Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе II. Слова на высокоторжественные дни.
Слово въ день Святителя и Чудотворца Николая и въ день Тезоименитства Благочестивѣйшаго Государя Наслѣдника, Цесаревича Николая Александровича.

Въ память вѣчную будетъ праведникъ (Псал. 111, 6).

Нынѣшній праздникъ и всѣ дни памяти святыхъ служатъ доказательствомъ, что праведникъ живетъ въ вѣчной памяти потомства. Святитель Николай жилъ за тысячу четыреста лѣтъ назадъ, а мы вспоминаемъ его такъ, какъ будто бы онъ только вчера жилъ и умеръ. Такъ живо намъ представляется его святая, богоугодная жизнь, его благотворенія людямъ. Отчего же онъ живетъ въ вѣчной памяти людей? Оттого, что добродѣтель безсмертна, оттого, что и по смерти онъ живъ, и живя на небесахъ, призираетъ оттолѣ на насъ, живущихъ на землѣ и благотворно дѣйствуетъ на тѣхъ, которые призываютъ его въ помощь съ вѣрою и любовію. Такъ, не даромъ праведникъ вѣчно прославляется Церковію: его слава есть, такъ сказать, отголосокъ его безсмертныхъ, ве/с. 277/ликихъ дѣлъ, постоянный отзывъ его съ неба на наши призыванія въ нуждахъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Люди какъ-то вообще не любятъ помнить даромъ кого бы то ни было и скоро забываютъ того человѣка, который жилъ безъ пользы, если же помнятъ кого, то, значитъ, онъ стóитъ того, значитъ онъ живетъ въ ихъ сердцахъ своими дѣлами. Хочу обратить нынѣшній праздникъ въ случай — побесѣдовать о безсмертіи души человѣческой.

Ахъ! какъ необходимо, возлюбленные братія, бесѣдовать почаще о безсмертіи нашей души! Мы такъ мало думаемъ о своемъ безсмертіи по душѣ, такъ мало заботимся о томъ, чтобы хорошо было нашей безсмертной душѣ за гробомъ. А инымъ даже камень преткновенія смерть человѣческая: и въ безсмертіе души своей не вѣрятъ они. Человѣкъ, говорятъ они, какъ трава, поживетъ да и увянетъ, и нѣтъ для него другой жизни. Безразсудныя слова! Напротивъ, весь міръ Божій свидѣтельствуетъ о нашемъ безсмертіи. Обратимъ вниманіе на траву земную. Всѣ видятъ, что она осенью и зимою увядаетъ и пропадаетъ. Но вся ли она пропадаетъ? Нѣтъ, не вся, а только годовой ростъ ея, или эта весенняя и лѣтняя ткань ея; сила же ея, родъ ея, не пропадаетъ, а живетъ въ землѣ въ продолженіи осени и зимы и весною опять производитъ ту же зелень, въ томъ же видѣ, какъ и прежде — въ прежнюю весну и такимъ образомъ трава живетъ многое множество лѣтъ; тысячи лѣтъ подобным образомъ живетъ и не умираетъ вся земная растительность. Если же не умираютъ растенія въ своихъ видахъ и въ своей силѣ: то ужели умретъ внутренній нашъ человѣкъ, созданный по образу и по подобію безсмертнаго Творца? Нѣтъ: то, что въ человѣкѣ по образу и по подобію Божію, — что въ немъ главное, существенное, что составляетъ /с. 278/ его жизнь и силу, т. е. душа его не умираетъ, а умираетъ только одежда, оболочка его, т. е. тѣло, которое есть тоже растеніе; а что растетъ, увеличиваясь въ объемѣ, то должно и разрушаться.

