Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе во вторую недѣлю Великаго поста.

Видѣвъ же Іисусъ вѣру ихъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).

Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, обходя города и веси съ проповѣдію о царствіи небесномъ, зашелъ однажды въ домъ одного жителя города Капернаума и, по обыкновенію, говорилъ здѣсь слово. Собралось множество народа, такъ что невозможно было дойти и до дверей дома. Четыре человѣка приносятъ къ этому дому больнаго разслабленіемъ жилъ на постели — для того, чтобы положить его предъ очами Того, Кто исцѣлялъ всякъ недугъ и всяку язю въ людехъ (Мѳ. 9, 35). Но такъ какъ не было никакой возможности раздвинуть толпу и пробиться ко Христу: то они поднялись съ больнымъ на крышу дома, разобрали черепичную кровлю и, сдѣлавъ достаточное для спуска больнаго отверстіе, свѣсили его съ постелью /с. 98/ на полъ предъ Самаго Господа. Господь, видя ихъ вѣру, сказалъ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои, и потомъ, чтобы явнымъ чудомъ исцѣленія показать невѣрующимъ книжникамъ, что Онъ есть Богочеловѣкъ, имѣющій власть на землѣ отпускать грѣхи, сказалъ ему: тебѣ говорю: встань, возьми постель твою, и иди въ домъ твой. И онъ всталъ и, взявъ свою постель, вышелъ предъ всѣми (Марк. 2, 11. 12). Весь народъ, свидѣтели этого чуда, удивился и, прославляя Бога, свидѣтельствовалъ, что онъ никогда ничего подобнаго не видалъ. Вотъ награда отъ Богочеловѣка вѣрѣ принесшихъ разслабленнаго!

Если бы этого разслабленнаго принесли къ земному врачу, то онъ безъ сомнѣнія счелъ бы лишнимъ обращать вниманіе на его грѣхи и сталъ бы лечить его отъ тѣлеснаго разслабленія средствами вещественными, а не духовными. Но божественный Чудотворецъ дѣлаетъ иначе: тѣлесное разслабленіе Онъ исцѣляетъ посредствомъ прощенія грѣховъ: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. Почему такъ? Потому, конечно, что разслабленіе душевное, т. е. грѣхи, были причиною разслабленія тѣлеснаго. И точно, всѣ болѣзни и смерть начались отъ грѣховнаго разслабленія души человѣческой. И вотъ уже много тысячъ лѣтъ грѣхъ производитъ всѣ болѣзни души и тѣла.

Но отчего нынѣ святая Церковь установила читать евангельскую повѣсть о разслабленномъ? Конечно, отъ того, что она и во всѣхъ насъ видитъ больныхъ разслабленіемъ, именно, разслабленіемъ душевнымъ, т. е. грѣхами, и хочетъ, чтобы всѣ мы спѣшили для исцѣленія къ Іисусу Христу. И точно, всѣ мы — разслабленные. Что ни грѣхъ у насъ, то — /с. 99/ разслабленіе. А что грѣхъ есть дѣйствительно душевное разслабленіе, — это всякій дозналъ на самомъ себѣ. Отъ всякаго грѣха разслабѣваетъ наше сердце, тупѣетъ умъ для всего духовнаго, слабѣетъ воля къ добру, разслабѣваютъ, такъ сказать, всѣ основы нашей жизни, потому что, когда разслабѣваетъ сердце — главный двигатель нашей жизни, — тогда разслабѣваетъ весь человѣкъ. Потому-то святая Церковь, зная, какъ важна для человѣка сердечная твердость и неподвижность на камнѣ вѣры и заповѣдей Божіихъ, поетъ въ слухъ насъ: утверди, Господи, на камени заповѣдей Твоихъ подвигшееся сердце мое [1].

Итакъ, мы — разслабленные. И одни изъ насъ, побуждаемые совѣстію, сами сознаютъ свою болѣзнь и идутъ ко Христу лечиться отъ своего разслабленія грѣховнаго, а другимъ — увы! — нужна посторонняя, усердная помощь, чтобы они искренно сознали свою болѣзнь и отъ всего сердца пожелали себѣ исцѣленія отъ Іисуса Христа. Ахъ! кто бы и этихъ людей, какъ того разслабленнаго, силою вѣры своей и отъ души сказаннымъ совѣтомъ своимъ поставилъ бы въ сердечномъ сокрушеніи предъ лицемъ Самого Господа нашего Іисуса Христа, взявшаго на Себя грѣхи наши и недуги наши? Величайшую христіанскую услугу сдѣлалъ бы онъ такимъ людямъ. А много между нами есть такихъ разслабленныхъ духомъ, для которыхъ дѣйствительно необходима искренняя помощь другихъ. Сами они до того слабы въ вѣрѣ, до того разслабили сердце свое разными пристрастіями, что своими силами они неспособны сдѣлать въ вѣрѣ и жизни христіанской ни одного шага.

Что же? ужели нѣтъ между вами, возлюбленные, /с. 100/ такихъ людей, которые помогли бы немощнымъ, слабымъ вѣрою братіямъ своимъ? Ужели между вами нѣтъ искренно вѣрующихъ, которые своею живою вѣрою помогли бы невѣрующимъ? Ужели нѣтъ между вами такихъ, которые вразумили бы невѣдущаго, или безчинно живущаго брата и посовѣтовали бы ему съ чистосердечнымъ покаяніемъ и вѣрою обратиться ко Христу? Слабые вѣрою и безчинно и безпутно живущіе братія, скажите, желали ли бы вы избавиться отъ своего жалкаго душевнаго разслабленія, котораго концемъ будетъ вѣчное мученіе въ огнѣ геенскомъ? Хотите ли вы пасть предъ Самимъ Іисусомъ Христомъ и быть отъ Него исцѣленными? Это весьма удобно. Вотъ Іисусъ Христосъ въ этомъ святомъ храмѣ во всѣ пятки, а если нужно, и въ другіе дни, принимаетъ къ Себѣ всѣхъ разслабленныхъ грѣхами и по вѣрѣ исцѣляетъ ихъ чрезъ посредство священника. Каждый разъ, когда грѣшникъ искренно кается во грѣхахъ своихъ, Самъ Господь внутренно говоритъ ему: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. Что же препятствуетъ вамъ вѣрою приблизиться къ Іисусу Христу и получить отъ Него исцѣленіе? Приходите, исцѣляйтесь: пріемъ объявленъ нынѣ для всѣхъ — во всю святую четыредесятницу. Принимаетъ всѣхъ Самъ Христосъ. Священники только свидѣтели предъ Нимъ, посредники между Нимъ и вами. Только не забудьте, что къ Іисусу Христу нужно приходить съ живымъ сознаніемъ, что вы — грѣшники, что вы безсильны и мертвы безъ Него душею, и вѣровать отъ всего сердца, что Онъ — вашъ Творецъ и Судія и только Онъ одинъ имѣетъ власть на земли отпущати грѣхи (Марк. 2, 10). Еще не забудьте того, что послѣ исцѣленія отъ грѣховнаго /с. 101/ разслабленія безразсудно и опасно впадать намѣренно въ новое разслабленіе. Се, здравъ еси, говоритъ Господь, ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Вел. кан. Андр. Крит., пѣснь 3. Ирм.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 97-101.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.