Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе I. Поученія, слова и рѣчи на Храмовые праздники и разные случаи.

СЛОВО.
въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ и по поводу чудеснаго избавленія ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА отъ злодѣйскаго покушенія на драгоцѣнную жизнь ЕГО и Августѣйшаго семейства Его.

Господи спаси царя, и услыши ны, въ оньже аще день призовемъ Тя (Псал. 19, 10).

Еще и еще предъ лицемъ всей Россіи и всего свѣта Господь спасъ Помазанника Своего, возлюбленнаго ГОСУДАРЯ нашего отъ адскаго покушенія на драгоцѣнную жизнь ЕГО и Августѣйшаго Его семейства.

Еще единодушно прославила Россія и съ нею — многіе народы — Господа Вседержителя, управляющаго народами чрезъ державныхъ Своихъ, коимъ Онъ вручаетъ на время державу Свою и чрезъ коихъ творитъ судъ и правду на землѣ; прославили, говорю, Господа, за столь дивное промышленіе и охраненіе священной Особы Царя нашего. Да будетъ благословенъ Богъ, милующій и спасающій всѣхъ насъ въ лицѣ Помазанника Своего; ибо жизнь и благоденствіе Его нераздѣльны съ нашею жизнію /с. 216/ и съ нашимъ благоденствіемъ. Въ пятый разъ уже спасенъ ГОСУДАРЬ нашъ рукою всеблагаго Провидѣнія отъ дерзновеннаго покушенія на жизнь его. А это обстоятельство, это чудесное спасеніе Его отъ смерти въ пятый разъ, увѣряетъ насъ въ той непреложной истинѣ, что спасеніе это не случайное, и что бодрое, недремлющее Око Провидѣнія, какъ зѣницу ока хранитъ Царя и — громко внушаетъ намъ, чтобы всѣ мы были искренно и непоколебимо преданы Ему и всегда горячо молились за Него Богу; ибо единодушная молитва за Царя подданныхъ есть наивѣрнѣйшее огражденіе Его. И такъ, Господи спаси царя, и услыши ны, въ оньже аще день призовемъ Тя.

