Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе II. Слова на высокоторжественные дни.
Слово на день Святителя и Чудотворца Николая и Тезоименитства Благовѣрнаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича.

Правило вѣры, и образъ кротости, воздержанія учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжалъ еси смиреніемъ высокая, нищетою богатая, отче Священноначальниче Николае (Тропарь Святителю Николаю).

Въ общественной жизни весьма сильно дѣйствуютъ примѣры однихъ на другихъ. Примѣры сильно увлекаютъ къ подражанію. И что, если бы это были все примѣры только добрые? Какъ бы упорядочилась тогда жизнь общественная! Сколько страстей и пороковъ искоренилось бы въ людяхъ! Съ какою вѣрою, въ какомъ благочестіи и честности жило бы тогда стадо Божіе! Но къ несчастію, примѣровъ худыхъ всегда гораздо больше, чѣмъ добрыхъ, по пристрастію людей къ плотской жизни и къ тлѣннымъ /с. 270/ вещамъ этого скоропреходящаго міра. Оттого жизнь наша полна различныхъ пороковъ — маловѣрія, безвѣрія, невоздержанія, гордости, злобы, сквернословія и скверныхъ дѣлъ, праздности и прочихъ грѣховъ. Живыхъ хорошихъ примѣровъ весьма мало въ мірѣ. Но за то святая Церковь представляетъ намъ безчисленное множество добрыхъ примѣровъ для подражанія намъ, своимъ чадамъ. Господь Іисусъ Христосъ украсилъ умное небо церковное множествомъ пресвѣтлыхъ звѣздъ, изъ коихъ одна другой свѣтлѣе, хотя и всѣ свѣтлы — для освѣщенія нашей земной, страннической жизни и путеводства въ отечество небесное. Нынѣшній день святая Церковь указываетъ намъ на своемъ небѣ, какъ на многосвѣтлую звѣзду, на святителя отца нашего Николая, Архіепископа Мирликійскаго Чудотворца. И такъ остановимъ взоръ свой на этой звѣздѣ, сіяющей уже тысячу пятьсотъ лѣтъ на небѣ церковномъ и свѣтомъ своимъ многихъ чадъ Божіихъ озаряющей. Смотрите, какой чудный свѣтъ издаетъ эта звѣзда духовная! «Правило вѣры и образъ кротости, воздержанія учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжалъ еси смиреніемъ высокая, нищетою богатая, отче Николае». Вотъ какъ святая Церковь описываетъ христіанскія доблести святаго отца нашего Николая. Вотъ какое пресвѣтлое сіяніе душамъ вѣрныхъ издаетъ эта звѣзда! Видите, какія высокія добродѣтели имѣетъ угодникъ Божій, данный намъ Господомъ въ образецъ нашей жизни, онъ имѣлъ такія добродѣтели, безъ которыхъ христіанинъ не можетъ называться христіаниномъ, и которыхъ многіе изъ насъ не имѣютъ: онъ имѣлъ великую вѣру, и потому названъ правиломъ вѣры; эту вѣру онъ доказалъ своими дѣлами, — и во-первыхъ великою кротостію и незлобіемъ, во-вторыхъ — воздержаніемъ во всемъ, о коемъ /с. 271/ такъ теперь нерадятъ христіане, и наконецъ милосердіемъ къ бѣднымъ и подвергшимся разнымъ бѣдамъ и напастямъ. Возьмемъ же себѣ въ образецъ эти добродѣтели угодника Христова и будемъ, по силѣ своей, подражать имъ.

