Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 1-й.

Отдѣленіе II. Бесѣды о Блаженствахъ Евангельскихъ.

Бесѣда шестая.
[О пятой заповѣди блаженства]

Блажени милостивіи: яко тіи помиловани будутъ.

Долго я не бесѣдовалъ съ вами, братія мои! Пять недѣль прошло съ тѣхъ поръ, какъ я говорилъ здѣсь о блаженствѣ алчущихъ и жаждущихъ правды Божіей, или оправданія Христова. Думаю, что въ житейскихъ заботахъ и суетахъ вы забыли о томъ, что говорено было въ той бесѣдѣ, и не только въ той одной, но и въ прежнихъ. Мой долгъ, — напомнить вамъ кратко о сказанномъ прежде, чтобы вы могли, такимъ образомъ слагать въ сердцѣ своемъ божественныя заповѣди и помнить ихъ, еже творити я (Псал. 102, 18), по слову Псалмопѣвца.

Говорено было о четырехъ заповѣдяхъ Господнихъ для блаженства, изъ которыхъ въ первой Господь заповѣдуетъ Своимъ послѣдователямъ нищету духовную, или смиренномудріе. Блажени нищіи духомъ: яко тѣхъ есть царствіе небесное. По этой заповѣди мы /с. 188/ должны думать о себѣ всегда смиренно, считая себя исполненными безчисленныхъ грѣховъ и немощей, и неспособными ни къ какому прямому, чистому добру, безъ помощи благодати Божіей; почитать все, что мы имѣемъ, не своимъ, а даромъ Божіимъ; за все благодарить Бога, Подателя всякаго блага, и во всемъ прибѣгать къ Его милосердію.

Во второй заповѣди, Господь называетъ блаженными людей, сердечно сокрушающихся и плачущихъ о грѣхахъ своихъ вольныхъ и невольныхъ, обѣщая имъ благодатное утѣшеніе, состоящее въ прощеніи грѣховъ и спокойствіи совѣсти. Блажени плачущіи, говоритъ, яко тіи утѣшатся. Эта заповѣдь Господня обязываетъ насъ имѣть всегда предъ очами грѣхи свои, гнусность ихъ, разсѣянность и невнимательность нашу къ заповѣдямъ Господнимъ, великую отвѣтственность за грѣхи предъ Богомъ, страшный судъ и огонь вѣчный, уготованный грѣшникамъ нераскаяннымъ, и внушаетъ намъ жить въ непрестанномъ покаяніи.

Въ третьей заповѣди, Господь ублажаетъ кроткихъ, обѣщая имъ наслѣдіе земли. Эта заповѣдь Господня учитъ насъ быть всегда кроткими и незлобивыми, по примѣру Господа нашего Іисуса Христа, Который былъ, какъ агнець незлобивый, — укоряемый не укорялъ, страдая не претилъ, но все предавалъ Судящему праведно Богу (1 Петр. 2, 23); учитъ никогда и ничѣмъ не раздражаться и никого не раздражать и не обижать, всевозможно сдерживая порывы гнѣва; со всѣми обращаться ласково, терпѣливо, снисходительно; побѣждать зло добромъ, неисправныхъ исправлять терпѣніемъ и вразумленіемъ. Въ награду за кротость и терпѣніе, Господь обѣщаетъ наслѣдіе земли, т. е., во-первыхъ, долгоденствіе и благоденствіе здѣсь /с. 189/ на землѣ: ибо кротость и сдерживаніе, или уничтоженіе порывовъ гнѣва, всегдашнее благодушіе и спокойствіе, весьма способствуютъ здоровью и долгоденствію человѣка, и во-вторыхъ — блаженную и вѣчную жизнь въ отечествѣ небесномъ.

Въ четвертой заповѣди, Господь ублажаетъ алчущихъ и жаждущихъ правды, т. е. тѣхъ людей, которые, чувствуя себя величайшими грѣшниками и раскаяваясь искренно, принимаютъ твердое и рѣшительное намѣреніе исправиться, добровольно томятся алчбою и жаждою правды и святости, или оправдывающей и насыщающей душу благодати Іисуса Христа, какъ голодные алчутъ пищи тѣлесной, и жаждущіе — питія.

