Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ.

Нынѣшняя недѣля въ церковномъ порядкѣ недѣль называется недѣлею мытаря и фарисея. Такъ названа она отъ того, что въ нынѣшній день читается изъ Евангелія притча Господня о мытарѣ и фарисеѣ. Въ притчѣ, примѣромъ мытаря и фарисея, Господь научаетъ насъ, съ какимъ расположеніемъ духа нужно молиться намъ въ церкви или гдѣ бы то ни было. Послушаемъ, какъ молился фарисей и какъ мытарь; который изъ нихъ угодилъ Богу своею молитвою и который нѣтъ; чѣмъ угодилъ одинъ и чѣмъ не угодилъ другой, чтобы и намъ научиться всегда молиться богоугодно, а не въ осужденіе. Молитва — великое дѣло: чрезъ молитву человѣкъ сообщается съ Богомъ, получаетъ отъ Него разные дары благодати, благодаритъ Его, какъ Благодѣтеля за непрестанныя Его милости или славитъ Его, какъ всесовершеннаго Творца.

Фарисей и мытарь молились въ церкви. Человѣка два, сказано, внидоста въ церковь помолитися: единъ фарисей, а другій мытарь. Фарисей молил/с. 10/ся такъ: «Боже! благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе человѣки, грабители, обидчики, прелюбодѣи, или какъ сей мытарь. Пощусь два раза въ недѣлю; даю десятую часть изъ всего, что пріобрѣтаю». Мытарь молился совсѣмъ не такъ. Онъ говорилъ немного, но много скорбѣлъ о грѣхахъ своихъ; не поднималъ предъ другими голову, но поникши лицомъ въ землю, отъ сильной скорби ударялъ себя въ грудь и говорилъ только: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику. Котораго изъ нихъ молитва была пріятна Господу и котораго — нѣтъ, всякій знаетъ: мытарь пошелъ изъ церкви домой болѣе оправданнымъ, хотя былъ грѣшникъ, а фарисей — нѣтъ, хотя и дѣлалъ дѣла правды законной (Лук. 18, 10-14).

Чѣмъ же была угодна Богу молитва мытаря? Тѣмъ, что онъ былъ смиренъ и имѣлъ на молитвѣ сердце сокрушенное; а давно уже сказано святымъ пророкомъ и царемъ Давидомъ, что сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 19).

А отчего молитва фарисея окралась неугодною Богу? Ахъ! немного надо сообразительности, чтобы вѣрно отвѣчать на это. Горе, иже мудри въ себѣ самихъ, и предъ собою разумни (Ис. 5, 21), говоритъ Богъ черезъ пророка. Фарисей въ слѣпомъ самомнѣніи и гордости забылъ, кто онъ и съ кѣмъ говоритъ: грѣшникъ вообразилъ себя праведникомъ; грѣшникъ забылъ, что онъ говоритъ съ Всевидящимъ и съ Всеправеднымъ.

Боже мой! что значатъ наши добрыя дѣла, которыми мы иногда смѣемъ хвалиться предъ людьми и предъ лицемъ Твоимъ? Всякое доброе дѣло наше маловажно: потому что оно, проходя чрезъ нечистое сердце, заимствуетъ отъ него большею частію какую-нибудь нечистоту, напримѣръ, нечистоту маловѣрія, /с. 11/ невѣрія, самолюбія, притворства, тщеславія, гордости, нетерпѣнія, раздражительности и т. д., да прямо при томъ, доброе дѣло дѣлается нами при Божіей же помощи, такъ что безъ Господа, по Его слову, мы не можемъ творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Несомнѣнно, что у каждаго изъ насъ несравненно больше грѣховъ, чѣмъ добрыхъ дѣлъ. Какъ же мнѣ помнить на молитвѣ о своихъ немногихъ добрыхъ дѣлахъ и то при помощи Божіей сдѣланныхъ, когда у меня несравненно больше худыхъ дѣлъ? Нѣтъ: я лучше пролью слезу сокрушенія о грѣхахъ моихъ, лучше молитву теплую пролію ко Господу, и Тому возвѣщу печали моя, яко золъ душа моя исполнися, и животъ мой аду приближися [1], а о добрыхъ дѣлахъ моихъ, если какія я сдѣлалъ, умолчу или совсѣмъ забуду предъ лицемъ Божіимъ, чтобы не вообразить мнѣ, что я праведникъ и заслуживаю отъ Него награды за свои добродѣтели. Я долженъ помнить слова Господа, которыя нужно говорить мнѣ, по совершеніи всякаго добраго дѣла: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10). Какъ я буду перечислять чужіе грѣхи, когда у меня своихъ безъ числа? Нѣтъ. Не буду я такъ безумно поступать; не буду такъ сильно обольщаться самолюбіемъ и видѣть въ себѣ только хорошее, оставляя безъ вниманія худое; иначе легко овладѣетъ мною страсть самолюбія и гордости, и я буду въ самомъ дѣлѣ видѣть въ себѣ только хорошее, какъ фарисей, а весьма многое худое забуду. Нѣтъ, лучше я чаще буду говорить Господу: даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія и не осуждати брата моего [2]. Въ такомъ расположеніи духа будемъ, братія, молиться всѣ: и наша молитва /с. 12/ будетъ пріятна Господу и послужитъ намъ во спасеніе. Въ церковной или домашней молитвѣ непремѣнно нужно смиреніе предъ Богомъ и предъ людьми: грѣшнику ли не смиряться? Смиренныхъ Господь милуетъ и спасаетъ. Смирихся, и спасе мя (Псал. 114, 6), говоритъ Давидъ. Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ирмосъ 8 гл. пѣснь 6.
[2] Молитва св. Ефрема Сирина.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 9-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.