Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово во вторую недѣлю Великаго поста.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).

Сегодня, возлюбленные чада и братія о Христѣ, читано было Евангеліе о прощеніи грѣховъ Спасителемъ нашимъ разслабленному тѣломъ и душею человѣку, котораго спустили чрезъ кровлю дома на полъ къ ногамъ Іисуса Христа четверо носильщиковъ. Чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои, сказалъ ему Господь, бездна милости. Тутъ, въ этомъ домѣ, сидѣли нѣкоторые изъ книжниковъ и помышляли въ сердцахъ своихъ: что Онъ такъ богохульствуетъ? Кто можетъ прощать грѣхи, кромѣ одного Бога? — Жалкіе и несмысленные, они не смотря на великія чудеса Спасителя не вѣровали по гордости и лукавству своему, что Онъ есть Богочеловѣкъ, /с. 102/ и имѣли недостойныя Его мысли. «Іисусъ, тотчасъ узнавъ духомъ Своимъ, что они такъ помышляютъ въ себѣ, сказалъ имъ: для чего такъ помышляете въ сердцахъ вашихъ? Что легче? сказать ли разслабленному: прощаются тебѣ грѣхи? или сказать: встань, возьми свою постель, и ходи? Но чтобы вы знали, что Сынъ человѣческій имѣетъ власть на землѣ прощать грѣхи, говорить разслабленному: тебѣ говорю: встань, возьми постель твою, и иди въ домъ твой. Онъ тотчасъ всталъ и взявъ постель, вышелъ предъ всѣми; такъ что всѣ изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Марк. 2, 1-12). Этими словами оканчивается сегодняшнее Евангеліе.

Святая Церковь благовременно и весьма назидательно установила читать это Евангеліе — во второе воскресенье Великаго поста, послѣ того какъ весьма многіе изъ насъ сподобились услышать послѣ исповѣди тотъ же сладчайшій гласъ Господа въ душахъ своихъ: чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои, ибо тотъ же Господь, невидимо стоящій нынѣ при исповѣди и тогда простившій грѣхи больному, — разрѣшаетъ грѣхи кающимся искренно грѣшникамъ, исповѣдающимъ грѣхи свои предъ священникомъ. Я хочу здѣсь обратить вниманіе ваше, братія и сестры, на величіе и торжество милосердія Божія относительно насъ, кающихся грѣшниковъ, — и на окамененное нечувствіе многими грѣшниками этого дивнаго милосердія Божія, тѣми грѣшниками, отъ нихъ же первый — я, которые продолжаютъ и послѣ исповѣди и причащенія тѣла и крови Христовой творить тѣ же, а иногда еще и — горшіе грѣхи. Велико и непостижимо, необъятно милосердіе Божіе къ кающимся /с. 103/ грѣшникамъ. Чтобы яснѣе видѣть намъ всю необъятность этого милосердія, помыслимъ, что такое грѣхъ? — Грѣхъ есть мятежъ, возстаніе твари противъ Творца, непокорность Творцу, измѣна Ему, восхищеніе себѣ божеской почести, или — самообожаніе; будете яко бози (Быт. 3, 5), — шепталъ змій въ уши Евѣ, — какъ и нынѣ шепчетъ грѣшнику; — извращеніе своей природы, вольное безуміе, безобразная нелѣпость, произвольное испаденіе отъ благости въ злобу, отъ истины — въ неправду; отъ простоты — въ лукавство; отъ свѣта — во тьму; отъ силы — въ немощь; отъ пространства — въ тѣсноту; отъ мира — въ смятеніе; отъ жизни — въ смерть; грѣхъ есть отвратительная скверна, богомерзкая прелесть, душетдѣнный ядъ. Грѣхъ породилъ всѣ бѣдствія въ мірѣ и всѣ болѣзни, какъ и въ упоминаемомъ сегодня разслабленномъ, — глады, губительства, или повальныя болѣзни, войны, пожары, землетрясенія и смерть временную и вѣчную. Грѣхъ высочайшаго ангела сдѣлалъ діаволомъ, денницу — сатаною, и всѣхъ возмутившихся противъ Бога духовъ, которые были ангелами свѣта и красоты неописанной — мрачными и отвратительнѣйшими демонами. Грѣхъ произвелъ и производитъ ужасное зло, ужасныя бѣдствія, ужасные перевороты въ мірѣ, въ родѣ человѣческомъ; изъ-за грѣха вся природа бываетъ въ смятеніи. Нельзя описать, нельзя достаточно оплакать, — слезъ цѣлаго рода человѣческаго не достанетъ для оплакиванья — страшныхъ послѣдствій грѣха въ мірѣ. Если бы милосердіе Сына Божія, по благоволенію Бога Отца и ходатайству Духа Святаго, — не взыскало погибающихъ грѣшниковъ, — что было бы со всѣми нами, со всѣми людьми? — И подумать ужасно, не только /с. 104/ испытать хотя на минуту, хотя на секунду ту бѣду, то мученіе, которое постигло бы отверженныхъ грѣшниковъ: ихъ на вѣки поглотило бы страшное, вѣчно клокочущее, неугасимое пламя ада. Но Сынъ человѣческій, Сынъ Божій пришелъ взыскать и спасти погибшаго (Мѳ. 18, 11). И вотъ, мы съ вами взысканы и — спасаемся: намъ отверсты двери милосердія. Приходи каждый съ своею удрученною грѣхами душею къ служителю Божію; кайся искренно, сокрушайся сердечно о грѣхахъ, омерзи ихъ, возненавидь ихъ отъ всей души, — чего они и достойны, имѣй твердое намѣреніе исправленія, вѣруй во Христа, Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра: — и ты услышишь вожделѣнный гласъ Господа: чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои. А вмѣстѣ съ прощеніемъ грѣховъ ты избавишься и отъ осужденія за грѣхи и отъ вѣчной муки, уготованной грѣшникамъ нераскаяннымъ, только отселѣ ктому не согрѣшай (Іоан. 8, 11). Впрочемъ, если и еще согрѣшишь по немощи и злому навыку, ибо всякому прилежитъ помыслъ на лукавое отъ юности (ср. Быт. 8, 21), — и еще покаешься искренно, то и опять получишь прощеніе, по слову апостола: если бы кто согрѣшилъ, то мы имѣемъ ходатая предъ Отцемъ, Іисуса Христа, праведника. Онъ есть умилостивленіе за грѣхи наши, и не только за наши, но и за грѣхи всего міра (1 Іоан. 2, 1. 2). Седмижды седмьдесятъ разъ Господь повелѣлъ прощать падающимъ въ грѣхи: ибо, какъ величіе Его безприкладное, безмѣрное, несравненное, то и милость Его безмѣрная.

