Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 3-й.

Отдѣленіе I. Поученія, слова и рѣчи на Храмовые праздники и разные случаи.
Слово на день памяти святаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

И глагола имa (Петру и Андрею Іисусъ Христосъ): грядита по Мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ. Она же абіе оставльша мрежи, по Немъ идоста (Матѳ. 4, 19 и 20).

Спаситель человѣковъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, послѣ сорокадневнаго поста и искушенія Своего въ пустынѣ, явясь міру, пришелъ въ языческую страну Галилею, проповѣдуя Евангеліе царствія Божія и говоря, что исполнилось время и приблизилось царствіе Божіе: «покайтесь и вѣруйте во Евангеліе. Ходя же при морѣ Галилейскомъ, увидѣлъ двухъ братьевъ Симона Петра и Андрея, брата его, закидывающихъ сѣти въ море; ибо они были рыбари. И сказалъ имъ: идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ. И они тотчасъ, оставивъ сѣти, пошли за Нимъ». Вотъ достойныя удивленія простота и полное довѣріе къ божественному Учителю галилейскихъ рыбарей. Вотъ /с. 2/ послушаніе скорое, безпрекословное, безъ всякихъ сомнѣній и колебаній! По истинѣ мудры вы, Апостоли Христовы, братія по плоти и по духу, Андрее и Петре: ибо вдругъ отсѣкли отъ души всякое пристрастіе, всякую привязанность къ земнымъ, тлѣннымъ вещамъ и послѣдовали за Спасителемъ человѣковъ. Достойно ублажаемъ васъ: ибо вы евангельскими трудами своими восхитили отъ власти діавола и отъ вѣчнаго огня множество душъ человѣческихъ, какъ богатую добычу и стяжали себѣ и имъ вѣчную жизнь. Величаемъ тебя, Апостоле Христовъ Андрее Первозванне, какъ виновника настоящаго торжества, и чтимъ болѣзни и труды твои, имиже трудился еси во благовѣстіи Христовомъ, достигши даже Кіевскихъ горъ и водрузивши на нихъ крестъ Господень съ предсказаніемъ, что здѣсь будетъ великій христіанскій городъ со многими храмами Божіими.

Братія и сестры во Христѣ! Мы собрались нынѣ въ храмъ сей, посвященный святому Апостолу Андрею Первозванному — праздновать святую память сего Апостола. Да будетъ достойно его наше празднованіе. Ты же, Апостоле святый — научи насъ въ духѣ христіанскомъ праздновать день славной памяти твоей. Какъ же достойно праздновать? Какая бы могла быть тебѣ отъ насъ нынѣ достойная и пріятная жертва? Конечно, жертва подражанія нашего тебѣ. Ты, какъ Апостолъ Павелъ, конечно, сказалъ бы намъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Но ты ради Христа и ради блага человѣчества оставилъ все: малое свое имущество, въ числѣ коего была твоя сѣть рыболовная, не малоцѣнная для тебя, отца, домъ, сродниковъ и послѣдовалъ за своимъ и нашимъ Спасителемъ, чтобы быть ловцомъ человѣковъ въ цар/с. 3/ство Христово. А намъ что должно оставить для безпрепятственнаго послѣдованія за Христомъ ради спасенія душъ нашихъ? Нужно оставить лѣность и нерадѣніе. Развѣ не знаете, братія, что жизнь христіанина на землѣ есть подвигъ, трудъ непрестанный, а не удовольствіе и разлѣненіе? Развѣ не знаете, какому множеству страстей подвержена наша плоть, и, чтобы подавлять ихъ возстаніе и искоренять ихъ, надобно постоянно занимать ее умственнымъ или душевнымъ и тѣлеснымъ трудомъ бдѣнія и молитвы? А между тѣмъ многіе изъ насъ позволяютъ себѣ долгій, разслабляющій сонъ и даже въ воскресные и праздничные дни, когда Церковь созываетъ чадъ своихъ къ утреннему Богослуженію, прохлаждаются на ложахъ своихъ; многихъ изъ нихъ не видно даже за литургіею.

