Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе I. Поученія, слова и рѣчи на Храмовые праздники и разные случаи.
Слово въ день св. апостола Андрея Первозваннаго.

Чесо ищета? (Іоан. 1, 38).

Святый Апостолъ Христовъ Андрей Первозванный былъ сначала ученикомъ Іоанна Крестителя, приготовлявшаго народъ къ принятію Іисуса Христа. Когда Предтеча указалъ народу на Спасителя, явившагося изъ пустыни къ народу и сказалъ: се Агнецъ Божій (Іоан. 1, 36), — тогда Андрей тотчасъ пошелъ за Нимъ. Господь, оборотясь и увидѣвши его съ другимъ ученикомъ Іоанновымъ, спросилъ ихъ: чего вы ищете? Тѣ отвѣчали: учитель! гдѣ Ты живешь? Онъ отвѣчалъ: пріидите и увидите. Тѣ пришли и увидѣли, гдѣ Онъ жилъ и пробыли у Него тотъ день. Вскорѣ послѣ этого Господь позвалъ рыбаря Андрея, съ братомъ его Петромъ, послѣ чудесной ловли рыбы, — слѣдовать за Собою — для спасительной ловитвы человѣковъ, и съ того времени они не разлучались болѣе со Христомъ, были вѣрны Ему до конца и изъ любви къ Нему положили жизнь свою.

/с. 30/ Возлюбленные братія! въ нынѣшній день прилично предложить и вамъ вопросъ: чего вы ищете? Для чего вы пришли въ храмъ этотъ? Чего мы всѣ ищемъ въ жизни своей? Ищемъ-ли мы Христа, какъ искали Его сначала смиренные рыбари и, въ числѣ ихъ св. Апостолъ Андрей?

Всего люди ищутъ въ жизни: здоровья, богатства, прибытка, знакомства, друзей, чести и удовольствій разнаго рода мірскихъ, и иногда суетныхъ знаній, только немногіе ищутъ Христа Спасителя. Многимъ Можетъ показаться даже страннымъ — искать Христа; скажутъ: мы и христіанами называемся отъ Христа, и пречистый образъ Его видимъ — и у себя дома и въ Церкви Божіей, — и сладчайшее имя Его и сами произносимъ и въ храмахъ Божіихъ слышимъ, — кажется, намъ Христа искать не нужно. Ищутъ того, чего не имѣютъ, въ чемъ нуждаются. А мы, кажется, Христа имѣемъ. То правда, что имѣемъ, но не Христа Самаго, а иконы Его, имѣемъ имя Его, но только на языкѣ больше, а не въ сердцѣ; знаемъ Его, но на словахъ больше, а не на дѣлѣ. А это, возлюбленные, разность большая, — такая разность, какая находится, напримѣръ, между тѣнью и самымъ предметомъ, бросающимъ тѣнь. А Христа именно надобно имѣть въ сердцѣ, т. е. во внутреннемъ нашемъ человѣкѣ — въ душѣ, потому что Христосъ, какъ Богъ, есть Духъ, вездѣ и все наполняющій. Царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21), говоритъ Господь. Св. Апостолъ Павелъ сильно желалъ чтобы Христосъ чрезъ вѣру вселился въ сердца христіанъ; именно онъ говорилъ: да дастъ вамъ Богъ по богатству славы Своея, силою утвердитися, Духомъ Его во внутреннѣмъ человѣцѣ вселитися Христу вѣрою въ сердца ваша (Ефес. 3, 16. 17).

/с. 31/ Да, то несомнѣнно, что у многихъ изъ насъ въ сердцѣ нѣтъ Христа, а вмѣсто Христа сердца наши заняты другимъ, что противно Христу, нашему Богу и Спасителю, что противно истинному нашему благу, что вредитъ спасенію нашей души, — а отъ того нѣтъ у насъ и жизни истинно христіанской.

Чѣмъ-же заняты сердца наши? Единъ Богъ, испытующій сердца и утробы (Псал. 7, 10) наши, видитъ, что у всѣхъ насъ бываетъ на сердцѣ, — къ чему оно привязано и, если бы намъ далъ Господь видѣть всю глубину сердецъ своихъ, то мы сами съ ужасомъ отвратили-бы очи свои отъ этого скопища всякой нечистоты. Посмотримъ каждый въ свое сердце и скажемъ предъ своею совѣстію: чѣмъ бываютъ больше заняты наши сердца? Не страсти-ли, братія, не грѣхи ли вольные и невольные — обыкновенные и всегдашніе обитатели нашихъ сердецъ?

