъ Сѵмеона въ храмъ, куда принесенъ былъ Іисусъ. Чудное дѣло совершается въ рабахъ Господнихъ. Ихъ водитъ, ими управляетъ невидимая высшая сила, тогда какъ и сила воли ихъ при нихъ остается; ихъ мысли направляются къ тому, о чемъ не размышляли они, а сила мысли ихъ въ нихъ дѣйствуетъ. Чудно, и вмѣстѣ просто! Люди вѣка не состоятъ ли подъ управленіемъ духа вѣка? Ихъ мысли, ихъ воля во власти духа времени. Тамъ и здѣсь общее — любовь, сливающая мысли и волю любящаго съ любимымъ. Но разность въ томъ, что тамъ Господь, здѣсь тварь, — тамъ благодать, здѣсь грѣхъ, — тамъ жизнь, здѣсь смерть. И люди любятъ міръ, а не Господа! Какъ слѣпы! какъ несчастны отъ самихъ себя люди!

Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ, — говоритъ въ восторгѣ духа благодарный Сѵмеонъ. «Владыко живота и смерти! нынѣ уже нечего болѣе мнѣ дѣлать на землѣ. Служеніе мое на землѣ окончилось. Чего желала душа моя, что обѣщало слово Твое, исполнилось. Теперь Ты отпущаешь раба Твоего на свободу желанную, разрѣшаешь отъ узъ плоти и міра, которыя такъ тяготили меня. Съ миромъ возвращаюсь я къ Тебѣ, Владыко мой»! Такъ спокойно оставляетъ земную жизнь праведникъ! На землѣ не остается у него ничего, къ чему привязана была бы душа его, — сокровищъ на земли не любилъ онъ, чести и извѣстности не искалъ; — на душѣ его не лежитъ намѣренная обида ближнему; Отца небеснаго постоянно имѣлъ онъ предъ очами своими, — и къ Нему спѣшилъ онъ, какъ изъ дальнаго странствія нѣжный сынъ. Какъ завидна такая кончина!

Яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое. Праведный Сѵмеонъ не только узнаетъ въ младенцѣ Іисусѣ обѣщаннаго Мессію, но въ пророческомъ одушевленіи видитъ всю великую судьбу Его, изображаетъ Его не только словами пророковъ, но словами очевидцевъ Слова воплощеннаго.

Видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей. «Видѣли очи мои Спасителя, Тобой предопредѣленнаго и обѣщаннаго. Вотъ Тотъ, котораго назначилъ, котораго посылаешь Ты для спасенія всѣхъ народовъ земли! /с. 51/ Предъ лицемъ всѣхъ людей Онъ явится, ни для кого не будетъ сокрытъ, всѣмъ будетъ возвѣщенъ, всѣ о Немъ узнаютъ, хотя и не всѣ примутъ». Какъ высокъ былъ Сѵмеонъ предъ своими современниками! Сильна была въ его время увѣренность, что всѣ высокія обѣщанія, всѣ преимущества царства Мессіина принадлежатъ одному іудейскому народу, народу Божію. Даже апостолъ Петръ долго не смѣлъ призвать язычниковъ къ участію въ благахъ христіанства, пока не былъ вразумленъ небеснымъ видѣніемъ (Дѣян. X, 11. 19). Старецъ Сѵмеонъ видитъ младенца, окруженнаго глубокою простотою и бѣдностію, — и узнаетъ тайну, которая не только забыта была народомъ, хотя и открыта была пророками, но долго не ясна была и апостолу.

