Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ день Пасхи.

Настоящій праздникъ, очевидно, есть самый радостный. Что дѣлаетъ его такимъ? Радость о воскресеніи Спасителя нашего? Да, по этой причинѣ ближе всего надлежало бы намъ радоваться въ настоящій день. Ибо, не для насъ ли и страдалъ Господь нашъ! Какъ же намъ не радоваться, когда сіи страданія кончились, и кончились съ такимъ торжествомъ, каково воскресеніе изъ мертвыхъ! Но мнѣ кажется, эта причина если и радуетъ насъ, то не столько, какъ другая, именно та, что воскресеніе Господа служитъ залогомъ нашего воскресенія, что въ примѣрѣ Его, возстающаго изъ гроба, мы видимъ, какъ можемъ возстать изъ гробовъ нашихъ и мы сами. Хотя сія послѣдняя радость, явно не такъ чиста, какъ первая, ибо отзывается своею выгодою, но она непротивна воскресшему Господу, ни цѣли воскресенія Его. Ибо Онъ какъ страдалъ для насъ, такъ и воскресъ для насъ же. Посему, вмѣсто того, чтобы осуждать и умалять ее, мы хотимъ способствовать ей и, если можно, увеличить и распространить ее.

Не правда ли, что если бы эту радость распространить изъ одного дня или недѣли на всю жизнь, то жизнь наша чрезъ сіе получила бы совсѣмъ другой видъ, мы сдѣлались бы бодрѣе въ духѣ, мужественнѣе переносили бы искушенія, и особенно благодушнѣе были бы среди болѣзней и не съ такимъ уныніемъ сходили во гробъ? Что же мѣшаетъ намъ сдѣлать это? Не возможно? Но примѣръ людей, кои радовались радости воскресенія Христова всю жизнь свою, показываетъ, что это совершенно возможно. Посмотрите, напр. на св. Іова: онъ на гноищѣ, покрытый ранами, благословляетъ имя Господне. Откуда это благодушіе въ такой бѣдѣ и искушеніи, гдѣ мы не знали бы что дѣлать, или начали бы проклинать день своего рожденія? Отъ радости о воскресеніи. Вѣмъ, говоритъ Іовъ, яко присносущенъ есть, иже имать искупити мя и воскресити кожу мою, терпящую сія. Взгляните еще на св. Павла. Радуюсь, говоритъ онъ, во страданіяхъ моихъ. Что дѣлало для него сладкими эти страданія, кои, замѣтимъ мимоходомъ, такъ иногда были велики, что онъ не чаялъ уже жить? — Надежда воскресенія. /с. 617/ Вѣмъ, говоритъ онъ, Емуже вѣровахъ и извѣстихся, яко силенъ есть преданіе мое сохранити въ день онъ (2 Тим. 1, 12).

Хотите ли еще видѣть радость и веселіе среди самыхъ лютыхъ мученій, среди пылающихъ костровъ, въ челюстяхъ львовъ и тигровъ, подъ сѣкирою палача? Вспомните мучениковъ, не одного, не двухъ, а цѣлыхъ темъ. Что содѣлывало для нихъ смерть нестрашною, самыя муки удоботерпимыми? Радость о воскресеніи. «Вы отнимаете, говорили они мучителямъ, у насъ тѣло бренное, которое и безъ того содѣлается сѣменемъ могилы, а насъ ожидаетъ тѣло нетлѣнное; вы лишаете насъ міра, а мы идемъ къ нашему Христу и Спасителю. Подобно ему страждемъ, подобно Ему и прославимся. Онъ не остался во гробѣ, не оставитъ и насъ, кои идемъ на смерть за имя Его».

Послѣ сего нечего сомнѣваться въ томъ, что радость воскресенія можно распространить на всю жизнь; остается только поискать способа, какъ сдѣлать это.

Конечно, не одними словами, какъ бы они ни были краснорѣчивы; конечно, не однѣми праздничными одеждами; конечно, не однимъ присутствіемъ во храмѣ, хотя бы и чистымъ; конечно, не одною исповѣдію предъ праздникомъ и говѣніемъ, хотя бы и усерднымъ. Кто хочетъ радоваться радостію воскресенія всю жизнь, а не одинъ день или недѣлю, тому надобно и позаботиться о семъ не день или недѣлю, а болѣе.

Что же именно нужно для сего здѣсь? — Требуется то же, что нужно и для того, чтобы быть истиннымъ христіаниномъ. Что нужно для сего? Нужно, отложить дѣла темныя, нужно облещись во оружіе свѣта (Рим. 13, 12).

Въ комъ совершилось или, по крайней мѣрѣ, совершается это духовное воскресеніе, какъ это было въ святыхъ Божіихъ человѣкахъ, тотъ уже не можетъ не чувствовать своего воскресенія, а искренно чувствуя его, не можетъ не радоваться непрестанно. Съ тѣмъ, срѣтится ли въ жизни счастіе, — онъ не ослѣпится, не увлечется имъ, ибо внутри его стократъ болѣе и лучше, нежели что онъ видитъ вокругъ себя. Его сердце не прилѣплено къ тлѣннымъ благамъ, ибо онъ предвкушаетъ уже блага высшія. Встрѣтитъ ли его несчастіе, — онъ не падетъ духомъ, ибо внутри его Тотъ, Кто крѣпче всего міра. /с. 618/ Велика вещь, скажетъ онъ, перетерпѣть земное уничиженіе, бѣдность, когда меня ожидаетъ вѣчная радость и слава. Посѣтитъ ли его болѣзнь, — онъ не содрогнется, ибо это попутный вѣтеръ въ отечество. Встрѣтитъ ли самая смерть, — онъ не будетъ убѣгать ее: ибо это дверь въ домъ радости.

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 616-618.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.