Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе I. Поученія, слова и рѣчи на Храмовые праздники и разные случаи.
Слово на день памяти святаго, славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

Азъ послахъ вы жати, идѣже вы не трудистeся; иніи трудишася, и вы въ трудъ ихъ внидосте (Іоан. 4, 38).

Въ числѣ жнецовъ, посланныхъ Господомъ Іисусомъ Христомъ на духовную всемірную ниву, былъ и празднуемый нынѣ нами жнецъ великаго Земледѣлателя, святый Апостолъ Андрей Первозванный. И потрудился онъ для Господа, ради спасенія душъ человѣческихъ, всѣмъ сердцемъ, въ теченіи всей остальной жизни своей, и получилъ мзду трудовъ своихъ отъ Него и собралъ плоды многіе въ жизнь вѣчную. Насъ, современныхъ пастырей земли русской Господь также послалъ на жатву духовную, послалъ туда, гдѣ мы не трудились; иные прежде насъ трудились на нивѣ душъ, а мы вошли уже въ трудъ ихъ. Кто же, прежде насъ, нынѣшнихъ и прежде /с. 23/ бывшихъ пастырей земли русской, трудился на Руси въ сѣяніи Слова Божія? — Еще задолго прежде, чѣмъ наше отечество стало христіанскою землею, въ ней трудился на духовной нивѣ посланный Самимъ небеснымъ Сѣятелемъ св. Апостолъ Его Андрей Первозванный. Дошедши съ проповѣдію небесною до горъ Кіевскихъ, онъ сказалъ ученикамъ своимъ: «видите-ли горы сія? Яко на сихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія, и градъ великъ имать быти и церкви многи имать Богъ воздвигнути». (Несторъ лѣтописецъ). Пророческія слова его сбылись: на Кіевскихъ горахъ возсіяла христіанская вѣра, и оттолѣ распространилась вскорѣ по всему нашему обширному отечеству; создались безчисленные храмы, просіяла въ членахъ русской земли жизнь христіанская, и небеснымъ Сѣятелемъ собраны плоды въ жизнь вѣчную.

Итакъ св. апостолъ Андрей Первозванный сугубо близокъ, дорогъ и любезенъ намъ, — и вообще, какъ апостолъ Христовъ, и какъ благовѣстникъ Слова Божія въ нашемъ отечествѣ, какъ участникъ въ нашемъ духовномъ возрожденіи, близокъ по духу отеческой его къ намъ любви; и хотя посѣянное имъ сѣмя небеснаго ученія на Руси скоро было подавлено невѣжествомъ и грубостію тогдашнихъ обитателей ея, — но, когда исполнилось время и духовная почва подготовилась къ воспріятію нетлѣннаго сѣмени Слова Божія, оно весело принялось и разрослось по всему обширному пространству ея. Извѣстно изъ исторіи, что еще задолго до равноапостольнаго князя Владиміра, вѣра христіанская водворилась въ Россіи, а при этомъ св. князѣ она утвердилась въ ней, и изъ Византіи, въ которой св. апостолъ Андрей Первозванный насадилъ вѣру Христову и которой поставилъ перваго епископа, Россія получала первыхъ пастырей и учителей вѣры. Потому-то Россія особенно чтитъ имя /с. 24/ св. Апостола Андрея Первозваннаго, имѣетъ много храмовъ, посвященныхъ его имени и установила орденъ его имени. И такъ прямо и косвенно мы обязаны своимъ безцѣннымъ наслѣдіемъ вѣры православной, вмѣстѣ съ апостолами, оставившими намъ свои писанія, и св. Апостолу Андрею Первозванному, весьма долго и много трудившемуся въ бросаніи сѣмянъ вѣры Христовой на весьма обширномъ міровомъ полѣ, въ томъ числѣ и на Руси. Вспомнимъ же благодарно и съ любовію его труды, боренія, опасности, раны, которымъ онъ подвергалъ себя ради Бога и нашего спасенія, и самую смерть, которую онъ подъялъ за Христа и за Его дѣло, бывъ распятъ на крестѣ. Его молитвамъ и трудамъ Россія обязана своею вѣрою и своимъ благостояніемъ въ вѣрѣ. Онъ сѣялъ слезами и словомъ любви, и вотъ земля русская принесла обильные плоды вѣры и добродѣтелей христіанскихъ, плоды нетлѣнія и святыни въ лицѣ безчисленныхъ святыхъ, въ ея предѣлахъ почивающихъ нетлѣнно, плоды духовнаго просвѣщенія и христіанской гражданственности: ибо именно христіанская вѣра дала нашему отечеству хорошо устроенную гражданскую жизнь и двинула насъ на путь просвѣщенія духовнаго и гражданскаго.

