Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю святыхъ отецъ Никейскаго Собора.

Се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).

Священническая должность моя побуждаетъ меня и нынѣшній воскресный день побесѣдовать съ вами о весьма важныхъ предметахъ, которые необходимо нужно знать всѣмъ намъ для благоугожденія Богу и спасенія душъ нашихъ. Нынѣ святая Церковь вспоминаетъ святыхъ Отцовъ перваго Никейскаго вселенскаго собора, утвердившихъ истинное ученіе о Божествѣ Сына Божія, или о единосущіи Сына Божія съ Богомъ Отцомъ, противъ еретика Арія и его единомышленниковъ, которые ложно учили, что Сынъ Божій — не единаго существа съ Богомъ /с. 254/ Отцомъ и якобы не Богъ истинный, а самъ сотворенъ Богомъ Отцомъ. Они богохульники хотѣли въ самомъ корнѣ и основаніи поколебать христіанскую вѣру: ибо если бы допустить, что Іисусъ Христосъ не единосущный Сынъ Божій и не Богъ истинный, то наше искупленіе и спасеніе было бы мечтою, мы были бы окаяннѣе всѣхъ человѣковъ, ибо всѣ были бы во грѣхахъ, безъ очищенія и освященія, не имѣли бы надежды на воскресеніе изъ мертвыхъ и на вѣчный животь. Святые отцы доказали всю нелѣпость этого еретическаго ученія, ибо, въ самомъ дѣлѣ, невозможно было кому-либо, кромѣ единороднаго и единосущнаго Сына Божія, обновить растлѣвшее естество человѣческое и очистить безмѣрные грѣхи его, и никто другой, кромѣ единороднаго Сына Божія, не могъ принести себя въ жертву за весь міръ и взять на себя грѣхи его. Еретики хотѣли чрезъ свое нечестивое ученіе отнять у людей ихъ надежду, прибѣжище, утѣшеніе, очищеніе, освященіе, ихъ силу и ихъ славу, чѣмъ былъ и есть для всѣхъ вѣрующихъ Господь Іисусъ Христосъ. Это пагубное для душъ еретическое ученіе публично и премудро опровергнуто и предано проклятію святыми Отцами перваго вселенскаго собора, бывшаго при равноапостольномъ царѣ Константинѣ и въ присутствіи его, въ 325 году по Рождествѣ Христовомъ въ городѣ Никеѣ, — и православное ученіе о Сынѣ Божіемъ, Спасителѣ нашемъ, торжественно возстановлено; оно находится въ сѵмволѣ вѣры и читается такъ: «вѣрую во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія, единороднаго, Иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ: Свѣта отъ Свѣта, Бога истинна отъ Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Святая Церковь благодарно прославляетъ нынѣ Господа за то, что Онъ основалъ на землѣ ра/с. 255/зумныя свѣтила отцовъ нашихъ и чрезъ нихъ всѣхъ насъ наставилъ истинной вѣрѣ; а въ недѣльномъ Евангеліи она произноситъ устами діакона первосвященническую молитву Іисуса Христа, которую Онъ изрекъ къ Богу Отцу Своему предъ страданіями Своими. Эта чудная молитва, изъ которой совершенно ясно видно, что Онъ есть истинный Сынъ Божій, — единаго божескаго существа съ Богомъ Отцомъ, — искупившій міръ Своею смертію, — чрезъ Котораго одного только возможно спасеніе наше (т. е. чрезъ страданія и смерть за грѣхи міра, ибо страданія и смерть Его за насъ есть слава Его, такъ какъ чрезъ Свои страданія и смерть Онъ восторжествовалъ надъ адомъ и смертію), читается такъ: «Отче! пришелъ часъ: прославь Сына Твоего, да и Сынъ Твой прославитъ Тебя, такъ какъ Ты далъ Ему власть надъ всякою плотію, — т. е. надъ всѣмъ родомъ человѣческимъ, — да всему, что Ты далъ Ему, дастъ Онъ жизнь вѣчную. Сія же есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебя, единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Іисуса Христа; Я прославилъ Тебя на землѣ, совершилъ дѣло, которое Ты поручилъ Мнѣ исполнить. И нынѣ прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имѣлъ у Тебя прежде бытія міра. Я открылъ имя Твое человѣкамъ, которыхъ Ты далъ Мнѣ отъ міра; они были Твои, и Ты далъ ихъ Мнѣ, и они сохранили слово Твое. И все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился въ нихъ. Я уже не въ мірѣ, но они въ мірѣ, а Я къ Тебѣ иду. Отче святый! соблюди ихъ во имя Твое, тѣхъ, которыхъ Ты Мнѣ далъ, чтобы они были едино, какъ и Мы» (Іоан. 17, 1-6. 10. 11).

