Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе въ недѣлю сыропустную.

Если вы будте прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ, говоритъ Господь (Матѳ. 6, 14. 15).

Нынѣшнее воскресенье называется въ просторѣчіи прощенымъ воскресеньемъ, потому что сегодня положено читать евангеліе, заповѣдующее намъ прощать согрѣшенія противъ насъ ближнихъ, чтобы и намъ простилъ Отецъ нашъ небесный безчисленныя наши согрѣшенія. Вслѣдствіе этого, съ древнихъ временъ, между благочестивыми христіанами ведется обычай въ нынѣшній день, да и во всю сырную седмицу, просить другъ у друга прощенія, въ чемъ кто погрѣшилъ одинъ противъ другаго. Обычай прекрасный, истинно христіанскій, потому что кто же изъ насъ не погрѣшаетъ противъ ближняго своего или /с. 52/ словомъ, или дѣломъ, или помышленіемъ; и испрашиваніе прощенія у другаго доказываетъ нашу вѣру въ Евангеліе, наше смиреніе, незлобіе и миролюбіе; напротивъ, нежеланіе просить прощенія у тѣхъ, противъ кого мы дѣйствительно виноваты, показываетъ въ нежелающемъ примиренія маловѣріе, гордость, самомнѣніе, памятозлобіе, непокорность Евангелію, противленіе Богу, согласіе съ діаволомъ. А мы всѣ чада Отца небеснаго по благодати, члены Христа Бога, члены единаго тѣла Церкви, которая есть тѣло Его, и члены другъ другу; Богъ есть любовь (1 Іоан. 4, 8), и болѣе всѣхъ всесожженій и жертвъ требуетъ отъ насъ любви взаимной, любви, которая долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ. Все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ и никогда не перестаетъ (1 Кор. 13, 4-8). Весь законъ Божій состоитъ въ двухъ словахъ: люби Бога и ближняго. Между тѣмъ сердце человѣческое крайне самолюбиво, нетерпѣливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближняго не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за непріятное или правдивое, рѣзкое, даже — за взглядъ, показавшійся недобрымъ, или двусмысленнымъ, лукавымъ, гордымъ, едва не сердится даже за самыя помышленія ближняго, которыя оно воображаетъ въ ближнемъ. Сердцевѣдецъ Господь такъ говоритъ о сердцѣ человѣческомъ: изъ сердца исходятъ злые помыслы, прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Марк. 7, 21. 22).

/с. 53/ Но противъ сильнаго недуга должны быть и средства сильныя; великой злобѣ человѣческой противопоставлена безконечная благость и всемощная благодать Божія: при помощи ея удобно побѣждать всякое зло и въ себѣ и въ другихъ — кротостію, незлобіемъ, уступчивостію, терпѣніемъ и долготерпѣніемъ. Я говорю вамъ, вѣщаетъ Спаситель, не противься злому. Но кто ударитъ тебя въ правую щеку твою, обрати къ нему и другую; и кто захочетъ судиться съ тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мѳ. 5, 39-40)... За прощеніе грѣховъ ближнимъ обѣщано намъ прощеніе грѣховь Отцемъ небеснымъ, помилованіе на страшномъ судѣ, — вѣчное блаженство: милостивые помилованы будутъ (Мѳ. 5, 8). А непримиримой злобѣ угрожаетъ праведный судъ Божій и вѣчная мука. Выслушайте одну повѣсть, изъ которой видно, какъ Богъ наказываетъ еще здѣсь людей злобныхъ и непримиримыхъ между собою. Въ Кіево-Печерской лаврѣ, въ древнія времена были два инока, т. е. монаха, священникъ Титъ и діаконъ Евагрій. Живши нѣсколько лѣтъ дружелюбно между собою, они изъ-за чего-то возъимѣли потомъ вражду и ненависть другъ къ другу; взаимная злоба продолжалась весьма долго; и они, не примирившись между собою, дерзали приносить безкровную жертву Богу. Сколько братія ни совѣтовали имъ, чтобы отложили гнѣвъ и жили между собою въ мирѣ и согласіи, но все было напрасно. Однажды священникъ Титъ тяжко разболѣлся. Отчаясь въ жизни, онъ началъ горько плакать о своемъ согрѣшеніи и послалъ къ недругу своему просить прощенія; но Евагрій не хотѣлъ и слышать о томъ и началъ жестоко проклинать его. Братія, соболѣзнуя о такомъ тяж/с. 54/ комъ заблужденіи, насильно привлекли его къ умирающему. Титъ, увидѣвъ врага своего, съ помощію другихъ всталъ съ одра и палъ предъ нимъ, слезно умоляя простить его; но Евагрій былъ такъ безчеловѣченъ, что отвернулся отъ него и съ остервененіемъ воскликнулъ: ни въ сей, ни въ будущей жизни не хочу примириться съ нимъ! Онъ вырвался изъ рукъ братіи и палъ на землю. Иноки хотѣли поднять его, но какъ изумились, увидѣвъ его мертвымъ и столько охладѣвшимъ, какъ бы онъ умеръ за долго передъ этимъ! Ихъ изумленіе умножилось еще болѣе, когда священникъ Титъ, въ то же самое время, всталъ съ одра болѣзни здоровымъ, какъ бы никогда и не былъ боленъ. Въ ужасѣ отъ столь необыкновеннаго происшествія, они окружили Тита и одинъ передъ другимъ спрашивали: что значитъ это? Онъ отвѣчалъ: будучи въ тяжкой болѣзни, доколѣ я, грѣшный, сердился на брата моего, видѣлъ Ангеловъ отъ меня отступившихъ и плачущихъ о погибели души моей, а нечистыхъ духовъ радующихся, — вотъ причина, почему я болѣе всего желалъ примириться съ нимъ. Но какъ скоро привели его сюда, и я поклонился ему, а онъ началъ проклинать меня, — я увидѣлъ, что одинъ грозный Ангелъ поразилъ его пламеннымъ копіемъ, и несчастный повергся мертвымъ на землю; а мнѣ тотъ же Ангелъ подалъ руку и возстановилъ отъ одра болѣзни. Иноки оплакали лютую смерть Евагрія и съ того времени болѣе прежняго начали блюстись, чтобы никогда солнце не зашло во гнѣвѣ ихъ.

Братія и сестры! Памятозлобіе есть порокъ ужаснѣйшій, и сколько мерзокъ предъ Богомъ, столько пагубенъ и въ обществѣ. Мы созданы по образу и подобію Божію: кротость и незлобіе должны быть нашими свойствами неизмѣнными; ибо и Богъ всегда /с. 55/ съ нами поступаетъ по Своей кротости, долготерпитъ и прощаетъ намъ безъ числа. И мы должны прощать, — А памятозлобивый не имѣетъ въ себѣ образа и подобія Божія: онъ болѣе звѣрь, нежели человѣкъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 51-55.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.