Будемъ съ благодарностію пользоваться благими плодами вѣры и благочестія и назидаться великими примѣрами нашихъ доблестныхъ предковъ, въ особенности-же, какъ христіане, вписанные въ число небесныхъ тражданъ, будемъ назидаться примѣрами свято пожившихъ отцовъ и угодниковъ Божіихъ, ихъ жизнію, добродѣтелями, ихъ нетлѣнными чудоточными мощами. Подивимся силѣ Божіей, въ нихъ почивающей, и будемъ сами чаще возводить очи нашихъ сердецъ горѣ, къ небесному отечеству, котораго они достигли; о /с. 25/ горнемъ да помышляемъ, а не о земномъ (Колос. 3, 2) только: станемъ подражать вѣрѣ ихъ, любви къ Богу и ближнимъ, и не забудемъ отца и первоначальника вѣры Христовой въ землѣ нашей св. Апостола Андрея Первозваннаго.

Нынѣ благовременно намъ спросить себя: живемъ-ли мы въ самой вещи по вѣрѣ, проводимъ-ли ее въ свою жизнь, занимаемся-ли дѣломъ самопознанія, покаянія, возрожденія и обновленія всѣхъ силъ душевныхъ, растемъ-ли и зрѣемъ-ли духовно, какъ пшеница въ полѣ?

Мы интересуемся всѣмъ въ мірѣ: политикой, торговлей, промышленностію, вопросами научными, искусствами и художествами, въ особенности искусствомъ сценическимъ (театромъ) и музыкальнымъ, читаемъ все, что попадетъ подъ руки, наибольшею частію такъ называемое легкое чтеніе, имѣющее значеніе только на одинъ день; слишкомъ усердствуемъ для удовлетворенія потребностей и прихотей своего тѣла; заботимся умножать свое земное состояніе, усильно гоняемся за преимуществами и отличіями міра сего; но заглядываемъ-ли искренно въ свою душу, стараемся ли проникать безпристрастнымъ окомъ ума въ сокровенные и глубокіе изгибы своего сердца, познаемъ-ли себя безпристрастно; мы, съ такою жадностію ищущіе узнать все, что дѣлается въ свѣтѣ? А мы должны знать себя, свою душу, ея силы и способности, ея назначеніе для вѣчной жизни въ Богѣ; знать и памятовать о нашемъ общемъ грѣхопаденіи: сознавать искренно всю глубину своего грѣховнаго растлѣнія, неотразимо чувствовать настоятельную нужду въ покаяніи, въ исправленіи себя, въ возрожденіи благодатію Христовою, въ обновленіи /с. 26/ всей нашей жизни, чтобы такимъ образомъ приносить небесному Земледѣлателю, Господу нашему Іисусу Христу, плоды духовные, плоды добрыхъ дѣлъ. Это существенно-необходимый предметъ заботы для каждаго христіанина. Перестанемъ-же, братія, заниматься слишкомъ вещами пустыми, маловажными, а иногда и безполезными, и обратимъ всецѣло вниманіе наше на то, что имѣетъ безконечную важность, на безсмертную душу, созданную по образу и подобію Божію, искупленную честною кровію Сына Божія, и усыновленную Богу, на душу, погибающую во грѣхахъ, болящую тлѣніемъ и страстями смертоносными. Будемъ заниматься этимъ наиважнѣйшимъ дѣломъ каждый день, и во обновленіи жизни ходити начнемъ (Римл. 6, 4). Вотъ такой образъ жизни составилъ-бы для насъ истинный праздникъ духовный, и мы ничѣмъ лучше не почтили-бы памяти св. Апостола Андрея Первозваннаго, какъ именно такимъ образомъ жизни, обновляющейся по вся дни; ибо тогда мы стали-бы истинными чадами его по Богу.