Такъ какъ и въ наше время, и за границей и въ нашемъ отечествѣ, и даже въ нашемъ городѣ есть /с. 256/ нѣкоторые безумцы, дерзающіе иногда въ легкомысленныхъ разговорахъ кощунствовать и отзываться о Богѣ и Спасителѣ нашемъ недостойно, и такъ какъ въ истинномъ познаніи Бога и Христа, Сына Божія, заключается вѣчная жизнь, а вѣчная жизнь должна быть для всѣхъ насъ крайне дорога, то побесѣдуемъ теперь о томъ, какъ бы намъ познать Бога и Господа Іисуса Христа такъ, чтобы чрезъ познаніе Его достигнуть вѣчной жизни. Ибо не всякое познаніе Бога можетъ приводить къ вѣчной жизни: весьма многіе и знаютъ, но все-таки на вѣки погибаютъ. Всѣ мы знаемъ Бога и имя Его именуемъ, но знаніе многихъ есть безплодное, мертвое знаніе, которое не приведетъ къ вѣчной жизни.

Во-первыхъ, для полученія живота вѣчнаго нужно правильное познаніе истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іиеуса Христа, какъ и всего ученія Его, заповѣдей Его, а не искаженное ложными мудрованіями еретиковъ и раскольниковъ, ибо тамъ хаосъ заблужденій, возведенныхъ въ догматы; въ противномъ случаѣ невозможно человѣку достигнуть жизни вѣчной; святый апостолъ Павелъ говоритъ: если кто вамъ благовѣствовалъ иначе, нежели мы вамъ благовѣствовали, тотъ да будетъ анаѳема (ср. Гал. 1, 8. 9), т. е. навсегда отлученъ отъ Господа и отъ вѣчной жизни. Но чтобы имѣть правильное, вѣрное, спасительное познаніе о Богѣ, для этого нужно быть членомъ Церкви Божіей, въ которую, какъ бы въ богатую сокровищницу, апостолы въ полнотѣ положили все, что принадлежитъ истинѣ, и которая есть дверь жизни, вводящая въ жизнь вѣчную, по словамъ святаго Иринея; только въ Церкви можно всегда слышать истинное ученіе о Богѣ и имѣть всѣ средства /с. 257/ ко спасенію и къ жизни вѣчной, а внѣ Церкви нѣтъ спасенія.

