Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю святыхъ отецъ въ Никеѣ.

И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя: и прославихся въ нихъ (Іоан. 17, 10).

Сегодня, возлюбленные братія и сестры, у насъ стеклось вмѣстѣ два или даже четыре праздника; первый — воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа и память святыхъ отецъ Никейскаго собора, утвердившихъ догматъ, или ученіе о Божествѣ Іисуса Христа противъ еретика Арія, похулившаго Сына Божія, отвергавшаго Его Божество и совѣчность Богу Отцу; это выходитъ два праздника; третій — святаго Николая Чудотворца, великаго угодника Божія, и четвертый — память великаго пророка Исаіи, возгремѣвшаго о Божествѣ Іисуса Христа за 700 лѣтъ до Его рождества. Итакъ, братія мои, были еретики, которые, бывъ научены діаволомъ, дерзнули было лишить людей надежды спасенія, лишить Спасителя, Разрушителя смерти и ада, Господа Іисуса Хри/с. 262/ста и низвести Его, Творца и Бога, въ рядъ тварей. Вотъ противъ такихъ дерзкихъ и безумныхъ людей, во главѣ коихъ стоялъ пресвитеръ Александрійскій Арій, — и собранъ былъ равноапостольнымъ царемъ Константиномъ въ 325 году по Рождествѣ Христовомъ вселенскій соборъ въ городѣ Никеѣ, на которомъ богохульный Арій былъ опровергнутъ и низложенъ со степени пресвитерской и отлученъ отъ Церкви Божіей со своими единомышленниками, а потомъ вскорѣ погибъ поносною смертію. О, пребезуміе Аріево! О, дерзость сатанинская! Какъ можно было допустить одну мысль, не только говорить и утверждать, что Іисусъ Христосъ не есть Богъ превѣчный, всемогущій! Всѣ пророки Божіи, Духомъ Святымъ движимые, возвѣстили объ Немъ, какъ объ истинномь Богѣ, и въ ряду ихъ изряднѣйшій Исаія, наименовавшій Его Еммануиломъ, Богомъ крѣпкимъ, Отцомъ будущаго вѣка. Всѣ слова и дѣла Іисуса Христа свидѣтельствовали объ Немъ, что Онъ истинный Богъ; всѣ чудеса, чудеса безчисленныя, являвшія Его божественное всемогущество надъ злыми духами, Его власть надъ Ангелами, надъ человѣками, надъ небомъ и землей, надъ раемъ, надъ жизнію, смертію и адомъ, Его собственное воскресеніе изъ мертвыхъ не оставляли никакого сомнѣнія въ томъ, что Онъ Богъ истинный. Затѣмъ Его божественные ученики, получившіе отъ Него, какъ отъ Бога всесильнаго, власть творить чудеса — исцѣлять всякія болѣзни, изгонять злыхъ духовъ, воскрешать мертвыхъ, прощать грѣхи людей, — и творившіе все это, — громко свидѣтельствовали и являли въ себѣ Его Божество, Его всесильную власть; особенно же то величайшее чудо, что простые, неученые рыбари сдѣлались, по благодати Христовой, величайшими въ мірѣ мудрецами, покорившими вѣрѣ Христо/с. 263/вой весь міръ, — изъ робкихъ мужественными и неустрашимыми, изъ слабыхъ — всемогущими, ибо они сами говорили — вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Филип. 4, 13); изъ грѣшныхъ — праведными и святыми, — сильнѣе всякаго доказательства удостовѣряетъ всякаго благоразумнаго въ божественности ихъ Учителя. А если еще возьмемъ во вниманіе безчисленные сонмы мучениковъ и мученицъ, претерпѣвшихъ съ твердостію и даже съ радостію неизобразимо ужасныя мученія за Христа, — мученія часто медленныя, самыя изысканныя, — величайшія и поразительныя чудеса, совершавшіяся во время и послѣ ихъ мученій и видѣнныя тысячами очевидцевъ и записанныя безпристрастной исторіей, — то какой безумный дерзнетъ открыть уста и утверждать, что Іисусъ Христосъ, укрѣплявшій святыхъ мучениковъ, не есть всемогущій Богъ? Да, скажемъ, Онъ не только всемогущій Богъ, совѣчный Богу Отцу и Духу Святому, но и людей творитъ богами, людей, любящихъ Его и творящихъ Его заповѣди; Азъ рѣхъ: бози есте, и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6): святые Его угодники, въ числѣ коихъ и святитель великій Николай Чудотворецъ, были, точно какъ нѣкіе боги на землѣ, да и теперь таковы; во-первыхъ, они святы, какъ святъ Господь Богъ, это есть первое величайшее чудо, то есть, что они побѣдили благодатію Божіею грѣхъ и діавола и исполнили всякую добродѣтель; во-вторыхъ, они совершали и совершаютъ величайшія чудеса: исцѣляли больныхъ, прогоняли демоновъ, воскрешали мертвыхъ и многія другія чудеса творили силою Іисуса Христа: видите, какова сила Христова въ людяхъ святыхъ! Итакъ, Онъ не только Самъ Богъ, но и угодниковъ Своихъ дѣлаетъ божественными, — и богами: бози есте. Притомъ всегда были и /с. 264/ нынѣ есть между христіанами благочестивыми и обыкновенные люди, которые вѣрою въ Іисуса Христа побѣждали и побѣждаютъ свои страсти, ощущали и ощущаютъ въ себѣ безчисленныя силы Іисуса Христа надъ борющими ихъ демонами и страстями, послѣ сердечнаго призыванія имени Его; творятъ о имени Его добродѣтели, совлекаются ветхаго человѣка и одѣваются въ новаго, побѣждаютъ въ себѣ смерть и чувствуютъ въ себѣ царство жизни духовной о Іисусѣ Христѣ: не величайшее ли это чудо и въ нынѣшнее время, чудо, совершаемое втайнѣ многими вѣрующими благодатію Христа Бога! Живите по ученію Христову, исполняйте волю Его: и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда какъ нечестивецъ, невѣрующій и беззаконникъ и изъ явныхъ чудесъ, творимыхъ Христомъ, не познаетъ Его Божества; ибо сердечныя очи его сдѣпы по причинѣ страстей; потому что сатана ослѣпилъ ихъ. Самъ Господь въ сегодняшнемъ Евангеліи свидѣтельствуетъ о Своемъ единствѣ съ Отцомъ: Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя: и прославихся въ нихъ. Если все, что принадлежитъ Богу Отцу, принадлежитъ и Сыну, то безъ сомнѣнія и вѣчность, и всемогущество, и премудрость, и всеблагость Отца и всѣ божественныя свойства. Итакъ, всѣ да вѣруемъ твердо и дѣятельно въ Іисуса Христа, Сына Божія, и да подражаемъ святымъ Его, чтобы изъ самыхъ свойствъ и дѣлъ нашихъ люди видѣли Божество Начальника нашей вѣры.

Святителю отче Николае! научи насъ подражать, по мѣрѣ силъ нашихъ, добродѣтелямъ твоимъ, да прославится и въ насъ имя Господа нашего Іисуса Христа. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 261-264.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.