Вотъ вкратцѣ содержаніе прежнихъ бесѣдъ! Сложите все сказанное въ сердцѣ своемъ и творите, какъ Господь заповѣдалъ, да будете самымъ дѣломъ блаженны и получите уготованное, творящимъ заповѣди Божіи, царство небесное.

Теперь побесѣдуемъ о слѣдующей, т. е. о пятой заповѣди Господа для блаженства. Господь говоритъ: блаженіи милостивіи: яко тіи помиловани будутъ. Что всего нужнѣе человѣку грѣшному? Милость Божія, невзысканіе по грѣхамъ нашимъ, продолженіе къ намъ долготерпѣнія Божія, дарованіе еще времени на покаяніе, самое возбужденіе души къ покаянію, прощеніе грѣховъ, а въ концѣ концовъ — помилованіе на страшномъ судѣ Божіемъ. Потому-то Церковъ, отъ лица нашего, часто произноситъ: Господи помилуй!

И такъ, собратъ грѣшникъ, если ты призналъ уже себя величайшимъ грѣшникомъ, достойнымъ всякаго осужденія и муки, если позналъ мерзость и нелѣпость грѣховъ, безмѣрное оскорбленіе чрезъ нихъ Господа Бога и величайшую отвѣтственность за нихъ; если ты алчешь и жаждешъ оправданія и помилованія Божія, то постарайся оказы/с. 190/вать, возможную для тебя, милость къ ближнимъ: блажени милостивіи, говоритъ Господь, яко тіи помиловани будутъ. За милость къ братіи, самъ получишь милость отъ Бога; за милость временную — милость вѣчную, за милость малую — милость безконечно великую: ибо удостоишься не только помилованія отъ вѣчнаго за грѣхи осужденія на судѣ Божіемъ, но и получишь вѣчное блаженство.

Милость къ ближнему удобно можетъ оказывать всякій, потому что милость бываетъ различная, какъ различны нужды человѣка, — духовныя и тѣлесныя, какъ различно положеніе людей въ обществѣ, ихъ состояніе и званіе. Начальникъ можетъ оказывать милость снисхожденіемъ, кротостію къ согрѣшающимъ, терпѣніемъ, вниманіемъ къ заслугамъ подчиненныхъ и награжденіемъ ихъ; подчиненный — всегдашнею исправностію, покорностію, усердіемѣ; ученый можетъ оказывать милость ближнимъ, просвѣщая невѣждъ, проводя въ общество правыя сужденія о вѣрѣ, о жизни, о цѣли бытія человѣка на землѣ, о благахъ земныхъ, о смерти, о правдѣ Божіей, о судѣ вѣчномъ, или обличая общественные пороки; богатый можетъ оказывать милость ближнему, жертвуя отъ своего имущества на нужды Церкви и служителей ея, на благотворительныя заведенія, или подавая щедрую милостыню бѣднымъ; бѣдный — своей признательностію и усердіемъ въ служеніи богатому, своею молитвою за благодѣтелей; пастырь — искреннимъ и непрестаннымъ попеченіемъ о спасеніи душъ человѣческихъ, непрестаннымъ поученіемъ ихъ въ словѣ Божіемъ, всегдашнею готовностію къ исполненію приходскихъ требъ, къ подачѣ совѣтовъ, наставленій, утѣшеній; — а пасомые — почтительностію, благопокорностію и признательностію къ пастырямъ, /с. 191/ снисхожденіемъ къ ихъ недостаткамъ и усердною молитвою за нихъ.

