Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 1-й.

Отдѣленіе I. Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

б) О Богѣ — Творцѣ міра.
Бесѣда девятая.

Кто измѣри небо пядію и горстію воду и всю землю? Кто постави горы въ мѣрилѣ, и холми въ вѣсѣ?... Воззрите на высоту очима вашима, и видите, кто сотвори сія вся? (Ис. 40, 12. 26).

Нынѣ мы будемъ говорить, братія, о второмъ и третьемъ днѣ творенія. Какимъ же сталъ міръ во второй день своей жизни, или — что сотворено во второй день? Ядро земное было все еще въ водѣ и не было видимо; но свѣтъ уже освѣщалъ днемъ неустроенное, безобразное вещество міра. Во второй день міръ начинаетъ болѣе и болѣе, по Божіему слову, изъ безпорядка приходить въ порядокъ. Богъ творитъ этотъ видимый сводъ небесный, названный въ св. Писаніи твердію — отъ того, что на немъ какъ будто утверждены свѣтила небесныя, — и по повелѣнію Творца, грубѣйшія части водообразнаго міроваго вещества стремятся къ землѣ, и соединяясь съ нею, открываютъ ея очертаніе, частію восходятъ вверхъ, т. е. къ другимъ непрозрачнымъ тѣламъ, находящимся въ небесномъ пространствѣ, для которыхъ также долженствовала открыться твердь [1]. И рече Богъ, говоритъ св. Бытописатель: да будетъ твердь посредѣ воды: и да будетъ разлучающи посредѣ воды и воды: и бысть тако. И сотвори Богъ твердь: и разлучи Богъ между водою, яже бѣ подъ твердію, и между водою, яже бѣ надъ твердію. И нарече Богъ твердь небо: и видѣ Богъ, яко добро. И бысть вечеръ, и бысть утро, день вторый. Такъ говоритъ великій Моисей о твореніи во второй день. Что же хотѣлъ онъ сказать словами: и сотвори Богъ твердь: и разлучи Богъ между водою, яже бѣ подъ твердію, и между водою, яже бѣ надъ твердію? — То, что во второй день Богъ создалъ воздушное пространство, окружающее землю и все безконечное звѣздное пространство, съ огромными, въ то время еще темными шарами небесными, раздѣленными другъ отъ друга величайшими разстояніями [2]. Въ этотъ же день по причинѣ ношенія надъ водами Духа Божія, вливавшаго въ нихъ теплоту и жизнь, необразованная и неустроенная земля начала обнаруживать признаки жизни и первоначальнаго устройства: отъ теплоты вода стала испаряться и подниматься вверхъ — къ небу, явились облака и стали въ этотъ день плавать по воздуху. Земной шаръ началъ съ сего дня совершать круговороты. Но воды на землѣ все еще такъ было много, что испаренія не могли унести ея съ собою вверхъ столько, чтобы открылось ядро земное: оно все еще было погружено въ водѣ.

