Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда во вторую недѣлю Великаго поста.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).

Разслабленный былъ принесенъ къ Іисусу Христу очевидно для исцѣленія отъ обдержавшей его болѣзни разслабленія. А Іисусъ Христосъ врачуетъ сперва душу его отъ грѣховъ, и потомъ уже тѣло отъ болѣзни. Чадо, говоритъ Онъ разслабленному, отпущаются тебѣ грѣси твои, а послѣ отпущенія грѣховъ сказалъ ему: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 11). Что значитъ такой способъ врачеванія? Значитъ то, что постигающія насъ болѣзни суть слѣдствія грѣховъ нашихъ и что невозможно совершенно избавиться отъ болѣзней, не очистившись прежде отъ грѣховъ, какъ нельзя уни/с. 85/чтожить слѣдствія, не уничтоживши причины. Такъ какъ и теперь часто бываетъ между нами много больныхъ, которые ищутъ средствъ отъ болѣзни, то для общаго назиданія и пользы, побесѣдуемъ нынѣ о тѣсной связи нашихъ грѣховъ съ болѣзнями тѣлесными.

На самомъ ли дѣлѣ между грѣхами и тѣлесными болѣзнями и страданіями находится такая тѣсная связь, что болѣзни тѣла, болѣе или менѣе сильныя и продолжительныя, суть слѣдствія грѣховъ? Подлинно, между болѣзнями и грѣхами существуетъ такая связь: грѣхъ гибельный для души, вмѣстѣ съ тѣмъ разрушителенъ и для тѣла. Св. апостолъ говоритъ о грѣхѣ: оброцы бо грѣха — смерть (Римл. 6, 23), т. е., грѣхъ, какъ жестокій тиранъ, собираетъ дань съ людей работающихъ ему, — а ему всѣ работаютъ. Эта дань есть смерть. Итакъ, смерть есть необходимая дань наша грѣху, а смерти предшествуютъ почти всегда болѣзни, болѣе или менѣе продолжительныя. Отсюда явно, что между грѣхомъ и болѣзнями существуетъ самая тѣсная связь. Когда не будетъ грѣха, тогда не будетъ болѣзней и смерти. Потому-то въ будущемъ вѣкѣ нѣтъ болѣзней. Смерти не будетъ ктому, ни плача, ни вопля, ни болѣзни (Апок. 21, 4), свидѣтельствуетъ таиновидецъ Іоаннъ, въ божественномъ Откровеніи. Часто за грѣхи человѣческіе Богъ посылаетъ болѣзни, напримѣръ, предаетъ сатанѣ на изможденіе плоти (1 Кор. 5, 5), какъ это было съ упоминаемымъ въ посланіи апостола Павла къ Коринѳянамъ кровосмѣсникомъ, или лишаетъ употребленія извѣстныхъ чувствъ и членовъ, или подвергаетъ другимъ различнымъ болѣзнямъ. Въ этомъ случаѣ болѣзни суть дѣло благости Господа, Который не хо/с. 86/четъ вѣчной стерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего, и живу быти ему (Іезек. 38, 11). Люди крайне прельщаются временною сладостію грѣха и погибаютъ, но Богъ по благости Своей не хочетъ вѣчной нашей погибели, а хочетъ сдѣлать всѣхъ участниками блаженства. Но какъ это сдѣлать, когда человѣкъ не хочетъ и вниманія обращать на будущее блаженство или вѣчныя мученія, и когда онъ всѣмъ существомъ своимъ преданъ развлеченіямъ и удовольствіямъ земнымъ? Онъ чувствуетъ въ себѣ полноту силъ и думаетъ, что надобно жить здѣсь какъ хочется, пока живется. Какъ заставить его подумать о Богѣ, о жизни вѣчной, для которой онъ созданъ, какъ заставить его прибѣгнуть къ вѣрѣ и добродѣтели такъ, чтобы онѣ обратились въ жизнь его сердца? Болѣзни и страданія въ этомъ случаѣ — самое лучшее средство. Стоитъ только посмотрѣть на больнаго или подверженнаго какому-нибудь другому несчастію, чтобы убѣдиться, какъ благотворны иногда здѣсь для насъ болѣзни и несчастія. Человѣкъ одумывается при этомъ посѣщеніи Божіемъ, входитъ въ самого себя, видитъ, что онъ ничтоженъ и скоропреходящъ, какъ трава, какъ цвѣтокъ полевой (Исаія 40, 6), что все земное — прахъ и суета, что только Богъ и добродѣтель вѣчны, что человѣку необходимо въ этой жизни служить Богу духомъ и истиною и запасаться добрыми дѣлами для жизни вѣчной.

Братія! мы всѣ бываемъ больны или несчастны чѣмъ-нибудь и всѣ желаемъ, по естественному закону самосохраненія, быть здоровыми и благополучными. Будемъ помнить, что болѣзни наши, будучи часто плодомъ нашихъ беззаконій, собственной нашей неосторожности или невоздержной /с. 87/ жизни по своему началу, весьма часто бываютъ наказаніемъ Божіимъ по своей силѣ и продолжительности за наши грѣхи. Если мы хотимъ быть свободны отъ болѣзней, намъ надобно прежде уничтожить внутреннюю причину ихъ — грѣхи: тогда внѣшнее несчастіе пройдетъ само собою. Будемъ помнить, что болѣзни и смерти не было бы въ родѣ человѣческомъ, если бы чрезъ перваго человѣка не вошелъ въ міръ грѣхъ. Пусть другіе представляютъ, какія хотятъ, причины болѣзней; но если они глубже вникнутъ въ существо дѣла, то въ объясненіи своемъ придутъ къ той же главнѣйшей причинѣ ихъ, именно, — что тѣлесная природа человѣка когда-то сильно повреждена и теперь повреждается какою-то внутреннею, враждебною силою, и потому-то она такъ чувствительна къ малѣйшимъ стихійнымъ перемѣнамъ, потому-то она стала такъ слаба и удоборазрушима.

Теперь время душевной цѣльбы. Будемъ же удаляться отъ грѣховъ, которыми душа болѣзненно страдаетъ, и исцѣленія наши скоро возсіяютъ (Ис. 58, 8). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 84-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.