Теперь видите, живетъ-ли Христосъ въ нашихъ сердцахъ? Сладчайшій Іисусе! жизнь наша, наша крѣпость и сила, нашъ Богъ, наше радованіе, — гдѣ Ты? Гдѣ живеши? — Въ чистыхъ сердцахъ, возлюбленные братія, — въ сокрушенныхъ и смиренныхъ сердцахъ, — тамъ, гдѣ не оскорбляютъ Его маловѣріемъ или невѣріемъ, оскорбительнымъ равнодушіемъ къ Нему, Богу и Спасителю, тамъ, гдѣ христіане не предпочитаютъ Ему временной сладости грѣха, откуда изгнаны кумиры страстей, гдѣ грубое вещество не предпочитается царствію Божію, гдѣ часто думаютъ о небесномъ, какъ созданные для неба и искупленные для неба, для вѣчности, — гдѣ ищутъ правды Божіей, тамъ, гдѣ Его цѣнятъ, гдѣ внимательны къ Его заповѣдямъ на всякое время и на всякій часъ. Тамъ Онъ живетъ. И что Онъ тамъ дѣлаетъ? — О, /с. 32/ если-бы мы знали (и конечно, нѣкоторые знаютъ), что Онъ дѣлаетъ въ достойныхъ сердцахъ, — въ этихъ средоточіяхъ человѣческой жизни, — какъ Онъ покоитъ, услаждаетъ, радуетъ эти добрыя сердца и какъ блаженны Имъ эти сердца, предвкушающія на землѣ небесное блаженство!

Возлюбленные братія! Господь есть Жизнодавецъ нашъ, свѣтъ, сила, радость, покой и блаженство нашихъ душъ, какъ Онъ Самъ говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи грѣхами, борьбою съ плотію и діаволомъ, со скорбями и болѣзнями, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28); и съ Нимъ-то — человѣкъ живетъ полною жизнію, жизнію истинною, разумною, цѣльною, достойною христіанина; а безъ Него, — что за жизнь? — Жизнь, которую люди проводятъ безъ Него и не для Него, есть только, такъ сказать, отребіе жизни, жалкое прозябаніе.

Св. Апостолъ Андрей Первозванный обрѣтши разъ Христа, прилѣпился къ Нему всѣмъ сердцемъ своимъ, и не смотря ни на какіе труды, скорби, бѣды и гоненія, неизбѣжныя при благовѣстіи Евангелія людямъ безбожнымъ и развратнымъ, онъ всю жизнь свою остался вѣренъ Христу, проповѣдуя разнымъ племенамъ и языкамъ царствіе Божіе, все претерпѣлъ изъ любви къ Нему, до смерти крестной.

И такъ, возлюбленные братія, надобно, непремѣнно надобно искать намъ Христа и надобно найти Его и быть съ Нимъ всегда: вѣдь безъ Христа кто будетъ избавлять насъ отъ грѣховъ, которые связываютъ насъ каждый день и часъ, и кто избавитъ насъ отъ мукъ вѣчныхъ? — Единъ Сынъ Божій имѣетъ власть на земли отпущати грѣхи (Мѳ. 9, 6; Мар. 2, 10); единъ Онъ имѣетъ ключи ада и смерти, царства небеснаго и жизни. /с. 33/ Безъ Христа мы не можемъ дѣлать добрыхъ дѣлъ, которыя составляютъ истинную жизнь нашихъ душъ и для которыхъ мы созданы. Безъ Него — кто утѣшитъ скорбящія души? Кто поможетъ въ искушеніи? Кто управитъ безбѣдно корабль нашей жизни и введетъ въ тихую пристань? — Азъ есмь воскрешеніе и животъ (Іоан. 11, 25), говоритъ Господь.