Благодареніе всемогущему Творцу, Который всемогущимъ словомъ Своимъ создалъ воздухъ, разливъ такую тонкую, прозрачную, живительную жидкость, необходимую для всякой одушевленной твари и для всѣхъ растеній. Да, братія, безъ воздуха ни мы, ни животныя не могли бы существовать и нѣсколькихъ минутъ: онъ также — и даже больше — необходимъ, какъ пища и питье: мы дышемъ имъ каждую минуту. Свѣжій воздухъ, при движеніи, есть, кромѣ того, прекрасное лѣкарство въ случаяхъ нетрудныхъ болѣзней, подручное для всякаго; онъ освѣжаетъ и укрѣпляетъ наше тѣло. — Но воздухъ же можетъ быть и проводникомъ смерти, посылаемой Богомъ за грѣхи наши: моровыя повѣтрія имѣютъ свое мѣсто и путь въ воздухѣ; безъ благорастворенія воздуха люди погибаютъ иногда также голодною смертію, или, по крайней мѣрѣ, часто терпятъ голодъ; потому-то св. Церковь ежедневно молится Господу, между прочимъ, о благораствореніи воздуховъ. Въ воздухѣ вы видите и слышите, братія, разныя явленія, и, между прочими, громы и молніи. Какое часто грозное зрѣлище представляютъ облака, когда сгустившись, они какъ бы изрыгаютъ изъ себя громъ и молнію? Видъ неба, покрытаго черными тучами и потрясающаго землю громовыми ударами и озаряющаго страшно сверкающей молніей, во всѣ времена производилъ на людей такой страхъ, что они — въ язычествѣ — поставили надъ этими явленіями особеннаго бога и называли его громовержцемъ и перуномъ. Мы, слава Богу, знаемъ навѣрное, что все въ мірѣ бываетъ подъ управленіемъ одного Господа Бога и никто посторонній не распоряжается властительски въ Его царствѣ. Нѣкоторые и изъ христіанъ думали и думаютъ, что это гремитъ Илія пророкъ. Но, братія, это дѣлаетъ не другой кто, а Господь Богъ, Который далъ Свои законы природѣ однажды навсегда. Сообразить это очень легко. Какъ наприм. землетрясеніе или изверженіе огнедышущихъ горъ бываютъ безъ посторонняго какого-нибудь лица, такъ точно и громомещущія и огнедышущія облака бываютъ сами по себѣ, безъ посторонняго же лица, по однимъ законамъ Творца, создавшаго вселенную. Братія! при видѣ облаковъ мы можемъ вспомнить о томъ времени, когда Господь во тьмахъ святыхъ Ангеловъ Своихъ придетъ опять на нашу темную землю для страшнаго суда надъ родомъ человѣческимъ; Онъ придетъ на облакахъ, какъ говоритъ Тайнозритель: се грядетъ со облаки, и узритъ Его всяко око (Апок. 1, 7); да и праведники въ это время будутъ восхищени на облацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ (1 Сол. 4, 17).

И бысть вечеръ, и быстъ утро, день вторый (Быт. 1, 8). Вотъ ужъ вечеръ втораго дня міра, а земли все еще не видно.

Въ третій день міра Господь образовалъ особыя вмѣстилища на землѣ для водъ и открылъ лице земли въ извѣстныхъ мѣстахъ. Въ этотъ же день выдвинулись изъ земли и воздвиглись на ней горы — потому что для воды необходимо было сдѣлать обширныя и глубокія ложбины; а чтобы образовать ихъ, очевидно, нужно было выдвинуть землю и поставить эти горныя громады [3]. Водяныя вмѣстилища названы морями, а суша названа землею. И рече Богъ, продолжаетъ свящ. бытописатель, да соберется вода, яже подъ небесемъ, въ собраніе едино, и да явится суша: и бысть тако: и собрася вода, яже подъ небесемъ, въ собранія своя, и явися суша. И нарече Богъ сушу, землю: и собранія водъ нарече моря: и видѣ Богъ, яко добро (Быт. 1, 9-10). И такъ, вотъ когда показалась суша: — уже на третій день. Еще ни въ воздухѣ, ни въ водѣ нѣтъ живыхъ тварей, — а суша въ этотъ день произведетъ уже изъ себя удивительныя растенія; изъ грубой земли, изъ песку, изъ глины, изъ илу, выйдутъ самые нѣжные, прекрасные и разнообразные виды травъ, цвѣтовъ и различныхъ злаковъ, также — всѣ роды деревъ.