Во-вторыхъ, для полученія жизни вѣчной надобно не холоднымъ только умомъ и сердцемъ знать Бога, причемъ будто не бѣда позволять себѣ увлекаться пристрастіемъ къ житейскому, что нелѣпо; а надобно доказать познаніе Бога теплотою чувства и горячею сердечною къ Нему любовію, исправленіемъ всего житія своего, отверженіемъ страстей и пристрастій житейскихъ, грѣховныхъ навыковъ или привычекъ, наклонностей, поползновеній ко грѣху, успѣхомъ во всякой добродѣтели, стремленіемъ непрестаннымъ къ святости и совершенству. Святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2). Будите совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Мѳ. 5, 48). Во всѣхъ посланіяхъ своихъ къ новообращеннымъ христіанамъ, святые апостолы увѣщаваютъ ихъ съ познаніемъ Бога соединять исправленіе жизни и успѣвать во всякой добродѣтели. Такъ святый апостолъ Петръ пишетъ въ своемъ посланіи къ христіанамъ изъ іудеевъ: «возлюбленные, вы, какъ послушныя дѣти, не сообразуйтесь съ прежними похотями, бывшими въ невѣдѣніи вашемъ; но, по примѣру призвавшаго васъ Святаго, и сами будьте святы во всѣхъ поступкахъ. Ибо написано: будьте святы, потому что Я святъ. И если вы называете Отцомъ Того, Который нелицемѣрно судитъ каждаго по дѣламъ, то со страхомъ проводите время странствованія вашего, зная, что не тлѣннымъ серебромъ или золотомъ искуплены вы отъ суетной жизни, преданной вамъ отъ отцовъ, но драгоцѣнною Кровію Христа, какъ непорочнаго и чистаго агнца. Послушаніемъ истинѣ чрезъ Духа, очистивъ души ваши къ /с. 258/ нелицемѣрному братолюбію, постоянно любите другъ друга отъ чистаго сердца, какъ возрожденные не отъ тлѣннаго сѣмени, но отъ нетлѣннаго, отъ слова Божія, живаго и пребывагощаго въ вѣкъ. Отложивъ всякую злобу и всякое коварство и лицемѣріе и зависть и всякое злословіе, какъ новорожденные младенцы, возлюбите чистое, словесное молоко, дабы отъ него возрасти вамъ во спасеніе» (1 Петр. 1, 14-23; 2, 1. 2). Въ другомъ посланіи онъ же пишетъ: «покажите въ вѣрѣ вашей добродѣтель, въ добродѣтели разсудительность, въ разсудительности воздержаніе, въ воздержаніи терпѣніе, въ терпѣніи благочестіе, въ благочестіи братолюбіе, въ братолюбіи любовь. Если это въ васъ есть и умножается, то вы не останетесь безъ успѣха и плода въ познаніи Господа нашего Іисуса Христа. А въ комъ нѣтъ сего, тотъ слѣпъ, закрылъ глаза, забылъ объ очищеніи прежнихъ грѣховъ своихъ. Посему, братія, болѣе и болѣе старайтесь дѣлать твердымъ ваше званіе и избраніе: такъ поступая, никогда не преткнетесь. Ибо такъ откроется вамъ свободный входъ въ вѣчное царство Господа нашего и Спасителя Іисуса Христа» (2 Петр. 1, 5-11). Святый апостолъ Іоаннъ Богословъ пишетъ, что мы изъ того можемъ узнать, что мы познали Бога, если соблюдаемъ Его заповѣди. «Кто говоритъ: я позналъ Его, но заповѣдей Его не соблюдаетъ, тотъ лжецъ, и нѣтъ въ немъ истины» (1 Іоан. 2, 3. 4). Доселѣ святые апостолы. Итакъ, христіанинъ, если желаешь вѣчной жизни, то старайся познать Бога не умомъ только холоднымъ, но всѣмъ сердцемъ, дѣлами докажи познаніе Его; ты знаешь, что Богъ святъ; старайся быть и самъ святымъ; знаешь, что Богъ благъ и милосердъ, и ты будь сострадателенъ, снисходителенъ и милосердъ; знаешь, /с. 259/ что Богъ долготерпѣливъ, и ты долготерпи; терпѣніемъ вашимъ спасайте души ваши (Лук. 21, 19); претерпѣвый до конца спасенъ будетъ (Мѳ. 10, 22), говоритъ Господь; знаешь, что Богъ правосуденъ, — и ты наблюдай справедливость во всемъ; знаешь, что Богъ прещедръ и щедроты Его на всѣхъ дѣлахъ Его (Псал. 144, 9), и ты перестань быть скупымъ и наносить хулу Всещедрому твоею скупостію; знаешь, что Богъ пречистъ, и ты возлюби чистоту душевную и тѣлесную и гнушайся нечистоты грѣха, особенно нечистоты плотской; знаешь, что Іисусъ Христосъ училъ о пользѣ и необходимости поста для человѣка, старайся и ты быть воздержнымъ; не противорѣчь самъ себѣ, зная одно, а дѣлая совсѣмъ другое. Вотъ такое познаніе Бога и Христа приведетъ тебя вѣрно къ вѣчной жизни. Милостивіи помиловани будутъ; чистіи сердцемъ Бога узрятъ (Мѳ. 5, 7. 8).