Да что распространяться о безсмертіи души человѣческой? Эта истина такъ ясна и очевидна для насъ — христіанъ, какъ солнце. Мы вкушаемъ Тѣло и Кровь Христову и чрезъ это носимъ въ себѣ еще здѣсь явные начатки своего безсмертія: еще здѣсь животворящія Тайны оживотворяютъ умерщвленныя грѣхами души наши, а съ душами и тѣла наши, нерѣдко ощущающія въ себѣ начатки смерти отъ воюющихъ на душу страстей — и тѣмъ предъизображаютъ жизнь нашу и по смерти. Истинны слова Спасителя: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 54). Да, еще здѣсь на землѣ носитъ уже въ сердцѣ своемъ жизнь вѣчную христіанинъ достойно причащающійся Тѣла и Крови Христа Спасителя; а когда разлучится душа того человѣка съ тѣломъ, тогда и начнетъ она жить этою вѣчною жизнію, сокрытою въ ней и внесенною въ нее животворящими Тайнами. Такой несомнѣнный залогъ безсмертія носитъ въ душѣ своей христіанинъ!

А явныя чудеса святыхъ Божіихъ послѣ смерти ихъ надъ вѣрующими, развѣ не свидѣтельствуютъ яснѣе дня, что святые Божіи человѣки живы и по смерти; и мало того, что живы сами: и другихъ, по благодати Божіей, ожитворяютъ душевно и тѣлесно. Сколько творилъ и творитъ чудесъ угодникъ Христовъ Николай! Если бы собрать всѣ повѣсти о его чудесахъ, то ни самому, мню, всему міру вмѣстити пишемыхъ книгъ (Іоан. 21, 25) объ нихъ. Такъ ихъ много! Многія изъ нихъ записаны, но не въ примѣръ больше неза/с. 279/писанныхъ, которыя ходятъ по устамъ христіанъ и передаются въ благочестивыхъ разговорахъ. Святые Божіи послѣ смерти тѣлесной начинаютъ лучшую, благотворнѣйшую для вѣрующихъ жизнь: кругозоръ ихъ расширяется, и они, во свѣтѣ лица Божія, видятъ несравненно яснѣе всѣ наши потребности, призираютъ съ удобствомъ на всѣхъ насъ, тогда какъ прежде тлѣнное тѣло естественно привязывало ихъ только къ извѣстному мѣсту, къ извѣстнымъ людямъ — и помогать потому, въ духовныхъ и тѣлесныхъ нашихъ нуждахъ, имѣютъ несравненно большую возможность. Это подтверждаютъ опыты. Я призываю въ помощь святаго угодника Божія въ одномъ мѣстѣ; другой — въ другомъ, третій — въ третьемъ и такъ далѣе, почти до безконечности: и всѣхъ онъ видитъ, по благодати Божіей, и всѣмъ внимаетъ и нужду всякаго удобно удовлетворяетъ. Только призови его всѣмъ сердцемъ: Духомъ Божіимъ вездѣ сущимъ и все наполняющимъ онъ тотчасъ услышитъ, узнáетъ, что ты его призываешь и необходимое для тебя благо подастъ въ томъ же Духѣ Святомъ, Который есть сокровище всѣхъ благъ. Всего охотнѣе святые Божіи слушаютъ и исполняютъ тѣ прошенія наши, которыя имѣютъ предметомъ своимъ наше вѣчное спасеніе.

Будемъ же чаще размышлять о своемъ безсмертіи, заботиться о своемъ вѣчномъ спасеніи; будемъ просить угодника Божія Св. Николая, коего память нынѣ празднуемъ, прежде всего о томъ, чтобы онъ ходатайствовалъ предъ Богомъ о нашемъ спасеніи. Все прочее ничтожно въ сравненіи съ вѣчнымъ спасеніемъ.

Святителю отче Николае! сохрани молитвами твоими тезоименитаго тебѣ Наслѣдника Державы Русской, Благочестивѣйшаго ГОСУДАРЯ, ЦЕСАРЕВИЧА НИКО/с. 280/ЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, озаряй Его благодатнымъ свѣтомъ твоимъ, которымъ самъ озаряешься отъ престола Господа славы, и по наслѣдіи и долговременной державѣ земнаго царства, споспѣшествуй Ему къ наслѣдію царства небеснаго. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 276-280.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.