Церковный календарь
Новости


2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 10-я (1922)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 9-я (1922)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 56-я (1956)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 55-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе въ среду первой недѣли Великаго поста.

Вотъ, возлюбленные, мы говѣемъ уже 4-й день и 4-й день ходимъ къ божественнымъ службамъ. Есть ли польза для нашей души отъ говѣнія? Такой вопросъ нужно каждому изъ насъ задать себѣ самому и затѣмъ обратить вниманіе на свое сердце: есть ли въ немъ святая перемѣна, перестаетъ ли оно любить и дѣлать грѣхъ? Далѣе — нужно дать себѣ отчетъ: имѣетъ ли на меня какое-либо дѣйствіе божественная служба, выхожу ли я изъ церкви съ благочестивымъ настроеніемъ, или она проходитъ для меня, какъ что-/с. 61/то чуждое для меня, такъ что я стою въ церкви съ холоднымъ равнодушіемъ, молюсь только по привычкѣ, полагаю земные поклоны безъ сердечнаго сокрушенія о грѣхахъ. Такъ, возлюбленные братія, нужно непремѣнно давать себѣ отчетъ въ святомъ дѣлѣ говѣнія: идетъ ли оно успѣшно, не напрасно ли пропадаетъ трудъ. Мы даемъ же себѣ отчетъ въ мірскихъ, часто неважныхъ дѣлахъ; почему же не взглянуть глазомъ испытанія на это святое дѣло? Вы только вспомните, возлюбленные, къ чему вы готовитесь. Вы готовитесь приступить къ небеснымъ, пречистымъ, животворящимъ и страшнымъ Тайнамъ тѣла и крови Христа Бога нашего, вы готовитесь соединиться съ Самимъ пречистымъ Богомъ. Ахъ! какъ же послѣ этого не обратить всего своего вниманія на говѣніе! Итакъ, возлюбленные, взглянемъ строгимъ взглядомъ на свое говѣніе и позаботимся обратить его всѣми силами въ пользу души своей. Какъ же обратить его въ пользу? Главное, сдѣлаемъ вотъ что: возьмемъ каждый во власть свою сердце свое, — на сердце должно быть обращено самое большое вниманіе: — тутъ все зло человѣка; или лучше — это-то и есть грѣшный, богопротивный человѣкъ, это — работная хижина грѣха. Сердце-то наше, возлюбленные, совсѣмъ отвратилось отъ Бога, Творца своего, и обратилось совершенно къ міру и его прелестямъ; въ немъ-то всѣ наши похоти, всѣ наши страсти, все противное Богу. Какъ видите, нужно сдѣлать въ себѣ важный переломъ: отъ любви къ міру, къ его удовольствіямъ, ко грѣху, — надобно обратить себя къ любви къ Богу, Котораго прежде и больше всего намъ надобно любить; а это не легкое дѣло, особенно тому, кто сильно любитъ міръ: ибо любовь міра сего, по слову апостола, есть /с. 62/ прямая вражда на Бога (Іак. 4, 4). Но не убоимся трудности: что трудно и невозможно для насъ, то легко и возможно для Бога: у Бога вся возможна (Мѳ. 19, 26). И вотъ прежде всего въ нашемъ святомъ дѣлѣ обращенія отъ міра къ Богу поможетъ вамъ божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманіемъ, да съ духомъ смиреннымъ, и святыя мысли и чувства непромѣнно придутъ къ вамъ; не можетъ быть, чтобы человѣка смиреннаго и внимательнаго, желающаго соединиться съ Богомъ, не посѣтилъ духъ сокрушенія и умиленія. Но вы многаго не понимаете; но понимаете хотя что-либо, а вѣрно что много и понимаете; и вотъ это-то, что понимаете, впитывайте въ свое сердце, размышляйте объ этомъ; изъ святыхъ словъ Церкви плодите свои святыя мысли и чувства, — и дѣло, съ Божіею помощію, пойдетъ успѣшно. Вѣдь душа наша не совсѣмъ безплодная земля для добра. Возможно ли это, когда она пила множицею сходившій на нее дождь Божіей благодати? Далѣе, размыслите, что многіе изъ васъ, можетъ быть, говѣютъ теперь въ послѣдній разъ, и, можетъ быть, смерть скоро застигнетъ нечаянно, и имъ не придется исповѣдаться и причаститься святыхъ Таинъ предъ смертію. А и въ самомъ дѣлѣ: уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ, а дерево — это мы; всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, т. е. люди, не творящіе добрыхъ дѣлъ, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Мѳ. 3, 10). Съ какимъ же вниманіемъ къ себѣ нужно каждому совершать свое говѣніе, чтобы непремѣнно очиститься отъ грѣховъ своихъ, можетъ быть, въ послѣдній разъ. Далѣе, представляйте чаще, что послѣ говѣнія и исповѣди вы приступите къ пречистымъ Тайнамъ. Но если вы /с. 63/ приступите съ неисправленнымъ сердцемъ, недостойно, то вы причаститесь въ судъ и во осужденіе себѣ и повинны будете тѣлу и крови Господней (1 Кор. 11, 27), и послѣ причастія нисколько не будете лучше, а напротивъ, сдѣлаетесь еще хуже. Вотъ какими и подобными размышленіями подкрѣпляйте себя въ своемъ подвигѣ говѣнія и молитесь въ церкви какъ можно искреннѣе, отъ всего сердца; какъ можно искреннѣе говорите чаще внимающему вамъ Господу: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику! Боже, очисти мя грѣшнаго! Безъ числа согрѣшихъ, Господи, прости! Припомните, что одни эти слова: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 13), мытаря оправдали. А почему? Потому что они сказаны были безъ всякаго притворства, отъ глубины сердца, отъ совершеннаго признанія своей виновности предъ Богомъ и рѣшимости непремѣнно исправиться. А всѣ мы, возлюбленные, такъ грѣшны, что нечего отвѣчать намъ Богу въ извиненіе, недостойны мы глазъ возвести на небо. Какъ же и намъ не говорить отъ всей души: Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ! Боже, очисти насъ грѣшныхъ! Безъ числа согрѣшихомъ, Господи, прости! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 60-63.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.