Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю сыропустную.

Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный (Мѳ. 6, 14).

Нынѣшнее воскресенье называется въ православномъ народѣ русскомъ прощенымъ воскресеньемъ отъ добраго и благочестиваго обычая прощаться другъ съ другомъ, т. е. просить прощенія другъ у друга предъ великимъ постомъ и говѣніемъ. А обычай этотъ вошелъ въ силу отъ повелѣнія Спасителя, заповѣдующаго намъ въ нынѣшнемъ евангеліи прощать согрѣшенія другъ другу, если желаемъ, чтобы и намъ простилъ грѣхи Отецъ небесный, Котораго мы безъ числа огорчаемъ и прогнѣвляемъ всякій день и часъ.

Поелику съ завтрашняго дня наступаетъ великій постъ, и мы всѣ, по христіанскому обычаю, собира/с. 47/емся сбросить съ себя тяжкое бремя грѣховъ, и такъ какъ это сверженіе съ себя грѣховнаго бремени требуетъ нѣкотораго самоотверженія съ нашей стороны и нѣкотораго благоискусства, то Господь и научаетъ насъ, чтó именно требуется отъ насъ самихъ, чтобы грѣхи наши намъ были прощены всѣ, безъ остатка, — или чѣмъ мы должны поступиться съ своей стороны, такъ какъ Господь Богъ, съ Своей стороны, всегда готовъ миловать и спасать кающихся грѣшниковъ; именно, Онъ говоритъ, что отъ насъ требуется простота и непамятозлобіе, безгнѣвіе, забвеніе обидъ, дружелюбіе, любовь ко врагамъ. Спасеніе твое въ твоихъ рукахъ, въ твоей власти, человѣкъ. Будешь прощать другимъ обиды, погрѣшности, докуки, попрошайство; и тебѣ прощены будутъ твои грѣхи, и ты съ своими докуками и частыми прошеніями у Бога, не отойдешь никогда отъ Него тощъ и будешь сподобляться отъ Него великихъ и богатыхъ милостей. Ты простишь немногіе грѣхи ближнему, сравнительно съ твоими грѣхами предъ Богомъ, а тебѣ Богъ проститъ безчисленныя прегрѣшенія; ты простишь сто динаріевъ, а тебѣ Господь проститъ тьму талантовъ. Но какое злопамятство часто обладаетъ людьми! Тогда какъ Господь требуетъ отъ насъ немногаго — прощенія и забвенія обидъ ближнихъ, — которыя, какъ капли въ морѣ, въ сравненіи съ нашими грѣхами предъ Богомъ, и требуетъ для нашей же пользы и желая насъ же пріучить къ кротости, незлобію, терпѣнію, смиренномудрію, братолюбію, снисходительности, миролюбію, — мы выходимъ изъ себя, предъявляемъ свои права, нарушенныя ближними, возжигаемъ въ себѣ и ближнемъ пламя вражды, и такимъ образомъ безумно и дерзко отталкиваемъ отъ себя спасающую насъ десницу Божію, — прилагаемъ грѣхи ко /с. 48/ грѣхамъ, — и сами стремглавъ бросаемся въ погибель. Великое благо, великая добродѣтель — незлобіе предъ Богомъ и людьми: оно покрываетъ множество грѣховъ. Въ ветхомъ Завѣтѣ были особенно возлюблены и прославлены Богомъ за эту добродѣтель: Авель, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Моисей, Давидъ богоотецъ, царь и пророкъ, и многіе другіе; а въ новомъ Завѣтѣ безчисленные праведники, подражавшіе кроткому и смиренному Господу и Богу и Спасу нашему Іисусу Христу, глаголющему въ Евангеліи всѣмъ намъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Мѳ. 11, 29). Итакъ, не будемъ слушаться діавола, научающаго насъ питать зло на ближняго, а будемъ въ простотѣ сердца прощать обиды, причиняемыя ближними, тоже по наущенію врага. Никто да не мыслитъ зла другъ на друга; никто да не увлекается злой подозрительностію касательно ближняго; ибо это прелесть врага нашего спасенія, всемѣрно усиливающагося разрушить въ насъ союзъ любви и братства и насадить демонскую вражду и непріязнь. Будемъ помнить заповѣдь Спасителя: заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 13, 34), и слова апостола Павла: любяй бо друга, законъ исполни. Итакъ, исполненіе закона любы есть (Рим. 13, 8. 10).