Странное явленіе! Тѣхъ, которыхъ Господь благословилъ всякимъ довольствомъ, которымъ бы надо всѣхъ скорѣе поспѣшать въ храмъ Божій, какъ удостоеннымъ большихъ, сравнительно съ другими, вещественныхъ даровъ Божіихъ, — тѣхъ то почти не бываетъ въ храмѣ въ дни воскресные и даже праздничные. Какъ объ этомъ не скорбѣть, какъ не вздыхать къ Богу? Вотъ люди бѣдные и посредственнаго состоянія, которыхъ Ты не удостоилъ Своихъ щедрыхъ даровъ, тѣ предстоятъ лицу Твоему, а ущедренные Тобою бѣжатъ отъ Тебя. Братія наши возлюбленные! во имя Господне просимъ васъ: не оставляйте собранія церковнаго, какъ есть у нѣкоторыхъ обычай, но другъ друга возбуждайте и тѣмъ болѣе, чѣмъ болѣе приближающимся видите день суда (Евр. 10, 25). Это слова Апостола. Оставьте нѣжить многострастную плоть свою, вставайте рано и поспѣшайте къ Богослуженію, а /с. 4/ чтобы быть въ храмѣ за обѣднею, оставляйте торговлю и всякія житейскія дѣла свои въ воскресные и праздничные дни, воспитывайте, хотя въ эти дни душу свою для небеснаго отечества, сѣйте въ духъ, а не въ плоть: ибо сѣющій въ плоть, отъ плоти пожнетъ истлѣніе; а сѣяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 8).

И любостяжаніе надо оставить. Надо оставить пристрастіе къ земному имѣнію, къ земнымъ вещамъ и особенно къ деньгамъ, къ этому праху столько особенно нынѣ обоготворенному, ибо изъ-за любостяжанія своего, изъ жадности къ пріобрѣтенію, братія мои, вы хладѣете къ Господу Богу, Начальнику и Источнику нашей жизни и всякаго довольства, ко храму Господню, пренебрегаете вѣчною жизнію и спасеніемъ души своей, добродѣтелью милосердія, исправленіемъ сердца своего и вообще житія своего. Никто не можетъ служитъ двумъ господамъ, говоритъ Спаситель нашъ, ибо или одного будетъ онъ ненавидѣть, а другаго любить, или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадѣть. Не можете служить Богу и маммонѣ, т. е. богатству. По сему говорю вамъ: не пекитесь душею вашею, что вамъ ѣсть и что пить, ни тѣломъ вашимъ, во что одѣться. Душа не больше ли пищи, и тѣло одежды (Матѳ. 6, 24 и 25)? Не изъ-за любостяжанія-ли многіе изъ васъ не ходятъ даже къ Литургіи въ дни воскресные и праздничные и нарушаютъ четвертую заповѣдь Божію, повелѣвающую помнитъ день покоя Господня, день славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа изъ мертвыхъ и проводитъ его свято, въ дѣлахъ душеполезныхъ?

