Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ день Пасхи.

Христосъ воскресе!

Богослуженія святой недѣли видимо отличаются отъ всѣхъ прочихъ въ цѣломъ году богослуженій. Отличіе это начинается съ перваго дня, или точнѣе сказать, въ его навечеріе и продолжается до послѣдняго дня недѣли. Поелику сіи особенности пасхальнаго богослуженія учреждены богомудрыми мужами, выражаютъ собою духъ праздника, и содержатъ въ себѣ истины для насъ утѣшительныя, то разсмотрѣніе ихъ можетъ послужить для насъ вмѣсто поученія. Сдѣлаемъ же это самое въ настоящій день.

Я сказалъ, что отличіе настоящаго богослуженія начинается еще въ навечеріе Пасхи, и начинается, можно сказать, самымъ неожиданнымъ, и потому разительнымъ образомъ. Среди литургіи въ Великую Субботу, которая, подобно великопостной литургіи, соединяется съ вечернею, священнослужители являются сообразно печали всѣ въ мрачныхъ одеждахъ. Богослуженіе продолжается обыкновеннымъ порядкомъ до Евангелія. Но тутъ оно какъ бы прерывается на время, или останавливается. Вмѣсто ожидаемаго чтенія евангелія поется стихъ: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наслѣдиши во всѣхъ языцѣхъ. Въ это время служащіе измѣняютъ свои одежды; отлагая мрачныя, являются въ свѣтлыхъ и праздничныхъ. Это — первая заря праздника. Такая перемѣна облаченія среди самаго богослуженія невольно останавливаетъ вниманіе каждаго зрящаго. Что образуетъ она собою? Въ прошедшемъ напоминаетъ бѣлыя ризы, въ коихъ явился у гроба Спасителя Ангелъ съ вѣстію о воскре/с. 613/сеніи, въ настоящемъ — она внушаетъ о той чистотѣ духа и сердца, какихъ требуетъ святость праздника, въ будущемъ — предуказуетъ тѣ бѣлыя ризы, въ кои достойные изъ насъ облекутся по своемъ воскресеніи, какъ это видѣно св. Іоанномъ въ его дивномъ Апокалипсисѣ. — Блаженъ, кому достанется сложить мрачныя ризы плоти, среди служенія Господу!

Послѣ литургіи Великой Субботы опять неожиданная особенность и опять ради наступающаго дня Пасхи. Является пять хлѣбовъ и совершается благословеніе ихъ, что, какъ извѣстно, предъ другими великими праздниками бываетъ токмо на всенощныхъ бдѣніяхъ. Это для того, что непосредственно послѣ литургіи, служили вмѣсто трапезы, къ поддержанію немощи тѣлесной, напоминая въ то же время малостію снѣди, что не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ.

Наступаетъ полночь, и въ то же время торжественный звукъ колокола возвѣщаетъ наступленіе праздника. Въ полночь возвѣщаетъ, ибо воскресеніе Господа произошло утру глубоку, когда все покоилось сномъ. Въ противоположность тому, вѣрующіе теперь не спятъ, какъ бы въ видимое доказательство, что они готовы срѣтить Жениха, имѣющаго нѣкогда пріити въ полунощи.

Но что въ храмѣ? Тамъ, кромѣ обыкновеннаго праздничнаго убранства и освѣщенія, по всѣмъ главнымъ мѣстамъ церкви особенно же предъ царскими дверьми совершается куреніе ѳиміама. Это — знаменіе обилія благодатнаго, проторгшагося изъ гроба Христова во весь міръ, это — знакъ того, что мысли и чувства всѣхъ должны, какъ ѳиміамъ, нестися теперь горѣ, къ престолу Воскресшаго и съ Собою вся совоскресившаго.

Но время уже начаться богослуженію. Оно начнется сейчасъ, но не въ церкви, какъ обыкновенно бываетъ, а внѣ ея, предъ вратами и притомъ заключенными. Священнослужители съ крестомъ и иконами обойдутъ вокругъ церкви, станутъ предъ вратами, и возгласивъ нѣсколько разъ славу Воскресшаго, войдутъ съ торжествомъ въ церковь. Въ семъ хожденіи, утру глубоку внѣ храма, не трудно узнать хожденіе св. женъ мѵроносицъ и Апостоловъ въ вертоградъ Іосифовъ. — Служеніе начато внѣ церкви, потому что Го/с. 614/сподь пострадалъ и погребенъ внѣ града; начато предъ запертыми вратами, потому что гробъ Его былъ запечатанъ, и Онъ Самъ, уже воскресши, явился Апостоламъ, дверемъ затвореннымъ.

