Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО XVII (XXXIX).

Во вторникъ, 29 октября, живущіе и служащіе въ Іоанновскомъ женскомъ монастырѣ имѣли счастіе утѣшаться служеніемъ дорогого основателя и покровителя монастыря, протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Три съ половиною мѣсяца батюшка вслѣдствіе болѣзни не служилъ въ своей обители. Не только живущіе здѣсь, но и посторонніе богомольцы, въ прежніе годы привыкшіе къ болѣе частымъ его служеніямъ, съ нетерпѣніемъ ожидали того дня, когда опять увидятъ дорогого и добраго пастыря, услышатъ отъ него слово назиданія, сподобятся причастія св. Таинъ. И вотъ желаніе исполнилось. Къ началу литургіи, кромѣ монахинь, собралось много богомольцевъ, хотя только вечеромъ наканунѣ стало извѣстно о предполагаемомъ служеніи. Когда послѣ продолжительной пасмурной и холодной погоды появляется ясное солнышко, то все живое становится бодрымъ, жизнерадостнымъ; свѣтъ солнечный и теплота имѣютъ весьма благотворное вліяніе на жизнь всего міра. Нѣчто подобное можно было наблюдать и среди почитателей дорогого батюшки, на себѣ самихъ испытавшихъ благотворное значеніе его молитвы. Настроеніе у всѣхъ праздничное. Ощущая въ себѣ неземную радость, всѣ смотрятъ на сіяющее добродѣтелью, и небеснымъ миромъ лицо старца-подвижника, возносятъ вмѣстѣ съ нимъ усердныя молитвы, а въ концѣ /с. 110/ литургіи съ великимъ вниманіемъ слушаютъ его назидательное поученіе, приблизительно слѣдующаго содержанія.

«Начну сегодня мою проповѣдь тѣми словами, которыми началъ Свою Божественную проповѣдь Господь Іисусъ Христосъ, выступивъ послѣ крещенія на служеніе роду человѣческому. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Лк. 4, 17). Уяснимъ себѣ сущность истиннаго покаянія, къ которому призываетъ людей Господь Богъ. Покаяніе есть такое состояніе, когда человѣкъ вполнѣ пришелъ въ сознаніе своей грѣховности, когда онъ скорбитъ душею, ясно представляя себѣ ту бездну, которая готова поглотить не раскаянныхъ грѣшниковъ. Покаяніе необходимо для каждаго человѣка, потому что «всѣ мы много согрѣшаемъ» (Іак. 3, 2); грѣхи наши многочисленны, какъ песокъ земной, какъ звѣзды на небѣ; они пустили развѣтвленія во всѣ стороны существа человѣческаго. Поэтому человѣкъ грѣшный удаляется отъ Бога на безмѣрное разстояніе, во тьмѣ ходитъ, дѣлается рабомъ діавола, наслѣдникомъ вѣчной муки; онъ — мертвецъ духовный. И, напротивъ, кто обращается къ покаянію, тотъ начинаетъ воскресать и приближаться къ Богу.

Далѣе, такъ какъ мы грѣшимъ добровольно, то и каяться должны добровольно, не ожидая къ этому какого-либо принужденія. Искренно, съ сокрушеннымъ и смиреннымъ сердцемъ, передъ лицомъ Бога всевѣдущаго, безъ пощады своему ветхому человѣку, разобрать свою жизнь и свои многочисленные грѣхи, безпристрастно осудить себя въ нихъ, искренно желать исправленія отъ грѣховъ и страстей, ежедневно опутывающихъ нашу душу — вотъ истинное покаяніе! Разумѣется, покаянное чувство является не вдругъ по причинѣ многочисленности нашихъ грѣховъ. Кромѣ того, принадлежность истиннаго, душеспасительнаго покаянія есть перемѣна грѣховныхъ стремленій на добрыя христіанскія чувства и стремленія: наши души стали безплодными, или стали приносить дурные, горькіе плоды тьмы и грѣха, надо ихъ сдѣлать благо плодными, приносящими плоды добродѣтели. «Сотворите плоды достойные покаянія» (Лк. 3, 8).