Далѣе — жестокосердіе и скупость къ бѣднымъ надо отбросить. Или вы не знаете, или вы забыли, /с. 5/ братія, что Самъ Господь въ лицѣ нищаго принимаетъ милостыню и Самъ воздастъ вамъ сторицею и въ семъ вѣкѣ, и въ будущемъ животъ вѣчный дастъ вамъ, если до конца жизни своей будете милосерды? Вы говорите о нищемъ: онъ нищій, да пьяница. Вѣрно ли это вы знаете? Не напрасно ли бросаете въ него камень осужденія? Если заподлинно знаете, что онъ пропиваетъ милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны въ своемъ судѣ: не осудить бы вамъ въ праздности и тунеядствѣ истинно бѣднаго, больнаго, безсильнаго, стараго, увѣчнаго, сироту безпріютнаго, словомъ: не презрѣть бы вамъ нищаго напрасно, по одному подозрѣнію въ его лживости, по скупости, гордости и злобѣ сердца своего. Какъ часто бываетъ, что оскорбляютъ низачто такого бѣднаго, который достоинъ всякаго состраданія, да и вообще мы на презрѣніе, на злобу, на раздражительность къ меньшей братіи Христовой щедры, а на уваженіе, на любовь и сострадательность къ нимъ, какъ къ членамъ нашимъ и къ членамъ Самаго Іисуса Христа — на снисходительность къ ихъ немощамъ очень скупы. Ибо всегда-ли отъ души, отъ добраго сердца, съ должнымъ уваженіемъ къ личности человѣка и христіанина подаютъ нѣкоторые изъ насъ нищимъ свои копѣйки и полукопѣйки? Всегда-ли съ вѣрою во Христа и для Христа столько всѣхъ насъ возлюбившаго, столько всѣхъ насъ почтившаго Своимъ вoчеловѣченіемъ, столько для насъ недостойныхъ показавшаго самоотверженія и крайняго снисхожденія? Нищихъ осуждаемъ за всякій сучокъ въ глазу ихъ, за всякое пятно въ жизни ихъ, а сами себя зачѣмъ строго не осуждаемъ? Имъ готовы ставить въ вину почти то, что они ѣдятъ и пьютъ и живутъ на одной съ нами землѣ, освѣщаются тѣмъ-же солнцемъ, дышатъ тѣмъ-же воздухомъ, ходятъ /с. 6/ въ тотъ же храмъ Божій и вообще пользуются тѣми же правами человѣчества, — зачѣмъ же не осуждаемъ себя самихъ въ разныхъ излишествахъ и порокахъ, зачѣмъ себя признаемъ достойными вещественныхъ и духовныхъ, естественныхъ и благодатныхъ даровъ Божіихъ? Не судите, братія мои, да не судими сами будете (Мѳ. 7, 1) со всею строгостію божественнаго правосудія, но лучше отъ сущихъ дадите милостыню (Лук. 11, 41). Это будетъ безопаснѣе. Это исходатайствуетъ вамъ самимъ милость На судѣ: ибо милостивіи, помиловани будутъ (Мѳ. 5, 7). Что еще надобно намъ оставить? Всепоглощающую роскошь — эту современную заразительную язву общества. Бѣда намъ, братія, отъ роскоши въ одеждѣ, въ украшеніи жилищъ, и въ чемъ же еще? въ куреніи, въ сожиганіи, именно въ сожиганіи даровъ Божіихъ, и тѣмъ болѣе бѣда, что эту язву никто почти не порицаетъ не осуждаетъ, напротивъ всѣ ей удивляются, всѣ на нее засматриваются, т. е. на роскошь въ украшеніи одеждъ и жилищъ, многіе даже ее одобряютъ, какъ что-то великое и достойное удивленія и подражанія. А куреніе табаку, столь вредное для здоровья, одобряется, какъ полезное для здоровья. О, сколько разрослось плевелъ въ нашей жизни! Когда появляется въ какомъ-либо городѣ или мѣстечкѣ какая-либо злокачественная болѣзнь, то всѣ ея остерегаются, принимаютъ предосторожности, чтобы не заразиться ею и не умереть, но вотъ, когда свирѣпствуетъ опасная для душъ болѣзнь — роскошь, не только никто ея не остерегается, а напротивъ всякій съ удовольствіемъ хочетъ приложить ее къ себѣ и предаться упоенію ея. До такой степени исконный врагъ овладѣлъ нами, отвратилъ взоры наши отъ неба, нашего истиннаго отечества, до того сдѣлались мы земными и забыли цѣль /с. 7/ своей жизни и заповѣдь Спасителя нашего любить другъ друга. Ибо скажите, какая у роскошествующихъ любовь къ ближнему, когда на украшеніе тѣлъ своихъ, жилищъ своихъ и всей домашней утвари имъ не жаль сотенъ и тысячъ рублей, а на прикрытіе наготы ближняго, брата своего, сочлена своего и члена Христова, жаль не только единицъ рублей, но и нѣсколькихъ копѣекъ; или опять — на угожденіе чреву небѣдныхъ людей не щадятъ десятковъ, а иногда и сотенъ рублей и въ этомъ случаѣ иногда превосходятъ ожиданіе самыхъ прихотливыхъ гостей, ослѣпляя ихъ зрѣніе и услаждая ихъ вкусъ разнообразіемъ и множествомъ дорогихъ винъ и блюдъ, а на кусокъ хлѣба бѣднымъ людямъ жаль не многихъ копѣекъ.

