Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово на вечерни въ первый день Пасхи.

Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребро Его, не иму вѣры (Іоан. 20, 25).

И между Апостолами невѣріе! — И когда же? Въ самый первый день воскресенія! При самомъ первомъ явленіи Воскресшаго! Такъ надобно быть всегда на стражѣ духовной! Такъ не спасаетъ отъ опасности невѣрія никакой санъ, никакое мѣсто, никакой день! Какъ солнце можетъ затмиться во всякій часъ дня, среди самаго полдня, такъ и вѣра можетъ угаснуть среди самаго яснаго дня боговѣдѣнія и богооткровенія. Поелику же, что происходило съ Апостолами, въ томъ выражается общая доля человѣчества, то мы должны со вниманіемъ вникнуть въ печальное приключеніе, постигшее одного изъ близкихъ учениковъ Господа. Для того оно, безъ сомнѣнія, и допущено, для того и возглашается среди настоящаго богослуженія, что въ немъ содержится урокъ спасительный. Извлечемъ его по возможности изъ событія.

Что было виною невѣрія въ Ѳомѣ? Вещь самая обыкновенная и простая — отсутствіе: не бѣ ту съ ними. Не знаемъ, что удержало св. Ѳому быть тамъ, гдѣ всѣ были; только очевидно, что если бы онъ былъ теперь вмѣстѣ съ своими соучениками, то наравнѣ съ ними увидѣлъ бы Учителя, и, слѣдовательно, не впалъ бы въ искушеніе сомнѣнія.

Обстоятельство, стоющее особеннаго примѣчанія, ибо и теперь оно бываетъ источникомъ невѣрія. Ибо съ чего начинается оно? и отъ чего происходитъ? Съ того, что уклоняются отъ общества вѣрующихъ, перестаютъ участвовать въ таинствахъ Церкви и освящаться ими, оставляютъ богослуженіе, выпускаютъ изъ рукъ Евангеліе. Отколовшись такимъ образомъ отъ скалы несокрушимой, удивительно ли, что носятся по зыбямъ, по вѣтрамъ и бурямъ или упадаютъ /с. 619/ въ бездну? Выпавъ изъ корабля, трудно бороться съ волнами, какъ бы кто ни былъ искусенъ. Между тѣмъ какъ, кто держится въ Церкви, продолжаетъ даже вопреки страстей своихъ освящаться ея таинствами, то не тѣмъ, такъ другимъ образомъ, не въ то, такъ въ другое время, онъ спасется отъ сомнѣнія: духъ вѣры, господствующій въ Церкви, проникнетъ и его, закваска любви и преданности проникнетъ и его. Послѣ сего нельзя дать лучшаго совѣта, какъ ни подъ какимъ предлогомъ не удаляться общества вѣрующихъ, не оставлять таинствъ и обрядовъ Церкви: это спасетъ отъ многаго, между прочимъ и отъ сомнѣнія.

Но посмотримъ, что получилъ отъ своего сомнѣнія Апостолъ? — Увы, онъ попалъ въ произвольный адъ. Да, въ адъ; я думаю, что онъ самъ не называлъ иначе своего положенія, когда описывалъ его другимъ. Когда всѣ другіе ученики не помнили себя отъ радости, Ѳома скорбѣлъ, терзался. По любви къ Учителю (ибо она въ немъ была во всей силѣ) онъ крайне желалъ Его Воскресенія, готовъ былъ отдать за это жизнь, а сомнѣніе проникало это желаніе самымъ ужаснымъ образомъ; изъ этой борьбы составлялся внутренній крестъ, на которомъ Ѳома остался бы, можетъ быть, навсегда, если бы Учитель не поспѣшилъ снять его.

Что, думаете вы, и нынѣ приноситъ невѣріе той душѣ, которую заражаетъ? Ничего, кромѣ мрака, глада, скуки, печали, смущенія и отчаянія...

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 618-619.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.