Не забудемъ, братія, что всѣ мы — нива Божія. Дай Богъ, чтобы на этой нивѣ росли и зрѣли только колосья пшеницы, имѣющей быть собранною въ житницу Господню, а не плевелы, не сорная трава, которая брошена будетъ въ печь вѣчнаго отня. Да возращаемъ усердно и въ терпѣніи плоды добродѣтелей; будемъ искоренять съ усиліемъ, съ принужденіемъ, при тяжкихъ бореніяхъ и скорбяхъ изъ сердца своего плевелы страстей, грѣховныхъ наклонностей и привычекъ, и совлекаться ветхаго человѣка, наслѣдованнаго нами преемственно отъ Адама, падшаго и растлѣвшаго чрезъ преступленіе заповѣди Божіей; облечемся въ новаго человѣка, созданнаго по образу /с. 27/ Божію въ правдѣ и святости; будемъ присвояться Богу и болѣе и болѣе духовнымъ присвоеніемъ, т. е. вѣрою, упованіемъ, любовію, воздержаніемъ, чистотою, кротостію, смиреніемъ, простотою и незлобіемъ, нестяжаніемъ, истиннымъ доброжелательствомъ и милосердіемъ другъ къ другу, снисхожденіемъ, терпѣніемъ, участіемъ въ скорбяхъ, печаляхъ, нуждахъ и болѣзняхъ другъ друга. Это духовное, нетлѣнное сѣмя, которое бывъ посѣяно въ здѣшней жизни, принесетъ сторичный плодъ въ вѣчности. Царство Божіе, говоритъ Господъ, подобно тому, какъ если человѣкъ броситъ сѣмя въ землю; и спитъ, и встаету ночью и днемъ; и какъ сѣмя всходитъ и растетъ, не знаетъ онъ. Ибо земля сама собою производитъ сперва зелень, потомъ колосъ, потомъ полное зерно въ колосѣ. Когда же созрѣетъ плодъ, немедленно посылаетъ серпъ, потому что настала жатва (Мар. 4, 25-29). Сѣйте же всякое добро въ изобиліи, какое кто можетъ, чтобы въ день жатвы никому не остаться въ стыдѣ и не услышать страшнаго приговора Судіи, осуждающаго во тьму кромѣшнюю. Неключимаго раба, сказано, вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Мѳ. 25, 30). Да, братія мои, настанетъ, и, можетъ быть скоро уже, день всемірной жатвы, и тогда всѣ усердно сѣявшіе добро, въ преизбыткѣ безмѣрномъ пожнутъ все, что сѣяли, и услышатъ отъ Господа Своего вожделѣнный гласъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царство отъ сложенія міра (Мѳ. 25, 34). Се гряду скоро, говоритъ Господь, и мзда Моя со Мною воздати коемуждо по дѣломъ его. Обидяй да обидитъ еще, и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творитъ еще, и святый да святится еще. Азъ есмь Алфа и Омега, начатокъ и конецъ, первый и послѣдній. /с. 28/ Видѣхъ, говоритъ св. Іоаннъ Богословъ въ откровеніи, и се облакъ свѣтелъ, и на облацѣ сѣдяй подобенъ Сыну человѣческому, имѣя на главѣ Своей вѣнецъ златъ, и въ руцѣ Его серпъ остръ. И инъ Ангелъ изыде изъ храма, вопія веліимъ гласомъ сѣдящему на облацѣ: посли сернъ твой и жни, яко пріиде часъ пожати, зане изсше жатва земная. И поверже сѣдяй на облацѣ серпъ Свой на землю, и пожата бысть земля (Апок. 22, 11-13; 14, 14-16).

Мы, братія, эта жатва. И серпъ Божій пожинаетъ около насъ каждый день свои жертвы. Дойдетъ скоро этотъ серпъ и до насъ. Приготовимся же, чтобы онъ не пожалъ насъ неготовыми.

Св. Апостоле Андрее Первозванне! твоими благопріятными и мощными молитвами содѣлай насъ нивою Божіею, да изобилуетъ и градъ сей и отечество наше духовною пшеницею, людьми изобилующими всякою добродѣтелію. Ты, породившій Богу благовѣстіемъ своимъ тьмы темъ чадъ духовныхъ, породи и насъ, уже отрожденныхъ водою и Духомъ, породи молитвами твоими къ жизни о Господѣ, новой, святой, умертви въ насъ плотское мудрованіе, всякую страсть, да облечемся въ новаго человѣка и будемъ пріятною Богу жертвою, добрымъ начаткомъ гумна Его. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 22-28.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.