Какъ же о такомъ образѣ нашей жизни не пожалѣть и не вздохнуть, какъ этого не обличить по долгу нашему? Какой отвѣтъ дадимъ въ этомъ Судіи всѣхъ, уже готовому судить живыхъ и мертвыхъ? А всему этому виною — неумолимая госпожа — роскошь и сестра ея — тщеславіе. Роскошь говоритъ: мнѣ сотни нипочемъ, чтобы изящно одѣть себя и жену, чтобы угостить друзей и нужныхъ мнѣ людей, а тщеславіе говоритъ: будутъ помнить и цѣнить меня, или обо мнѣ будутъ говорить, что я умѣю со вкусомъ одѣваться, я человѣкъ щедрый и хлѣбосолъ. Такъ. Но что скажетъ о тебѣ Господь въ день суда? Что скажутъ о тебѣ бѣдные? Братія мои! поревнуемъ первымъ христіанамъ и нашимъ древнимъ русскимъ предкамъ, которые держались простоты во всемъ: въ столѣ, въ одѣяніи, въ убранствѣ жилищъ. Будемъ помнить нищихъ и удѣлять имъ отъ имѣнія своего: милуяй нища, взаимъ даетъ Богови; по даянію же его воздастся ему (Притч. 19, 17).

/с. 8/ Чтобы не забыть сказать, вотъ еще о чемъ считаемъ долгомъ напомнить вамъ, особенно вамъ, сестры во Христѣ: о нескромности и изысканности въ одѣяніи вашемъ, неприличномъ для христіанскихъ женъ и дѣвъ. Ее надо оставить. Апостолъ Христовъ Павелъ говоритъ вамъ: жены въ приличномъ одѣяніи, со стыдливостію и цѣломудріемъ, украшайте себя не плетеніемъ волосъ, ни золотомъ, ни жемчугомъ, ни многоцѣнною одеждою, но добрыми дѣлами, какъ прилично женамъ, посвящающимъ себя благочестію (1 Тимоѳ. 2, 9. 10). Отдаемъ на судъ и рѣшеніе васъ самихъ вопросъ: всегда-ли со стыдливостію и цѣломудріемъ украшаете вы себя, не часто-ли, напротивъ, нѣкоторыя изъ женщинъ и дѣвъ одѣваются безъ стыдливости и цѣломудрія, столь свойственныхъ женскому полу? Не безобразятъ-ли многія свое одѣяніе, неприлично расширяя его? Многимъ это смѣшно, но для цѣломудренныхъ душъ это горько и тяжело. А на что похожи головныя украшенія иныхъ дѣвъ? Боже мой! не знаешь иногда, кого видишь въ храмѣ или внѣ его — кумиръ или человѣка, христіанку или олицетворенное тщеславіе! До такой степени одежда женщинъ въ нынѣшнее время стала изысканна. И все это въ ущербъ внутренней красотѣ души. Вся слава дщерей христіанскихъ должна быть внутрь — въ душѣ, въ ихъ смиреніи, кротости, незлобіи, цѣломудріи, простотѣ, а у насъ выходитъ напротивъ — вся слава ихъ наружно, слава пустая, ложная, минутная, между тѣмъ какъ душа лишена красоты добродѣтелей, да и не ревнуетъ объ нихъ: ибо какая ревность къ добродѣтели у той, которая всю ревность свою употребляетъ на то, какъ бы изящнѣе одѣть свое тѣло? А если еще обратить вниманіе на то, что пышно одѣвающіяся стыдятъ этимъ /с. 9/ неимущихъ и бѣдныхъ сестеръ своихъ, которыя стыдятся и въ церковь и на улицу показаться въ своихъ простыхъ и бѣдныхъ одеждахъ, потому что ихъ осудятъ въ неприличіи и неподражаніи свѣту, то надо со слезами умолять первыхъ, чтобы они оставили свои дорогія и слишкомъ изящныя одежды, хотя для храма Божія, и приходили въ него въ простыхъ одеждахъ, чтобы не стыдить неимущихъ, которыя изъ-за богатыхъ и тщеславныхъ сестеръ своихъ не ходятъ въ храмъ Божій, въ домъ общаго Отца нашего небеснаго. Сестры во Христѣ! скажу вамъ съ Апостоломъ: или о Церкви Божіей нерадите, и срамите неимущихъ (1 Кор. 11, 22)? Посмотрите на икону Присно-Дѣвы, Матери Божіей, на иконы святыхъ мученицъ и преподобныхъ женъ, какъ просты и дѣвственно скромны ихъ одѣянія, и подражайте имъ, а не современнымъ модамъ, проникающимъ къ намъ отъ легкомысленныхъ Западныхъ дщерей.

