Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО X.
Служеніе о. Іоанна въ С-Петербургѣ.
Торжественно совершивъ Божественную литургію въ своемъ Іоанновскомъ монастырѣ, о. Іоаннъ вдохновенною проповѣдью ободрилъ сестеръ обители и многочисленныхъ богомольцевъ, жаждавшихъ причаститься св. Христовыхъ Тайнъ изъ рукъ святочтимаго пастыря.

Азъ есмь хлѣбъ, сшедый съ небесе, аще кто снѣстъ отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки, и хлѣбъ, его же Азъ дамъ, плоть моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра (Іоан. гл. VI, ст. 51).

Я привелъ вамъ, дорогія сестры, эти слова Господа нашего Іисуса Христа, который говорилъ, что Онъ Самъ есть хлѣбъ, сходящій съ небесъ, хлѣбъ такой, что ядущій его не умретъ, но будетъ /с. 28/ жить во вѣкъ, хлѣбъ такой, который нужно ѣсть, чтобы жить и жить вѣчно. Слова чудныя, полныя безконечной любви и благости, показывающія безконечное могущество Того, Кто говоритъ эти слова. Что же это за хлѣбъ? Что именно нужно ѣсть? «Хлѣбъ же, который Я дамъ, есть плоть Моя, которую Я отдамъ за жизнь міра», говоритъ Христосъ. Итакъ, по слову Христову: небесная пища есть плоть Его, которую нужно ѣсть; небесное питіе — кровь Его, которую нужно пить. Господь, какъ Творецъ Всемогущій, благоволилъ Самъ создать Свою плоть и Свою кровь въ утробѣ Дѣвы, сдѣлаться совершеннымъ человѣкомъ, не переставая быть Богомъ и донынѣ благоволитъ претворять, всемогущимъ дѣйствіемъ Св. Духа, пшеничный хлѣбъ въ истинное тѣло Свое и вино — въ истинную кровь Свою. Божія сила чего не можетъ сдѣлать? Божія премудрость въ чемъ не можетъ открыть источникъ спасенія? И мы это чувствуемъ, такъ какъ послѣ принятія св. Тайнъ получаемъ подкрѣпленіе, утѣшеніе, очищеніе, освященіе, обновленіе, миръ душевный, радость, сердечный просторъ, дерзновеніе.

А если Господь есть Истинный Хлѣбъ, то мы должны желать этого Хлѣба не только разъ въ годъ, но, по возможности, каждый мѣсяцъ, каждую седмицу, даже каждый день. Почему такъ? Потому, что это — хлѣбъ насущный для насъ, для нашей души, а такъ какъ хлѣбъ насущный нуженъ намъ каждый день, то и въ небесной пищѣ — въ Тѣлѣ и Крови Христовыхъ, мы нуждаемся также каждый день. Поэтому и въ молитвѣ Господней мы молимся: «хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь». Здѣсь подъ хлѣбомъ разумѣется не только обыкновенный хлѣбъ пшеничный или ржаной, но и Божественное Брашво: Тѣло и Кровь Христовы — этотъ истинный Хлѣбъ насущный, т. е. служащій къ истинному существованію, къ истинной жизни, столь необходимый для жизни, что безъ него обойтись нельзя, потому что, кромѣ тѣла, для поддержанія жизни котораго требуется хлѣбъ насущный, у человѣка есть душа, которая не въ примѣръ дороже и важнѣе тѣла: ей также потребна пища, только иная, чѣмъ для тѣла. Если мы при/с. 29/нимаемъ каждый день обыкновенный хлѣбъ, то кто же запретитъ намъ вкушать Божественный Хлѣбъ?

Когда я это говорю, то мнѣ приходитъ на умъ обычай многихъ бояться св. Тайнъ, особенно, напр., во время болѣзни, какъ будто бы св. Причастіе служитъ только въ напутствіе въ загробную жизнь, а не во исцѣленіе души и тѣла и во оставленіе грѣховъ. Въ этомъ заблужденіи находятся весьма многіе, привыкшіе жить жизнью плотскою, жизнью богатыхъ людей, жизнію развлеченій, питаній своего тѣла, а не души, однимъ словомъ, суетною жизнію, которые мечутся за выгодами житейскими, а Бога забываютъ, для нихъ страшно и подумать о соединеніи съ Источникомъ жизни, съ Самимъ Іисусомъ Христомъ. Мнѣ самому приходилось видѣть во многихъ этотъ страхъ, это отчужденіе себя отъ животворнаго и живоноснаго источника спасенія и я удивлялся, потому что бóльшей пользы, лучшаго утѣшенія никто и ничто не принесетъ страждущему, какъ св. Причастіе.