Если дѣйствительно хочешь познать Бога и быть познаннымъ отъ Него, то стань немедленно на путь дѣятельный, на путь добродѣтели, и немедленно оставь путь беззаконія; въ противномъ случаѣ самыя дѣла твои будутъ свидѣтельствовать противъ тебя, что ты не знаешь Бога и презираешь собственное вѣчное благо; или льстишь, обманываешь себя, будто съ вѣрою во Христа можно соединять и плотскія, грѣховныя дѣла и, называясь христіаниномъ, творить дѣла языческія. Но апостолъ ясно говоритъ тебѣ и подобнымъ тебѣ людямъ такъ мечтающимъ: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодѣи, ни пьяницы, ни татіе царствія Божія не наслѣдятъ (ср. 1 Кор. 6, 9. 10). Видишь, какъ непремѣнно нужно познавшему Бога и Христа, Сына Божія, обратиться и сойти съ пути грѣшнаго и стать на путь добродѣтели. Итакъ, по/с. 260/вторяю, не противорѣчь самъ себѣ; если ты позналъ Бога, то дѣлами твоими не отрекайся отъ Него. Будь вѣренъ, миренъ, смиренномудръ, простосердеченъ, кротокъ, воздерженъ, трудолюбивъ, любезенъ; братолюбіемъ другъ ко другу любезни: честію другъ друга больша творяще (Рим. 12, 10); — цѣломудренъ, послушенъ, терпѣливъ, возвышенъ, помышляй о горнемъ, а не о земномъ; не слѣдуй влеченіямъ плоти и крови и не будь хуже безсловесныхъ животныхъ, знающихъ мѣру и время для удовлетворенія своихъ потребностей. Отложи ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, и облекись въ новаго, созданнаго по Богу, по образу Божію, въ правдѣ и святости (ср. Ефес. 4, 22-24). Всѣ святые, угодившіе Богу, познавъ Бога, немедленно оставили похоти плотскія, всѣ дѣла беззаконныя и проводили жизнь дѣятельную, духовную, добродѣтельную; если же и падали, то немедленно возставали и съ большимъ усердіемъ принимались за святое дѣло угожденія Богу. Да вѣдь и вѣчная жизнь, непрерывно блаженная во свѣтѣ лица Божія, стóитъ того, чтобы въ краткое время здѣшней страннической жизни перенести всякіе труды, лишенія, искушенія, скорби и болѣзни для очищенія и усовершенствованія себя же, своей же души, чтобы потомъ по окончаніи подвига вѣчно радоваться. Сѣющіи слезами, радостію пожнутъ. Ходящіи хождаху и плакахуся, метающе сѣмена своя: грядуще же пріидутъ радостію, вземлюще рукояти своя (Псал. 125, 5-6), говоритъ святый царь и пророкъ Давидъ.

Вотъ что я нашелъ нужнымъ сказать вамъ сегодня, при руководствѣ слова Божія, въ вашу душевную пользу. Постарайтесь запомнить то, что сказано, и — дѣломъ исполнить для спасенія душъ ва/с. 261/шихъ, искупленныхъ пречистою кровію Господа нашего Іисуса Христа. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 253-261.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.