Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово на вечерни въ первый день Пасхи.

Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребро Его, не иму вѣры (Іоан. 20, 25).

Какой неумѣренный, дерзновенный языкъ! Какое упорное невѣріе! И кто говоритъ такимъ образомъ? Единъ изъ дванадесяти Апостоловъ. Когда говоритъ? Въ самый день воскресенія Христова, тотчасъ послѣ явленія Его десяти прочимъ Апостоламъ. Какъ бы не повѣрить своимъ собратіямъ, кои не имѣли никакой причины выдавать предъ нимъ за истину, чего не видали? Какъ бы не прочесть на самыхъ лицахъ ихъ, прежде омраченныхъ печалію, а теперь бли/с. 620/стающихъ радостію, что съ ними послѣдовало что-либо необыкновенное, и что они дѣйствительно видѣли воскресшаго Господа и Учителя своего? — Но Ѳома не вѣритъ! Не можетъ указать ни на одну изъ причинъ своего сомнѣнія, но не вѣритъ. Чувствуетъ, безъ сомнѣнія, что оскорбляетъ своимъ недовѣріемъ мирное братство свое, но не вѣритъ. И не вѣруя, могъ бы выразить свое сомнѣніе какъ-нибудь скромнѣе, но Ѳома выражается теперь такъ, какъ въ другое время не позволилъ бы себѣ и думать. Аще не вложу руку мою въ ребра Его, не иму вѣры.

Такова падшая природа наша! Отрицаніе, сомнѣніе сдѣлались ея какъ бы природною стихіею, отъ которой не спасаетъ самое званіе Апостола. Такова природа невѣрія: оно не знаетъ другаго языка, кромѣ самаго дерзновеннаго!

Поелику мы еще возвратимся къ невѣрію Ѳомы въ будущій день воскресный, когда оно разрѣшится въ вѣру живую и возвышенную, то теперь разсмотримъ только двѣ вещи: что послужило поводомъ къ его невѣрію, и что было его послѣдствіемъ.

Какъ св. Ѳома впалъ въ невѣріе? Причина тому была самая простая и обыкновенная. Его не было съ Апостолами въ ту пору, когда послѣдовало первое явленіе имъ Господа. Ѳома же, говоритъ св. Іоаннъ въ своемъ Евангеліи, единъ отъ обоюнадесяти, не бѣ ту съ ними, егда пріиде Іисусъ. Вникнемъ пристальнѣе въ эти слова. Зачѣмъ здѣсь указаніе на то, что Ѳома былъ единъ отъ обоюнадесяти? Это и безъ того извѣстно намъ изъ исторіи воскресенія Лазаря, въ коей Ѳома представляется говорящимъ и дѣйствующимъ. Очевидно, что Евангелистъ какъ бы хотѣлъ выразить прикровенно сими словами ту мысль, что Ѳомѣ надлежало бы находиться въ это время посреди своихъ собратовъ по апостольству, въ такое рѣшительное время, когда они, по всей вѣроятности, ожидали явленія воскресшаго Учителя, и однакоже онъ не находился, не бѣ ту съ ними, егда пріиде Іисусъ.

Что было причиною отсутствія Ѳомы отъ круга Апостоловъ въ это время — не знаемъ. Но, безъ всякаго предосужденія, можемъ предполагать, что въ семъ случаѣ участвовала какая-либо непредусмотрительность, изъ которой премудрость Божія извлекла величайшее благо для дѣла вѣры, но которая, состоя въ какомъ-либо неправильномъ употре/с. 621/бленіи своего времени въ Апостолѣ, навлекла на него спасительное наказаніе лишенія вѣры въ воскресеніе своего Учителя...

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 619-621.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.