Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю святыхъ отецъ Никейскаго Собора.

Отче Святый, пріиде часъ: прослави Сына Твоего, да и Сынъ Твой прославитъ Тя (Іоан. 17, 1).

Нынѣшняя недѣля называется недѣлею святыхъ отецъ Никейскаго собора. Этотъ вселенскій соборъ, т. е. собраніе пастырей и учителей Церкви со всей вселенной, былъ въ 325 году по Рождествѣ Христовѣ, значитъ — тысячу пятьсотъ слишкомъ лѣтъ до нашего времени въ городѣ Никеѣ, въ Греціи. Для чего собраны были святые отцы на этотъ соборъ? Для утвержденія истиннаго ученія о Сынѣ Божіемъ, которое было искажаемо еретикомъ Аріемъ, отвергавшимъ Божество Іисуса Христа. Святые отцы, собравшіеся на соборъ, доказавъ еретикамъ изъ священнаго Писанія, преданія апостольскаго и изъ здраваго разума божественность Іисуса Христа, опровергли богохульное ученіе Арія съ сообщниками, и на память всѣмъ будущимъ родамъ изложили истинное ученіе въ сѵмво/с. 266/лѣ, т. е. въ краткомъ изложеніи вѣры, который возглашается, какъ бы трубою громогласною, во всеобщее услышаніе при всякой литургіи. Онъ начинается, какъ всѣ вы знаете, словами: Вѣрую во единаго Бога Отца и прочее. Достойно и праведно ублажаются Церковію святые отцы вселенскаго собора: ибо они отстояли намъ у богоборныхъ еретиковъ, исчадій діавола, цѣлость и непорочность святой вѣры нашей православной и защитили божественное достоинство и честь Сына Божія, отъ правой вѣры въ Котораго со Отцомъ и Духомъ Святымъ зависитъ наша вѣчная жизнь, какъ читалось объ этомъ въ нынѣшнемъ Евангеліи: се есть животъ вѣчный, говоритъ Господь Іисусъ Христосъ въ молитвѣ къ Богу Отцу, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). Они, т. е. святые отцы прославили должнымъ образомъ предъ безстыдными лицами еретиковъ Сына Божія единороднаго, Котораго Самъ Богъ Отецъ прославилъ неоднократно и собственнымъ громовымъ гласомъ Своимъ и надъ водами Іордана и на горѣ Ѳаворской и однажды во время послѣдней бесѣды Его съ народомъ, когда Онъ воззвалъ: Отче, прослави имя Твое, ибо тогда Отецъ небесный отвѣчалъ: и прославихъ, и паки прославлю (Іоан. 12, 28). Какъ же прославилъ и еще имѣлъ прославить? Безчисленными чудесами, Имъ совершенными и многими пророчествами, Имъ изреченными. Итакъ, Богъ Отецъ Самъ прославилъ Сына Своего, Сынъ прославился Своими дѣлами, совершенными нашего ради спасенія, апостолы, святители, мученики, преподобные и всѣ святые прославили Его, какъ Сына Божія единороднаго, единосущнаго Отцу. И нашъ долгъ, братія, славить достойнаго всякой /с. 267/ славы Господа нашего Іисуса Христа, да и мы, прославляющіе Его, будемъ прославлены: ибо сказано: прославляющыя Мя прославлю (1 Цар. 2, 30); и мы должны возвѣщать своею доброю жизнію и добрыми дѣлами изъ тьмы насъ Призвавшаго въ чудный Свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9). И какъ намъ не прославлять Сына Божія со Отцемъ и Духомъ Его Святымъ, когда самое существо Божіе исполнено славы неизреченной, на подобіе того, какъ солнце исполнено свѣта? Удобнѣе солнцу не сіять, нежели Господу нашему не славиться. И если бы мы, разумныя твари Его, не стали славить Его, мы, на коихъ излито безчисленное множество величайшихъ милостей Божіихъ, то самые камни возопили бы о славныхъ дѣлахъ Его.