Святитель Николай былъ и служилъ правиломъ или образцомъ вѣры Христовой. Поучимся же у него вѣрѣ. Жалуются на недостатокъ вѣры въ христіанахъ нынѣшняго времени. Отчего многіе христіане не имѣютъ вѣры? или отчего слаба ихъ вѣра? — Отъ плотской жизни, отъ того, что заботятся лишь о томъ, что есть да пить, какъ прибыль получить, или какъ и чѣмъ одѣваться, не заботясь о душѣ своей, о ея очищеніи и спасеніи, о ея нетлѣнной пищѣ — молитвѣ и чтеніи Слова Божія, — о пріобщеніи Тайнъ Святыхъ, о нетлѣнномъ одѣяніи души, или о добрыхъ дѣлахъ. Св. Николай былъ правиломъ вѣры для своего стада; потому что онъ съ самаго младенчества возлюбилъ всѣмъ сердцемъ Іисуса Христа и еще въ лѣта юности тщательно изучилъ священное писаніе, и не просто, а съ рѣшительнымъ намѣреніемъ подражать Господу Іисусу Христу, оттого онъ и сдѣлался преизряднымъ подражателемъ своему Владыкѣ и самъ удостоился на землѣ носить образъ Его. Да, онъ былъ правиломъ вѣры для своего стада и стадо его было вѣрующее. А многіе христіане нынѣшняго времени не знаютъ главныхъ догматовъ своей вѣры!

Братія, читайте или слушайте чаще Евангеліе; вникайте, размышляйте, помните и прилагайте къ сердцу и жизни ученіе Спасителя. Не все думать о пищѣ и питьѣ, объ одеждахъ и о прибыли, или объ удовольствіяхъ, не все читать однѣ мірскія книги, все это ни къ чему не послужитъ при кончинѣ.

/с. 272/ Святый Николай Чудотворецъ, далѣе, былъ образцемъ кротости и смиренія. Говорятъ что онъ имѣлъ постоянно свѣтлое, доброе и весьма пріятное лицо, свидѣтельствовавшее о его душевной благости и незлобіи. Нынѣ, во время бѣдное вѣрою, жалуются на гордость, злобу, нетерпѣніе, раздражительность, заносчивость людскую; родители жалуются на грубость и непокорность дѣтей, дѣти — на родителей; хозяева — на слугъ, слуги — на хозяевъ; начальствующіе — на подчиненныхъ, эти — на начальниковъ. Нерѣдко между двумя-тремя лицами ссорящимися требуется постороннее лицо для примиренія раздраженныхъ и озлобленныхъ. Отчего это? Оттого, что нѣтъ духа Христова въ этихъ людяхъ. Не знаютъ они, или знаютъ, да не хотятъ исполнять словъ Христовыхъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Мѳ. 11, 29); что должно духомъ кротости вразумлять противныхъ; что христіанинъ долженъ любить и враговъ, благословлять проклинающихъ и молиться за творящихъ намъ обиду; что, когда насъ укоряютъ, мы не должны взаимно укорятъ, какъ и Христосъ укаряемь противу не укаряше (1 Петр. 2, 23). На ругательства не отвѣчать ругательствами, на злобу — злобою, на дерзость — дерзостью, на обиду — мщеніемъ, на всякую неправду — также неправдою. Если христіане станутъ такъ жить, то они будутъ уже не христіане и не люди, а звѣри, которыхъ участь будетъ вмѣстѣ со звѣремъ бездны — діаволомъ въ огнѣ вѣчномъ. Святителю отче Николае! образъ кротости и незлобія! сладкодышущими молитвами твоими испроси Христову наслѣдію кротость, незлобіе и терпѣніе.