Далѣе Господь научаетъ насъ нелицемѣрному посту и говоритъ, чтобы мы вступали на поприще поста не съ унылыми, а съ бодрыми лицами, какъ истинные и вѣрные воины Христовы, вступающіе на борьбу съ грѣхомъ и многострастною плотію своею, при помощи и содѣйствіи всемощной благодати Христовой, и предъ лицемъ Отца небеснаго, у Котораго готова награда всѣмъ, истинно подвизаю/с. 49/щимся противъ прелести грѣховной. Помажь голову твою, говоритъ Спаситель, и лице твое умой; помажь голову, т. е. елеемъ милостыни умасти душу твою, и елеемъ чистоты лице души умой, и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно.

Далѣе, Господь научаетъ насъ отрѣшать свои сердца отъ земныхъ сокровищъ и отъ земныхъ пристрастій и побуждаетъ желать и искать сокровищъ небесныхъ, во первыхъ потому, что души наши — небеснаго происхожденія и безсмертны, а земныя блага, какъ грубыя, тлѣнныя и преходящія, недостойны насъ, сотворенныхъ и искупленныхъ кровію Сына Божія для наслажденія духовными и вѣчными благами, — а во вторыхъ потому, что прилѣпляясь сердцами къ земнымъ благамъ, мы чрезъ то и ихъ дѣлаемъ земными, грубыми, низкими, страстными, и себя — неспособными любить Бога и ближняго, — тогда какъ въ любви состоитъ главная цѣль и обязанность нашей жизни. Не собирайте себѣ сокровищъ на землѣ, гдѣ моль и ржа истребляютъ и гдѣ воры подкопываютъ, и крадутъ; но собирайте себѣ сокровища на небѣ, гдѣ ни моль, ни ржа не истребляетъ и гдѣ воры не подкопываютъ и не крадутъ, ибо гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше (Матѳ. 6, 19-21). Св. Іоаннъ Златоустъ витійствуетъ объ этомъ такъ: большой для тебя вредъ, если ты прилѣпишься къ земному, будешь рабомъ вмѣсто свободнаго, отпадешь отъ небеснаго, не въ состояніи будешь помыслить о горнемъ, а только о деньгахъ, о процентахъ, о долгахъ, о прибыткахъ и гнусныхъ корчемствахъ. Что можетъ быть бѣдственнѣе сего? Такой человѣкъ впадаетъ въ рабство, тягчайшее рабства всякаго раба, и, что всего гибельнѣе, произвольно отвергаетъ благородство и свободу, свойственныя человѣку. Сколько ни бесѣдуй /с. 50/ съ тобою, но ты, имѣя умъ пригвожденный къ богатству, не можешь услышать ничего полезнаго и необходимаго для тебя... ибо гдѣ сокровище твое, тамъ и сердце твое... Но если положишь сокровище посредствомъ милостыни — на небѣ, то не только сподобишься за это небесныхъ почестей, но еще и здѣсь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесномъ. Ибо очевидно, что ты туда же перенесешь и умъ свой, куда положишь свое сокровище; и напротивъ, ты будешь испытывать совершенно противное, когда свое сокровище положишь на землѣ [1].

Итакъ, приложимъ къ сердцу ученіе нашего Спасителя, предложенное намъ въ нынѣшнемъ евангеліи касательно прощенія обидъ, касательно богоугоднаго поста и отрѣшенія сердца нашего отъ земныхъ сокровищъ, и любви къ благамъ небеснымъ, нетлѣннымъ. Постараемся, скажу словами Златоустаго, приготовить самихъ себя къ отшествію отсюда. Ибо хотя день всеобщей кончины еще не насталъ, но конецъ каждаго, и старца и юноши, уже находится при дверяхъ...

Итакъ, пока имѣемъ время, предъуготовимъ себѣ дерзновеніе предъ Богомъ; запасемъ елея съ изобиліемъ, перенесемъ все на небо, дабы намъ въ свое время и когда особенно будемъ имѣть нужду, — всѣмъ симъ насладиться, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему слава и держава, и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. (Златоустъ). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Толк. на ев. Матѳея.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 46-50.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.