Еще, братія возлюбленные, хочу обратить ваше вниманіе на весьма важные пороки, существующіе между вами и губящіе множество душъ, именно на праздность и разсѣянность, на препровожденіе времени, особенно вечеровъ и ночей за карточною игрою и на нерадѣніе къ чтенію слова Божія и книгъ святоотеческихъ. Надобно, непремѣнно надобно оставить и эти пороки. Блюдите, говоритъ Апостолъ, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть (Ефес. 5, 15. 16).

Апостолъ повелѣваетъ христіанамъ искупать время, дорожить имъ, употреблять на дѣла спасенія, а у насъ убивается время, какъ самая пустая вещь, на самыя пустыя дѣла, напримѣръ: осужденіе, пересуды, чтеніе пустыхъ книгъ, пустыя игры, особенно картеж/с. 10/ную игру, игру въ театрѣ, гдѣ играетъ человѣкъ тѣмъ, чѣмъ менѣе всего можно играть — словомъ. Не отъ того ли, между прочимъ, у христіанъ замѣтно такое пренебреженіе къ слову Божію и вообще къ Богослуженію, что на слово привыкли смотрѣть какъ на шутку, на игру — какъ на продажную вещь въ театрѣ, или въ книгахъ и листкахъ для легкаго чтенія? Кому нужно, пусть объ этомъ размыслятъ. Братія мои! если за всякое слово праздное люди должны будутъ дать отвѣтъ въ день суда и не можетъ разориться писаніе, и это сбудется непремѣнно, то не тѣмъ болѣе-ли за всякое дѣло праздное, пустое? Что же будетъ картежникамъ? Что легкомысленно смѣющимся и возбуждающимъ легкомысленный смѣхъ въ другихъ? Горе вамъ смѣющимся нынѣ: яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25), рекъ Спаситель. Жизнь наша, братія христіане, не игрушка, а вещь безконечной важности: временемъ искупается вѣчность. Помните, братія, чтó для насъ сдѣлалъ Спаситель и чего Онъ отъ насъ требуетъ, какого вниманія къ самимъ себѣ, какой святости, какихъ дѣлъ? Внимайте же себѣ и оставьте, вашу праздность и разсѣянность. Имѣйте у себя всѣ евангеліе, и, хотя по праздникамъ, читайте его со вниманіемъ и благоговѣніемъ сердечнымъ, обратите это святое дѣло въ навыкъ и передайте этотъ навыкъ дѣтямъ своимъ, сдѣлайте жилища свои жилищами вѣры и благочестія и любви ко Христу, а не жилищами суеты, праздности и разсѣянности, не мѣстами, угодными діаволу, изобрѣвшему многоразличныя сѣти для уловленія людей, для отвращенія ихъ отъ вѣры во Христа и Его ученія и христіанскаго житія.