Но поспѣшимъ за священнослужителемъ въ церковь. Что это? Все поютъ, поютъ и ничего не прочтутъ! Куда дѣвались чтенія? Гдѣ шестопсалміе, псалтирь? Ничего этого не будетъ въ продолженіе семи дней. Одно пѣніе. Почему? потому что это торжество торжествъ, а благодушествуетъ ли кто, да поетъ, говоритъ Апостолъ. Поелику же въ воскресеніи источникъ благодати неизсякаемый, то и пѣніе непрерывное, непрерывное и самое торжественное. Если когда Церковь земная приближается къ небесной торжествующей, то въ эти дни.

Подъ конецъ утрени происходитъ единственное въ цѣломъ году взаимное лобзаніе, или такъ называемое христосованіе. Обрядъ трогательный и по самому внѣшнему виду его; но какъ бы онъ былъ еще трогательнѣе, если бы мы исполнили его въ томъ самомъ духѣ, въ какомъ онъ введенъ въ Церковь. «Простимъ вся воскресеніемъ», поется во время сего обряда; почему, если когда, то въ это время надобно подойти не къ друзьямъ и пріятелямъ, а къ врагу и недоброжелателю, если есть таковый, сказать ему: «Христосъ воскресе», облобызать отъ души и прекратить навсегда вражду. Такое христосованіе будетъ только отъ Христа и для Христа. Ему возрадуются и люди, и ангелы, и Самъ воскресшій Господь.

Среди литургіи главная особенность — чтеніе Евангелія. Его читаетъ не одинъ діаконъ, а и всѣ священнослужители, и такимъ образомъ повторяютъ нѣсколько разъ. Зачѣмъ? За тѣмъ, что повторяемое содержитъ великія тайны. Это какъ будто нѣсколько евангелистовъ объясняютъ одно и то же, въ знакъ ваимнаго согласія. Кромѣ сего, тамъ, гдѣ можно, это Евангеліе читается не на одномъ, а на разныхъ языкахъ, въ память того, что Апостолы, воодушевленные воскресеніемъ Господа, пріявъ даръ языковъ, возвѣстили Божество Воскресшаго всему міру, и въ предвѣстіе, что Евангеліе царствія должно проповѣдываться всему міру.

Послѣ литургіи является предъ вратами царскими хлѣбъ съ изображеніемъ воскресенія, называемый артосомъ. Его /с. 615/ освящаютъ, блюдутъ въ церкви цѣлую седмицу, а потомъ раздаютъ въ субботу послѣ литургіи. Хлѣбъ сей служитъ и въ воспоминаніе пасхи ветхозавѣтной, которая праздновалась въ память исхода изъ Египта и составляла трапезу, на коей предлагали священный хлѣбъ, и въ воспоминаніе Пасхи христіанской, или воскресенія Господня, ибо Господь, явившись по воскресеніи въ Эммаусѣ, познанъ въ преломленіи хлѣба, а предъ Апостолами ѣлъ рыбу печену и отъ пчелъ сотъ, дабы увѣрить ихъ въ дѣйствительности Своего явленія.

Вечерня Пасхи также имѣетъ отличіе то, что на ней читается Евангеліе, чего не бываетъ на обыкновенной вечерни. Евангеліе это о явленіи Господа Апостоламъ, при коемъ не было Ѳомы, — что и послужило для послѣдняго поводомъ къ невѣрію. Читается оно на этой вечерни потому, что самое явленіе Господа было въ этотъ вечеръ.

Кромѣ сихъ отличій, всю недѣлю царскія двери остаются отверстыми и во время служенія, и внѣ его, такъ что предстоящіе въ церкви могутъ видѣть все, что совершается въ алтарѣ и на престолѣ. Симъ выражается, что смертію Господа разорвана завѣса, сокрывавшая святое святыхъ, куда единожды въ лѣто входилъ единъ архіерей; что крестомъ Господа отверстъ входъ въ рай и на небеса, и что воскресеніемъ Господа раскрыты тайны будущаго вѣка.

Наконецъ, во всю недѣлю воспрещаются земные поклоны. Въ другое время Церковь заповѣдуетъ ихъ, особенно во время поста, а теперь запрещаетъ. Это для того, чтобы изобразить радость и торжество о воскресеніи, и чтобы предъизобразить будущее наше состояніе на небѣ, гдѣ всѣ знаки печали и сокрушеній исчезнутъ навсегда.

Вотъ сколько особенностей настоящаго праздника! Возблагодаримъ богомудрыхъ учредителей и будемъ внимательнѣе къ учрежденному: довольно уяснить разъ, чтобы потомъ, смотря на происходящее, получить отъ него назиданіе. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 612-615.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.