Чѣмъ же мы должны прославлять Сына Божія Господа нашего Іисуса Христа, Творца, Промыслителя и Спасителя? — Правою вѣрою и сохраненіемъ заповѣдей Его: — вѣруй каждый сердечно, твердо, постоянно, по сѵмволу вѣры въ Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли; въ Сына Божія единороднаго, отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ: Свѣта отъ Свѣта, Бога отъ Бога, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Которымъ все приведено въ бытіе, Который насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія снисшелъ съ небесъ, воплотился отъ Духа Святаго и Маріи Дѣвы и вочеловѣчился, распятъ за насъ на крестѣ, страдалъ, умеръ и погребенъ и воскресъ въ третій день; восшелъ на небеса и возсѣдитъ одесную Бога Отца, и опять придетъ со славою судить живыхъ и мертвыхъ и Коего царству не будетъ конца; вѣруй въ Духа Святаго, Господа животворящаго, отъ Отца исходящаго, со Отцемъ и Сыномъ спокланяема и сславима, говорившаго чрезъ /с. 268/ пророковъ; вѣруй во едину святую соборную и апостольскую Церковь; исповѣдуй едино крещеніе во оставленіе грѣховъ; ожидай несомнѣнно воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка и уготовляй себя каждый день къ исходу твоему [1] изъ сей жизни къ блаженному воскресенію и будущей жизни добрыми дѣлами. Итакъ, вѣруй и — непрестанно, искренно, твердо доказывай вѣру свою доброю жизнію, дѣлами своими, сообразными этой вѣрѣ, — и ты будешь непрестанно прославлять Сына Божія и въ награду за должную славу Богу самъ получишь, наконецъ, неувядающій вѣнецъ славы на небесахъ.

Слава Сына Божія и, вообще, Святой Троицы состоитъ главнымъ образомъ въ спасеніи нашемъ, въ дарованіи намъ сверхъестественныхъ средствъ къ достиженію вѣчнаго блаженства, а потому и мы, съ своей стороны, ничѣмъ лучше не прославимъ Святую Троицу, какъ если будемъ считать дѣло спасенія душъ нашихъ первѣйшимъ и величайшимъ своимъ дѣломъ на землѣ и достигать предназначеннаго намъ отъ сложенія міра царствія небеснаго всѣми силами души своей. Въ самомъ дѣлѣ, слава Божія проявилась и проявляется въ спасеніи рода человѣческаго поразительнѣйшимъ образомъ, несравненно поразительнѣе, чѣмъ въ твореніи міра; ибо міръ созданъ Богомъ изъ ничего однимъ словомъ; миріады свѣтоносныхъ умныхъ силъ небесныхъ приведены изъ небытія въ бытіе также словомъ; но, чтобы спасти человѣка грѣшнаго отъ вѣчной погибели, надобно было воплотиться Сыну Божію, безначальному начаться, всесильному немощствовать, безконечному, невмѣстимому всѣми міровыми пространствами вмѣститься въ дѣвическую утробу, вынести срокъ /с. 269/ дѣторожденія, младенствовать, постепенно возрастать, странствовать, поститься не имѣющему нужды въ постѣ, быть искушаему отъ діавола Ему, Коего единаго взора трепещутъ бездны адовы, креститься Всесвятому, потомъ являться міру въ качествѣ Учителя, быть отвергаему и презираему многими, ходить съ проповѣдію изъ города въ городъ, утомляться, алкать, жаждать, плакать, молиться до кроваваго пота, быть поносиму бранными именами лжеца и обманщика за Свои благодѣянія, за Свои чудеса, пострадать и умереть поноснѣйшею казнію. Вотъ что Сыну Божію надо было перенести по человѣческому Своему естеству — для чего же? Для того только, чтобы ты, человѣкъ, не погибъ вѣчно въ глубинахъ ада, но спасся и наслѣдовалъ невообразимое блаженство райское, чтобы ты обожился, сдѣлавшись причастникомъ божественнаго естества. Вотъ что нужно было, повторяю, сдѣлать Сыну Божію для тебя, червя земнаго, пресмыкающагося въ прахѣ, для меня и тебя, зачатыхъ въ беззаконіяхъ, рожденныхъ и живущихъ во грѣхахъ. А какъ мы дорожимъ своимъ спасеніемъ, столь дорого для насъ пріобрѣтеннымъ? Мы часто и не думаемъ объ немъ, большая часть изъ насъ легкомысленно относится къ этому дѣлу величайшей важности, а нѣкоторые даже — о ужасъ! насмѣшливо говорятъ: «да онъ спасается»! Итакъ, спасеніе человѣка есть величайшая слава Сына Божія и всей Святой Троицы. Почему такъ? Потому что человѣкъ, сотворенный по образу и подобію Божію, украшенный всѣми дарами Божіими, предназначенный къ вѣчному блаженству, потомъ падшій въ грѣхъ, исказившій образъ Божій, подпавшій власти діавола и подвергшійся вѣчной гибели, — Сыномъ Божіимъ воплотившимся, пострадавшимъ и умершимъ за насъ — снова возстановляется отъ паденія, падшіи отъ /с. 270/ жизни въ погибель вѣчную — снова направляется къ вѣчной жизни, врагъ Божій дѣлается другомъ, сыномъ Божіимъ. Не составляетъ ли это величайшеи славы Божіей, славы Его безконечной благодати, премудрости и всемогущества? Думай же, человѣкъ, рано и поздно, думай непрестанно о спасеніи своемъ и стремись всею крѣпостію твоихъ силъ къ этому спасенію: и этимъ ты прославишь Бога, — прославишь Господа Іисуса Христа, не пощадившаго и не щадящаго ничего для твоего вѣчнаго блага. Оставь свое легкомысліе, свою разсѣянность, не допускающія тебя и подумать должнымъ образомъ объ этомъ весьма важномъ дѣлѣ и устремляющія тебя къ дѣламъ суетнымъ и гибельнымъ для души твоей; оставь маловѣріе или невѣріе свое, проси у Господа дара вѣры и, если получишь, держись за него всѣми силами и совершай вѣрою чудеса нравственнаго перерожденія и воспитанія твоего; борись съ твоею грѣхолюбивою, многострастною плотію и съ міромъ предюбодѣйнымъ и грѣшнымъ, съ его правилами и обычаями богопротивными, съ княземъ вѣка сего — діаволомъ, обольстителемъ вселенной; да будетъ всегда соратникомъ твоимъ Спаситель твой Іисусъ Христосъ, Царь славы, Господь крѣпкій и сильный въ брани (ср. Псал. 23, 8); да будетъ Онъ въ твоемъ сердцѣ, какъ Душа души твоей и да совершаетъ Онъ тобою и въ тебѣ ежедневныя чудеса спасенія отъ грѣха. Говорю: чудеса спасенія: потому что спасеніе отъ грѣха, проникшаго все существо наше на подобіе бумаги, пропитанной масломъ, есть дѣйствительно чудо, возможное только подъ условіемъ вѣры въ Іисуса Христа, крещенія во имя Святой Троицы и теплаго поканнія, дарованныхъ намъ за Его страда/с. 271/нія и смерть и подъ условіемъ причащенія Святыхъ Его Таинъ; стремись къ жизни святой, старайся вести себя, какъ христіанинъ, по вѣрѣ, кротко, смиренномудренно, незлобиво, воздержно, цѣломудренно, нелюбостяжательно, просто и чистосердечно, правдиво, трудолюбиво, добросовѣстно, сочувственно къ требующимъ сочувствія, — словомъ — обновляйся во Христѣ, освящайся, совершенствуйся день ото дня, и такою жизнію ты прославишь Господа Іисуса Христа Духомъ Святымъ. Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ вяша добрая дѣла: и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Мѳ. 5, 16). Обновленная святая жизнь христіанина есть непрестанно совершающееся чудо, разительнѣйшимъ образомъ доказывающее Божество Іисуса Христа, совершающаго возсозданіе и обновленіе вѣрующихъ въ Него посредствомъ ихъ вѣры и чрезъ соединеніе ихъ съ Нимъ Своею всемогущею силою и Своею премудростію и благостію неизреченною. Если бы кто изъ невѣрующихъ священному Писанію спросилъ меня: чѣмъ ты докажешь мнѣ, что Іисусъ Христосъ есть Богъ, — то мнѣ довольно было бы указать на одного какого-либо живаго праведника, отрекшагося отъ всѣхъ удовольствій мірскихъ, замѣнившаго пышную одежду — рубищемъ, различныя сласти — чернымъ, заплеснѣвшимъ хлѣбомъ съ водою, все богатство — необходимыми вещами, и то самыми простыми, проводящаго время въ слезномъ покаяніи о грѣхахъ, въ молитвѣ, непрестанномъ бодрствованіи, — на праведника, который изъ гордаго сдѣлался смиреннымъ, изъ гнѣвливаго — кроткимъ агнцемъ, изъ злаго — добрымъ, изъ завистливаго — доброжелательнымъ, изъ скупаго — щедрымъ, изъ чревоугодника — постникомъ, /с. 272/ изъ упрямаго и своенравнаго — послушнымъ, изъ изнѣженнаго, лѣниваго и нетерпѣливаго — проводящимъ жизнь суровую, притрудную, многотерпѣливую, изъ безвѣра — истинно вѣрующимъ, изъ разсѣяннаго — сосредоточеннымъ въ себѣ и въ Богѣ, изъ блудника — цѣломудреннымъ и прочее. А Іисусъ Христосъ именно и дѣлаетъ такія чудеса возрожденія, или нравственнаго претворенія въ тѣхъ, которые искренно вѣруютъ въ Него. Дай Богъ всѣмъ намъ такъ прославлять Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, чтобы не всуе намъ носить имя христіанъ и не всуе стоять подъ знаменемъ спасаемыхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Служ. общ. по вся дни, кан. Госп. І. Хр., пѣснь 7, ср. троп. 1.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 265-272.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.