И найти Іисуса Христа — дѣло нетрудное. Такъ какъ Онъ вездѣ и все — весь міръ наполняетъ Собою: то не можетъ быть, чтобы Онъ не былъ близко отъ каждаго изъ насъ и чтобы Онъ не касался насъ. Я Богъ вблизи, а не Богъ издали (Іер. 23, 23), говоритъ Онъ чрезъ пророка. Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Мѳ. 28, 20). Да, Онъ точно касается насъ, и очень нерѣдко; мало того: Онъ стоитъ у самаго сердца нашего грѣшнаго и стучитъ въ него, чтобы мы отворили его вѣрою и любовію и перестали утѣсняться въ утробахъ своихъ, — чтобы сознали себя отъ всего сердца грѣшниками и вздохнули о грѣхахъ своихъ, которые препятствуютъ Ему, всесвятому, войти въ наше сердце. Грѣси ваши разлучаютъ васъ между вами и между Богомъ, — говоритъ пророкъ, и грѣхъ ради вашихъ Онъ отвращаетъ лице Свое отъ васъ (Исаіи 59, 2). И лишь только Онъ увидитъ расположеніе нашего сердца къ принятію Его благодати, тотчасъ входитъ въ него и начинаетъ покоить и услаждать его. Се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20), говоритъ Господь. Ахъ! какъ Онъ часто бесѣдуетъ съ вѣрными рабами Своими, какъ съ истинными друзьями! Такъ, братія возлюбленные, Христосъ васъ и Самъ ищетъ: вамъ только надобно идти къ Нему на встрѣчу, и лишь только пойдете /с. 34/ къ Нему сердцемъ, вѣрно встрѣтитесь съ Нимъ: потому что съ кѣмъ легче всего встрѣтиться, какъ не съ вездѣсущимъ Богомъ, коего владычество на всякомъ мѣстѣ.

А какъ узнать, что кто-либо изъ насъ нашелъ Христа Спасителя и близокъ къ Нему? — Близкій ко Христу человѣкъ обращается часто въ молитвѣ вѣрою и любовію ко Христу, часто произноситъ отъ сердца Его сладчайшее имя, часто призываетъ Его въ помощь; потому что не можетъ часто не обращаться къ Нему и не призывать Его; потому что безъ Христа онъ немощенъ, скорбенъ, нерадостенъ. Близкій ко Христу часто читаетъ или слушаетъ съ дѣтскою любовію и простотою слово Его; ищетъ частаго соединенія съ Нимъ въ пречистыхъ и животворящихъ Его Тайнахъ; доволенъ всѣмъ тѣмъ, что имѣетъ и что съ нимъ случается; по силамъ своимъ старается объ исполненіи заповѣдей Христовыхъ. — Оттого мы видимъ, что близкіе ко Христу люди не выпускаютъ Его изъ своихъ мыслей и сердца; Онъ несходитъ, такъ сказать, съ ихъ устъ. Они живутъ Имъ: Онъ — ихъ дыханіе, нища, питье, одежда, жилище, все: по причинѣ сладости, благодатнаго къ ихъ сердцу прикосновенія Іисуса Христа, они, такъ сказать, прилипаютъ къ Нему всѣмъ своимъ существомъ, подобно Давиду, который пѣлъ Богу: прильпе душа моя по Тебѣ (Псал. 62, 9), коль множицею Тебѣ плоть моя (Псал. 62, 2), — и въ этомъ прильпеніи находятъ для себя неизреченное блаженство, котораго не знаетъ міръ прелюбодѣйный и грѣшный. Намъ прилѣплятися Богови благо есть (Псал. 72, 28) — взываютъ они — и на всѣ радости, на всѣ блага земныя взираютъ равнодушно. Впрочемъ они испытываютъ нерѣдко и скорби, которыя попускаетъ на нихъ лю/с. 35/бящій Владыка — съ тѣмъ, чтобы очиститъ ими сердца ихъ отъ всякой, иногда незамѣтной для нихъ самихъ скверны грѣха. Потому-то, кто хочетъ быть со Христомъ, тотъ не долженъ убѣгать и скорбей, но при радостяхъ нести и крестъ.

