Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе I. Поученія, слова и рѣчи на Храмовые праздники и разные случаи.
Слово въ день памяти святаго славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

Богъ ны посланники послѣднія яви яко насмертники: зане позоръ быхомъ міру и Ангеломъ и человѣкомъ (1 Кор. 4, 9).

Нынѣшній разъ, въ день славной памяти святаго Апостола Андрея Первозваннаго, мы займемся объясненіемъ дневнаго чтенія изъ Апостола, потому что это чтеніе въ краткихъ чертахъ даетъ намъ понятіе о всей дѣятельности апостоловъ Христовыхъ и значитъ также — и святаго Апостола Андрея Первозваннаго, о ихъ горячей любви ко Христу и къ людямъ, о ихъ высокой и непоколебимой вѣрѣ и упованіи вѣчной жизни, о ихъ самоотверженіи ради Бога и спасенія людей, о совершенномъ презрѣніи ими всего, что льститъ здѣсь — въ этомъ вѣкѣ чувствамъ ветхаго человѣка. Вотъ это чтеніе изъ Апостола по-русски: «я думаю, что намъ, послѣднимъ посланникамъ, Богъ судилъ быть какъ бы приговоренными къ смерти; потому что мы сдѣлались позорищемъ для міра, для /с. 14/ Ангеловъ и человѣковъ. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христѣ; мы немощны, а вы крѣпки; вы въ славѣ, а мы въ безчестіи. Даже донынѣ терпимъ голодъ и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословятъ насъ, мы благословляемъ; гонятъ насъ, мы терпимъ; хулятъ насъ, мы молимъ; мы, какъ соръ для міра, какъ прахъ, всѣми попираемый донынѣ. Не къ постыженію вашему пишу сіе, но вразумляю васъ, какъ возлюбленныхъ дѣтей моихъ. Ибо хотя у васъ тысячи наставниковъ во Христѣ, но немного отцовъ; я родилъ васъ во Христѣ Іисусѣ благовѣствованіемъ. Посему умоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я — Христу» (1 Кор. 4, 9-16). Какъ видите, слова святаго Апостола Павла съ перваго раза трудны для разумѣнія и требуютъ поясненія. И во-первыхъ, что значатъ эти слова Апостола? Я думаю, что намъ, послѣднимъ посланникамъ, судилъ Богъ быть какъ бы приговоренными къ смерти? Чтобы понять эти слова Апостола, припомнимъ, что предсказывалъ Іисусъ Христосъ ученикамъ Своимъ? Онъ предсказывалъ имъ ненависть міра, гоненія, побои, смерть насильственную. Почему такъ? Почему міръ принялъ такъ враждебно своихъ просвѣтителей, преобразователей, обновителей? Потому, что онъ былъ прелюбодѣенъ и грѣшенъ и до того растлѣнъ, что зло считалъ добромъ, благополучіемъ, а добродѣтель — нечестіемъ, и всѣхъ, кто посягалъ на исправленіе, обновленіе его, почиталъ дерзкими, нечестивыми, возмутителями общественнаго спокойствія. Міръ спалъ во грѣхахъ и не думалъ пробуждаться. И вотъ, когда явились люди, которые начали будить его отъ сладкой дремоты грѣха, когда апостолы стали изобличать заблужденія міра и возвѣщать новое ученіе, новую жизнь, новыя правила /с. 15/ жизни, покаяніе, распинаніе плоти съ ея страстями и похотями, когда тронули они больныя мѣста растлѣннаго міра, когда они затронули темную и злобную власть веліара, т. е. діавола, царствовавшаго свободно надъ міромъ въ продолженіе тысячелѣтій, тогда воспрянулъ міръ отъ сна своего и вооружился всею силою злобы на пробудившихъ его отъ этого сна, т. е. на апостоловъ, представшихъ къ нему съ свѣтомъ небесной истины, потому что для него болѣзнью былъ свѣтъ этой истины, и — началъ ихъ преслѣдовать какъ враговъ, какъ возмутителей общественной тишины, какъ злодѣевъ, какъ противниковъ власти кесаревой — и какихъ клеветъ не было взведено на посланниковъ Господнихъ! И вотъ начали апостоловъ поносить, застращивать, бить, заключать въ оковы и въ темницы, предавать мукамъ, обезглавливать, распинать на крестахъ. Послѣ этого объясненія понятны, приведенныя выше слова Апостола, что имъ Богъ судилъ быть какъ бы приговоренными къ смерти, потому что они были посланы, какъ овцы въ среду волковъ, потому что міръ скрежеталъ на нихъ зубами, какъ лютый звѣрь и готовилъ имъ разные роды смертей. Вотъ почему дальше и говоритъ Апостолъ: мы сдѣлались позорищемъ для міра, для Ангеловъ и человѣковъ; позорищемъ — ибо и Самъ Господь Іисусъ Христосъ, ведомый на крестъ и распятый на крестѣ, былъ какъ бы позоромъ для міра, для Ангеловъ и человѣковъ. Но почему апостолы называютъ себя послѣдними посланниками? Послѣдними посланниками называютъ себя потому, что они дѣйствительно были послѣдними чрезвычайными посланниками Божіими, вооруженные чрезвычайными дарами языковъ, чудесъ и пророчествъ. Прежде апостоловъ чрезвычайными посланниками Божіими были пророки, и въ особенности — послѣдній изъ ветхозавѣтныхъ про/с. 16/роковъ Іоаннъ Предтеча. Послѣднимъ наичрезвычайнымъ посланникомъ былъ Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ, какъ Самъ Онъ говоритъ въ Евангеліи: послѣди же посла къ нимъ, т. е. Богъ, Сына Своего (Мѳ. 21, 37), а послѣ Него апостолы, отъ Него посланные, какъ Самъ сказалъ: яко же посла мя Отецъ, и Азъ посылаю вы (Іоан. 20, 21). Послѣдними посланниками апостолы называются въ томъ смыслѣ, что послѣ нихъ уже не будетъ такихъ посланниковъ до скончанія міра: ибо Евангеліе, возвѣщенное ими, есть завѣтъ вѣчный, который не прейдетъ.

Теперь послушаемъ, что дальше говоритъ Апостолъ: мы, говоритъ, безумны Христа ради, а вы, т. е. Коринѳяне, мудры во Христѣ. Что это значитъ? Умудренные Духомъ Святымъ апостолы, весь міръ ученіемъ своимъ просвѣтившіе, называютъ себя безумными Христа ради. Чтобы понятъ эти слова, надо ихъ поставить въ связи съ слѣдующими словами того же Апостола: никто не обольщай самого себя. Если кто изъ васъ думаетъ быть мудрымъ въ вѣкѣ семъ, тотъ будь безумнымъ, чтобъ быть мудрымъ. Ибо мудрость міра сего есть безуміе предъ Богомъ, какъ написано: Господь знаетъ умствованія мудрецовъ, что они суетны (1 Кор. 3, 18-20). И такъ апостолы называютъ себя безумными ради Христа потому, что они отвергли мудрость земную, суетную, которая есть безуміе предъ Богомъ и послѣдовали мудрости Божіей, которая въ очахъ міра есть какъ безуміе. Въ этомъ смыслѣ назывались безумными и юродивые Христа ради, напримѣръ Андрей Христа ради юродивый: по наружности они были какъ бы безумные, а въ сущности — великіе мудрецы Христовы.

