Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю святыхъ отецъ.

И нынѣ прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5).

Въ нынѣшнюю седьмую недѣлю по Пасхѣ Церковь воспоминаетъ и прославляетъ 318 святыхъ и богоносныхъ отцевъ перваго вселенскаго собора, созванныхъ въ греческомъ городѣ Никеѣ императоромъ Константиномъ Великимъ къ 20 мая 325 года по Рождествѣ Христовомъ, — для утвержденія истиннаго ученія о Сынѣ Божіемъ, поколебленнаго ложнымъ ученіемъ еретика Арія, отвергавшаго Божество Сына Божія, и другихъ единомышленниковъ его.

Между прочими святыми отцами на Никейскомъ соборѣ присутствовали: святый Николай Чудотворецъ, святый Александръ, епископъ Александрійскій, и сопровождавшій его молодой діаконъ Аѳанасій, уроженецъ города Александріи, котораго Александръ очень уважалъ за /с. 250/ его необыкновенныя дарованія, за умъ, глубокое богословское образованіе, прямоту, смѣлость, силу рѣчи и за высокую христіанскую жизнь; впослѣдствіи онъ самъ былъ избранъ въ архіепископы города Александріи, по смерти епископа Александра. Еще были на соборѣ святый Пафнутій, епископъ Ѳиваиды въ Египтѣ, Павелъ, епископъ Неокесарійскій, Спиридонъ, епископъ Тримиѳунтскій, великій чудотворецъ, и епископъ острова Кипра святый Іаковъ Низибійскій, также чудотворецъ, и другіе. Всѣ 318 отцевъ были изъ разныхъ странъ. Но, не смотря на чрезвычайную разность странъ, изъ коихъ пришли, языковъ, которыми говорили, и обычаевъ, коихъ держались эти святые отцы, — прибывшіе на соборъ, согласнымъ исповѣданіемъ вѣры засвидѣтельствовали, что ученіе Арія и его сообщниковъ, дерзнувшихъ отвергать вѣчность Сына Божія и единосущіе Его съ Богомъ Отцомъ, есть новое, противное апостольскому ученію, чуждое церковной вѣры. Равно засвидѣтельствовали святые отцы, что составленный ими на соборѣ сѵмволъ вѣры, начинающійся словами: Вѣрую во единаго Бога Отца, Вседержителя... и извѣстный всѣмъ вамъ, — есть вселенскій вѣрный проповѣдникъ апостольскаго православнаго ученія, которое есть вѣра всей Церкви и преданіе отцовъ. — Въ этомъ сѵмволѣ, дополненномъ впослѣдствіи на второмъ вселенскомъ соборѣ, изложено апостольское ученіе о Святой Троицѣ: о Богѣ Отцѣ, Творцѣ міра и Вседержителѣ; о Господѣ Іисусѣ Христѣ, второмъ лицѣ Святыя Троицы, — Сынѣ Божіемъ единородномъ, рожденномъ отъ Бога Отца прежде всѣхъ вѣкъ, — какъ Свѣтѣ отъ Свѣта, Богѣ истинномъ отъ Бога истиннаго, несотворенномъ, единосущномъ Богу Отцу и Творцѣ всего; воплотившемся, распятомъ, погребенномъ, воскресшемъ, вознесшемся на небо и /с. 251/ паки грядущемъ судить весь міръ; и о Святомъ Духѣ, о Церкви, о крещеніи единомъ, о воскресеніи мертвыхъ и жизни будущей.

Никейскій вселенскій соборъ есть богомудрый проповѣдникъ божественной славы Пресвятыя Троицы единосущной и нераздѣльной и, въ особенности, — славы Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Богочеловѣка. Эта вѣра, говоритъ святый Златоустъ, апостольская вѣра заградила уста еретиковъ и, какъ непоколебимая стѣна, отразила всѣ козни ихъ.

