Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Вотъ и праздникъ праздниковъ у насъ прошелъ: и царскія врата въ храмахъ Господнихъ затворены, и служба стала не такъ торжественна, какъ она была торжественна на свѣтлой недѣлѣ. Что же, братія, оставилъ этотъ праздникъ въ душахъ нашихъ? Вѣдь праздники христіанскіе не для того проходятъ своею чередою передъ нами, чтобы оставлять наши души праздными, а для того, чтобы упразднять, освобождать насъ отъ заботъ и дѣлъ житейской суеты, иначе сказать: праздники для того Господь даетъ намъ, чтобы мы на время бросили думать, заботиться, радоваться или скорбѣть о житейскомъ, о земномъ, скоропреходящемъ, а подумали, позаботились, порадовались о небесномъ, вѣчномъ. Для этого, именно, данъ намъ былъ и прошедшій праздникъ.

Всесвѣтлый праздникъ Воскресенія Христова для того Господь сподобилъ насъ узрѣть, чтобы намъ увидѣть въ немъ начатокъ общаго воскресенія всего рода /с. 175/ человѣческаго въ послѣдній день міра: Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20), говоритъ Слово Божіе. Для насъ вѣдь Господь страдалъ, умеръ, погребенъ и воскресъ: и Его смерть, погребеніе и воскресеніе есть какъ бы собственная наша смерть, погребеніе и воскресеніе. Оттого мы и пѣли на утреняхъ въ свѣтлую седмицу: вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебѣ [1]. Да, мы непремѣнно всѣ воскреснемъ и всѣ мы чаемъ, т. е. ожидаемъ воскресенія мертвыхъ. Это такъ же несомнѣнно, какъ несомнѣнно то, что завтра будетъ день. Приходило ли вамъ это въ голову, думали ли вы объ этомъ въ праздникъ? А надобно было объ этомъ подумать непремѣнно. Всѣ великіе праздники церковные, а праздникъ Пасхи особенно напоминаетъ намъ о нашемъ искупленіи чрезъ Іисуса Христа отъ вѣчной смерти и о нашемъ воскресеніи для жизни будущаго вѣка.

Но кто вѣруетъ въ свое воскресеніе изъ мертвыхъ, тотъ готовится здѣсь къ будущей жизни, старается жить по заповѣдямъ Господнимъ, праздники Господни почитаетъ и крайне остерегается оскорбить святость ихъ дѣлами плотской нечистоты. А у насъ что дѣлалось въ свѣтлый праздникъ, у насъ православныхъ христіанъ? И говорить срамно; но говорить надобно. Изъ свѣтлыхъ дней пасхальной недѣли христіане сдѣлали, къ величайшей скорби святой матери Церкви, — дни мрачные, дни достойные слезъ и сѣтованія. Весьма многіе праздновали не праздникъ Воскресенія Христова и нашего собственнаго воскресенія отъ мертвыхъ дѣлъ, а праздникъ бѣсовскаго воскресенія въ своихъ душахъ. Великій постъ для діавола былъ пораженіемъ, смертью, по/с. 176/тому что изъ многихъ душъ онъ убѣжалъ и какъ бы умеръ для нихъ послѣ сердечнаго раскаянія и причащенія святыхъ Таинъ; а въ праздникъ Пасхи онъ воскресъ опять въ весьма многихъ душахъ. Какъ воскресъ? Чрезъ пресыщеніе, пьянство, буйство и другіе пороки, до которыхъ доводитъ пьянство и которымъ предавались многіе изъ христіанъ. Такъ-то христіане любятъ Христа; такъ-то праздновали они самый великій въ году праздникъ! Что и пользы такимъ людямъ отъ имени христіанъ? Многіе язычники лучше ихъ живутъ и, безъ сомнѣнія, достойнѣе ихъ въ очахъ Божіихъ. Иновѣрцы и неправославные, живущіе въ нашемъ городѣ, удивляются ихъ поведенію въ такой великій праздникъ и говорятъ: вотъ вамъ и христіане, вотъ вамъ и православные! Они празднуютъ, какъ истые язычники, да еще какой праздникъ! Такъ говорятъ объ насъ иновѣрцы и неправославные. Но что говоритъ Самъ Господь о нашихъ праздникахъ или точнѣе — о нашемъ празднованіи? Праздниковъ вашихъ, ненавидитъ душа Моя, и дне великаго не потерплю, говоритъ Господь, бысте Ми въ сытость, ктому не стерплю грѣховъ вашихъ (Исаіи. 1, 14).

Братія! на кого мы стали похожи? до чего мы забылись? И на насъ исполняется во всей силѣ слово Писанія: человѣкъ въ чести сый не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ, и уподобися имъ (Псал. 48, 13. 21). Христосъ Господь почтилъ насъ Своимъ именемъ, омылъ насъ Своею кровію, сдѣлалъ насъ людьми избранными, языкомъ святымъ (1 Петр. 2, 9); а мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божіею и сами безчестимъ себя разными непотребными дѣлами. Не льстите себе, братія, ни піяницы, ни татіе, ни досадители, ни /с. 177/ блудницы, ни прелюбодѣи, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Да, если не перестанете такъ вести себя, особенно въ праздники, которые по заповѣди Господней нужно святить, то не увидите царствія Божія.

Братія! намъ крайне необходимо въ праздники Господни держать себя благоразумнѣе и внимательнѣе къ самимъ себѣ. Съ насъ строго взыщетъ Господь за неблагоразумное празднованіе. Не по плоти, какъ идолопоклонники, а по духу должно намъ праздновать свои праздники, хотя и тѣлесное празднованіе, если оно бываетъ вмѣстѣ съ духовнымъ, позволено и не противно Господу, но въ этомъ случаѣ оно никогда не должно выходить изъ границъ умѣренности. Богъ есть Духъ (Іоан. 4, 24; 2 Кор. 3, 17); душа наша, искупленная Спасителемъ, есть духъ: потому и праздники у насъ должны быть больше духовные, чѣмъ плотскіе. Кто празднуетъ только по плоти, тотъ празднуетъ не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, — бѣсу невоздержанія. Избави Богъ всякаго отъ такихъ праздниковъ! Обиліе плотскихъ брашенъ разрѣшено христіанамъ въ праздники во славу Божію для того, т. е., чтобы мы ѣли и пили съ умѣренностью, благодаря Бога, Который съ радостію духовною посылаетъ намъ и утѣшеніе тѣлесное въ различіи и сладости брашенъ и питій, чтобы радость наша не имѣла недостатка. Но радость духовная въ праздникъ должна быть всегда выше тѣлесной; а у насъ — наоборотъ.

Сказано въ заповѣди Божіей: помни день субботный, еже святити его (Исх. 20, 8); на нашемъ новозавѣтномъ языкѣ это значитъ: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми дѣлами старайся и самъ освящать его.

/с. 178/ Господи! даруй намъ помнить всегда заповѣдь Твою о празднованіи праздниковъ, свято хранить ее и благоугождать Тебѣ празднованіемъ духовнымъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Пасх. кан. пѣснь 3, троп. 2.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 174-178.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.