Есть люди, которые только по нуждѣ и необходимости приступаютъ къ принятію Св. Тайнъ разъ въ годъ. Это тоже нехорошо, потому что исполняютъ уже свой христіанскій долгъ какъ бы изъ-подъ палки, по необходимости, забывая, что послѣ Причастія вскорѣ опять впадаютъ въ грѣхи и такимъ образомъ, удаляясь отъ Бога, пребываютъ въ смерти, потому что грѣхи производятъ смерть.

Блаженны тѣ, кто часто съ искреннимъ покаяніемъ и искреннимъ испытаніемъ самихъ себя приступаютъ ко Св. Причащенію! Таковые могутъ совершенствоваться день ото дня, могутъ приходить въ сознаваніе своей грѣховности и остатокъ настоящей жизни употреблять на то, на что онъ данъ намъ милосердіемъ Божіимъ, — на очищеніе и уврачеваніе себя чрезъ покаяніе и вѣру отъ всѣхъ грѣховъ.

Я потому и привелъ эти слова Спасителя: «Азъ есмь Хлѣбъ, сшедый съ небесе». Если Господь называетъ Себя Хлѣбомъ, то мы какъ можно чаще должны питаться Имъ, насыщать себя этою Божественною Пищею для безсмертной жизни.

Я не говорю, что нужно причащаться всѣмъ, кто /с. 30/ только находится въ храмѣ, нѣтъ, а тѣмъ, которые готовятся къ этому, тогда и другіе, безпечные, нерадивые къ вѣрѣ, церкви, ко спасенію души, глядя на нихъ, проникаются чувствами благоговѣнія къ Богу и Его Святому Храму.

И слава Богу, что въ этомъ св. храмѣ есть среди васъ причастники, часто приступающіе къ столь великой святынѣ и обрѣтающіе въ ней утѣшеніе для души и здравіе для тѣла. Больно дѣлается на сердцѣ, когда во многихъ храмахъ на призывъ діакона, выносящаго св. Дары къ народу: «Со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите» — иногда никого нѣтъ изъ желающихъ принять Ихъ. Для многихъ это зрѣлище обыкновенное, а для меня это зрѣлище непріятное, потому что Господь всѣхъ зоветъ къ Себѣ, ко всѣмъ христіанамъ относятся эти слова: «Пріимите, ядите Тѣло Мое...» «Пейте всѣ кровь Мою...», а нынѣ у насъ многіе не только не причащаются, а еще и богохульничаютъ противъ Св. Тайнъ... Таковъ Левъ Толстой и всѣ послѣдователи его — наша, такъ называемая, интеллигенція. Вотъ до какого безумства дошли многіе! Какъ же они станутъ отвѣчать, когда Господь призоветъ ихъ на Свой страшный судъ, или въ день смерти — дать отчетъ въ своихъ словахъ и поступкахъ. Что они почувствуютъ, окаянные, въ то время! О, несчастные!

Внимайте же: какое снисхожденіе и истощаніе страшное! Единородный Сынъ Божій Жизнь Свою положилъ за насъ на крестѣ, послѣ самыхъ тяжкихъ и мучительныхъ страданій, какія только могли выдумать злые люди! Свою Собственную Плоть и Свою Собственную Кровь Онъ, Милосердый, ради освященія души и тѣла, ради тѣснѣйшаго соединенія съ Богомъ, во Св. Причастіи предлагаетъ вѣрующимъ. Наше дѣло со смиренною вѣрою и благодарною любовью принимать отъ Него такіе дары благости Его, какова тайна Пречистаго Тѣла и Крови Его. Это чудный — небесный даръ, очищающій, врачующій и спасающій насъ! И какъ будутъ наказаны всѣ презрители Божіихъ дарованій! А вы блаженны, хотя многіе и побраниваютъ меня за это, но неразумные, вродѣ тѣхъ, которые проповѣдуютъ, что кто много прича/с. 31/щается, тотъ съ ума сойдетъ. Я счелъ нужнымъ то сказать, оберегая чистоту Христова Евангелія, дабы предостеречь васъ отъ этихъ лицъ, невкусившихъ и невыразумѣвшихъ неисповѣдимаго богатства благодати Божіей, заключающейся въ дарованномъ намъ величайшемъ Таинствѣ. Аминь.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 27-31. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.