Онъ видитъ въ младенцѣ Іисусѣ свѣтъ во откровеніе языковъ, и въ славу людей Божіихъ — Израиля. Свѣтомъ для язычниковъ Сѵмеонъ называетъ Іисуса, поелику язычники покрыты были мракомъ идолослуженія, суевѣрій, разврата; незнаніе истиннаго Бога, незнаніе путей спасенія — сущій мракъ, пагубный мракъ душѣ. И сей-то мракъ разсѣеваетъ Іисусъ — Свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. I, 4). Славою для Израиля называетъ праведникъ Іисуса, потому что іудеи — народъ избранный Богомъ, люди по преимуществу усвоенные Богомъ, тѣмъ особенно должны были прославиться, что между ними, отъ нихъ родился Спаситель всѣхъ народовъ. Язычники просвѣтятся, а іудеи только прославятся. Почему же и они не просвѣтятся? Ужели познанія ихъ были такъ совершенны, что имъ нечего было желать отъ Свѣта истиннаго — Сына Божія? Нѣтъ; іудеи многому могли научиться у Сына Божія; познаніе Бога и Его закона, какое они имѣли, во многомъ могло усовершиться и дополниться, если бы умомъ и сердцемъ стали они внимать наставленіямъ обѣтованнаго Спасителя міра. Свѣтъ христіанскаго ученія такъ чистъ, такъ высокъ по достоинствамъ своимъ, что имъ желаютъ просвѣщаться самые ангелы небесные въ восторгѣ отъ него, когда зрятъ его. Но тогда, какъ язычники чрезъ вѣру воспользуются свѣтомъ Сына Божія, большинство іудеевъ не приметъ благодѣяній Сына Божія, оно отвергнетъ Его къ собственному несчастію. Такъ зрѣлъ праведный Сѵмеонъ.

И бѣ Іосифъ и мати Его чудящася о глаголемыхъ о Немъ. Какъ было не изумляться столь великимъ словамъ о младенцѣ Іисусѣ!

И благослови я Сѵмеонъ. Привѣтствовалъ съ благословенною, счастливою долею, какъ привѣтствовала Елисавета (Лук. I, 42).

И рече къ Маріи Матери Его: се лежитъ Сей на паденіе и /с. 52/ на возстаніе многимъ во Израили, и въ знаменіе прерѣкаемо. Богопріимецъ зритъ въ Іисусѣ предметъ прерѣканій и разной судьбы для людей. Онъ сравниваетъ Іисуса съ дорогимъ камнемъ, лежащимъ на дорогѣ, — съ камнемъ, предназначеннымъ для необычайной цѣли. Неосторожный путникъ спотыкается объ этотъ камень и падаетъ, и получаетъ смертельную рану. Осторожный, внимательный, при встрѣчѣ съ тѣмъ же камнемъ, останавливается, разсматриваетъ его, узнаетъ цѣну его и дѣлается богачемъ, изъ низкой доли возвышается на степень славы и извѣстности общей. Такъ изображалъ Мессію пророкъ Исаія (VIII, 14. XXVIII, 16). Такъ изображалъ Іисуса апостолъ: къ Нему же приходяще, камени живу, отъ человѣкъ убо уничиженну, отъ Бога же избранну, честну, и сами, яко каменіе живо зиждетеся въ храмъ духовенъ: вамъ убо честь вѣрующимъ, а противящимся камень, его же небрегоша зиждущіи, — камень претыканія и камень соблазна, о немъ же претыкаются слову противляющіися (1 Петр. II, 4-8). Праведникъ называетъ Іисуса знаменіемъ прерѣкаемымъ. Знаменіе есть открыто-выставленный предметъ, на который устремлены глаза всѣхъ, знакъ чего-то необыкновеннаго, но чего именно, о томъ остается дознавать зрителю. Умный, опытный зритель понимаетъ значеніе этого предмета, понимаетъ, о чемъ даетъ знать знакъ въ всеобщему свѣдѣнію. Но многіе смѣются надъ тѣмъ же знаменіемъ; другіе понимаютъ знакъ, — но недовольные тѣмъ, что дѣло не соотвѣтствуетъ личнымъ видамъ и желаніямъ, осыпаютъ порицаніемъ то же знаменіе, или объясняютъ его въ пользу своихъ страстей. Точно такъ смотрѣли іудеи на Спасителя Іисуса. И одни ли іудеи? Увы! и между нами, и въ нашей жизни, то же совершается. Тѣ, которые даютъ волю страстямъ своимъ, не враги ли креста Христова (Фил. III, 18)? Для другихъ имя Іисуса служитъ возглавіемъ духовной праздности. Говорятъ: за насъ все сдѣлано, жертва принесена правосудію, благодать переродила насъ; намъ нечего болѣе дѣлать; трудиться, подвизаться, поститься, изнурять себя, — въ чему это? Это значило бы оскорблять благодать Іисусову. Вѣра, вѣра въ Іисуса — вотъ все, что нужно! Но многіе скажутъ тогда: Господи, Господи! не въ Твое ли имя пророчествовахомъ? не Твоимъ ли именемъ бѣсы изгонихомъ? И Господь скажетъ празднымъ чтителямъ имени Его: не вѣмъ васъ.

