Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе въ недѣлю Ѳомину.

Христосъ воскресе!

Братія возлюбленные, вотъ и свѣтлая недѣля прошла и унесла съ собою дѣла наши къ престолу небеснаго Владыки и Судіи: тамъ, братія, тамъ теперь дѣла наши. Это я говорю къ тому, чтобы устрашить страхомъ небеснаго суда тѣхъ, которые недостойно, не по христіански провели праздникъ Свѣтлаго Воскресенія Христова, и утѣшить тѣхъ, которые провели его въ воздержаніи и духовной радости.

Какъ встрѣтили и провели весьма многіе праздникъ Свѣтлаго Воскресенія? Не хотѣлось бы приводить на память /с. 171/ скверныхъ дѣлъ человѣческихъ, но надо вспомнить объ нихъ и осудить ихъ отъ лица Божія вмѣстѣ съ лицами, ихъ творившими. Всесвѣтлый праздникъ встрѣченъ былъ послѣ свѣтлой пасхальной службы темными дѣлами: невоздержаніемъ и пьянствомъ, драками, сквернословіемъ и всякимъ видомъ грѣха. Подумаешь, что мы постились предъ праздникомъ только для того, чтобы тѣмъ съ бóльшею жадностію устремиться на всѣ плотскія грѣховныя дѣла, чтобы съ бóльшимъ безстыдствомъ и наглостію предаться всякому беззаконію. Увы! горе, горе намъ!

Всѣ тѣ, которые встрѣтили праздникъ невоздержаніемъ и пьянствомъ, прелюбодѣйствомъ, сквернословіемъ и прочими имъ подобными дѣлами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) отъ поста, потеряли пользу отъ покаянія и причащенія святыхъ Таинъ, попрали ихъ, какъ неразумныя животныя, ногами своими, потеряли благопріятное для спасенія время, данное намъ милосердіемъ Господа, — и уже не воротятъ этого времени. Се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2), прилично было говорить вамъ во святый постъ: ибо вы тогда только и приступали къ спасительной банѣ покаянія и къ всеочищающимъ вѣрныхъ Тайнамъ тѣла и крови Господней. Отнынѣ исповѣдь ваша и причащеніе отложены до будущаго поста, и кто знаетъ, сподобитъ васъ или нѣтъ Господь еще исповѣдаться и причаститься? Кто знаетъ, не умрете ли вы въ тѣхъ самыхъ беззаконіяхъ, которыми опять послѣ бани покаянія осквернили себя? Какъ больно, какъ жалко, возлюбленные братія, что такъ скоро вы оказались измѣнниками Христовыми и предались на сторону /с. 172/ діавола, чтобы служить ему, человѣкоубійцѣ исконному, виновнику и учителю всякаго грѣха! Вы, скажу вамъ словами Спасителя, — да и я многогрѣшный, — вы отца вашего діавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Іоан. 8, 44).

Что же остается намъ дѣлать, братія возлюбленные? — Молиться и плакать о своихъ грѣхахъ. Плакать о томъ, что не по христіански и даже не по человѣчески многіе изъ насъ встрѣтили праздникъ, а какъ мерзкіе идолопоклонники и какъ дикіе звѣри, которымъ долго не давали ѣсть, коихъ долго не кормили любимою ихъ пищею; плакать о томъ, что попрали величайшія, душеспасительныя таинства Христовы — покаяніе и причащеніе и ни во что ихъ вмѣнили; плакать о томъ, что время, данное для спасенія, безразсудно потеряли. Будемъ плакать и молить Господа, чтобы Онъ не прогнѣвался на насъ до конца, и не погубилъ насъ со беззоконіями нашими [1], но обратилъ бы насъ на путь покаянія и содѣлалъ благоискусными исполнителями заповѣдей Его. Рѣшимся твердо отнынѣ же не предаваться невоздержанію и пьянству и всѣмъ отъ нихъ происходящимъ грѣхамъ и со слезами будемъ просить Господа, чтобы Онъ благодатію Святаго Духа укрѣпилъ насъ въ нашемъ намѣреніи и благодѣланіи.

Братія! всѣ прольемъ слезы, ибо всѣ мы недостойно встрѣтили величайшій праздникъ Господень и всѣ прогнѣвали Господа своего: не такъ, не такъ по истинѣ нужно всѣмъ намъ встрѣчать праздники Господни. Нужно встрѣчать ихъ духовною радостію о Господѣ о нашемъ избавленіи отъ грѣховъ и о вѣчномъ спасеніи чрезъ Христа, Сына Божія, дѣлами /с. 173/ милосердія, воздержанія отъ страстей, посѣщеніемъ храма Божія въ духѣ и истинѣ.

Истинно празднуетъ воскресеніе тотъ, кто самъ воскресъ отъ мертвыхъ дѣлъ для дѣлъ добродѣтели, для вѣры и любви христіанской, кто попралъ невоздержаніе, роскошь и всѣ страсти. Братія! будемъ праздновать праздники Господни, какъ христіане, а не какъ язычники! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Мол. веч., ср. троп., слава.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 170-173.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.