А почему знать, что кто-нибудь изъ насъ далекъ отъ Христа? Далекій сердцемъ и душою отъ Христа человѣкъ рѣдко, рѣдко обращается мыслями ко Христу, т. е. рѣдко молится, и то безъ сердечной вѣры и любви, рѣдко ходитъ въ храмъ Божій, и то по привычкѣ и для виду, чтобы не отстать отъ другихъ; не стоитъ въ немъ скромно, смиренно, съ благоговѣніемъ, а — или блуждаетъ мыслями гдѣ-нибудь внѣ храма, или разговариваетъ о чемъ-нибудь житейскомъ, или даже смѣется; а когда обращаетъ свои мысли къ Богу, то обращаетъ ихъ съ какою-то мертвою безчувственностію, какъ къ Лицу, которое мало знакомо его сердцу, которое не радуетъ и не услаждаетъ его сердца, не имѣетъ для него привлекательности. Далекій сердцемъ отъ Христа человѣкъ не читаетъ слова Божія и не слушаетъ его добрымъ и благимъ сердцемъ; онъ всегда почти недоволенъ тѣмъ, что имѣетъ и тѣмъ, что съ нимъ бываетъ; часто ропщетъ, малодушествуетъ, унываетъ, отчаявается. Такой человѣкъ ни за что почитаетъ и позволяетъ себѣ всякіе грѣхи: ложь, обманъ, клятвопреступленіе, божбу, лукавство, гордость, блудъ, прелюбодѣяніе, объяденіе, пьянство, ненависть, мщеніе, зависть, кощунство, сквернословіе, словомъ: всякій грѣхъ ему ни почемъ; онъ беззаконіе пьетъ, какъ воду, собирая на свою голову гнѣвъ Божій, какъ угли огненные — въ страшный день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 5). Такой человѣкъ часто не знаетъ и знатъ не хочетъ /с. 36/ заповѣдей Спасителя, не говоря уже о томъ, что не старается исполнять ихъ, какъ будто нѣтъ для него закона, а онъ самъ себѣ законъ, какъ будто онъ — исключеніе изъ людей.

Вотъ, братія, знаки, по которымъ можете узнать, кто изъ васъ нашелъ Христа и кто не нашелъ Его: кто близокъ къ Нему и кто далекъ отъ Него. Крайняго сожалѣнія достойны тѣ, которые не нашли и не ищутъ Христа-Спасителя, коихъ всѣ мысли и заботы обращены только къ житейскому, кои того только и ищутъ, какъ бы пріятнѣе и разнообразнѣе жить, какъ бы удовлетворить своимъ похотямъ, коими они стараютъ и отъ коихъ разслабѣваютъ постоянно; — какъ бы время убить, которое не знаютъ куда употребить, хотя время ихъ ищетъ, и, не находя ихъ, не собирая ихъ въ себѣ самихъ, быстро мчится въ ихъ глазахъ: летятъ дни за днями, годы за годами, пока наконецъ ударитъ для нихъ послѣдній грозный часъ и имъ скажутъ: стойте! ваше теченіе совершилось, ваше время потеряно и грѣхи и беззаконія ваши всѣ пришли предъ васъ и осуждаютъ васъ на мученіе въ гeеннѣ или въ озерѣ огненномъ.

Возлюбленные братія! ищите Іисуса Христа сердечною вѣрою и любовію, не забывайте, что Онъ положилъ за насъ душу Свою на крестѣ, чтобы избавить насъ отъ грѣховъ и вѣчныхъ мученій и чтобы обитать въ сердцахъ нашихъ для нашего же блаженства; не забывайте, что всѣ мы куплены цѣною крови Его и должны принадлежать Ему, какъ Искупителю.

Время наше исчислено и измѣрено и каждый бой часовъ напоминаетъ намъ искать Того, Кто сотворилъ время и Самъ стоитъ выше всякой мѣры времени, и насъ можетъ исхитить изъ его всеразрушающаго потока, т. е. ищите — опять скажу — Христа, Которымъ /с. 37/ и вѣки сотворены и Который есть воскресеніе наше и жизнь наша вѣчная. Каждый бой часовъ какъ бы говоритъ намъ: внимайте! вамъ осталось меньше однимъ часомъ до жизни загробной, въ которой нѣтъ часовъ и дней, а одинъ безконечный день вѣчности. Не прельщайтесь временною сладостью грѣха: она пройдетъ, какъ сонъ, оставивъ душу пустою, болѣзненною, стенящею; она отнимаетъ драгоцѣнное время у души и губитъ ее для вѣчности. Не тратьте времени напрасно и въ бездѣйствіи, но каждый изъ васъ данный отъ Бога талантъ трудолюбно дѣлай; попекитесь о стяжаніи нетлѣнныхъ благъ въ царствѣ небесномъ, въ которое прежде васъ перешли милліоны людей, достигшіе упокоенія и радости непрестанными трудами жизни временной, пóтомъ и слезами. Спѣшите истреблять въ себѣ грѣхъ во всѣхъ его видахъ, при помощи Христа Спасителя, и помните, что еже посѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7), по непреложному закону Божіей правды.

И такъ, пока есть время, поспѣшимъ найти Христа и вселить Его вѣрою въ сердца наши, чтобы безъ Него не сдѣлаться намъ добычею огня гeенскаго, по написанному: аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ, якоже розга, и изсышетъ, и собираютъ ю, и во огнъ влагаютъ, и сгараетъ (Іоан. 15, 6). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 29-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.