Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю мясопустную.

Братія мои и сестры, возлюбленные о Господѣ! Сегодня читаны были изъ евангелія отъ Матѳея слова Самого Господа нашего Іисуса Христа о второмъ, славномъ и страшномъ Его пришествіи на землю: о томъ, какъ Онъ сядетъ на престолѣ славы Своей для суда надъ міромъ, и соберутся предъ Нимъ всѣ народы, когда-либо жившіе, какъ и тѣ, которые теперь существуютъ, и которые будутъ еще существовать, всѣ до одного человѣка. «И отдѣлитъ ихъ Господь однихъ отъ другихъ, какъ пастырь отдѣляетъ овецъ отъ козловъ; и поставитъ овецъ по правую сторону, а козловъ по лѣвую. Тогда скажетъ Царь тѣмъ, которые по правую сторону Его: пріидите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте царство, уготованное вамъ отъ созданія міра: ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; былъ странникомъ, и вы приняли Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ. Тогда праведники скажутъ Ему въ отвѣтъ: Господи! /с. 35/ когда мы видѣли Тебя алчущимъ, и накормили? или жаждущимъ, и напоили? Когда мы видѣли Тебя странникомъ, и приняли? или нагимъ, и одѣли? Когда мы видѣли Тебя больнымъ, или въ темницѣ, и пришли къ Тебѣ? И Царь скажетъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: такъ какъ вы сдѣлали это одному изъ сихъ братьевъ Моихъ меньшихъ, то сдѣлали Мнѣ. Тогда скажетъ и тѣмъ, которые по лѣвую Его сторону: идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его: ибо алкалъ Я, и вы не дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы не напоили Меня; былъ странникомъ, и не приняли Меня; былъ нагъ, и не одѣли Меня; боленъ и въ темницѣ, и не посѣтили Меня. Тогда и они скажутъ Ему въ отвѣтъ: Господи! когда мы видѣли Тебя алчущимъ, или жаждущимъ, или странникомъ, или нагимъ, или больнымъ, или въ темницѣ, и не послужили Тебѣ? Тогда скажетъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: такъ какъ вы не сдѣлали этого одному изъ сихъ меньшихъ, то не сдѣлали Мнѣ. И пойдутъ сіи въ муку вѣчную, а праведники въ жизнь вѣчную» (Мѳ. 25, 31-46). Такъ Господь заключилъ слова Свои о страшномъ послѣднемъ судѣ надъ родомъ человѣческимъ! Сколь сладостное и всерадостное изреченіе услышатъ праведники, и сколь горькое и грозное, неизмѣняемое во вѣки изреченіе услышатъ грѣшники жестокосердые! Итакъ, милостивые помилованы будутъ (Мѳ. 5, 7). Запасшіеся елеемъ добрыхъ дѣлъ войдутъ въ брачный чертогъ, а немилостивымъ будетъ судъ безъ милости (Іак. 2, 13). Теперь, братія и сестры, полезно намъ спросить себя и размыслить: къ которой мы съ вами будемъ принадлежать сторонѣ — къ правой или къ лѣвой, къ овцамъ или коз/с. 36/ламъ, къ благословеннымъ или къ проклятымъ? Вы скажете: кто можетъ это знать, кромѣ Господа, испытующаго сердца и утробы (Псал. 7, 10) и имѣющаго самые вѣрные вѣсы правосудія? Такъ, единому Господу принадлежитъ совершенное знаніе всякаго человѣка. Онъ одинъ знаетъ, кто изъ насъ станетъ на правой сторонѣ, и кто на лѣвой; Онъ одинъ знаетъ, какой праведникъ устоитъ здѣсь въ своей правдѣ, и какой не устоитъ, какой грѣшникъ искренно обратится и покается и изъ козла сдѣлается овцой, и какой закоснѣетъ окончательно въ грѣхахъ. Но и намъ, братія, дано, по крайней мѣрѣ, знать нынѣ касательно себя самихъ: кто мы, овцы или козлища; совѣсть наша, неподкупный судья и свидѣтель помышленій, словъ и поступковъ нашихъ, показываетъ намъ, смиренныя ли мы и незлобивыя овцы словеснаго стада, уступаемъ ли охотно свое добро другимъ нуждающимся, или гордые, самолюбивые, злые, мстительные, немилостивые, смердящіе на подобіе козловъ нечистотами своими, грѣшники? Это мы можемъ знать о себѣ и здѣсь, въ продолженіе земной нашей жизни, и значитъ, можемъ судить, на какой сторонѣ мы можемъ оказаться на страшномъ судѣ; т. е. мы можемъ оказаться на лѣвой сторонѣ, если останемся грѣшниками нераскаянными, неисправленными, съ гордостью и злобою своею, съ грѣховными нечистотами въ сердцѣ и въ тѣлѣ, но можемъ надѣяться при вѣрѣ, покаяніи и добрыхъ дѣлахъ стать и на правую сторону; выборъ сторонъ зависитъ отъ насъ.

Время дано каждому изъ насъ отъ милосердаго Спасителя одуматься, раскаяться, исправиться, запастись съ избыткомъ елеемъ милосердія и всякою добродѣтелью, чтобы не постыдиться на судѣ. Итакъ, /с. 37/ озаботимся пріобрѣсти агнчую кротость и незлобіе, любовь и милосердіе, терпѣніе и долготерпѣніе, смиреніе и покорность, воздержаніе и чистоту, и будемъ убѣгать противныхъ этимъ добродѣтелямъ качествъ. Означенныя добродѣтели и въ этой жизни пріобрѣтаютъ намъ благословеніе Отца небеснаго, и въ будущей поставятъ насъ на правой сторонѣ.

Итакъ, повторяю, отъ насъ зависитъ удостоиться стоять на страшномъ судѣ на правой сторонѣ и избѣжать лѣвой; услышать всеблагословенный гласъ Спасителя, зовущій насъ въ царство небесное, и избѣжать страшнаго гласа, отсылающаго въ огонь вѣчный.

Мы сами здѣсь пишемъ, такъ сказать, дѣлами своими, вѣчное оправданіе или вѣчное осужденіе себѣ на страшномъ судѣ; и въ этомъ, между прочимъ, смыслѣ будущій судъ называется написаннымъ: сотворити въ нихъ, сказано, судъ написанъ (Псал. 149, 9). Совѣстныя книги наши или оправдаютъ насъ или осудятъ насъ, и намъ останется только выслушать праведный, вѣчный приговоръ Судіи всемірнаго. Скорѣе же будемъ изглаживать усерднымъ покаяніемъ и милостынею изъ совѣсти всѣ грѣхи наши, вольные или невольные, и вписывать въ нее всякія добрыя дѣла. Дѣла бо ихъ ходятъ въ слѣдъ съ ними (Апок. 14, 13), говоритъ Писаніе. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 34-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.