Недремлющее Око Провидѣнія, сказалъ я, хранитъ Царя, какъ зѣницу ока. Кто этого не видѣлъ? Вся Россія, весь свѣтъ видѣли, что если бы не Богъ хранилъ Его, то Ему надлежало бы пасть отъ первой пули злодѣя, столь дерзко и мѣтко направленной противъ Него въ Лѣтнемъ саду. Послѣдующія покушенія были столь же вѣрно направлены. И отъ всѣхъ ихъ избавилъ Его Господь. Слава Богу, заповѣдавшему Ангеломъ Своимъ хранить Его во всѣхъ путѣхъ Его (Псал. 90, 11)! Но какой позоръ для насъ, что эти злодѣи живутъ и имѣютъ возможность дѣйствовать столь гибельно среди насъ! Кто эти крамольники? Это — безбожники или нигилисты, для которыхъ нѣтъ ничего святаго: ни вѣры, ни Бога, ни ближняго, ни безсмертія души, ни воздаянія по дѣламъ послѣ смерти, ни власти богопоставленной, ни отечества, ни благоустроеннаго общества и никакого уваженія къ личности человѣческой. Изъ за чего такая злоба, такая адская крамола? Не изъ за того ли, что ГОСУДАРЬ нашъ возлюбленъ Богомъ и совершилъ столь много /с. 217/ дѣлъ въ высшей степени полезныхъ намъ и соплеменнымъ намъ народамъ? Если бы Онъ сдѣлалъ хотя только тайно, а не явно — много добрыхъ дѣлъ, — то столь явная злоба противъ Него враговъ указала бы намъ въ Немъ великаго Благодѣтеля; ибо зло, котораго вездѣ много, — обыкновенно ненавидитъ добро, и сильно — тайно и явно — вооружается противъ него. А теперь всѣ мы видимъ и знаемъ, сколько Онъ совершилъ въ двадцать пять лѣтъ Своего славнаго царствованія громкихъ дѣлъ, облагодѣтельствовавшихъ человѣчество, и не можемъ сомнѣваться, что адская злоба преслѣдуетъ Его за славныя Его дѣянія. Ибо что худаго сдѣлалъ кому либо благодушный и кроткій Царъ нашъ, этотъ незлобивый русскій Давидъ? Не всѣмъ ли намъ Онъ искренно желалъ, и сколько могъ, дѣлалъ добра? Не всему ли это свѣту извѣстно, не говорю ужь — всѣмъ намъ? Всемозможныя льготы и вольности, всевозможныя преобразованія, улучшенія по всѣмъ отраслямъ политической жизни, по всѣмъ частямъ управленія сдѣланы имъ съ намѣреніями наилучшими. Если же не все вездѣ хорошо, если не всѣмъ вездѣ хорошо живется, или если не вездѣ течетъ жизнь правильно и не достигаетъ своей цѣли, — то это уже не отъ Него происходитъ, а отъ злоупотребленія Его преобразованіями, отъ неумѣнія пользоватся ими и данными вольностями, или свободою неправильно понятою. Безграничная преданность ГОСУДАРЮ всей Россіи служитъ наилучшимъ доказательствомъ той пользы, которую Онъ принесъ Россіи, и — той отеческой любви, которую Онъ имѣетъ къ ней. И мы вѣримъ, что Богъ надолго сохранитъ намъ нашего благостнаго Монарха, ибо за него творится усиленная молитва всей Россіей. Господь внемлетъ съ небесъ этой пламенной молитвѣ, видитъ слезы вѣрныхъ подданныхъ, и — дни на дни прило/с. 218/житъ ему; а Онъ, нашъ возлюбленный Царь, болѣе и болѣе возъуповаетъ на Бога, и милостію Вышняго не подвижится (Псал. 20, 8) и силою Его будетъ, какъ столбъ непоколебимый, и какъ камень, на который кто упадетъ, разобьется, по слову Спасителя нашего, а на кого онъ упадетъ, того онъ раздавитъ (Лук. 20, 18).

Будемъ же всѣ, братія и сестры, съ удвоеннымъ усердіемъ молиться за Него Господу Силъ, да разрушитъ Онъ всѣ коварные замыслы нечестивыхъ и да обратитѣ злобу ихъ на головы ихъ самихъ. Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, и да бѣжать отъ лица Его ненавидящіи Его (Псал. 67, 2).

Рука Твоя найдетъ всѣхъ враговъ Твоихъ, десница Твоя найдетъ всѣхъ ненавидящяхъ Тебя. Во время гнѣва Твоего Ты сдѣлаешь ихъ, какъ печь огненную; во гнѣвѣ Своемъ Господь погубитъ ихъ, и пожретъ ихъ огонь. Ты истребишь плодъ ихъ съ земли и сѣмя ихъ — изъ среды сыновъ человѣческихъ. Ибо они предприняли противъ Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить ихъ (Псал. 20, 9-12).

Будемъ искоренять всѣми силами и изъ собственныхъ сердецъ нашихъ всякій видъ грѣха, который есть крамола, мятежъ противъ Бога и Его закона, Его правды и святости, и постараемся глубоко насадить въ себѣ всякую добродѣтель, особенно боголюбезное смиреніе и незлобіе, покорность и преданность установленнымъ отъ Бога властямъ; — любовь къ посильному, честному труду и отвращеніе къ праздности, матери пороковъ; — довольство своимъ состояніемъ, сколько бы ни было оно скромно или ничтожно, и въ концѣ концовъ — всегдашнее памятованіе своихъ немощей и грѣховъ и покаяніе мытарево, съ его краткою, но сердечною, глубокознаменательною молитвою: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 13)! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 215-218.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.