Главныя дѣла милости тѣлесныя, общія для всѣхъ, слѣдующія: 1) алчущаго напитать, 2) жаждущаго напоить, 3) одѣтъ нагаго, или имѣющаго недостатокъ въ необходимой и приличной одеждѣ, 4) посѣтить находящагося въ темницѣ, 5) посѣтить больнаго, послужить ему и помочь его выздоровленію, или христіанскому приготовленію къ смерти, т. е. позвать священника для исповѣди и пріобщенія его св. Таинъ Христовыхъ, 6) странника принять въ домъ и успокоить и 7) погребать умершихъ въ бѣдности на свое иждивеніе, или на собранныя подаянія.

О всѣхъ этихъ дѣлахъ милости, кромѣ послѣдняго, упоминаетъ Самъ Господь при изображеніи послѣдняго страшнаго суда Своего. Вотъ Его слова: когда же пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей и всѣ святые Ангелы съ Нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы Своей, и соберутся предъ Нимъ всѣ народы; и отдѣлитъ однихъ отъ другихъ, какъ пастырь отдѣляетъ овецъ отъ козловъ; и поставитъ овецъ по правую Свою сторону, а козловѣ по лѣвую. Тогда скажетъ Царь тѣмъ, которые по правую сторону Его: пріидите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте царство, уготованное вамъ отъ созданія міра: ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; была странникомъ, и вы приняли Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ (Матѳ. 25, 31-36).

Изъ этихъ словъ Господа вы видите, братія, и то, какъ для насъ необходимо и какъ важно — безконечно важно — христіанское милосердіе. Необходимо потому, что безъ дѣлъ милости невозможно наслѣдовать, уготованное отъ /с. 192/ сложенія міра царство для благословенныхъ Отца небеснаго, и судъ безъ милости будетъ не оказавшему милости (Іак. 2, 18); безконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Іисусу Христу, по свидѣтельству Его Самого: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40); ибо всѣ люди, особенно — христіане, суть братія Его меньшіе, а христіане — и члены Его.

Дѣла милости духовныя слѣдующія: 1) обратить чрезъ увѣщаніе грѣшника отъ заблужденія, напр., человѣка невѣрующаго, или иновѣрца, раскольника, или пьяницу, блудника, расточителя и проч.; 2) невѣжду научить истинѣ и добру, напр., неумѣющаго молиться Богу, научить молиться, незнающаго заповѣдей Божіихъ, научить заповѣдямъ и исполненію ихъ; 3) подать ближнему во время добрый совѣтъ, — напр., въ затрудненіи или въ опасности, которой онъ не примѣчаетъ, въ болѣзни, при злоумышленіи кого либо на чью жизнь или благосостояніе; 4) молиться за всѣхъ Богу: молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Іак. 5, 16); 5) утѣшать печальныхъ: утѣшайте малодушныя (1 Сол. 5, 14); 6) не воздавать или не мстить за зло, которое сдѣлали намъ люди, ни единому же зла за зло воздающе (Рим. 12, 17); или досажденія за досажденіе (1 Петр. 3, 9); или не себѣ отмщающе, возлюбленіи, но дадите мѣсто гнѣву (Рим. 12, 19), т. е. Божію; 7) отъ сердца прощать обиды, зная и памятуя, что обижающій другаго, прежде всего обижаетъ себя, навлекая на себя великій гнѣвъ Божій; что онъ обижаетъ по наущенію вражію; что мы заслуживаемъ обиды своими грѣхами и наконецъ, что Богъ намъ самимъ прощаетъ грѣхи и оскорбленія наши, причиняемыя Его величію.

Нынѣшній разъ остановимся на этомъ и закончимъ свою /с. 193/ бесѣду, напомнивъ вамъ еще объ одномъ, чтобы вы помнили эти заповѣди Господни и старались неопустительно исполнять ихъ: ибо рабъ вѣдѣвый волю господина своего, и не уготовавъ, ни сотворивъ по воли его, біенъ будетъ много (Лук. 12, 47). Въ слѣдующій разъ побесѣдуемъ о побужденіяхъ къ милосердію и о томъ, какъ должно миловать и подавать милостыню, и съ какимъ расположеніемъ духа. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С. 187-193.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.