Мы, говоритъ Апостолъ, безумны Христа ради, а вы мудры во Христѣ, т. е. вы обращаете все внима/с. 17/ніе на внѣшнюю мудрость учителей вѣры, ибо Коринѳяне препирались между собою и говорили: я Павловъ, я Аполлосовъ, я Киѳинъ, т. е. Петровъ, а я Христовъ; вы утверждаете, что вотъ этотъ учитель говоритъ краснорѣчиво, а этотъ не такъ — просто; этотъ ученъ, а этотъ не книженъ и простъ, тогда какъ надо было обращать все вниманіе не на красоту и ученость, а на истину и силу слова апостольскаго. Мы немощны, говоритъ, т. е. чужды мірскаго значенія, мірскихъ средствъ, пособій и надѣемся на одну силу Христову, въ немощахъ совершающуюся, а вы крѣпки, т. е. надѣетесь на свои силы и на преимущества своихъ учителей, а силу Христову, силу крестную выпустили изъ виду; вы въ славѣ, а мы въ безчестіи, т. е. вы хвалитесь другъ передъ другомъ своими наставниками, тогда какъ единъ Наставникъ вашъ и нашъ Христосъ (Мѳ. 23, 8), а мы только служители Его. Иногда мы бываемъ сами въ безчестіи, подобно своему Учителю, ибо даже донынѣ терпимъ голодъ и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. На свой голодъ и жажду, наготу и побои Апостолъ указываетъ Коринѳянамъ въ обличеніе ихъ пресыщенія, обогащенія, честолюбія, о чемъ онъ упомянулъ выше говоря: вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать безъ насъ (1 Кор. 4, 8). Но отчего апостолы терпѣли голодъ, жажду и наготу? Развѣ не достоинъ дѣлатель мзды своея (Мѳ. 10, 10)? Достоинъ, безъ всякаго сомнѣнія; но они терпѣли голодъ и жажду, во-первыхъ, ради умерщвленія и порабощенія плоти своей духу, а во-вторыхъ и потому, что при благовѣстническихъ трудахъ имъ часто и некогда было думать о пищѣ; наготу терпѣли для того, что Господь не повелѣлъ имъ имѣть по двѣ ризы (Лук. 9, 3), чтобы ничто ихъ не прель/с. 18/щало, не привязывало къ землѣ, не развлекало ихъ апостольскаго вниманія, которое долженствовало быть устремлено на спасеніе душъ человѣческихъ. Побои терпѣли они за то, что обличали человѣческіе пороки: идолопоклонство, гордость, суевѣріе, лицемѣріе и прочее; скитались потому, что имъ было нужно проносить Евангеліе царствія Божія; трудились работая своими руками для того, чтобы не отяготить своими просьбами никого изъ вѣрующихъ, коихъ большая часть были люди бѣдные, и чтобы показать примѣръ трудолюбія. Злословятъ насъ, говоритъ, мы благословляемъ; гонятъ насъ, мы терпимъ; хулятъ насъ, мы молимъ; мы, какъ соръ для міра, какъ прахъ, всѣми попираемый донынѣ. Какъ овцы, посланные Іисусомъ Христомъ въ средину волковъ, чтобы всякое звѣрство волковъ претворитъ въ овечью кротость. Апостолы, по наставленію и укрѣпленію отъ Господа, были истинными агнцами кротости и незлобія среди злобнаго міра, и своею кротостію и незлобіемъ побѣдили міръ, его злобу, которая не могла устоять предъ божественною кротостію. Люди, видя ихъ кротость, терпѣніе, благосердую молитву за злословящихъ, гонящихъ, убѣждались въ истинѣ и небесномъ происхожденіи Христовой вѣры, которая такъ могущественно, чудно претворяла людей изъ злыхъ въ добрыхъ, которая вселяла въ нихъ такія небесныя свойства — и сами обращались къ вѣрѣ Христовой. И теперь, братія, чѣмъ убѣдиться въ томъ, что мы истинные христіане, или нѣтъ? Нашей кротостію, незлобіемъ; если насъ злословятъ, Мы благословляемъ; если гонятъ насъ, мы терпимъ; если хулятъ насъ, мы молимся за хулителей Богу, чтобы Онъ не поставилъ имъ грѣха сего и обратилъ ихъ сердца къ Нему. Мы, говоритъ далѣе Апостолъ, какъ соръ для міра, какъ прахъ, всѣми попираемый. Отчего такъ? Отчего апостолы, это злато Божіе, были соромъ, /с. 19/ прахомъ для міра? Потому что у міра есть свои драгоцѣнности, свои почтенныя особы: богатство и богатые люди, благородство, образованность свѣтская, дорогія одежды и хорошо одѣтые люди: эти и подобные люди для міра почтенны. А апостолы? Да они бѣдные, алчущіе, жаждущіе, нагіе, не имѣютъ свѣтскаго образованія. За что же ихъ міру уважать? И міръ презиралъ ихъ и нивочто ставилъ за то только, что они не имѣли того, что нравится растлѣнному вкусу міра. А еслибы міръ позналъ то, что они носили въ сердцахъ своихъ? Но гдѣ ему было дойти до этого? Онъ весь вращался на наружности. Такъ и нынѣ блестящая наружность сводитъ всѣхъ съ ума, а скромное благочестіе пренебрегается. Не къ постыженію вашему пишу сіе, говоритъ далѣе Апостолъ, но вразумляю васъ, какъ возлюбленныхъ дѣтей моихъ. Ибо хотя у васъ тысячи наставниковъ во Христѣ, но немного отцовъ; я родилъ васъ во Христѣ Іисусѣ благовѣствованіемъ. Посему умоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я Христу.

И такъ вотъ для чего, братія, святый Апостолъ Павелъ изобразилъ въ чтенномъ нынѣ мѣстѣ изъ его посланія къ Коринѳянамъ образъ жизни и поведенія святыхъ апостоловъ и обличилъ Коринѳянъ въ ихъ нехристіанскомъ поведеніи, чтобы они и мы были подражателями апостоламъ, какъ они — Христу. Обращаемся и мы къ вамъ съ моленіемъ: будьте подражателями, по мѣрѣ силъ вашихъ апостоламъ Христовымъ, если для васъ высокъ, недосягаемъ примѣръ Самаго Іисуса Христа для подражанія, подражайте, каждый по силѣ своей, Его ученикамъ. Ревнители одной свѣтской мудрости, пренебрегающіе мудростію духовною, евангельскою пусть вѣдаютъ, что мудрость міра сего Богъ обратилъ въ безуміе и да будутъ, подобно апостоламъ, безумны ради Христа, чтобы быть /с. 20/ мудрыми, т. е. безумны только повидимому, но въ существѣ дѣла мудрыми; безумными для недальновиднаго, близорукаго взгляда міра, сквозь превратные очки свои все видящаго въ превратномъ видѣ — такъ, что истинная мудрость представляется ему безуміемъ, а безуміе — мудростію, добродѣтель — глупостію, а порокъ — знáкомъ тона современности. Всѣ старайтесь умертвить въ себѣ мудрованіе плотское, напримѣръ, какъ лучше одѣться, какъ обогатиться, а вмѣсто того возлюбите мудрованіе духовное, напримѣръ, какъ облечься во Христа, въ Его добродѣтели, обогатиться добрыми дѣлами. Если вы богаты, то не забывайте, что есть наготующіе, нуждающіеся въ вашемъ милосердіи и маломъ пожертвованіи; вы не жалѣете на свою одежду десятковъ и сотенъ рублей, а бѣдному не пожалѣйте хотя одного рубля на рубище. Если вы не алчете и не жаждете ради Христа: то по крайней мѣрѣ не забывайте, что есть алчущіе и жаждущіе, нуждающіеся въ вашихъ крупицахъ, которыхъ у васъ довольно; отъ избытковъ своихъ одѣвайте и питайте нищую братію вашу; лишайте, хотя отчасти свое тѣло, чтобы пріобрѣсти нѣчто и для души. Вы не скитаетесь, какъ апостолы, изъ одного города въ другой, или изъ дома въ домъ и живете на постоянныхъ мѣстахъ и въ хорошо убранныхъ жилищахъ, но помните, что есть скитающіеся братія и сестры ваши, иногда не имѣющіе гдѣ главу подклонить, трясущіеся отъ холода; они нуждаются въ вашей помощи, имъ нужно дать денегъ на наемъ крова; если нѣкоторые изъ васъ не трудятся, не работаютъ своими руками, потому что удовольствованы всѣмъ, то доставляйте, по крайней мѣрѣ, работу ищущимъ ея и работой поддерживающимъ свое существованіе. Если случится вамъ встрѣтить обиду отъ ближняго, перенесите ее безъ злобы и молитесь за обидящаго: ибо /с. 21/ такова воля Господня; ибо такъ и несравненно больше того терпѣлъ Самъ Господь отъ Своихъ рабовъ и Его апостолы; — въ терпѣніи вашемъ стяжите души вашя (Лук. 21, 19); будьте немощны для грѣха и сильны на добро, терпите безчестіе и поношеніе ради Христа и возненавидьте суетную честь и славу міра сего, да будете подражателями Іисуса Христа и Его апостоловъ и удостоитесь нетлѣннаго царствія Божія, котораго да достигнемъ всѣ, по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 13-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.