Соборъ Никейскій также опредѣлилъ всѣмъ христіанамъ праздновать свѣтлый праздникъ Пасхи не въ иной день недѣли, а именно въ воскресный, — въ первое воскресенье послѣ весенняго полнолунія, такъ, какъ извѣстно, что Спаситель нашъ воскресъ въ первый день, который слѣдовалъ послѣ пасхи іудейской. Соборъ также ввелъ возможное единообразіе въ обрядахъ христіанскаго празднованія, постановивъ, между прочимъ, 20-мъ правиломъ своимъ не преклонять колѣнъ въ церквахъ во дни воскресные и во всю пятьдесятницу, чтобы самымъ положеніемъ тѣла изображать воскресеніе Христово.

Въ Евангеліи на литургіи Церковь произноситъ ходатайственную, или священническую молитву Сына Божія о прославленіи Его вѣчною славою чрезъ распространеніе истиннаго Богопознанія въ мірѣ, о соблюденіи вѣрующихъ отъ непріязни, освященіи ихъ, единеніи между собою и съ Богомъ и вѣчномъ ихъ блаженствѣ. Въ этой молитвѣ Іисусъ Христосъ вполнѣ открылъ Свою божественную славу, именуя Себя Сыномъ Божіимъ, вѣчнымъ, единосущнымъ и единочестнымъ Богу Отцу, Господомъ всякой плоти, рожденнымъ отъ Бога Отца, источникомъ вѣчной блаженной жизни для всѣхъ. Чтеніе Евангелія въ недѣлю святыхъ отецъ научаетъ вѣрующихъ обра/с. 252/щаться съ молитвою къ Богу во всѣхъ дѣлахъ, и чѣмъ они важнѣе, тѣмъ они сильнѣе обязуютъ насъ къ молитвѣ. При молитвѣ Своей Спаситель возводилъ очи Свои на небо. Если Сынъ Божій съ внутреннею молитвою соединялъ и внѣшнюю, преклоняя по временамъ колѣна, воздѣвая руки, возводя очи горѣ, — то сколь необходимо и важно для насъ сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, или обрядами, свидѣтельствующими о избыткѣ и живости сердечныхъ чувствованій: ибо отъ избытка сердца уста глаголютъ (Мѳ. 12, 34), говоритъ Господь.

Братія и сестры! благодаря Богу и святой нашей Церкви православной, — мы всѣ родились въ истинной вѣрѣ, вѣруемъ твердо въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія, какъ и во Святую Троицу — Бога Отца и Сына и Святаго Духа; — и большая часть изъ насъ собственнымъ опытомъ, умомъ, душой и сердцемъ и всѣмъ существомъ испытали и познали и непрестанно испытываемъ и познаемъ, что Іисусъ Христосъ есть Жизнодавецъ и Богъ и Спаситель нашъ: ибо Онъ непрестанно являетъ намъ и въ насъ знаменія Своей благости, правды и святыни и всемогущей силы, — оживотворяетъ насъ на всякій часъ и минуту, насъ, умерщвленныхъ грѣхами, милуетъ кающихся, очищаетъ, освящаетъ, умиротворяетъ, утѣшаетъ, просвѣщаетъ, укрѣпляетъ, врачуетъ немощи душевныя и тѣлесныя, чудно помогаетъ въ дѣлахъ нашихъ и вѣнчаетъ ихъ вожделѣннымъ успѣхомъ; — направляетъ душевныя стопы наши къ исполненію заповѣдей Своихъ и еще здѣсь даруетъ намъ предвкушать начатки вѣчной жизни на небесахъ. Да держимся же всѣ неуклонно нашей спасительной вѣры, исполняя ея святыя заповѣди и уставы, и да /с. 253/ будетъ для насъ Господь Іисусъ Христосъ и началомъ и концемъ всѣхъ нашихъ желаній, помышленій и всѣхъ нашихъ дѣяній, яко Того есть слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 249-253.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.