Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе во святой и Великій пятокъ предъ плащаницею.

Се, человѣкъ! (Іоан. 19, 5).

Вотъ какъ поруганъ, изъязвленъ, умученъ безгрѣшный и святѣйшій Господь нашъ Іисусъ Христосъ! Какая же была нужда безстрастному Богу пострадать такъ ужасно отъ людей плотію Своею? Какая нужда была Самому Богочеловѣку перенести эти, какъ бы адскія мученія на землѣ? Не было, братія, для Бога никакой нужды подвергать Себя такому безчестію и такимъ страданіямъ на землѣ: Его самопожертвованіе совершенно добровольное, — и Онъ могъ не воплощаться, не страдать и не умирать. Только тогда мы всѣ, какъ грѣшники и какъ враги Божіи, были бы на вѣки плѣнниками и рабами діавола и всѣ погибли бы вѣчно; тогда не было бы этихъ двухъ сторонъ: правой и лѣвой, не было бы сказано: праведники пойдутъ въ жизнь вѣчную, а грѣшники — въ муку вѣчную (Матѳ. 25, 46), а было бы одно грозное опредѣленіе всѣмъ — /с. 150/ вѣчная мука. И подумать страшно! Но Господь, по безконечному милосердію Своему, не терпя видѣть мучимымъ отъ діавола родъ человѣческій, пришелъ насъ освободить отъ рабства ему и отъ вѣчныхъ мученій. А чтобъ насъ освободить отъ работы врагу, коему мы предались и предаемся сами, Онъ восхотѣлъ стать за насъ по человѣчеству послушнѣйшимъ рабомъ Отцу Своему небесному, Коему мы стали и нынѣ постоянно бываемъ непослушны, — и въ человѣческой плоти и человѣческою душею, человѣческими силами, подкрѣпляемыми божествомъ, побѣдить діавола-искусителя, коему мы такъ легко отдались въ плѣнъ и нынѣ отдаемся чрезъ свои грѣхи; далѣе, чтобы освободить насъ отъ вѣчныхъ мученій ада, которымъ по справедливости должны бы были подвергнуться безсмертныя души наши, плѣненныя діаволомъ, Онъ превѣчный Богъ восхотѣлъ Самъ человѣческимъ существомъ Своимъ вынести на Себѣ наши вѣчныя мученія. И вотъ, какъ видите, какъ слышите изъ Евангелія, Онъ претерпѣлъ за насъ эти мученія. Онъ вытерпѣлъ весь позоръ и всю лютость мученія отъ людей и отъ бѣсовъ, чтобъ насъ достать изъ ада, гдѣ безъ Спасителя пришлось бы намъ вѣчно мучиться. — Но Христосъ изъ ада насъ досталъ, а мы сами въ адъ идемъ: идемъ безстрашно, закрывъ глаза, чтобъ не видѣть свѣта и чтобъ скорѣе вринуться въ него. Многіе изъ насъ безстрашно предаются всякимъ грѣхамъ и не думаютъ исправляться, какъ будто Христосъ грѣху служитель и будто всѣхъ, даже не раскаянныхъ, не измѣнившихся сердцемъ и дѣлами грѣшниковъ, введетъ въ рай. Непостижимое жестокосердіе и безчувствіе владѣетъ многими изъ насъ. При страданіяхъ и смерти Христа Спасителя вся тварь содрогалась отъ страха — земля тряслась, камни рас/с. 151/падались, мертвецы воскресали, а наши души не содрогаются отъ страха при видѣ страданій и смерти Богочеловѣка, при воспоминаніи о вѣчныхъ и лютыхъ мученіяхъ, которымъ мы подвергдись бы, если бы не пострадалъ и не умеръ за насъ Господь. Наши сердца не распадаются, не размягчаются и не разстаются съ маловѣріемъ, невѣріемъ, съ жестокосердіемъ, гордостію, злобою на ближняго, завистію его благополучію, съ осужденіемъ, чревоугодіемъ, объяденіемъ и пьянствомъ, скупостію, сребролюбіемъ, плотскою нечистотою. Сколько такихъ людей, которые и въ это — священноужасное время — не перестаютъ работать діаволу и питать злобу на ближняго; завидуютъ другъ другу; помышляютъ о сребренникахъ, о татьбѣ, о пьянствѣ, о нечистотѣ. Сколько есть такихъ, которые лишь только дождутся праздника, какъ тотчасъ напьются пьяны и предадутся разгулу и растлятъ храмъ тѣла своего, бывшій, хотя на краткое время, храмомъ Господа по принятіи и вкушеніи святыхъ Таинъ тѣла и крови Господней! Но что я говорю — о праздникѣ? Не видимъ ли мы еще до праздника, даже теперь, когда мы воспоминаемъ страданія Христовы за насъ, — людей пьяныхъ и — предающихся распутству? Они — беззаконный народъ, который нынѣ устами благословляетъ Христа, а завтра или даже сегодня будетъ хулить Его дѣлами своими. О, неблагодарные, безчувственные, несмысленные, каменносердечные люди, которые сегодня какъ будто сострадаютъ Христу и сраспинаются съ Нимъ, а завтра или послѣзавтра будутъ распинать Его! Но доколѣ это будетъ съ нами, братія? Доколѣ намъ лицемѣрить? Доколѣ намъ работать діаволу и наичувствительнѣйше оскорблять Господа? Вотъ что, братія, — если не распадутся каменныя сердца наши съ многоразличными /с. 152/ злобами своими, пристрастіями своими, нечистотами своими, если мы не отымемъ отъ нихъ маловѣрія, безвѣрія, хладности, объяденія и пьянства, студодѣянія, злобы, гордости, зависти, лѣности и праздности и прочихъ страстей, — то насъ осудятъ нѣкогда тѣ камни, которые распались во время смерти Христовой. Если мы не покаемся и не обратимся къ Богу всѣмъ сердцемъ, то вринемся въ тотъ адъ, изъ котораго пришелъ избавить насъ Сынъ Божій. Ей, братія, истинно! Аще не покаетеся, вси погибнете (Лук. 13, 3). Колико мните горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вѣмы бо рекшаго: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь. Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 29-31). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 149-152.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.