Яко да открыются помышленія сердецъ человѣческихъ. Прерѣканія людей о Іисусѣ будутъ имѣть слѣдствіемъ то, что откроются тогда неодинаковыя свойства сердецъ человѣческихъ. Сердца, ищущія добра и спасенія, если и встрѣтятся съ нѣкоторыми сомнѣніями, скоро оставятъ сомнѣнія и примутъ Іисуса, поелику Онъ есть истина, жизнь, спасеніе людей. Отвергнуть Іисуса могутъ только сердца /с. 53/ злыя, которымъ не мило добро и спасеніе, и потому не можетъ быть предметомъ любви и Спаситель. Тотъ, чье сердце исполнено чувствомъ виновности своей, чье сердце жаждетъ спасенія, ищетъ свѣта и силы для вѣчности, тотъ приметъ не только имя Іисусово, какъ имя святое, но будетъ лобзать крестъ Іисусовъ, пойдетъ за Іисусомъ путемъ внутреннихъ и внѣшнихъ скорбей до гроба. Иначе вѣра, оставаясь дѣломъ одной мысли, перенесла бы въ вѣчность только знаніе, но не жизнь. Напротивъ, чьи сердца заняты страстями, гордостію, тщеславіемъ, земными выгодами, тѣ отвергнутъ Іисуса. Такимъ образомъ, тогда откроется величіе благости Божіей, такъ какъ не желая смерти людей, послала она въ міръ Спасителя — Сына Божія, но котораго не принимаютъ многіе изъ людей только оттого, что злы сердца ихъ.

И тебѣ же самой душу пройдетъ оружіе. Праведный Сѵмеонъ, полный благоговѣнія къ матери Господа и — скорби о земной, ожидающей Ее участи, напередъ открываетъ Ей ожидающія Ее смертныя страданія, такъ какъ скорбь предвидѣнная легче падаетъ на душу, легче тяготитъ ее, чѣмъ скорбь непредвидѣнная. Онъ открываетъ Ей то положеніе Ея, въ какомъ Она будетъ особенно въ послѣдніе дни земной жизни Сына Своего. Много скорби испытаетъ Она и тогда, какъ будутъ осыпать поношеніями дѣла и чудеса Іисуса. Но ужасна скорбь, какая посѣтитъ Ее тогда, какъ враги прострутъ ненависть свою до того, что распнутъ божественнаго Сына Ея, какъ злодѣя; скорбь будетъ такъ велика, какъ бы острый мечъ проходилъ въ самое сердце Ея.

Братія! много возвѣщаетъ намъ и своею жизнію, и своими словами св. старецъ Сѵмеонъ. Цѣлый сонмъ добродѣтелей — жизнь его. Поревнуемъ добродѣтелямъ его. Онъ терпѣливо чаялъ утѣхи Израилевой; земное было оставлено для сего Утѣшителя. И, въ награду трудовъ терпѣнія, онъ увидѣлъ, узналъ, принялъ на руки свои Утѣшителя, тогда какъ не узнали Его тысячи. Страшна участь отвергающихъ сего Утѣшителя, по словамъ праведника. Устрашимся сей участи, будемъ хранить сердца наши отъ невѣрія и безплодной вѣры, отъ страстей и грѣховъ, — и Онъ молитвами праведника Сѵмеона, будетъ намъ въ славу и спасеніе. Аминь.

1844 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), Архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 47-53.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.