Наконецъ вотъ еще пороки, которые надобно стараться христіанамъ исторгнуть изъ среды себя — это /с. 11/ порабощеніе чреву, несоблюденіе постовъ, пьянство и нечистоту плотскую. Пристрастіе къ чреву, къ хмѣльнымъ напиткамъ изсушаетъ въ сердцѣ любовь къ Богу, производитъ нерасположеніе къ молитвѣ, закрываетъ его для любви и состраданія къ ближнему, увлекаетъ къ нарушенію заповѣди церковной о постахъ и ввергаетъ въ нечистоту плотскую, кратко сказать: одно чревоугодіе можетъ ниспровергнуть все христіанство въ человѣкѣ и сдѣлать его человѣкомъ плотскимъ, духа неимущимъ, изъ христіанина — самымъ сквернымъ язычникомъ. Такъ чревоугодіе потомковъ Нoевыхъ довело ихъ до казни небесной — до истребленія потопомъ; отъ чревоугодія жители древнихъ городовъ Содома и Гоморры развратились и сдѣлались мерзкими предъ Богомъ до того, что на нихъ спалъ огонь съ неба и земля поглотила ихъ, растворившись подъ ними (Быт. 19, 24. 25). Спаситель во многихъ мѣстахъ осуждаетъ страсть къ пищѣ и питью или чревоугодіе (Лук. 12, 19. 22. 45; 17, 27. 28). Постараемся же оставить этотъ порокъ и нерѣдко происходящій отъ него порокъ плотской нечистоты, и поревнуемъ о постѣ, виновникѣ чистоты и цѣломудрія. Въ наше время, — отличающееся плотскимъ образомъ жизни христіанъ — мало истинныхъ постниковъ и воздержниковъ, но это тѣмъ болѣе должно возбудить насъ къ воздержанію, да не до конца прогнѣвается на насъ Господь за нашу языческую жизнь. Помыслимъ о воскресеніи нашей плоти и постараемся облагоухать ее воздержаніемъ. Послушаемъ совѣта Апостола, мудрствующаго о воздержаніи чрева и удаленіи отъ блуда. Все мнѣ, говоритъ онъ, позволительно, но не все полезно; все мнѣ позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева и чрево для пищи (не для души); но Богъ уничтожитъ и то и другое; тѣло /с. 12/ же не для блуда, но для Господа, и Господь для тѣла. Богъ воскресилъ Господа, воскреситъ и насъ силою Своею. Развѣ не знаете, что тѣла ваши суть члены Христовы? И такъ отниму-ли члены у Христа, чтобы сдѣлать ихъ членами блудницы? Да не будетъ!.. Не знаете-ли, что тѣла ваши суть храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа, котораго вы имѣете отъ Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою цѣною — кровію Сына Божія. Посему прославляйте Бога и въ тѣлахъ вашихъ и въ душахъ вашихъ, которыя суть Божіи (1 Кор. 6, 12-15, 19 и 20).

И такъ всѣ эти и многіе другіе грѣхи и страсти оставимъ, съ помощію Божіею, возлюбимъ противоположныя имъ добродѣтели и пойдемъ въ слѣдъ Господа своего, а не въ слѣдъ похотей сердца своего растлѣннаго — и тогда празднованіемъ своимъ мы возвеселимъ духъ покровителя сего храма, святаго Апостола Андрея Первозваннаго, и удостоимся его благопріятныхъ молитвъ объ насъ къ Богу. Аминъ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 3-й. — Изданіе первое. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1892. — С. 1-12.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.