Но съ благодарностію ли мы пользуемся такою величайшего милостію Божіею? Исправляемся ли мы, дѣлаемся ли день отъ дня или годъ отъ году лучшими? Стремимся ли къ совершенству, какъ за/с. 105/повѣдуетъ намъ Господь: будьте вы совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный (Мѳ. 5, 48)? Стараемся ли видѣть грѣхъ во всей его безобразной наготѣ; снимаемъ ли съ него личину, которою онъ старается прикрывать себя всегда, чтобы не испугать и не оттолкнуть насъ отъ себя? — Нѣтъ, братія, — къ стыду нашему мы должны сознаться, что злоупотребляемъ изо дня въ день милосердіемъ Бога нашего и послѣ покаянія снова прилагаемъ грѣхи ко грѣхамъ, — не внимаемъ како опасно ходимъ (ср. Ефес. 5, 15); безъ опасенія не рѣдко идемъ на встрѣчу грѣху и не рѣдко впадаемъ еще въ болѣе тяжкіе грѣхи. Гдѣ же у насъ разумъ? Гдѣ вѣра наша? Гдѣ покаяніе наше? Все будто прахомъ пошло. Такъ сатана смѣется надъ нами и рукоплещетъ намъ. Но вѣдь придетъ же когда-нибудь конецъ нашему вѣроломству, и — мы, столько разъ искусивши милосердіе Божіе, испытаемъ, наконецъ, и грозное правосудіе Его. Невозможно, — говоритъ святый апостолъ Павелъ — однажды просвѣщенныхъ, и вкусившихъ дара небеснаго, и содѣлавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусившихъ благаго глагола Божія и силъ будущаго вѣка, — и отпадшихъ, опять обновлять покаяніемъ, когда они снова распинаютъ въ себѣ Сына Божія, и ругаются Ему... Земля, производящая тернія и волчцы — негодна и близка къ проклятію, котораго конецъ — сожженіе (Евр. 6, 4-6. 8)...

Если мы, получивъ познаніе истины, — говоритъ тотъ же Апостолъ, — произвольно грѣшимъ, то не остается болѣе жертвы за грѣхи, но нѣкое страшное ожиданіе суда и ярость огня, готоваго пожрать противниковъ. Если отвергшійся закона Моисеева, при двухъ или трехъ свидѣтеляхъ, безъ милосердія наказывается смертію, — то сколь тягчайшему, думаете, наказанію пови/с. 106/ненъ будетъ тотъ, кто попираетъ Сына Божія и не почитаетъ за святыню кровь завѣта, которою освященъ, и Духа благодати оскорбляетъ? Мы знаемъ Того, Кто сказалъ: Мнѣ отмщеніе; Я воздамъ, говоритъ Господь. И еще: Господь будетъ судить народъ Свой (Евр. 10, 26-30).

Итакъ, братія мои, воспользуемся безмѣрнымъ милосердіемъ Божіимъ ко спасенію своему и убоимся злоупотреблять имъ, чтобы на вѣки не погибнуть. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 101-106.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.