Но отъ чего это — сравнительно съ водами — суши на землѣ такъ мало, между тѣмъ какъ тварей, живущихъ на сушѣ, такъ много? — воды двѣ трети, а суши — только одна треть? Здѣсь-то, братія, подивитесь премудрости Творца. Океаны и моря, служа жилищемъ для несмѣтнаго множества водныхъ тварей, вмѣстѣ съ тѣмъ служатъ какъ бы запасными водохранилищами для поливанія или орошенія земли. Вы знаете какъ растенія любятъ воду, какъ много всасываютъ ее своими корешками и проводятъ ее по всему стволу и по всѣмъ вѣтвямъ и листочкамъ; — что безъ воды они не могутъ питаться; знаете также, какое неисчислимое множество растеній большихъ и малыхъ. Представьте же теперь, братія, сколько нужно воды для всякой травки, цвѣтка, кусточка и дерева, — и гдѣ бы ее взять можно было въ такомъ огромномъ количествѣ, если бы не было океановъ и морей, озеръ и рѣкъ? Благодаря этимъ воднымъ вмѣстилищамъ, земля съ безчисленными своими семействами растеній не знаетъ недостатка въ водѣ: изъ океановъ, морей и другихъ вмѣстилищъ воды ежедневно поднимается множество испареній; испаренія эти въ видѣ облаковъ обтекаютъ въ верхнихъ слояхъ воздуха землю и дождятъ на нее, или ниспадаютъ въ видѣ росы и такимъ образомъ приносятъ питье каждой травкѣ, цвѣтку и дереву, которые сами не могутъ ходить за питьемъ. Не говоримъ о томъ, какое безчисленное множество на землѣ и въ водѣ разныхъ одушевленныхъ тварей — отъ человѣка до мельчайшихъ насѣкомыхъ, невидимыхъ простыми глазами, — сколь много нужно и для нихъ воды: каждая хочетъ пить и ѣсть; и самая пища непремѣнно всегда бываетъ больше или меньше растворена жидкостію. Все, что живетъ, непремѣнно имѣетъ нужду въ водѣ. При всемъ этомъ вспомните, какое множество огня скрывается во внутренности земной; и послѣ этого, вѣрно, никто не скажетъ, что воды не соразмѣрно много на землѣ; ее столько, сколько нужно для благосостоянія всѣхъ земныхъ тварей. Творецъ все сотворилъ числомъ, мѣрою и вѣсомъ.

Братія! вода хотя бездушная вещь, но она, слушаясь слова Господня, дѣлаетъ то, чего мы иногда не дѣлаемъ. Вы видите, что она, по законамъ Творца, подымаясь изъ разныхъ водяныхъ вмѣстилищъ вверхъ въ видѣ паровъ, ниспускается потомъ дождемъ или росою на растенія, которыя сами не могутъ перемѣнятъ мѣста и — приноситъ имъ живительное питье, или же, по крайней мѣрѣ, дѣлаетъ влажнымъ воздухъ. Такъ и мы всегда будемъ служить бѣднымъ и немощнымъ нашимъ собратіямъ, подавая имъ слово утѣшенія въ бѣдствіи, какъ прохладительное питье, или милостыню, какую кто можетъ.

И рече Богъ: да прораститъ земля быліе травное, сѣющее сѣмя по роду и по подобію, и древо плодовитое творящее плодъ, емуже сѣмя его въ немъ по роду на земли: и бысть тако (Быт. 1, 11). Все еще идетъ третій день. Когда вода согрѣлась и согрѣла землю, а отъ этого начали подниматься испаренія — и когда, по слову Господню, вода, покрывавшая землю, ушла въ указанныя ей вмѣстилища и такимъ образомъ явилась суша съ горами, холмами и долинами: — на землѣ, тоже по слову Господню, вдругъ является безконечное различіе травъ съ сѣменами въ каждой, заключающими въ себѣ въ самомъ маломъ видѣ множество тѣхъ самыхъ травъ или злаковъ, которые носятъ ихъ на своемъ стеблѣ; является также, — вмѣстѣ съ деревами безплодными, заключающими въ себѣ только сѣмена свои и — всяко древо плодовитое, само собою, безъ посторонняго участія производящее прекрасные и вкусные плоды — тоже съ сѣменемъ, смотря но роду дерева, — такъ что каждый родъ дерева долженъ былъ самъ себя воспроизводить и не смѣшиваться съ другими деревьями, или какъ-нибудь искажаться.