Святитель Николай былъ учителемъ воздержанія словомъ и дѣломъ: потому что самъ былъ великій /с. 273/ постникъ. Преданіе говоритъ, что онъ сосалъ молоко только изъ правой груди своей матери, а въ середу и пятницу вкушалъ эту младенческую пищу только однажды, и то уже вечеромъ. Такимъ образомъ онъ отъ самаго рожденія свыше наученъ былъ постничеству, которое сохранялъ до самой кончины своей. Чревоугодниковъ, нарушителей постовъ и пьяницъ да научитъ примѣръ Святителя Божія не угождать чреву, которое Богъ скоро упразднитъ; ибо сказано: брашно чреву и чрево брашномъ; Богъ же и сіе и сія упразднитъ (1 Кор. 6, 13). Какъ усилилось въ наше время невоздержаніе! Какое пьянство и происходящія оттуда буйства, драки, сквернословіе, кражи! О, люди, да притомъ христіане, худшіе всякихъ звѣрей! О, рожденія ехиднова, которыхъ ожидаетъ огонь гeенскій, если не рѣшатся немедленно исправиться! Если есть здѣсь, въ этомъ святомъ храмѣ пьяницы, тѣхъ умоляю именемъ Божіимъ немедленно оставить пьянство и всеусильно позаботиться о воздержаніи: ибо пьяницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 10); ибо пьяницы — язва общества, горе и бѣда для своихъ семействъ и бремя несносное для себя самихъ. Святителю отче Николае, пастырю добрый, сострадательнѣйшій, избавитель теплѣйшій и готовѣйшій, — исторгни, ими же вѣси судьбами, данною тебѣ отъ Бога благодатію, стадо Христово изъ пасти мысленнаго волка, который влечетъ его въ бездну адскую, въ огонь вѣчный и во тьму кромѣшнюю, гдѣ плачъ и скрежетъ зубомъ (Мѳ. 8, 12), по неложному слову Христову. Касательно цѣломудрія Святителя Николая преданіе говоритъ, что онъ тщательно удалялся женщинъ, и не только не говорилъ съ ними, но и взглянуть на лицо женщины всемѣрно остерегался; сохранялъ истинное цѣломудріе и чи/с. 274/стымъ умомъ непрестанно взирая на Бога, любилъ быть въ святыхъ храмахъ Божіихъ, гдѣ часто проводилъ дни и ночи въ богомысліи, молитвѣ и чтеніи божественныхъ книгъ. Да слышать это блудники и прелюбодѣи, особенно тѣ, которые извиняютъ свое распутство потребностію и необходимостію природы, и да подражаютъ, по возможности, цѣломудрію угодника Божія, всячески избѣгая и нечистаго взгляда на женщину.

Еще надо упомянуть объ одной высокой добродѣтели угодника Христова для подражанія нашего, именно о его почти безпримѣрномъ милосердіи къ бѣднымъ и несчастнымъ. Такъ, онъ былъ между прочими дѣлами милосердія питатель бѣдныхъ, и роздалъ все богатое наслѣдство свое бѣднымъ. Въ нашъ вѣкъ презираютъ нищихъ, называютъ ихъ бродягами, тунеядцами и лучше предпочитаютъ деньги свои истрачивать на многоразличныя прихоти, на роскошь безполезную, чѣмъ подавать хотя немного нищимъ. Гдѣ же братская любовь между христіанами, которая милосердствуетъ, не превозносится, не гордится, не мыслитъ зла и не раздражается (1 Кор. 13, 1)? Гдѣ эта любовь, промышляющая о ближнемъ, какъ о себѣ, желающая ближнимъ счастія и довольства, какъ и себѣ? Гдѣ вѣра въ слова Христовы: понеже сотвориcте единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвориcте (Мѳ. 25, 40)? или слова другаго писанія: милуяй нища, взаимъ даетъ Богови, по даянію же его воздастся ему? (Притч. 19, 17). Вотъ нѣкоторыя изъ добродѣтелей угодника Христова Николая, представленные для подражанія нашего. Всѣхъ добрыхъ дѣлъ его невозможно исчислить по причинѣ множества. Будемъ подражать, каждый по силѣ своей, хотя этимъ добродѣтелямъ великаго Свѣтильника вселенной.

/с. 275/ Святителю отче Николае! молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всѣхъ христіанскихъ и царственныхъ добродѣтеляхъ тезоименитаго тебѣ, Благовѣрнаго ГОСУДАРЯ ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, наслѣдника престола православной Россіи, любящей и усердно почитающей тебя и его, твоего почитателя. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 269-275.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.