Покаяніе есть великій даръ благости Божіей чело/с. 111/вѣку-грѣшнику, ибо чрезъ него человѣкъ, безмѣрно удалившійся отъ Бога, вновь вступаетъ въ блаженный союзъ съ Нимъ. Человѣкъ, конечно, не могъ бы такъ приблизиться къ Богу, если бы Самъ Богъ не приблизился къ намъ. Но вотъ Самъ Единородный Сынъ Божій пришелъ къ намъ, принялъ на себя естество человѣческое, чтобы уврачевать подобное подобнымъ, уподобился намъ во всемъ, кромѣ грѣха, чтобы удобнѣе учить людей, бесѣдовать, благотворить, чудодѣйствовать, пострадать за грѣхи людей и открыть входъ въ царство небесное. Представляя себѣ, какъ Богъ приблизился къ намъ, и мы должны приближаться къ Нему, воспрянуть отъ сна грѣховнаго и отъ тьмы — къ свѣту, должны обновиться и бодро, твердо, усердно исполнять заповѣди Божіи. Только такимъ способомъ можно приблизиться къ Богу и быть въ союзѣ съ Нимъ. Иначе «какое общеніе праведности съ беззаконіемъ, что общаго у свѣта со тьмою, какое согласіе между Христомъ и веліаромъ?» (2 Кор. 6, 14).

Итакъ, дорогіе братія и сестры, пользуйтесь покаяніемъ всѣ, молитесь, чтобы Господь просвѣтилъ сердечныя очи ваши и помогъ видѣть бездну разстоянія грѣшнаго человѣка отъ Бога. Впрочемъ, я не нахожу, чтобы всѣ вы были далеки отъ Бога, какъ далеки невѣрующіе. Вы соединяетесь съ Богомъ черезъ вѣру, усердную молитву, поученіе въ словѣ Божіемъ, причастіе св. Таинъ; поэтому вы уже не далеки отъ Бога, — да вселится Онъ въ васъ Своею благодатію, да живетъ въ васъ, да наставляетъ, да утѣшаетъ васъ среди скорбей и бѣдствій земной жизни!

Посмотрите еще, какъ приблизился къ намъ Господь Богъ! Безчисленные лики ангеловъ удивляются тому, какъ приблизился къ намъ Господь чрезъ таинство Причащенія. Вотъ мы — священнослужители, по данной намъ благодати совершили это таинство, сами причастились и вамъ готовимся преподать Св. Тайны Христовы. Подумайте, какая благость, какая близость Божія: «пріимите, ядите, сіе есть Тѣло Мое... Пійте отъ нея вси, сія есть Кровь Моя новаго завѣта...» — говоритъ Господь. И человѣкъ вѣрующій чувствуетъ, что онъ причащается истиннаго Тѣла и Крови Христовой, ибо Св. Тайны въ самомъ существѣ своемъ истинны, живо/с. 112/творны, просвѣтительны, обновительны для души и тѣла причащающихся съ вѣрою и усердіемъ, дѣятельнымъ покаяніемъ.

Господь хочетъ приблизить насъ къ Себѣ и другими безчисленными дарами Своей благости. Напримѣръ, Онъ подаетъ безконечное разнообразіе и изобиліе плодовъ земныхъ, съ безчисленными разнообразными вкусами. И въ этихъ дарахъ Онъ показываетъ Свое крайнее снисхожденіе, любитъ, ласкаетъ насъ, какъ самый добрый отецъ, желая всѣхъ привлечь къ Себѣ. Невѣрующіе не хотятъ видѣть во всемъ этомъ премудрыхъ дѣйствій Божественнаго промысла. Въ своемъ ослѣпленіи они доходятъ до безумія, отрицаютъ самое бытіе Божіе и утверждаютъ, что все происходитъ чрезъ слѣпую эволюцію (ученіе о томъ, что все рождающееся происходитъ само собою, безъ участія Творческой силы). Но у кого есть разумъ, тотъ не повѣритъ такимъ безумнымъ бреднямъ. Вѣрующій на все смотритъ сквозь вѣру, которая основывается на Божественномъ откровеніи. Здѣсь онъ найдетъ ясный отвѣтъ на всѣ волнующіе его вопросы; здѣсь онъ можетъ получить самыя вѣрныя наставленія о томъ, какъ надо жить для угожденія Богу и спасенія души. Изъ этого чуднаго источника — слова Божія, будемъ и мы почерпать для себя наставленія къ доброй христіанской жизни и дѣятельности, будемъ узнавать волю Божію благую и совершенную и приближаться къ Богу чрезъ покаяніе и дѣла добродѣтели, будемъ стремиться къ соединенію съ Нимъ на вѣки въ царствѣ небесномъ. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное!» Аминь.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 109-112. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.