Вотъ гдѣ, братія, начало разнообразной растительной нашей пищи, поддерживающей нашу жизнь и служащей къ нашему удовольствію. Когда будемъ вкушать ее, — будемъ помнить, что она — дѣло благости и всемогущества Божія; будемъ знать ей цѣну и мѣру и не забудемъ всегда благодарить за нее Творца. А обращая вниманіе — съ одной стороны на красоту цвѣтовъ, съ другой — на малоцѣнность, пренебреженіе ими, вспомнимъ слова Спасителя, коими Онъ учитъ насъ надѣяться на Промыслъ Божій: аще же сѣно сельное днесь суще, и утрѣ въ пещь вметаемо, Богъ тако одѣваетъ, не много ли паче васъ, маловѣри (Матѳ. 6, 30)? — не будемъ слишкомъ заботиться объ одеждѣ, особенно — о нарядной. Можно еще учиться смиренію при видѣ красоты и нѣжности цвѣтовъ и ихъ скораго увяданія, при видѣ красоты и стройности деревъ и ихъ паденія подъ сѣкирою человѣка или отъ напоровъ вѣтра. Хороши и нѣжны цвѣты, но не чѣмъ имъ гордиться: они не свои, а Божіи, и при томъ скоро увядаютъ; прекрасны и стройны деревья, но и имъ не чѣмъ похвалиться: Богъ ихъ и насадилъ, и напоилъ и возрастилъ. Точно также и красивые люди и величественные мужи, какъ цвѣты полевые и стройныя дерева, — ни чѣмъ не могутъ похвалиться: Божіе твореніе — ихъ тѣло; ничего въ немъ нѣтъ у нихъ своего; Богъ его возрастилъ и далъ пищу и питье для его питанія; о душѣ и говорить нечего: она также — вся Божія. Да при томъ и цвѣты и деревья одинаково падаютъ, хотя однѣ живутъ меньше, а другіе — больше. Такъ и люди, каковы бы они ни были, всѣ падутъ подъ сѣкирою смерти. — Но возвратимся къ творенію. Господь Богъ — мы слышали — сказалъ, чтобы земля произвела растенія: и она произвела всѣ растенія по роду. Дивно всемогущество Твое, Господи! Какъ ты сказалъ въ началѣ — такъ до нынѣ каждый злакъ, каждое деревцо и дерево слушаютъ Тебя! Съ наступленіемъ весны лишь только будетъ достаточное количество теплоты для развитія растеній, у бездушной Твоей твари начинается дивная работа въ скромной неизвѣстности нѣдра земнаго, также — на стебляхъ и сучьяхъ деревъ безъ шуму, безъ стуку, правильно, постепенно. Вотъ они выходятъ на свѣтъ Божій, ни одна травушка, ни одинъ листочекъ, ни одно деревцо не собьется съ пути, не забудетъ даннаго ему образца (формы) — и смотрите, откуда что берется: травка на землѣ или листочекъ на деревѣ развертывается, становится шире и шире, больше и больше и наконецъ голая земля покрывается прекраснымъ, разноцвѣтнымъ ковромъ, который манитъ и глазъ и обоняніе; а деревья, наряжаются въ лиственную, густую одежду и прикрываютъ свои члены. Такъ все дѣлается живописно, нарядно на нашей землѣ отъ этихъ растеній! И все это берется, какъ будто изъ ничего, по одному слову Господню, сказанному однажды навсегда! Да и мы, братія, не изъ того же ли небытія возникаемъ къ бытію? Чѣмъ мы бываемь въ началѣ — въ чреслѣхъ отчіихъ (Евр. 7, 10)? Не очивидно ли чрезъ это Творецъ даетъ намъ знать, что въ началѣ Онъ привелъ все изъ небытія въ бытіе? Братія, будемъ смотрѣть на растенія и поучаться. Какъ очевиденъ, осязателенъ Господь нашъ, нашъ Отецъ всемогущій въ этихъ растеніяхъ! Каждая травка, каждый листочекъ, каждый цвѣтокъ какъ будто шепчетъ намъ: «тутъ Господь!» Разсматривайте, братія, премудрое устройство растеній и познавайте въ нихъ Бога: растенія есть почти у всѣхъ васъ во всякое время, и зимою и лѣтомъ. Но пора уже положить конецъ бесѣдѣ; простите за ея продолжительность; вѣдь трудно не говорить много о премудрыхъ дѣлахъ Творца. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Записки на книгу Бытія, стр. 18 и 19.
[2] Катих. бес. прот. І. Яхонтова, бес. 6-я, о пятомъ днѣ твор.
[3] Бог. св. Іоанна Дамаск., кн. 2, гл. 9, о водахъ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С. 51-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.