Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда въ недѣлю о блудномъ сынѣ.

Воставъ иду ко отцу моему (Лук. 15, 18). (Слова блуднаго сына изъ читанной нынѣ евангельской притчи).

Братія! притча о блудномъ сынѣ должна занять все вниманіе наше. Въ ней, какъ въ зеркалѣ, видны всѣ мы. Сердцевѣдецъ Господь въ немногихъ словахъ и въ лицѣ одного человѣка представилъ, какъ обманчивая сладость грѣха удаляетъ насъ отъ истинно-сладостной жизни по Богѣ, и какъ испытанная нами тяжесть грѣха для души и тѣла, побуждаетъ насъ, по дѣйствію благодати Божіей, обратиться и многихъ дѣйствительно обращаетъ опять къ Богу, къ жизни добродѣтельной. Повторимъ ее и побесѣ/с. 13/дуемъ о томъ, какъ необходимо и какъ удобно грѣшнику обращаться къ Богу.

У одного человѣка было два сына. Когда они пришли въ возрастъ, младшій сказалъ отцу: дай мнѣ слѣдующую часть имѣнія. И отецъ раздѣлилъ имѣніе. Старшій сынъ не взялъ своей доли и остался съ отцемъ: знакъ, что онъ любилъ отца чистымъ сердцемъ, находилъ удовольствіе въ исполненіи его воли (николиже заповѣди твоя преступихъ) и удаляться отъ него почиталъ безуміемъ. А младшій, спустя нѣсколько дней послѣ этого, собравши все свое имѣніе, ушелъ изъ дому родительскаго въ дальнюю сторону и тамъ расточилъ свое имѣніе, живя распутно. Изъ этого видно, что онъ имѣлъ недоброе и нечистое сердце, не былъ сердечно расположенъ къ доброму отцу, тяготился его надзоромъ и мечталъ лучше пожить по волѣ своего развратнаго сердца. Но послушаемъ дальше, что случилось съ нимъ по удаленіи изъ дома родительскаго. Когда онъ прожилъ все на чужой сторонѣ недобрымъ порядкомъ, насталъ великій голодъ въ той странѣ, и онъ началъ нуждаться. И пошелъ, и присталъ къ одному изъ жителей той страны, а тотъ послалъ его на поля свои пасти свиней. И онъ радъ былъ наполнить чрево свое кормомъ (жолудями и мякиною), который ѣли свиньи; но никто не давалъ ему и этого. Пришедши же въ себя, сказалъ: сколько наемниковъ у отца моего довольствуются хлѣбомъ съ избыткомъ, а я умираю съ голоду. Встану, пойду къ отцу моему и скажу ему: родитель! я согрѣшилъ противъ неба и предъ тобою, и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ; прими меня въ число наемниковъ твоихъ. Всталъ и пошелъ къ отцу своему; и когда еще онъ былъ далеко, увидѣлъ его отецъ его, и сжалился надъ нимъ, и пошелъ къ нему на встрѣчу, обнялъ /с. 14/ его и поцѣловалъ его; простилъ его вину, ввелъ его въ домъ свой, одѣлъ въ лучшія одежды и сдѣлалъ по случаю его возвращенія пиршество (Лук. 15, 11-32). Такъ погибшій сынъ вошелъ опять въ любовь отца своего.

Братія! такъ поступаетъ съ нами и Отецъ небесный. Онъ не удерживаетъ насъ при Себѣ силою, если мы, имѣя развратное и неблагодарное сердце, не хотимъ жить по Его заповѣдямъ, а попускаетъ намъ удаляться отъ Него и узнать на опытѣ, какъ опасно жить по волѣ своего сердца, какое мучительное чувство недостатка мира и спокойствія испытываетъ душа, преданная страстямъ, какою постыдною пищею питается она: ибо что можетъ быть постыднѣе пищи страстей? Но не дай Богъ никому остаться навсегда въ этомъ удаленіи отъ Бога: вдали отъ Бога — вѣрная и вѣчная погибель. Се удаляющіи себе отъ Тебе погибнутъ (Псал. 72, 27), говоритъ святый царь и пророкъ Давидъ. Нужно непремѣнно обратиться съ гибельнаго пути грѣха къ Богу всѣмъ сердцемъ; и да будетъ увѣренъ каждый, что Богъ увидитъ его искреннее обращеніе, съ любовію встрѣтитъ его и по прежнему приметъ его въ число дѣтей Своихъ.

Согрѣшилъ ты? Скажи съ полною рѣшимостію въ сердцѣ: воставъ иду ко Отцу моему, и пойди къ Нему самымъ дѣломъ. И лишь только успѣешь ты выговорить въ сердцѣ эти слова, лишь только рѣшишься твердо жить по волѣ Его, Онъ тотчасъ увидитъ, что ты возвращаешься къ Нему: Онъ всегда не далеко отъ каждаго изъ насъ (Дѣян. 17, 27); сейчасъ прольетъ въ сердце твое миръ Свой: тебѣ вдругъ будетъ такъ легко и пріятно, какъ напримѣръ, пріятно бываетъ несостоятельному должнику, когда ему прощаютъ его долгъ, или какъ пріятно бываетъ нищему, ко/с. 15/тораго вдругъ одѣваютъ въ лучшую одежду или сажаютъ за богатый столъ.

Но при этомъ запримѣтьте, братія, сколько видовъ грѣховъ или страстей, столько и возвратныхъ путей къ Отцу небесному: каждый грѣхъ или страсть есть путь въ страну, далекую отъ Бога. Ушелъ ты дорогою невѣрія: воротись назадъ, да сознай все его безразсудство, перечувствуй сердцемъ всю его тяжесть, пустоту, гибельность, и стань твердою ногою на путь успокоительной, сладостной и животворной для сердца человѣческаго вѣрь, и держись ея всѣмъ сердцемъ. Ушелъ ты по пути гордости: воротись назадъ и стань на путь смиренія, а гордость возненавидь, зная, что Богъ гордымъ противится. Ушелъ по пути зависти: воротись съ этой адской дороги и будь доволенъ тѣмъ, что Богъ послалъ и помни, чье она исчадіе: — первый завистникъ былъ діаволъ, и завистію діаволею смерть въ міръ вниде (Прем. Сол. 2, 24); будь ко всякому доброжелателенъ. Если ушелъ путемъ вражды и гнѣва: воротись и стань на путь кротости и любви. Помни, что ненавидяй брата своего, человѣкоубійца есть (1 Іоан. 3, 15); или удалился ты отъ Бога чревоугодіемъ и распутствомъ: воротись и стань на путь умѣренности и цѣломудрія, и помни всегда, для руководства въ жизни слова Спасителя: внемлите себѣ, и да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печалми житейскими (Лук. 21, 34) и слова покаявшагося блуднаго сына: согрѣшили мы предъ Тобою и уже недостойны называться Твоими сынами: прими насъ, хотя, какъ наемниковъ; и Онъ вѣрно приметъ насъ, какъ дѣтей. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 12-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.