Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда на пѣснь «Се, Женихъ грядетъ въ полунощи».

Мы сейчасъ слышали, возлюбленные, трогательную пѣснь: се женихъ грядетъ въ полунощи, которая поется на утреняхъ въ первые три дня страстной седмицы. Чтобы она для всѣхъ была понятна и всѣмъ принесла желаемую пользу, позвольте мнѣ предложить любви вашей объясненіе ея. Пѣснь: се, женихъ грядетъ въ полунощи напоминаетъ намъ притчу Спасителя, въ которой Онъ уподобляетъ царствіе небесное десяти дѣвамъ, кои, по древнему обычаю взявъ свѣтильники свои, выходили на встрѣчу жениху. Составитель пѣсни имѣлъ въ виду именно эту притчу. Приведемъ ее здѣсь и объяснимъ вкратцѣ. «Подобно будетъ царствіе небесное десяти дѣвамъ», говоритъ Спаситель, «которыя, взявъ свѣтильники свои, вышли на встрѣчу жениху; пять изъ нихъ было мудрыхъ и пять неразумныхъ; сіи неразумныя, взявши свѣтильники свои, не взяли съ собою масла; мудрыя же взяли масла въ сосудахъ со свѣтильниками сво/с. 140/ими; и какъ женихъ замедлилъ, то задремали всѣ и уснули. Но въ полночь раздался кликъ: се, женихъ грядетъ, выходите на встрѣчу ему. Тогда встали всѣ дѣвы тѣ и поправили свѣтильники свои; неразумныя же сказали мудрымъ: дайте намъ вашего масла, потому что свѣтильники наши гаснутъ. Мудрыя отвѣчали, говоря: чтобы не случилось недостатка и у насъ и у васъ, пойдите лучше къ продающимъ и купите себѣ. Когда же пошли онѣ покупать, пришелъ женихъ, и готовыя вошли съ нимъ на брачный пиръ, и двери затворились; послѣ приходятъ и прочія дѣвы и говорятъ: Господи! Господи! отвори намъ. Онъ же сказалъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: не знаю васъ; итакъ, бдите, потому что не знаете ни дня, ни часа, въ который пріидетъ Сынъ человѣческій» (Мѳ. 25, 1-13).

Объясненіе притчи: десять дѣвъ, — пять мудрыхъ и пять юродивыхъ, — означаютъ насъ христіанъ; изъ насъ — одни мудры — по своей вѣрѣ, добродѣтельной жизни и готовности къ смерти; другіе — неразумны по своему маловѣрію или холодному равнодушію къ вѣрѣ, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности къ смерти и тотчасъ за нею слѣдующему суду, такъ какъ лежитъ человѣкомъ единою умрети, потомъ же судъ (Евр. 9, 27). Неразумныя, сказано, взявши свѣтильники свои, не взяли масла съ собою. Что же это за свѣтильники и что значитъ масло для этихъ свѣтильниковъ? Свѣтильники — это души наши. Скоро прійду къ тебѣ и сдвину свѣтильникъ твой съ мѣста его, если не покаешься (Апок. 2, 6), сказалъ Господь предстоятелю Ефесской церкви. Масло — милостыня, по изъясненію святаго Златоуста, или вообще, — добрыя дѣла. Итакъ, неразумные христіане, вышедши на встрѣчу жениху, не /с. 141/ приготовили для душъ своихъ добрыхъ дѣлъ, которыя могли бы поддержать ихъ духовную жизнь. Мудрыя же, сказано, взяли масло въ сосудахъ со свѣтильниками своими, т. е. они запаслись добрыми дѣлами, чтобы достойно встрѣтить жениха. Кто же женихъ? — Іисусъ Христосъ. Когда же и какъ мы выходимъ на встрѣчу Ему? Вся жизнь наша должна быть приготовленіемъ съ начала къ частной встрѣчѣ Его, потому что всякая душа по смерти своей должна явиться къ Нему съ отвѣтомъ, какъ къ Начальнику жизни, и потому всю жизнь свою мы должны заботиться о пріобрѣтеніи и сохраненіи въ сердцахъ своихъ живой вѣры и горячей любви къ Господу, чтобы по смерти нашей непостыдно и неосужденно предстать у страшнаго престола Господа славы; на общую же встрѣчу Ему мы выйдемъ по воскресеніи нашемъ изъ мертвыхъ, когда вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 28. 29). Женихъ коснитъ, т. е. Іисусъ Христосъ медлитъ пресѣкать жизнь нашу смертію, не хотя да кто погибнетъ во грѣхахъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9); равно медлитъ и вторымъ славнымъ и страшнымъ пришествіемъ Своимъ — для того, чтобы умножались болѣе и болѣе сыны царствія небеснаго; между тѣмъ люди, обольщаемые временною сладостію грѣха, ненаказанностью его, и видя, что міръ стоитъ прочно, и думая, что онъ будетъ такъ стоять безконечно, да и сами пользуясь прочнымъ здоровьемъ и другими вещественными благами, погружаются въ душевную дремоту, не радятъ о своемъ исправленіи и — спятъ грѣховнымъ сномъ. Но вотъ въ самую полночь грѣховнаго сна, /с. 142/ когда никто изъ грѣшниковъ и не думаетъ о своей страшной опасности, раздается громкій голосъ: се, женихъ грядетъ, исходите въ срѣтеніе Его. Тогда всѣ встрепенулись и возжгли свѣтильники свои, т. е. напрягли душевное вниманіе. Хорошо будетъ въ это время мудрымъ христіанамъ: ихъ души будутъ горѣть огнемъ сладчайшей любви ко Господу; но худо — неразумнымъ: души этихъ послѣднихъ, какъ свѣтильники безъ масла, будутъ гаснуть, т. е. будутъ темнѣть и хладѣть отъ недостатка любви къ Богу, источнику любви, и начнутъ предвкушать муки ада. Попросятъ елея, т. е. добрыхъ дѣлъ у мудрыхъ христіанъ, но тѣ не дадутъ, чтобы и у нихъ не оказалось недостатка; пойдутъ покупать у продающихъ, т. е. спохватятся дѣлать добрыя дѣла и пойдутъ искать случая для этого, но въ это именно время придетъ женихъ, т. е. въ то самое время, какъ они захотятъ дѣлать добрыя дѣла, ихъ застигнетъ смерть и поставитъ ихъ предъ небеснымъ Судіею безъ всякихъ добродѣтелей, смердящихъ своими беззаконіями. Захотятъ они войти въ чертогъ небеснаго царствія, къ которому всѣ мы и предназначены отъ самаго своего рожденія, для котораго и живемъ, — ихъ Господь не пуститъ и скажетъ имъ: не знаю васъ. Итакъ, бдите, заключаетъ Господь притчу, потому что не знаете ни дня, ни часа, въ который пріидетъ Сынъ человѣческій. Теперь понятна будетъ для всѣхъ насъ церковная пѣснь: се, женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, т. е. всякій христіанинъ, егоже обрящетъ бдяща: недостоинъ же паки, егоже обрящетъ унывающа (спящаго грѣховнымъ сномъ); блюди убо, душе моя, не сномъ отяготися (т. е. не отягощайся душевнымъ грѣховнымъ сномъ), да не смерти (вѣчной) предана будеши, и царствія внѣ затворишися; но воспряни зовущи: святъ, /с. 143/ святъ, святъ еси, Боже, Богородицею помилуй насъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 139-143.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.